Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ





ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Рабочая программа кандидатских экзаменов,

тематика рефератов и экзаменационные вопросы

 

 

Нижний Новгород

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Рабочая программа по курсу “История и философия науки” составлена с учетом обязательного для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единого минимума требований к уровню знаний в философии, определенного в программах, одобренных президиумом Высшей аттестационной комиссии Минобразования России и утвержденных приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697.

Программа включает в себя проблемы философского осмысления сущности и специфики науки как области познавательной деятельности человека, как социального института и особой сферы культуры. Данные вопросы рассмотрены в исторической перспективы с учетом основных направлений и школ, заявивших о себе в теоретической мысли.

По своей сути рабочая программа является продвинутым уровнем в изучении вопросов истории и теории науки и ориентирована на людей, имеющих высшее образование и обучающихся в аспирантуре.

Цель программы:

Дать целостное представление о содержательной стороне философии науки, раскрыть ее роль в жизни общества.



Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Раскрыть предмет философии науки;

· Рассмотреть важные вехи на пути становления философии науки;

· Проанализировать своеобразие теоретического и эмпирического уровней исследования;

· Обсудить основания современной науки.

 

Информационный материал включает в себя, прежде всего, монографии и статьи по философии науки, которые имеются в фондах Центра информационных разработок НКИ.

В программу также включена тематика рефератов. В нее вошли вопросы как историко-философского характера, так и общие теоретические проблемы современной науки, имеющие выход на специальности, по которым идет подготовка будущих ученых.

Завершают программу вопросы к экзамену. Они составлены с учетом той проблематики, которая стала основой лекционных и практических занятий с аспирантами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов   Лекции Семинары
1. Философия науки, ее сущность и специфика
2. Возникновение науки в эпоху античности
3. Развитие науки в эпохи средневековья и Возрождения
4. История и философия науки в Новое время
5. Эволюция философии науки в XIX веке.
6. Эволюция философии науки в XX веке.
7. Особенности современного этапа развития науки -
  ИТОГО:    

 



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Философия науки, ее сущность и специфика

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Онтология и гносеология. Диалектика.

Наука как производство знаний. Наука как деятельность. Историческая изменчивость научной деятельности. Функции науки. Наука как производительная сила общества. Интернет и компьютерные технологии в науке.

Особенности научного познания. Исследование законов развития мира. Моделирование и его роль в развитии научного знания. Перспективы развития науки. Теоретическое и обыденное знание. Объект и субъект научной деятельности. Рост знания и ценность научной новизны.

Возникновение науки в эпоху античности

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.



Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Научные знания античной эпохи: Фалес, Демокрит. Античная логика и математика. Пифагор и его вклад в развитие математики.

Академия Платона. Учение Платона об идеях. Вклад Платона в развитие теоретической мысли. Лицей Аристотеля. Физика и метафизика Аристотеля. Значение творчества Аристотеля для развития научного знания.

Организация научной деятельности в античном мире. Александрийский Мусейон. Античная математика, механика и астрономия. Экономическая мысль античности: Ксенофонт, Платон, Аристотель.

 

Развитие науки в эпохи средневековья и Возрождения

Предвозрождение. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Экономическая мысль средневековья. Организация науки и образования в средние века.

Эпоха Возрождения и ее роль в развитии теоретической мысли. Титаны Возрождения. Инженерная мысль Леонардо да Винчи. Трактат М. Монтеня «Опыты».

Становление опытной науки в европейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.

 

История и философия науки в новое время

Предпосылки развития европейской науки нового времени (Н. Коперник, Г. Галилей). Исаак Ньютон и механистическая картина мира. Философия эмпиризма. Ф. Бэкон и его последователи. Рационализм Р. Декарта, философия Г.В. Лейбница. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» И. Канта. Роль науки в новоевропейской культуре.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук. Экономическая мысль нового времени. Учение меркантилистов. Адам Смит и классическая политэкономия. Становление социальных и гуманитарных наук.

Эволюция философии науки в XIX веке

Философская система Гегеля. Метод Гегеля. Законы диалектики. Категории философии как универсальные инструменты постижения действительности. Вклад Гегеля в развитие научного знания.

