Сущность, цель и задачи переходной экономики
Переходная экономика: сущность, основные черты и типы
Содержание
Введение…………………………………………………………….…….………3
1. Сущность, цель и задачи переходной экономики………………..………….5
2. Основные черты и противоречия переходной экономики.….….………….10
3. Типы переходной экономики…………………………………..…………….13
4. Особенности переходной экономики России……………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24
Введение
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.
Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения научно-технической революции. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в технических и технологических отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.
Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Цель работы: анализ переходной экономики, ее сущности, основных черт и типов. Исходя из цели, в работе рассмотрены следующие вопросы: сущность, цель и задачи переходной экономики; основные черты, противоречия, типы переходной экономики; особенности переходной экономики России.
Данная теме достаточно широко разработана в современной экономической литературы, ей посвящены многочисленные исследования ведущих экономистов: Барт Л.В., Егоров В.В., Разнодежина Э.Н., Красникова Е.В., Кривонос Ю.Е., Мартынов В.А. и мн. др.
Сущность, цель и задачи переходной экономики
В конце XX столетия мировое сообщество столкнулось с принципиально новым классом проблем, связанных с переходными процессами в бывших социалистических странах, вставших на путь формирования рыночной экономики. Можно выделить три группы социально-экономических проблем, которые стали актуальны в период перехода к рыночной экономики и вокруг которых разворачиваются соответствующие дискуссии. Во-первых, проблемы либерализации и макроэкономической стабилизации, поскольку кризис экономической системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом. Во-вторых, институциональные проблемы, то есть формирование развитой системы отношений частной собственности. Это поистине невиданная до настоящего времени задача. Ответ на вопрос о той или иной модели развития, о правильном или оптимальном пути приватизации могла дать только практика посткоммунистической трансформации. Уникальность советского общества, полностью отрицающего частную собственность и легальное обладание богатством, вызывало серьезные вопросы о применимости стандартных макроэкономических закономерностей при трансформации этой системы. Наконец, в-третьих, самостоятельной проблемой оставались возможности и перспективы экономического роста, важность которой придавала необходимость трансформации хозяйственной структуры посткоммунистических обществ и принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны.
Итак, переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой [3, с. 11]. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для России, как и для других, постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление - социально ориентированная рыночная экономика.
Задачи реализуют цель переходной экономики – создание рыночной экономической системы. Для ее реализации необходимо переходный период решения следующих задач:
1. Либерализация экономической деятельности.
2. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита – фиксированных цен.
3. Ликвидация мягких бюджетных ограничений.
4. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.
5. Структурная перестройка.
6. Формирование новой мотивации труда.
Методы решения задач переходного периода:
1. Стабилизация – экономическая политика, направленная на ограничения инфляции и насыщение рынка, которая включает:
- либерализацию цен;
- минимизацию госбюджета через коммерциализацию деятельности госпредприятий;
- удорожание кредита;
- введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
- сдерживание роста доходов.
2. Преобразование форм собственности:
- приватизация и реституция;
- снятие ограничений для развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
- антимонопольная политика;
- конверсия;
- механизм банкротства;
- интеграция в мировой рынок [6, с. 21].
Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле.3начимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.
После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.
Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.
Необходимость структурной перестройки обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке [1, c. 23].
Одно из основных направлений переходного периода - интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении - перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:
- ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им в командной экономике, то есть регулирование всего и вся. Главной задачей государства должна стать защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;
- демонополизация экономики - ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;
- введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;
- обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы, проявляющейся в «вымывании» товаров с прилавков и росте цен на «черном рынке», в открытую инфляцию, требует проведения жесткой антиинфляционной политики;
- развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;
- формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
- финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
- преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).
Таким образом, переходная экономика - это промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений собственности. В силу специфику переходной экономики перестают действовать старые механизмы централизованного управления и формируется новый тип управления – рыночный.
Цель переходной экономики - создание рыночной экономической системы.
Задачи переходной экономики: преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику; формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры; реформирование отношений собственности как основы экономической системы; создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования; создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|