Сделай Сам Свою Работу на 5

Ибн-Рушд как пример выдающегося философа и математика арабского Востока.





Средневековая философия и математика арабского востока

Средневековая арабская философия развивалась вIX–XIV вв.Социально-экономический и культурный уровень стран Восточного средиземноморья вплоть до XII в. был выше, чем в Европе. Образование в VII в. Арабского халифата способствовало появлению на Востоке нового центра культуры. Особенно большое значение приобрел Багдад. Здесь развивались механика, математика, медицина, богословие. В основе арабской культуры лежало осмысление духовного наследия Персидского государства (III – VII вв.), Византии и античности. Багдадская арабская философская школа, а затем, (после упадка в X веке Багдадского халифата, и ее ответвления –) кордовская школа в Испании, Бухара, Басра ... – являлись крупными духовными центрами. В них развернулась интенсивная переводческая деятельность, благодаря которой античное научное и философское наследие сохранилось для мировой культуры в текстах на арабском языке. В Багдадском «Доме мудрости» в IX в. работали выдающиеся переводчики и ученые, существовала публичная библиотека. В VIII-IX вв. распространились учения Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Гелена, Гиппократа, Эвклида, Архимеда, Птолемея. Поощрялись комментарии к ним.



Арабская наука демонстрирует выдающиеся достижения в различных областях. В математике была усовершенствована позиционная система счисления («арабские числа»), обоснована алгебра как самостоятельная область, заложены основы тригонометрии. Видными математиками были Мохаммед аль-Хорезми из Средней Азии, аль-Баттани (858 – 927). Выдающийся врач Закария Рази (864 – 925) создал своеобразную медицинскую энциклопедию. В физике наиболее известно имя аль-Хайсама (965 – 1039) из Басры. Его труды по оптике высоко ценились в европейской науке эпохи Возрождения и Нового времени. Ученым-энциклопедистом из Средней Азии был аль-Бируни (973 – 1048), который в своих сочинениях развивал знания по математике, астрономии, физике, географии, геологии, ботанике, этнографии, истории. Он определил длину окружности Земли, высказал предположение об обращении Земли вокруг Солнца, описал календарные системы разных народов.



Философия

Возникновение философии на арабском Востоке неразрывно связано с деятельностью мутазилитов («обособленных»). Мутазилиты входили в «левое крыло» калама и играли важную роль в духовной и социально-политической жизни Дамасского и Багдадского халифатов VIII – IX вв. Основоположником мутазилизма был Васыл Ибн Ата. Мутазилиты придерживались мнения, что разум стоит выше веры, человек свободен в своих поступках, кроме того, он не имеет ни малейшего сходства с Богом. Коран, согласно их учению, не может быть вечным и несотворенным, ибо это равносильно признанию существования второго Аллаха. В период правления халифа Ал-Мутаваккиля (847–861) мутазилизм был признан ложным учением, а их деятельность была запрещена.

Арабская философия представляет собой рациональное философское осмысление мусульманского богословия, религиозной философии ислама, исторически развивающееся с начала VII в. и вплоть до современности в пределах арабоязычного (мусульманского или арабо-исламского) мира. Для нее характерны следующие черты: 1) опора на коранические концепции картины мира и человека в исламе; 2) критический анализ христианской и иудейской религиозной философии; 3) развитие идей перипатетиков (аристотелизм). Опора на Коран как священный текст объединяет различные направления арабо-мусульманской философии: даже в мистических ее течениях существует понимание текстовой реальности мусульманского мира (концепция вселенной как Корана). Арабская философия во многом восприняла идеи аристотелизма и неоплатонизма. Арабские мыслители средних веков обогатили мировую культуру многочисленными достижениями в области математики, физики, оптики, медицины и многих других наук, а философия арабского средневековья и сейчас сияет как драгоценная жемчужина из легендарной сокровищницы Али-Бабы.



Математика

Математика Востока, в отличие от древнегреческой математики, всегда носила более практичный характер. Соответственно наибольшее значение имели вычислительные и измерительные аспекты. Основными областями применения математики были торговля, ремесло, строительство, география, астрономия, механика, оптика, наследование. Начиная с эллинистической эпохи, в странах Востока огромным уважением пользовалась персональная астрология, благодаря которой поддерживалась также репутация астрономии и математики.