К. Маркс и его влияние на развитие теоретической мысли. Идея общественно-экономической формации. Маркс о предметно-практической сущности человека. Роль практики в процессе познания.

Позитивистская традиция в философии науки. «Курс позитивной философии» О. Конта. Г. Спенсер и его идеи. Роль позитивизма в развитии философии науки.

Эволюция философии науки в XX веке

Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. «Логика научного исследования» К. Поппера. Теория фальсификации. «Структура научных революций» Т. Куна. Парадигма. Научная революция. Принцип верификации. Г. Башляр: три научные эпохи. Интергуманизм Башляра. «Логические исследования» Э. Гуссерля. Трансцендентальная феноменология Гуссерля. Познание как саморазмышление познающего о самом себе и своей познавательной деятельности. Эпохе. Идеация. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

Особенности современного этапа развития науки

Главные характеристики современной науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в начале ХХI столетия. Экологическая этика и ее философские основания. Сциентизм и антисциентизм. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных проблем.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Агапова И.И. - История экономических учений. М., 2010.

Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с.

Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 3-й. От Еврипида до Александрии. — М.: Искусство, 1991.

Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с.

История и философия науки / под ред А.С.Мамзина. М.: Питер, 2008.

Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005

Кун Т. Структура научных революций М.,2001

Курашов В.И. Начала философии науки. Казань,2004.

Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

Любомиров Д.Е., Сапенок О.В., Петров С.О. История и философия науки: Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей. — СПб.: СПбГЛТА, 2008.

Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998

Основы философии науки / под ред. Проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2005

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004

Титова Н.Е.История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986

Философия и методология науки. Ч. I и II. – М.: SvR – Аргус, 1994

Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова. 1998

Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005

Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2009.

 

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

 

Занятие 1-2

 

1. Наука как познавательная деятельность, социальный институт, особая сфера культуры.

2. Особенности научного познания. Теоретическое и обыденное знание. Объект и субъект научной деятельности. Роль науки в жизни общества.

 

Литература

Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с.

Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с.

Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005

Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004

Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005

 

Занятие 3-4

1. Становление первых форм теоретической науки. Научные знания античной эпохи: Фалес, Демокрит. Пифагор и его вклад в развитие математики.

2. Платон и Аристотель: общее и различное. Вклад Платона и Аристотеля в развитие теоретической мысли.

 

Литература

Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с.

Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с.

Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005

Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004

Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005

 

 

Занятие 5-6

 

1. Развитие науки в средневековых университетах. Экономическая мысль средневековья.

2. Эпоха Возрождения и ее роль в развитии теоретической мысли. Трактат М. Монтеня «Опыты». Становление опытной науки в европейской культуре.

Литература

Агапова И.И. - История экономических учений. М., 2010.

Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с.

Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с.

Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005

Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004

Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005

Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2009.

 

Занятие 7-8

1. Предпосылки развития европейской науки нового времени Философия эмпиризма. Ф. Бэкон и его последователи. Рационализм Р. Декарта, философия Г.В. Лейбница.

2. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» И. Канта. Роль науки в новоевропейской культуре.

Литература

Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с.

Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с.

Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005

Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004

Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005

Занятие 9-10

1. Философская система Гегеля. Метод Гегеля. Законы диалектики. Категории философии как универсальные инструменты постижения действительности. Вклад Гегеля в развитие научного знания.

2. Позитивистская традиция в философии науки. «Курс позитивной философии» О. Конта. Г. Спенсер и его идеи. Роль позитивизма в развитии философии науки.

 

Литература

Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с.

Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с.

Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005

Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004

Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005

 

 

Занятие 11

1. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. «Логика научного исследования» К. Поппера. Теория фальсификации.

2. «Структура научных революций» Т. Куна. Парадигма. Принцип верификации. Г. Башляр: три научные эпохи. Интергуманизм Башляра.

Литература

Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с.

Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с.

Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005

Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004

Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005

 

 

Занятие 12

 

1. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

2. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в начале ХХI столетия.

 

Литература

Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с.

Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005

Кун Т. Структура научных революций М.,2001

Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004

Философия и методология науки. Ч. I и II. – М.: SvR – Аргус, 1994

Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова. 1998

 

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Научные знания античной эпохи: Фалес, Пифагор, Демокрит.

