Сделай Сам Свою Работу на 5

Перикл – главная фигура Афинского государства

Перикл – вождь демократической партии

 

Выполнил студент 1 курса 1 группы дневного отделения гуманитарного факультета (историческое отделение) Кишинька Роман Александрович

Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент кафедры зарубежной истории Кармазина О.В.

 

Воронеж 2016

Введение

Я считаю, что данная тема актуальна в наше время, потому что во многих учебниках личность самого Перикла и его деятельность раскрыты не достаточно в полной мере. Для раскрытия данной темы необходимо обратиться к источникам и литературе.

Одним из основных источников является произведение Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Древнегреческий биограф в жизнеописании Перикла усиливает его идеализацию. Плутарх надеялся, что его книги будут вызывать стремление подражать замечательным людям, которые беззаветно любили свою родину, отличались высокими нравственными принципами. Он ставит в заслугу Периклу не только политические и военные успехи, но и культурный расцвет Афин, строительную программу на Акрополе и создание плеяды ведущих интеллектуалов эпохи. Однако следует отметить, что Плутарх не был современником и не подвергает личность Перикла критике, также Плутарх не занимался политической и военной деятельностью (Нужно помнить, что он не столько историк, сколько философ-моралист[1]). Однако в своем произведение Плутарх часто ссылается на весьма достоверные источники (Аристотель, Ион, Платон, Фукидид и др.)

Другим источником является «История» Фукидида - гениальный труд автора, по широте и глубине охвата действительности намного опередившего свое время. Труд Фукидида, помимо других своих многочисленных достоинств, важен для нас тем, что он является важнейшим источником о Перикле, по своему значению намного превосходящим все остальные. Это живое свидетельство современника, еще видевшего Перикла собственными глазами и задавшегося целью рассказать о нем потомкам.

Личности Перикла посвящено множество научных работ. Историк В. П. Бузескул в своем труде «Перикл: Личность. Деятельность. Значение» описывает жизненный путь, показывает внутреннюю и внешнюю политику Перикла, а также общий ход истории Афин и условия, при которых афинская демократия достигла своего расцвета. Так же мною был изучен научный труд историка И.Е. Сурикова «Перикл и Алкмеониды», в котором раскрывается проблема роли Перикла истории Древней Греции. Так же Суриков пытается выяснить вопрос о политических действиях Перикла, были ли они демократическими или все же отражали интересы определенной группы людей



Итак, изучая данную тему, необходимо выяснить: можно ли считать Перикла истинным вождем демократии?

Происхождение и начало политической деятельности.

«Перикл принадлежал к поколению, выросшему и воспитавшемуся на плодах первый, великих побед греков над персами. Родился он между 500 и 490 гг.»[2] По своему происхождению Перикл принадлежал к афинской аристократии. Детство и молодость Перикла совпали с Греко-персидскими войнами. Представитель древнего аристократического рода, Перикл благодаря своему ораторскому дару и способности к компромиссам сумел получить поддержку большинства жителей Афин и долгие годы управлял этим первым из греческих городов.

Свою карьеру Перикл начинал как воин. Молодость Перикла также совпала с драматическими событиями: остракизму были подвергнут отец, дядя Перикла: «В молодости Перикл очень боялся народа: собою он казался похожим на тирана Писистрата; его приятный голос, легкость и быстрота языка в разговоре этим сходством наводили страх на очень старых людей. А так как он владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, то он боялся остракизма и потому не занимался общественными делами, но в походах был храбр и искал опасностей.» (Плутарх. Сравнительные жизнеописание. 7). Но благодаря своему ораторскому дару и способности к компромиссам сумел получить поддержку большинства жителей Афин и долгие годы управлял этим первым из греческих городов.

Общественно-политической деятельностью стал заниматься между 469 и 467 гг. до н.э. В молодости Перикл выступал сторонником демократа Эфиальта, предлагавшего ограничить власть аристократии, сосредоточенной в ареопаге (462 г. до н. э.). После смерти Эфиальта он возглавил наиболее многочисленную афинскую партию.

В 60-х годах начинается борьба Перикла и Кимона. «Когда же Аристид умер, Фемистокл был в изгнании, а Кимона походы удерживали по большей части вне Эллады, тогда Перикл с жаром принялся за политическую деятельность. Он стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов – вопреки своим природным наклонностям, совершенно не демократическим. По-видимому, он боялся, как бы его не заподозрили в стремлении к тираннии, а кроме того видел, что Кимон стоит на стороне аристократов и чрезвычайно любим ими. Поэтому он и заручился расположением народа, чтобы обеспечить себе безопасность и приобрести силу для борьбы с Кимоном.» (Плутарх. Сравнительные жизнеописание. 7 )

Добившись изгнания лидера аристократов Кимона (461 г. до н. э.), Перикл стал играть основную роль в афинской политике. После победы над другим соперником — Фукидидом (443 г. до н. э.) возглавил Афинское государство в должности стратега, на которую переизбирался 15 раз. Секрет его успеха у сограждан состоял в отмене имущественного ценза при избрании на государственные должности. Также это объяснялось тем, что его политика была направлена на развитие и укрепление демократического строя, на усиление Афинской морской державы. Данная политика отражала интересы большинства граждан Афин.

