Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности развития ребенка 15-летнего возраста





ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ОТЧЕТ

О УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТА

I курса направления 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Социальная педагогика», заочная форма обучения

 

Епифановой Юлии Юрьевны

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Проходившего практику в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение – средней общеобразовательной школе №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области

(полное наименование учреждения)

 

с 01.02. по 28.02. 2016 года

 

 

Руководитель практики

от факультета _______ _____________.......________________

отметка подпись, дата ФИО

 

 

САРАТОВ 2016

 

 

Глава 1. - Во время практики с 01.02.2016 г. по 28.02.2016 г. я освоила новые методики и применила их на практике. Научилась правильному ведению обследования, бесед.

Изучила работу практического психолога и социального педагога, ознакомилась с режимом работы и документацией.

Провела диагностику учащейся Оксаны И. и составила психолого-педагогический портрет.

Диагностика последнего вызвала особенный интерес. Думаю, что за время работы в МБОУ-СОШ № 1 р.п. Степное Саратовской области Советского района я приобрела много практических навыков и знаний, которые смогу применить в работе.



Особенности развития ребенка 15-летнего возраста

 

Физические характеристики Психологические отличия Особенности социального развития Зоны наибольшего риска в формировании отклонений от норм развития
Оксана – очень интересная девушка-подросток. Выглядит постарше своего возраста года на 2. На контакт с мной пошла с большим интересом. Держится уверенно, готова обсуждать все темы, очень импульсивна, говорит громко и четко выражает свои мысли. С одноклассниками в хороших отношениях. Если ссорится с подружками, всегда пытается до конца проанализировать историю конфликта и не снимает с себя вины (если это действительно так), первой приносит свои извинения. С учителями тоже довольно открыта, если что-то недопоняла, сразу говорит об этом.   Оксана второй ребенок в семье. Очень общительная, учится хорошо, в последнее время снизился интерес к учебе. Она посещает кружок народных танцев, где у нее много друзей, они ездят с выступлениями по разным городам. С одноклассниками общается только в пределах школы. С её слов я узнала, что в школе ей стало неинтересно. Причину объяснить она не смогла. В то же время, девочка хорошо учится и стремится к высоким результатам. В последнее время стала отказываться от общественных работ, ссылаясь на нехватку времени. Если задают какие-либо работы выполнять коллективно, например, стенгазету по литературе на двоих, Оксана откажется и сделает её одна, чтобы не зависеть от кого-то, ей так проще – не надо ни с кем вступать в споры.   Часто вступает в споры с учителями. В поведении просматривается излишняя самоуверенность.

 



 

1. Ф. И. О.: Оксана И.

2. Данные о клиенте: 15 лет, пол женский, 9 «Б» класс.

3. Феноменология:

3.1. Данные, приведенные родителями:

Побеседовать удалось только с мамой, от которой удалось узнать, что Вика вступила в молодёжную организацию «Единая Россия». Ей очень нравится посещать собрания, участвовать в различных акциях, у неё появились друзья намного старше её.

3.2. Отношение клиента к обследованию:

Охотно шла на контакт, ей было интересно узнать о профессии психолога и социального педагога, задавать вопросы.

3.3. Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: общественная жизнь стала ей интересней, чем школа. Возможно, общаясь с более взрослыми людьми она стала самоуверенной.

Оксана: мне неинтересно в школе, никто не знает чего хочет конкретно, лидеров в классе нет, все ведут себя пассивно.



3.7. Резюме по феноменологии:

Чрезмерное увлечение общественной жизнью вне школы. Потеря интереса к школьной жизни.

Глава 2. Проблемы, изученные в процессе работы с учащейся:

2.1. Причинами потери интереса к школе могут быть:

- стремление всегда и во всем быть первой, к достижению успеха. Стремления быть лучшим, быть всегда первым, является одним из способов самомотивации. Но использование этого способа чревато опасными последствиями. Борьба за первенство или высокие достижения способствует улучшению результатов. Дух соперничества в нутрии коллектива побудило Оксану постоянно держать себя в тонусе, повышать свою конкурентоспособность: учиться, переучиваться, работать над своими навыками, достигать лучших результатов.