2. Роль Платона и Аристотеля в истории науки.

3. Экономическая мысль античности.

4. Организация науки и образования в средние века.

5. Научное наследие Фрэнсиса Бэкона.

6. Учение Рене Декарта о научном познании.

7. Философия Лейбница.

8. Экономическая мысль нового времени. Учения меркантилистов и физиократов.

9. Адам Смит и классическая политэкономия.

10. Организация науки и формы трансляции знаний в начале Нового времени (XV – XVIII вв.).

11. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

12. Наука как социальный институт.

13. Позитивистская традиция в философии науки.

14. Прогностическая роль философского знания.

15. Человек в информационном обществе.

16. Философия собственности и ее влияние на человека.

17. Философия управления и современная корпоративная культура.

18. Современная философия права.

19. Философские основы управления.

20. Философия денег.

 

Методические указания

По написанию реферата

 

Написание реферата – это процесс, который включает в себя несколько этапов. Первый – связан с выбором темы. Вам необходимо выбрать одну из тем, предложенных в перечне тем исследовательских работ.

После того, как тема выбрана, переходите к изучению литературы. На основе собранного материала Вы должны разработать план вашего реферата. План должен включать в себя три основные части: введение, основную часть и заключение (См. приложение).

Во введении дается обоснование темы, раскрывается ее важность и актуальность, показывается степень ее изученности, приводится обзор литературы по данному вопросу, формулируются цели и задачи работы.

Основная часть должна включать в себя несколько глав, каждая из которых должна быть подразделена на два-три параграфа. Это центральная часть работы. Она должна составлять 3/4 общего объема работы. Здесь раскрывается суть вопроса, сопоставляются и анализируются существующие точки зрения, дается свое видение проблемы. Каждый параграф и глава в целом должны завершаться самостоятельными выводами.

В заключении делается обобщение по всему кругу затронутых вопросов, кратко формулируются наиболее важные положения.

Как только план будет составлен, переходите к распределению собранного материала по главам и параграфам. Другими словами, Вы должны хорошо себе представлять в каком разделе Вашей работы Вы будете использовать ту или иную цитату, то или иное высказывание философа. Написание работы во многом напоминает экскурсию по музею. Вы переходите из одного зала в другой, останавливаетесь, осматриваете экспонаты, высказываете свое мнение и идете дальше. Реферат – это самостоятельное изложение вопроса с опорой на литературу. Пишите реферат, а не сканируйте тексты книг.

Для того чтобы правильно написать реферат целесообразно пользоваться принятыми в научной практике оборотами. Если Вы хотите подчеркнуть важность мысли, то воспользуйтесь такими словесными конструкциями: важно отметить, нельзя не сказать, следует подчеркнуть, не лишне заметить, следует обратить внимание и т.д. Если Вы собираетесь высказать свое отношение по какому-либо вопросу, то прибегните к следующим фразам: нам представляется, по нашему мнению, на наш взгляд, думается, мы солидаризируемся с мыслью, мы согласны с автором, мы разделяем подход, мы полагаем и т.д. Если Вы переходите к обобщению, то целесообразно начать со слов: таким образом, итак, следовательно, как следует из вышесказанного, суммируя сказанное и т.д. Данные обороты не только помогут Вам в написании реферата, но и сделают Ваш текст авторским и хорошо “читаемым”.

При написании реферата необходимо руководствоваться следующими требованиями.

1. Объем работы – 30 страниц.

2. Шрифт Times New Roman, размер 14, междустрочный интервал – 1,5, размеры полей: слева, сверху, справа и снизу – 2,5 см.

3. Титульный лист оформляется согласно Приложение.

4. Работа должна быть снабжена научным аппаратом. Все цитаты должны сопровождаться сносками, которые помещаются в конце каждой страницы. В сноске указываются фамилия, инициалы автора, название книги, из которой взята цитата, место и год издания, страница.

5. В конце работы приводится список использованной литературы. При этом фамилии авторов располагаются в алфавитном порядке.

