Сделай Сам Свою Работу на 5

Психические свойствам человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.





Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

 

§ психические процессы

§ психические состояния

§ психические свойства

 

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на:

познавательные (когнитивные) – к ним относятся ощущения и восприятия, внимание, представления и память, мышление и воображение;

эмоциональные– чувства, переживания;

волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.



 

Психическое состояние – это относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

· общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

· эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.



Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства индивида.

 

Психические свойствам человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства человека многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Например: интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность и т. п.

Психические свойства не просто существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);



характер (систему отношений личности и устойчивых стереотипов поведения).

жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

 

 

2. Развитие психики животных.

 

С возникновением под влиянием условий жизни нервной системы, основным свойством которого является чувствительность к воздействиям окружающей среды, возникло психическое отображение, которое осложнялось из-за осложнения условий жизни, что повлекло за собой усложнение строения организма. Различают следующие основные стадии развития психики животных:

· Элементарная сенсорная психика;

· Перцептивные психика;

· Интеллект.

Стадия элементарной сенсорной психики. Характерная особенность этой стадии развития психики заключается в том, что поведение животных обусловливается действием на организм отдельных свойств предметов, в окружении которых живут животные, — химических, световых, температурных и т.п.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночных и тем позвоночных, обитающих в воде, земноводных и пресмыкающихся, у которых нет предметного восприятия. На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, осязания, запахов, двигательная чувствительность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы — касательный, зрительный, обоняние и слуховой. Уровень развития анализаторов и рецепторных их части зависит от особенностей условий жизни живых существ.

Стадия перцептивной психики. Для этой стадии характерно отображения предметов как целого, а не отдельных их свойств, как это наблюдается на сенсорном этапе развития психики. Стадия перцептивной психики свойственна млекопитающим. Она предопределяется существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга, и особенно их коры и дистантних анализаторов (зрительного, слухового), усилением интеграционной деятельности коры.

Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий на уровне перцептивной психической деятельности является основой для образования воображения. Продолжительность хранения образов памяти увеличивается с эволюцией позвоночных животных.

Продолжительность хранения образов памяти — ценная особенность перцептивного уровня развития психики. Эта особенность является важной предпосылкой возникновения интеллектуальной поведения животных. Возникают дифференциация и обобщение образов предметов. Эти обобщения — не сумма отдельных ощущений, вызванных одновременным действием воздействий, свойств различных предметов, а их единство, своеобразная интеграция, которая является основой для переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно похожую на нее, что существенно усложняет поведение животных данном этапе психического развития.

Стадия интеллекта. Психика большинства млекопитающих остается на стадии перцептивной. Но в антропоидов — человекоподобных обезьян — отображательная деятельность поднимается еще на одну ступень своего развития. Эту высшую ступень называют стадией интеллекта, или «ручного мышления» (А. Леонтьев). Как показали исследования, обезьяны, особенно шимпанзе, свойственна элементарная умственная деятельность, зачатки наглядно-действующого мышления. Обезьяны быстрее, чем другие животные, учатся и переучиваются, проявляют большую подвижность процессов возбуждения и торможения.

И. Павлов отмечал, что аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга собаки — это конкретное, элементарное мышление. Однако умственная деятельность, интеллект животных — это совсем не то, что разум человека. Между ними существуют очень большие различия.

В жизнедеятельности животных легко заметить их взаимные отношения. Эти отношения проявляются в своеобразных движениях, позах, акустических сигналах. На разных этапах развития живых существ эти способы отношений и взаимовлияния набирают различной сложности. С их помощью животные сигнализируют об опасности, пищу, гнев, страх, передают ту или иную информацию. В отличие от человеческого языка «язык» животных не является средством трансляции индивидуального опыта другим животным.

Интеллектуальная поведение антропоидов связана с развитием коры больших полушарий головного мозга, особенно мужчин долей и прифронтальних их зон. Стадия интеллекта, свойственна высшим млекопитающих и достигла самого высокого уровня развития в людоподобных обезьян, является предысторией возникновения и развития человеческого сознания.

 

 

3. Понятие о сознании.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффектно действовать в реальной жизни.

Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигнал одновременно поступающих из внешней среды и от внутренних opгaнов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанно управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком н осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе, каждый из этих сигналов может стать осознанным, если конкретное словами — вербализовать.Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектов называется бессознательным.К бессознательному обычно относят следующие психические явления:

• сновидения;

• ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции);

• движения, которые в прошлом были сознательными, но благо даря частому повторению автоматизировались и стали поэтому осознаваемыми;

• некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствую осознание цели;

• некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Кроме понятия бессознательного, широко используется термин«подсознательное» — это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться. Фрейд считал, что бессознательное — это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры.Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животного. Бессознательное — это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека.Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на eгo психологических характеристиках.Сознание — это прежде всего совокупность знаний.«Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде, из указанных познавательных психических процессов о становится расстройством сознания.Вторая характеристика сознания — это различение субъекта и то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не- Я». Человек среди живых существ способен осуществлять то есть обращать психическую деятельность на исследование себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и я самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя окружающего мира. Отделение «Я» от «не- Я» — сложный путь, проходит каждый человек в детстве .Третья характеристика сознания — целеполагающая деятельность человека.В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий ипредвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.Четвертая психологическая характеристика — включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» — так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.Только благодаря овладению речью становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта. Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (К. Маркс).Некоторые авторы к свойствам сознания также относят построение отношений, познание, переживание и рефлексию.Построение отношений — функция сознания, направленная на создание и выявление объективных отношений между индивидами и явлениями внешнего мира. Именно сознание осуществляет все эти процессы.Познание — процесс отражения в сознании человека действительности, в результате которого люди приобретают знания, усваивают понятия, осознают окружающий мир. Именно процесс познания обеспечивает обобщенное отражение объективного мира и является необходимым атрибутом сознания.Переживание — широко применяемый в психологии термин, имеющий несколько значений. Во-первых, под переживанием понимается любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни. Во-вторых, переживание понимается как наличие стремлений, желаний, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. В-третьих, переживание понимается как форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом главных целей его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его внутреннего мира, переосмыслении своего существования.Рефлексия — осознание индивидом того, как его воспринимают другие люди, — усложняет процесс общения людей между собой. Очевидно, что явление рефлексии невозможно без разделения на Я от не Я, то есть рефлексия невозможна без одной из существенных характеристик сознания. Структура сознания: выделяютэлементы сознания:психические процессы;• психические состояния;• психические свойства.

Указанные составные части сознания имеют в своей основе временной принцип разделения.Психический процесс —это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.Психическое состояниезанимает промежуточное положение между кратковременным психическим процессом и долговременным, мало меняющимся психическим свойством, или свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при измененииусловий или вследствие адаптации они могут быстро меняться (например, такое состояние, как настроение). Понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамичность психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления психики индивида в структуре личности.Психические свойства,или свойства личности, отличаются от психических процессов и психических состояний своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности.

 

Психика существует прежде всего как процесс — непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т.п. (С.Л. Рубинштейн). Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей про- является и формируется в деятельности.

4. Развитие психики человека

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

 

Таблица 3.1

Стадии развития психики

 

 


3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

В психологии рассматривают два процесса развития психики:

онтогенез[18] – процесс развития психики отдельного, индивидуального организма;

филогенез[19] – процесс возникновения и исторического развития психики животных в ходе истории человечества.

Кратко можно сформулировать так: онтогенез – происхождение психики отдельных, конкретных особей, а филогенез – происхождение психики «рода».

 

В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

младенческий (от рождения до 2 лет);

предшкольный (от 2 до 3 лет);

дошкольный (от 3 до 6 лет);

младший школьный (от 6 до 11 лет);

подростковый (от 11 до 16 лет);

первый период юности (от 16 до 17 лет);

второй период юности (от 17 до 22 лет);

первый период зрелости (от 22 до 35 лет);

второй период зрелости (от 35 до 60 лет);

пожилой возраст (от 60 до 75 лет);

старческий возраст (от 75 до 90 лет);

долгожительство (от 90 лет и далее).

Приведенная классификация развития психики не является единственной. При изучении других психологическихдисциплин, например педагогической психологии, можно встретиться с иной классификацией, но основное содержание, характеристики, закономерности везде одинаковы.
Подробнее:http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl17.shtm

 

 

Выполнить задания:

1. Составить терминологический словарь.

2. Подготовить доклады (выступления) по темам: «Психика», «Сознание», «Развитие психики животных», «Развитие психики человека».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.