Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины «американизации» эмпирической социологии





Если иметь в виду обе разновидности эмпирической социологии — академическую и прикладную, то сначала появилась первая. Именно с университетских исследований в США произошло становление эмпирической социологии. Мы назвали страну, которая по справедливости считается родоначальницей эмпирической социологии. Почему именно США? Это интересный и важный вопрос, ответ на который поможет прояснить многие обстоятельства появления и развития эмпирической социологии.

Среди причин общего характера в первую очередь нужно назвать бурные темпы американского экономического развития в начале XX века (вплоть до конца 1920-х годов— появления кризиса и Великой депрессии), с которыми не могла сравниться ни одна европейская страна. В США оказались сосредоточены громадные капиталы, стимулировавшие экономический и материально-технический прогресс. Вместе с подъемом экономики столь же быстро повышался уровень материального благосостояния работников за счет интенсификации их труда и роста его производительности. Развитие крупной промышленности и концентрация капитала приводили к углублению социальной дифференциации, усилению социальной несправедливости, коррупции и другим негативным социальным последствиям, с которыми традиционно связано развитие капитализма.



Заметно росли американские города. Массовый наплыв иммигрантов из европейских, азиатских, африканских и латиноамериканских стран, стремившихся осесть в городах, придал им новый облик. Наряду с деловым центром (даун-таун) появились районы, освоенные населением с разным цветом кожи и разных национальностей, получившие соответствующие названия ("белые", "черные", "желтые", китайские, польские, итальянские и др.), возникли так называемые гетто (в которых селились дискриминированные национальные меньшинства, в первую очередь это были негритянские гетто), пригородные жилые зоны и т.д.

Каждый из четырех основных процессов, происходивших в американском обществе начала XX века, — бурная индустриализация и мощная концентрация капитала, массовая иммиграция, стремительная урбанизация, рост материального благосостояния населения и его увеличивающаяся дифференциация — наряду с позитивными достижениями вызвал большое количество конкретных, локальных проблем, к решению которых стремились подключиться самые разные социальные и интеллектуальные силы. Одной из них оказалась эмпирическая социология.



Вся экономическая, социальная, политическая атмосфера американского общества того периода была в высшей степени благоприятной для развития науки о конкретных проблемах жизни общества. Это был своеобразный "питательный бульон" для эмпирической социологии. Как учебная дисциплина она получила доступ не только в высшие, но и в средние учебные заведения, колледжи.

Быстрому прогрессу эмпирической социологии и "вживаемости" ее в ткань американского общества способствовало также сильное влияние идеологии и философии прагматизма и инструментализма, акцентировавших внимание на практической стороне любой деятельности, которая должна была привести к достижению полезных и измеряемых эффективных результатов. Именно это направление исследований и было характерно для эмпирической социологии.

Изначально, с 1920-х годов, эмпирической социологии была присуща абсолютизация собственной роли. Она проявилась в следующих характерных чертах:

- отрыве от теории и провозглашении собственных результатов наиболее достоверными и научными;

- сведении любой научной социологии к эмпирической, отождествлении с ней;

- увлечении математическими методами и поистине слепой вере в их безукоризненность;

- отказе от крупных теоретических обобщений;

- увлечении чисто социологическими методами исследования и недооценке общенаучных.



Понятно, что в целом для социологии эти черты имеют скорее негативный, чем позитивный характер. Однако они позволили в короткий срок (полтора — два десятилетия) за счет противопоставления эмпирических исследований социологическим теориям вытеснить последние с авансцены социологической науки в целом, сформировав у определенной (преимущественно деловой) части членов американского общества убеждение в том, что будущее этой науки — именно за эмпирической социологией.

Чикагская школа социологии – одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в американской социологии в период 1915 – 1935 годов и оказала значительное влияние на развитие социологии. Социология Чикагской школы формировалась на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого Смоллом.

Основными отличительными чертами социологии Чикагской школы являются, прежде всего, органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы.

Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.

Исследования города были основаны на социально-экологической теории Парка и Берджесса. Первой же заявкой на лидерство в этой области социологии была работа Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Немаловажную роль в формировании «классической» концепции социальной экологии (экологии человека) Парка-Берджесса и в появлении «школы» в Чикаго сыграли особенности этого города, поскольку развитие локалистских и реформистских ориентаций этой школы связано с решением специфических городских проблем.