6. Основными требованиями к содержанию работы являются: знание литературы, сопоставление различных подходов (или точек зрения), их анализ, высказывание своих мыслей по существу поднимаемых вопросов, логичность и последовательность в изложении материала, обоснованность суждений. Помните: Ваша задача состоит не в том, чтобы только выписывать из книг нужные положения, а в том, чтобы, опираясь на литературу и имеющиеся в ней подходы, представить свое понимание рассматриваемого вопроса. При этом стоит особенно позаботиться об аргументации своей позиции. Если Вы согласны с мнением философа, то покажите, почему согласны. Если же Вы не разделяете высказанных суждений, то опять-таки потрудитесь ответить на вопрос “почему?”.

Одним словом, подготовка и написание работы - это целый процесс, предполагающий определенную последовательность действий. Оценка работы находится в прямой зависимости от тех усилий, которые будут приложены к его написанию.

 

 

Приложение


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Реферат

По дисциплине «История и философия науки»

Тема:

«АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ВКЛАД

В РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ»

 

 

Выполнил: Петров В.Ф.,

Аспирант, группа 1-АЭ

 

Проверил: Сизов С.К,

д.и.н., профессор.

 

 

Нижний Новгород, 2012


П Л А Н

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................……

ГЛАВА 1. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ВРЕМЯ...................

 

1.1. Жизненный путь Аристотеля..................…...

1.2. Философские труды мыслителя..............……

1.3. Выводы..................................................……..

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ

АРИСТОТЕЛЯ..........................................….

 

2.1. Традиционные философские вопросы

в трактовке Аристотеля..........................……

2.2. Новое в учении Аристотеля....................…..

2.3. Выводы..................................................…….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................….

ЛИТЕРАТУРА .........................................................….

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Этапы возникновения науки. Преднаука и наука в собственном смысле.

2. Научные знания античной эпохи: Фалес, Пифагор, Демокрит.

3. Роль Платона и Аристотеля в истории науки.

4. Экономическая мысль античности.

5. Организация научной деятельности в античном мире. Античная математика, механика и астрономия.

6. Специфические особенности средневековой науки.

7. Экономическая мысль средневековья. Организация науки и образования в средние века.

8. Предпосылки развития европейской науки нового времени (XV – XVIII вв.). Возникновение экспериментальной науки (Н.Коперник, Г.Галилей).

9. Исаак Ньютон и механистическая картина мира.

10. Научное наследие Фрэнсиса Бэкона.

11. Учение Рене Декарта о научном познании.

12. Философия Лейбница.

13. Экономическая мысль нового времени. Учение меркантилистов.

14. Адам Смит и классическая политэкономия.

15. Организация науки и формы трансляции знаний в начале Нового времени (XV – XVIII вв.).

16. Наука и философия.

17. Наука как познавательная деятельность.

18. Наука как социальный институт.

19. Позитивистская традиция в философии науки.

20. Постпозитивистская философия.

21. Особенности научного познания.

22. Наука и обыденное познание.

23. Функции науки.

24. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

25. Проблема формирование теоретических моделей.

26. Прогностическая роль философского знания.

27. Роль синергетики в развитии современных представлений о мире.

28. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

29. Человек в информационном обществе.

30. Новые этические проблемы науки в ХXI веке.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Рабочая программа кандидатских экзаменов,

тематика рефератов и экзаменационные вопросы

 

 

Составители

Ермаков Сергей Анатольевич,

Сизов Сергей Кузьмич

 

 

Редактор Н.С. Шубина

Корректор И.П. Луковникова

Темплан 2011 г.

 

Изд. лицензия № 021091 от 29.01.97

 

 

Сдано в набор 20.11.2011. Подписано в печать 15.12.2011.

Формат 60х84 1/16. Бумага Data Copy.

Гарнитура Таймс.

Усл.-печ.л. 1,0. Уч.-изд.л. 0,9.

Тираж 10 экз. Заказ №

 

 

Нижегородский коммерческий институт

603140, г. Н.Новгород, пр. Ленина, 27

Типография НКИ, г. Н.Новгород, пр. Ленина, 25а

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.