Доступная нам история математики в странах Ближнего и Среднего Востока начинается в эпоху, следующую за эпохой мусульманского завоевания (VII—VIII века). Первая стадия этой истории состояла в переводе на арабский язык, изучении и комментировании трудов греческих и индийских авторов. Размах этой деятельности впечатляет — список арабских переводчиков и комментаторов одного только Евклида содержит более сотни имён. Арабский язык долгое время оставался общим языком науки для всего исламского мира. С XIII века появляются научные труды и переводы на персидском языке.

Ряд интересных математических задач, стимулировавших развитие сферической геометрии и астрономии, поставила перед математикой и сама религия ислама. Это задача о расчёте лунного календаря, об определении точного времени для совершения намаза, а также об определении киблы — точного направления на Мекку.

В целом, эпоха исламской цивилизации в математических науках может быть охарактеризована не как эпоха поиска новых знаний, но — как эпоха передачи и улучшения знаний, полученных от греческих математиков. Типичные сочинения авторов этой эпохи, дошедшие до нас в большом количестве — это комментарии к трудам предшественников и учебные курсы по арифметике, алгебре, сферической тригонометрии и астрономии. Некоторые математики стран ислама виртуозно владели классическими методами Архимеда и Аполлония, но новых результатов получено немного. Среди них:

· Введение и первое применение десятичных дробей.

· Разработка численных методов: извлечение корней, суммирование рядов, решение уравнений.

· Открытие общего вида бинома Ньютона для натурального показателя степени.

· Открытие связи пятого постулата Евклида со многими геометрическими теоремами.

· Систематизация и расширение тригонометрии — как плоской, так и сферической, составление точных таблиц.

Главная историческая заслуга математиков исламских стран — сохранение античных знаний (в синтезе с более поздними индийскими открытиями) и содействие тем самым восстановлению европейской науки.

Ибн-Рушд как пример выдающегося философа и математика арабского Востока.

Арабский мыслитель Абу-ль-Валида ИбнРушд или Аверроэс(1126–1198). Родом из Кордовы, жил в Севилье, умер в Марокко. Теолог, философ, математик, медик. Является последним крупным представителем восточноперипатетической школы, с которой на протяжении всего средневековья в мусульманском мире связывали сам термин «фальсафа» (философия) и которая наиболее полно отразила стремление передовых слоев тогдашнего общества освободиться от пут религиозного мировоззрения. Ибн‑Рушд подвел итог развитию рационалистических и натуралистических воззрений в русле восточного перипатетизма. Тем более, важно, что Ибн‑Рушд не просто завершил развитие идей своих предшественников, но сделал из них максимально допустимые материалистические выводы в ходе защиты их от религиозно‑идеалистической критики, с одной стороны, и устранения из них ряда положений, квалифицированных им как уступки теологическим доктринам, – с другой.

Комментировал труды Аристотеля, пытаясь увязать его учение с догматами ислама. Философ считал, что есть только один активный разум – разум Аллаха, который делает возможным функционирование человеческого интеллекта.

Ибн Рушд балансировал в своих взглядах на грани ереси, утверждая, что Аллах проявляет себя из глубин природы как всеобщая гармония и порядок. Такое утверждение можно назвать пантеистическим , а значит, противоречащим учению ислама. Кроме того, философ считал, что сотворенный мир вечен и что есть только одна, общая для всех людей разумная душа. Лишь она одна вечна. Души же отдельных людей обречены на гибель. Материя такая же древняя, как Аллах, и сама содержит в себе источник творчества.

Идеальное общество, по Ибн Рушду, должно быть классовым, что связано с наличием различных врожденных способностей у разных людей. Удивительно, что идеального правителя философ представлял как чисто светского человека, не наделенного никакими религиозными функциями. При этом его идеальный правитель должен быть справедливым, физически крепким, во всем опираться на закон, а также быть хорошо образованным, особенно в вопросах логики.

