|
Экологические проблемы и ВУЗ
Для устранения экологических проблем стране необходимы грамотные, образованные специалисты. В связи с этим ведется подготовка бакалавров, специалистов, магистров экологии, значительно усилена экологическая составляющая биологического, химического и географического образования, на некоторых факультетах педагогических вузов появилась специальность "учитель-эколог". Но неизбежно возникает противоречие: проблемы создаются всеми совместно, а решать их должна небольшая группа специально подготовленных людей. В настоящее время ситуация в экологии нашей страны такова, что для того, чтобы что-то изменить, необходимо аккумулировать все возможные ресурсы. В связи с этим принципиально важно воспитать новое поколение с развитым экологическим мировоззрением, которое предполагает понимание неразрывных связей человека и природы, отношение к природе как элементу культуры, духовной ценности, чувство ответственности за любые принимаемые человеком и обществом решения.
Экологическое воспитание призвано способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, стиля жизни, становлению нового типа культуры: не потребительской, а созидательной, главным отличительным признаком которой будет отношение к природе не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1) привитие учащимся эмоционально-чувственного восприятия природы (чувства хозяина и чувства целостности, сопричастности, нераздельности);
2) воспитание личностной ответственности за происходящие процессы и принимаемые решения в области экологии;
3) становление деятельной позиции личности;
4) мотивация стремления учащихся к формированию системы знаний об экологических проблемах современности и путях их решения и предотвращения.
Однако экологическое образование школьников всецело зависит от уровня экологической культуры современных учителей. При этом речь необходимо вести не только и не столько о подготовке узких специалистов, сколько об экологизации высшего педагогического образования в целом. Педагогический университет должен стать образовательным пространством, обеспечивающим экологическое воспитание будущих учителей. Это предполагает целенаправленное создание в учебном процессе условий для формирования у студентов ценностного отношения к окружающей среде, видения себя неповторимой частичкой живого, целостного и разумного мира. Одна из ведущих целей экологического воспитания - повышение уровня экологической культуры и образованности студентов. Экологическая культура рассматривается нами как важнейшая часть педагогической культуры. Согласно современным научным представлениям, она включает несколько компонентов: аксиологический, технологический, эвристический, личностный. Данная модель позволяет выявить уровневые характеристики экологической культуры студента педагогического вуза:
- аксиологический уровень: сформированность личностной эколого-педагогической позиции, системы эколого-педагогических убеждений, понимание внешней природы и природы ребенка как абсолютной нравственной ценности, убежденность в необходимости экологического воспитания школьников, активность и самостоятельность в принятии экологически целесообразных решений;
- технологический уровень: овладение знаниями о природе, законах ее развития, комплексом умений, необходимых для реализации системы экологического воспитания средствами своего предмета и внеурочной деятельности, понимание зависимости содержания экологического образования, его методик и технологий от возрастных особенностей ребенка;
- эвристический уровень: творческое отношение к решению задач экологического образования школьников, устойчивая потребность в профессиональном росте, способность действовать в нестандартных, жизненно ориентированных экологических ситуациях;
- личностный уровень: наличие таких важных личностных качеств, как бережное отношение к природе, способность чувствовать ее красоту, любовь и уважение к ребенку, педагогический такт.
Таким образом, экологическая культура будущего педагога представляет собой органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и практической деятельности. Она формируется в контексте нескольких направлений деятельности педагогического вуза:
- обеспечение общекультурной экологической подготовки студентов за счет введения основных и элективных экологических курсов на всех факультетах и: для всех специальностей;
- экологизация специальных учебных дисциплин;
- вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, интегрирующую содержание специального и экологического образования, участие обучающихся в различных экологических проектах.
Рассмотрим каждое из направлений более подробно.
