Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация закаливания в дошкольном учреждении





Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию, помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.

Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Основную роль в организации закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением. Если руководитель сам занимается закаливанием, верит в его пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и сотрудников детского сада, и, конечно же родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким.



Радость и восторг вызывает у детей момент, когда любимая воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице зимой! У некоторых детей тут же возникает желание делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет у детей желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в сознании ребенка будет посеяна крупица нового мышления.

Основные формы закаливания в ДОУ и специфика их применения.

Закаливание воздухом

Самый простой и доступный способ закаливания – закаливание воздухом. С этой целью длительное время дети находятся на открытом воздухе с максимально открытыми частями тела (в зависимости от температуры наружного воздуха). Оно наиболее доступно и эффективно для детей раннего возраста. Закаливание происходит при максимальном пребывании ребенка летом на воздухе, где проводят игры, утреннюю гимнастику, занятия, а также организуют дневной сон и принятие пищи.



Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого ребенка на открытом воздухе (прогулки, спортивныезанятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходиткратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела ребенка.

а) Прогулки на воздухе

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность

прогулок устанавливается индивидуально для каждого ребенка в зависимостиот состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должнопроводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степенитренированности организма, а также температуры воздуха.Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями:зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом – игрой в мяч и другимиподвижными играми.

б) Воздушные ванны

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам,например к закаливанию водой.Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепеннымснижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры притой же температуре.Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от временигода при температуре не ниже 15-16 С, и только спустя некоторое времяможно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренномпомещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в началекурса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). Приприеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активныедвижения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.



После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к

приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах,защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать приемвоздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22 С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

в) Утренняя гимнастика на свежем воздухе.

Наиболее разнообразным и естественным способом является утренняя гимнастика, проводимая на воздухе и в помещении при открытых окнах и фрамугах.

Физкультурные занятия, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении температура воздуха постепенно снижается через каждые 2 – 3 дня с таким же постепенным облегчением одежды детей.(10,287)

Не следует допускать перегревания, для этого не надо кутать детей. В теплую погоду – дать детям побегать босиком (потом помыть ноги с мылом). В помещении необходимо обеспечивать нормальную температуру воздуха.

Закаливание солнцем

Влияние солнечной энергии благотворно сказывается на жизненно важных физиологических процессах организма: повышает обмен веществ и сопротивляемость организма к заболеваниям; улучшается самочувствие, сон, аппетит. Злоупотребление солнцем оказывает отрицательное действие на растущий организм ребенка.

Солнечные ванны

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень

осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и

солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздухособенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнцеклонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – 9-13 и 16-18часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо приниматьпри температуре воздуха не ниже 18°С. Продолжительность их не должнапревышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя дочаса). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Головадолжна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

Время проведения солнечных ванн 10 – 12 часов. Когда преобладают ультрафиолетовые лучи и относительно мало тепловых.

Закаливать солнцем можно уже с одного года, при температуре + 20 С, 5 – 6 минут, затем увеличивая до 20 – 25 минут. Для более старших – 40 – 50 минут в течение дня.

Пребывание детей под лучами солнца при чередовании с играми в тени, оказывает наиболее оздоровительное влияние, особенно в сочетании с купанием, обливанием или обтиранием.

Злоупотребление солнечными лучами может вызвать у ребенка ожоги кожи, перегревание, вялость, нарушение функций желудочно-кишечного тракта и другие явления. При появлении первых признаков, ребенка уводят в тень, поят его остуженной кипяченой водой, после чего он может продолжать спокойные игры в тени.

Закаливания водой

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

а) Обтирание - начальный этап закаливания водой. Это самая нежная из всехводных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная смладенческого. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченнойводой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затемвытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтираютноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пятиминут.

б) Обливание - следующий этап закаливания. Оно бывает местное и общее.Местное обливание – обливание ног. Для первых обливаний целесообразноприменять воду с температурой около + 30С, в дальнейшем снижая ее до +15С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание телаполотенцем. Общее обливание надо начинать с более высокой температурыпреимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так,чтобы вода охватывала, возможно, большую поверхность тела, спину, затем грудьи живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем.Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее,чем простоеобливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как болеетеплая, чем даже вода при обливании.

в) Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливаниятемпература воды должна быть около +30-32°С и продолжительность не болееминуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличиватьпродолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степенизакаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40°Сс водой 13-20(С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водныхпроцедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха,воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18-20°С и 14-15 °С воздуха. Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водныепроцедуры.

г) Обливание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболееуязвимые для охлаждения части организма. Обливание стоп проводится втечении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28°С, а затем снижая ее до 12-15°С. После обмывания стопы тщательно растирают допокраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером.Вначале используется вода с температурой 23-25°С, постепенно каждую неделюона снижается на 1-2°С и доводится до 5-10°С.

Итак, закаливание как сложный условно-рефлекторный процесс требует многообразия способов. К наиболее распространенному и доступному способу можно отнести - закаливание воздухом.

Не менее важным является такой способ, как закаливание солнцем, оказывающий благоприятное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая обменные процессы. Обтирание, обливание, душ, купание и закаливание в парной – это перечень способов водных мероприятий, которые также влияют на укрепление здоровья и активное поведение ребенка.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Для детей постарше, хотя еще дошкольников, также широко используются всевозможные водные процедуры. Они удобны еще и тем, что позволяют дозировать температурный режим более точно, чем при воздушных и солнечных ваннах.

Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня. Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни дошкольника круглый год. С этой точки зрения следует подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они живут.

Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п. Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь - это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде.

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

закаливание здоровье физический дошкольный

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.