Философские идеи Ибн Рушда были впоследствии развиты Боденом, Гоббсом и многими другими европейскими мыслителями.

Основные философские проблемы решал с позиций материализма и рационализма. В онтологии последовательно признавал активность материи, благодаря которой образуются вещи. Существование мира считал вечным, акт творения мира богом отрицал. В гносеологии основой познания называл ощущения, утверждал идею активности разума. Цель познания – открыть вещи такими, какими они существуют. Спор между философией (наукой) и религией решал через выяснение различий в способах их размышлений. Философия основана на доказательстве, религия – на риторике, образном познании. Но принципиального противоречия между ними нет. Философия должна с позиций разума трактовать самые общие положения в религиозных текстах, а частные положения усваиваются людьми посредством веры. На этом основании теологию считал бесполезной. Идеи Ибн-Рушда получили развитие в средневековой философии Западной Европы.

Глоссарий

Средневековая арабская философия - феномен интеллектуальной культуры, который характерен для цивилизации, процветавшей на территории арабских и исламских государств в период, датируемый приблизительно IX–XIV вв. Термин «арабо-мусульманская философия» достаточно условен. Под ним подразумевается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших не только на арабском, но и на персидском языках. И хотя эта философия далеко не всегда была религиозной, развивалась она все же в культуре, где доминировал ислам.

Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир.

Калам- мусульманская теология. Часто называют «мусульманской схоластикой».

Перипате́тики (от др.-греч. περιπατέω — прогуливаться, прохаживаться) — ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Основана в 335/4 г. до н. э. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций. Начиная с 9-го века перипатетизм был воспринят и получил развитие в работах арабоязычных мыслителей (аверроизм).

ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ, фалсафа – одно из основных направлений в арабо-мусульманской философии (наряду с каламом и суфизмом), развивавшее античные модели философствования, особенно аристотелевскую. В средневековой мусульманской литературе термин «фалсафа», являющийся арабской транскрипцией греческого φιλοσοφια, обозначал как саму античную философию, так и творчество ее продолжателей («фала̄сифа», ед. ч. «файласӯф» – философ).

Суфизм как философское течение представляет собой переосмысление основных подходов к решению центральных задач классической арабо-мусульманской философии, использующее опыт мистического откровения. В более широком смысле суфизм (тас̣аввуф) обозначает мистическое течение в исламе.

аль-Кинди (800-879) из Басры. Философская традиция в арабском мире начинается с творчества аль-Кинди, которого называют «философом арабов». Образование аль-Кинди получил в Багдаде. Занимаясь переводами античных книг, он выработал собственную позицию: философия должна сочетаться с естественнонаучными знаниями, а не только с теологией. Аль-Кинди разделил знания на чувственные и разумные. Особую роль он отводил математике, считая ее основой разумных знаний. Философию же рассматривал как вершину знаний о всеобщей истинной природе вещей.

аль-Фараби (870 – 950) из Фарабы (территория современного Казахстана) - продолжал философскую традицию. Его интересы были связаны с учением Аристотеля по логике. Он собрал, систематизировал, прокомментировал его труды и написал несколько собственных сочинений о законах мышления, за что получил титул «Второго учителя» (после Аристотеля). Аль-Фараби создал и знаменитую классификацию наук. В ней он затронул самый широкий круг философских проблем от метафизики до этики и социальной философии.

Ибн Сина (980-1037).Расцвет философии арабского Востока ярко проявился в творчестве Ибн Сины(980–1037). Неутомимый мыслитель оставил потомкам обширное литературное наследие, в которое, в частности, входит знаменитая «Книга исцеления», состоящая из 18 томов.

Ал-Газали (1059–1111). Взгляды иранского философа Абу Хамида Мухаммада Ибн Мухаммада Ал-Газали формировались под сильным влиянием учения суфиев. Его считают родоначальником ортодоксального мусульманского мистицизма. В то же время, оставаясь верным мистическим воззрениям на природу мира, он не только не отвергал научные и философские достижения, но и активно их изучал, признавая их пользу для практической жизни людей. В то же время, он подчеркивал, что нельзя пытаться постичь Аллаха математическими методами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.