Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие коллектива. Признаки, функции коллектива.





Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н. К. Крупской, А.С. Макаренко. Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др.

Коллектив - организованная форма объединения людей на основе целенаправленной деятельности.

Коллектив отличается рядом важных признаков, среди которых :

1) Общая социально значимая цель. Она есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники , создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какова эта цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

2) Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.



3) Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение) , но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений ( моральное единение ).

4) Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения, а органы управления формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Кроме названых признаков, коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие атмосферу внутри коллектива, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность , характеризующая взаимопонимание, защищенность, чувство локтя, причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.



Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив же без них теряет свои преимущества. В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплочённом коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности , преодолевающего субъективные и объективные препятствия .

Коллектив осуществляет организаторскую (управляет своей деятельностью), воспитательную (является носителем моральных убеждений), стимулирующую (способствует формированию морально ценных стимулов, регулирует поведение, взаимоотношения индивидов).

Чтобы стать коллективом группа должна пройти несколько этапов (по А.С. Макаренко).

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже и актив предъявляет требования к членам коллектива, в пользу интересов самого коллектива. Для этой стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Теперь уже становится возможным целенаправленно использовать коллектив в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.



Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия...), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми - все это способствует укреплению коллектива на этой стадии.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на 3 стадии.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательности, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив - это группа учеников, объединённая общей социально - значимой целью, деятельностью(обучением, работой, спортом, общественной работой), имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. ( Педагогика (учебник) И.П.Подласый базовый курс 9.6 ученический коллектив стр 374- 376)

В школе действуют следующие типы коллективов: а) учебные - классный (первичный или контактный), общешкольный, предметных кружков, б) самодеятельные организации - коллективы художественной самодеятельности (хор, ансамбли, кружки) в) общества - спортивное, книголюбов и др. г) объединения по интересам г) временные объединения для выполнения определенных видов работы. Все они связаны между собой общей целью учебно-воспитательной деятельности школы, обеспечивающей привлечение учащихся к разнообразной деятельности.

Важнейшим по своей деятельности является коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение. В нем длительные отношения между индивидами и между педагогами и коллективом. Каждый коллектив имеет органы самоуправления, которые вместе составляют систему ученического самоуправления школы. Именно в классном коллективе между школьниками густая сеть межличностных связей и отношений, в силу чего он играет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Источник: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26661-kollektiv-kak-obekt-i-subekt-vospitaniya-pedagogicheskoe-rukovodstvo-shkolnym-kollektivom.html

 

 

Организационно-педагогические условия использования игр на формирование коллектива младших школьников

Выводы по второй главе

Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н. К. Крупской, А.С. Макаренко. Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др.

Коллектив - это объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков, среди которых: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность; наличие отношений ответственной зависимости; общий выборный руководящий орган.

Коллектив отличается такими важными особенностями, как: сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив - это группа учеников, объединённая общей социально - значимой целью, деятельностью; имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Чтобы стать коллективом группа должна пройти несколько этапов (по А.С. Макаренко)

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательности, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.