Перикл – главная фигура Афинского государства

Главная задача, стоящая перед Периклом и его единомышленниками - поэтапная демократизация государственного строя Афин.

О демократии в Афинах историк и современник Перикла Фукидид запечатлел слова самого Перикла: «Мы пользуемся государственным устройством, которое не стремится подражать законам соседей, но само служит образцом и предметом подражания для других. Называется оно демократией, так как основывается не на меньшинстве, а на большинстве. По законам в частных делах у нас у всех равные права; что же касается уважения, то каждый, если он в чем-либо славится, пользуется в государственной деятельности большим почетом не в силу принадлежности к известному классу, а по доблести ». (Фукидид,II,36-41)

Перикл ввёл ежедневную плату за государственную службу, сделав её доступной для небогатых горожан. Настаивая на усилении мощи Афинского морского союза, Перикл показал афинянам его выгодную сторону: на собранные с союзников средства он построил новый великолепный Акрополь с храмом Парфеноном, а также «Длинные стены» между городом и портом Пиреем, превратившие Афины в неприступную крепость. Не только архитекторы и художники, но все люди, трудившиеся на строительстве, получали щедрое вознаграждение.

Гражданами Перикл постановил считать лишь тех, у кого оба родителя были коренными жителями Афин. Этим стратег доказал бескорыстие: ведь его любимая жена красавица Аспасия была родом из Милета, следовательно их дети не могли получить гражданство.

Политические реформы Перикла, продолжили развитие демократии в Афинах. Верховная власть перешла к Народному совету, в который входили все взрослые мужчины, имеющие гражданство. Также верховным органом власти был ареопаг. Его представляли 9 архонтов. Избирались они голосованием. Перикл отменил голосование при избрании архонтов. Теперь чиновников выбирали при помощи жребия. Этим он добился абсолютной честности выборов.

Следующие реформы Перикла, касались гражданских прав населения. По его настоянию, гражданином Афин теперь считался только тот, чьи родители были афинянами. Таким образом, он хотел сформировать самое оптимальное количество граждан в полисе. Для того чтобы допустить к управлению государством малообеспеченных граждан и другие слои простого населения, Перикл ввел оплату должностей. В первую очередь это касалось судий, которые много времени посвящали рассмотрению дел. Введено было жалованье присяжным, членам совета, войску и флоту. Бедняки, вынужденные постоянно работать, не могли себе позволить участвовать в государственной деятельности. Перикл считал это несправедливым и изменил существующий порядок вещей. Кроме того, реформатор добился выплаты пенсий инвалидам и сиротам. В.П. Бузескул считает, что у Аристотеля в «Афинской политии» и Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях» введение Периклом денежного вознаграждения объясняется личными мотивами — тем, что иначе он не мог бороться с таким богатым и щедрым соперником, как Кимон[3]. Но это всего лишь предположение.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что реформы Перикла привели к демократизации политического устройства Афин, так как были расширены права простых граждан, было введено одно из главных признаков демократии – тайное голосование при выборах чиновников и т. п. Немало важным условием является то, что они были проведении гуманным способом, что говорит о том, что Перикл не был тираном.

 

Заключение

Проанализировав источники и литературу можно убедиться, что, действительно, политика Перикла была главным образом направлена на демократизацию Афинского общества. Отбросив в сторону все предрассудки того времени, Перикл проводил радикальные реформы, которые, в конечном итоге, привели к установлению демократии в Афинах. Греция при Перикле достигла небывалых высот интеллектуального развития, время правления этого великого политического деятеля и оратора получило название «периклов век»

«Все время, пока Перикл при мирной обстановке стоял во главе государства, он правильно руководил им и твердо охранял его безопасность. При нем оно достигло высшего своего развития…» (Фукидид, II, 65, 5-13)

 

 

 


 

Список источников и литературы:

Источники

1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Плутарх, Перикл. – Т.1. – М., 1961. – С. 196 – 224.

2. Фукидид. История / пер. Г.А. Стратановский. – М.: Наука, 1981. - II. 36–41, 65.5–13 – С. 182 – 314

Литература

1. Суриков И.Е. Перикл и Алкмеониды / И.Е. Суриков // ВДИ. – 1997. - №4. – С. 14 – 35.

2. Бузескул В.П. Перикл: Личность. Деятельность. Значение // Образы человечества. – 1923. – С. 17-118

 

 


[1] Бузескул В.П. Перикл: Личность. Деятельность. Значение

[2] Бузескул В. П. Перикл: Личность. Деятельность. Значение // Образы человечества. – 1923. С.17.

[3] Бузескул Владислав Петрович Перикл: Личность. Деятельность. Значение // Образы человечества. – 1923. С. 180.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.