Соединение исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского обучения, его связи с решением конкретных эмпирических задач. Городские исследования были подчинены (в духе реформизма) основной задаче — установлению «социального контроля» и «согласия». Социологической теории Чикагской школы свойственно противоречие между «реализмом» на макроуровне («развитие общества как целостного организма») и «номинализмом» на микроуровне («общество как взаимодействие»). В целом методологическая ориентация не противопоставляет «мягкие», этнографические методы и «жесткие», количественные: эти методы, как правило, комбинируются и взаимодополняются.

Исходный пункт социально-экологических воззрений Чикагской школы – представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и, в конечном счете, определяет социальную организацию общества. Парк рассматривал социологию как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которого правомерно применять понятия и постулаты биологии. В социальном процессе Парк выделял четыре основных типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляцию. При этом соревнование трактовалось как человеческая форма всеобщей борьбы за выживание, носящей подсоциальный и, в значительной степени, бессознательный характер. Подобно тому, как в мире растений биологическая борьба рождает определенный естественный порядок, так и в обществе экономическое соревнование порождает тот вид естественного порядка, который теоретики Чикагской школы обозначили как экологический. Экономическое соревнование продуцирует территориальную и профессиональную структуру населения, которая необходима для разделения труда и организованной экономической взаимозависимости. По мере осознания соревнования социальными группами оно может принимать форму конфликта. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией — процессом взаимопроникновения социальных групп и глубоких контактов индивидов, в которых конфликты отсутствуют.

Отличительная особенность подхода исследователей Чикагской школы к социальным проблемам состояла в том, что они стремились рассмотреть последние прежде всего с точки зрения физического местоположения социальных групп в структуре естественной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т. д. Причем социальные проблемы толковались как социальные отклонения, своего рода ненормальности капиталистического города, которые необходимо исправить. Отсюда особый интерес социологов Чикагской школы к исследованию таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др.

Стремление объяснить социальные проблемы средой, а также рассмотрение социального процесса как движения от конфликта к согласию обусловили реформистскую направленность социально-экологических воззрений социологов этой школы. В 20‑е годы прошлого века Чикагская школа сыграла важную роль в утверждении эмпирических тенденций в американской социологии. Здесь начали разрабатываться и широко использоваться различные методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный и интервью). Под влиянием Чикагской школы в этот период возникают специальные исследовательские бюро, центры, институты, проводятся многочисленные эмпирические исследования. Такие проблемные области, как социальная экология и социальная патология, привлекают внимание социологов.

Особенностями Чикагской школы являются:

- разработка особого исследовательского инструментария, сочетающего натурализм на макроуровне и психологизм на микроуровне;

- объяснение эволюции общества по аналогии с адаптацией организма к окружающей среде;

- исследование неформальных сторон общественной жизни, проявляющихся в наблюдаемых межличностных взаимодействиях;

- приоритет «качественных» методов исследований.

Чикагская школа способствовала усовершенствованию методологии социологических исследований, приближению социологии по статусу к экспериментальным наукам. При использовании количественных методов в социальных исследованиях ее представители придавали особое значение «понимающим» методам. Так, при обработке данных учитывалась уникальность изучаемого объекта.

В целом для эмпирической школы характерно развитие позитивистских установок, рассмотрение общественных явлений сквозь призму психических процессов, а также ориентация на выполнение социального заказа. Позитивные результаты развития эмпирической социологии связаны с совершенствованием точных методов изучения таких явлений, как межличностные отношения, групповая динамика, общественное мнение. Слабой стороной этого направления стал отказ от рассмотрения философских проблем и отсутствие обобщений соответствующего уровня.

Вывод

 

Подводя итоги, можно осуществить следующие выводы:

- возникновение эмпирической социологии, с одной стороны, связано с критикой «метафизического», «отвлеченного» характера социологии, с другой, — с практическими нуждами в области управления капиталистическим производством.

-характерными чертами эмпирической социологии являются: отождествление научной социологии с эмпирической социологией; разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий; увлечение математическими методами анализа данных, приводящими в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

- вся экономическая, социальная, политическая атмосфера американского общества того периода была в высшей степени благоприятной для развития эмпирической социологии.

- особенностями Чикагской школы являются: разработка особого исследовательского инструментария, сочетающего натурализм на макроуровне и психологизм на микроуровне; объяснение эволюции общества по аналогии с адаптацией организма к окружающей среде; исследование неформальных сторон общественной жизни, проявляющихся в наблюдаемых межличностных взаимодействиях; приоритет «качественных» методов исследований.

На мой взгляд, очень важно акцентировать внимание на задачах эмпирической социологии, заключающихся в описании, объяснении и прогнозировании социальной реальности. На основании вышеизложенного, следует отметить, что эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

 


Список литературы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.