Соперничество относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно стимулирует деятельность в самых различных сферах жизни. Нельзя допускать, что бы дух соперничества, перерастал в слепую страсть всегда и во всем быть первым. Безусловно, стремление быть лучшим похвально, но иногда оно выходит за рамки здравого смысла и может таить в себе ряд опасностей.

Для Оксаны вся жизнь в последнее время — самоутверждение и соревнования, нередко существует единственная шкала для оценки любых достижений: своя собственная. Учащаяся начинает соревноваться в надежде разрешить глубоко скрытые сомнения в собственных возможностях, повысить свою самооценку. Победа над соперником формирует у нее иллюзию повышения своей самооценки, как в собственных глазах, так и в глазах других. Желание быть лучше других, успешнее, умнее, любимее — все это лишь компенсация отсутствующей уверенности в себе. Конечно, у всех людей есть врожденное желание развивать свои способности и таланты, самосовершенствоваться и самореализовываться. На это указывал известный психолог Абрахам Маслоу.

2.2. Причиной избегания общения с одноклассниками может быть:

-завышенная самооценка. Самооценка – это личное представление индивида о самом себе, о персональных возможностях и о своей роли в социуме. При сформировавшейся завышенной самооценке у Оксаны она не замечает своих недостатков, и, думая о своей исключительности, сталкивается с большими сложностями в построении будущих отношений с остальными детьми.

Чрезмерная конфликтность и невозможность стойко переносить неудачи, если не удается добиться поставленных целей, отличает детей, имеющих деформированное о себе представление. Также непрестанное восхищение достижениями учащейся со стороны родителей, формируют у нее переоценку собственной значимости, что при попадании в среду сверстников оказывается причиной возникновения проблем с будущей социализацией. В один прекрасный момент из «самого-самого» такой ребенок может превратиться в «одного из многих», что чаще всего тяжело им переносится. В результате завышенная самооценка резко переформатируется в заниженную, вызывая психическое потрясение, и оказываясь основанием для разрастания внутриличностного конфликта. Из-за завышенной самооценки ребенок будет страдать от идеализации собственного «Я», от неадекватной оценки личного потенциала. Возможно, она станет отвергать на эмоциональном уровне все то, что будет нарушать ее взгляд на саму себя. Как следствие – искривление реальности и отношение к ней исключительно через призму эмоций, откуда сложности в общении. Непреложно значение родительского отношения ко всему тому, что делает ребенок, важна поддержка родителей, их одобрение. Впрочем, похвалы должны звучать в правильный момент, ведь в отдельных случаях похвалы излишни, особенно когда ребенок добился неких результатов, не затратив на это собственных физических, умственных усилий. Не нужно нахваливать внешнюю пригожесть ребенка, ведь это не его заслуга, что он родился красивым. Одним словом, гипертрофированное превознесение может оказаться причиной формирования неадекватно преувеличенной самооценки, а значит, генерировать будущие проблемы с процессом социализации и развитием межличностных взаимоотношений. http://psytheater.com/zavyshennaya-samoocenka.html

 

2.3. Причинами частых споров с учителями могут быть:

- повышенная конфликтность, повышенная самооценка. С развитием психики тесно взаимосвязаны все физиологические особенности подросткового возраста. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из детской жизни во взрослую. Подростковый возраст кажется более сложным и бурным по сравнению со спокойным младшим школьным возрастом. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами и особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Подростковый возраст – это возраст периода самоутверждения среди сверстников, бунта и протеста против старших, время сильных переживаний и эмоций. Главной особенностью подросткового возраста является личностная нестабильность.

Анализируя аспекты конфликтности Оксаны, было выявлено, что у подростка часто наблюдается повышенная конфликтность. В данном случае конфликтность обусловлена спецификой протекания возрастного периода. Однако, данное утверждение не означает, что это не измененное явление и оно не поддерживается коррекции. Это указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешних условий, таких как, климат в семье, характер идентификации, психолого-педагогическое сопровождение, отношение с учителями и сверстниками и многое другое.

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы: повышенная самооценка выдвинута на основании собранной поведенческой информации (не любит зависеть от кого-то, очень уверена в себе), стремление быть первой – на основании беседы с классным руководителем (стремление получить высокие результаты), повышенная конфликтность – на основании запроса классного руководителя ( вступает в споры).

Глава 3.

 

 

5. Проверка гипотез.

5.1. Данные психологического обследования по каждой гипотезе.

5.1.1.Стремление к достижению успеха.

5.1.2. Используемые для проверки методики: «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса». см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

5.1.3. Полученные данные по методике: 22 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху.

5.1.4. Результат сопоставления с нормой: Гипотеза подтвердилась.

5.1.5.Повышенная самооценка.

5.1.6. Используемые для проверки методики: тест «Самооценка личности» С.А. Будасси, «Самооценка личности по Дембо-Рубинштейн»

5.1.7. Полученные данные по методике: «Самооценка личности» С.А. Будасси – см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Коэффициент ранговой корреляции – 0,9 это означает, что самооценка испытуемого завышена по невротическому типу. Такие люди гипертрофированно оценивают себя. У них высокий уровень притязаний, несоответствующий их реальным возможностям. Чрезмерно самоуверенны, поэтому не склонны к самоанализу. «Самооценка личности по Дембо-Рубинштейн» - см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3 средняя высота самооценки- 90, средний уровень притязаний- 82,5, это оптимальный, но сравнительно высокий уровень самооценки.

5.1.8. Результат сопоставления с нормой: указанные выше признаки характеризуют повышенную самооценку. Гипотеза подтвердилась.

5.1.9. Повышенная конфликтность.

5.1.10.Используемая для поверки методика «Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению» К. Томаса. см ПРИЛОЖЕНИЕ №4

5.1.11. Полученные данные по методике:испытуемый предпочитает выходить из конфликтной ситуации путем соперничества.

5.1.12.Результат сопоставления с нормой:указанные признаки характеризуют повышенную конфликтность. Гипотеза подтвердилась.

5.2. Резюме по данным обследования:

Гипотеза о стремлении к достижению успеха – подтвердилась.

Гипотеза о завышенной самооценке – подтвердилась.

Гипотеза о повышенной конфликтности - подтвердилась.

6. Психодиагностическое заключение.

Потеря интереса к школе связана со стремлением всегда быть первой, достигать высоких результатов, но в школе это ей неинтересно, так как все ведут себя пассивно, и ей как бы не с кем соревноваться. Избегание общения с одноклассниками связано с завышенной самооценкой. Частые споры с учителями связаны с повышенной конфликтностью.

7. Предложенные мероприятия.

7.1. Родителям: Пройти курс консультаций с психологом всей семьей. Постараться больше вывозить детей всем классом на экскурсионные программы и театральные постановки.

7.2. Классному руководителю: Постараться найти правильный подход – заинтересовать детей общественной работой.

8. Катамнез: катамнестические данные получить не было возможности.

9. Выдвижение новых гипотез: выдвинутые гипотезы подтвердились результатами обследования.

10. Схема психологической детерминации.

11. Отчет диагноста.

11.1. Общее впечатление о взаимодействии с клиентом. Оксана в общении проявляла интерес, охотно шла на контакт. Вела себя адекватно. Предложения строила грамотно.

11.2. Трудность- Легкость случая.

Контакт с Оксаной установлен полноценный, все задания выполнялись с удовольствием и интересом.

Диагностический случай не вызвал больших затруднений, но выявил интерес к дальнейшему более углубленному исследованию.

12. Приложения

В приложениях были предоставлены все тесты, которые были использованы для постановки диагноза.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.