1. Общекультурная экологическая подготовка студентов предполагает обращение к таким вопросам, как: универсальная ценность природы для человека и человечества; культурно-исторический анализ взаимоотношений человека и природы на разных этапах развития цивилизации; эволюция экологических проблем как результат антропогенного воздействия; социоэкосистемы различного уровня; здоровье нации и отдельного человека; идеи ноосферы и коэволюции. Эти темы могут рассматриваться в рамках интегрированного экологического курса, например "Социальная экология". Кроме этого, предполагается введение элективных экологических дисциплин с учетом специфики профессиональной подготовки студентов. В качестве примеров таких курсов назовем следующие: "Математические методы решения экологических проблем", "Народные традиции охраны природы", "Экологические проблемы в мировой литературе", "Проблемы экологического воспитания школьников". Важно использовать потенциал всех направлений многоуровневого образования. Так, естественные науки обучают рациональному, разумному использованию природы с учетом прав и потребностей не только существующих, но и будущих поколений, гуманитарные - эмоционально-чувственному и деятельностному отношению к природе.
2. Экологизация специальных дисциплин
Экологизация специальных дисциплин предполагает систематическое выделение в их содержании тематических разделов, непосредственно связанных с экологической проблематикой. Приведем пример, связанный с методикой преподавания химии: подбор и анализ на практических занятиях задач, обращенных к "бытовым" проблемам экологии, связанных с экологической экспертизой тех или иных продуктов и химических процессов. Можно посчитать, каков примерно состав отходов, производимых каждым отдельным человеком, какие вещества образуются в процессе утилизации этих отходов, а соответственно, какой ущерб природе наносит каждый из нас в повседневной жизни. Такие задания студенты впоследствии смогут использовать в собственной профессиональной деятельности. Основой для введения элементов экологии в подготовку студентов-физиков могут служить следующие темы: физико-экологические аспекты энергетики, производства, транспорта; физические методы наблюдения за параметрами окружающей среды; физика процессов в биосистемах и их нарушение внешним воздействием. Огромные возможности для экологизации имеют гуманитарные и социальные дисциплины. Они позволяют увидеть, что у экологических проблем не существует локальных адресатов, показать взаимообусловленность онто-, фило-, культурогенеза, провести анализ взаимосвязи всех сфер жизнедеятельности человека и ее результатов. Богатый материал для понимания экологических проблем дают исторические дисциплины. Во-первых, в сознании студентов создается наиболее общая модель эпохи, ее политическое, экономическое и культурное "лицо". Во-вторых, отражая важнейшие вехи развития человечества, история содержит сведения об особенностях взаимоотношений природы и цивилизации, о различных способах производства, освоения природы, о характере землепользования, государственных нормативных актах, регулирующих отношение к природе. При изучении истории литературы студентами филологических факультетов возможно не только интеллектуальное, но и образное осмысление проблемы человека и природы. Художественный текст, являясь знаком эпохи, ярко воссоздает характер взаимоотношений личности и окружающего ее мира. Древнерусская словесность отражает средневековый тип отношения к природе, сочетающий языческие и христианские начала, основанный на одухотворении и персонификации всех явлений окружающего мира. XIX - XX вв. ставят человека перед проблемой критического противостояния человека и природы. Драматический конфликт между ними остро чувствует Ф. Тютчев, изобразивший человека диссонирующим началом, вносящим разлад в гармонию природы. Сохранение гармонии видится не только Ф. Тютчеву, но и И. Тургеневу, Л. Толстому на пути "возвращения блудных детей" к матери-природе, включение короткого жизненного пути человека в общую "симфонию жизни бесконечной". Экологические проблемы в литературе конца XX в. напрямую связываются с проблемами нравственными, с проблемой духовного здоровья личности и выживания нации. В рамках дисциплин педагогического блока целесообразно рассматривать различные формы работы, направленные на экологическое воспитание: лекции, семинары, практикумы, экскурсии, наблюдения, беседы, постановку и проведение экспериментов, творческие, художественные виды деятельности, работу в малых группах, обучение через сотрудничество, "мозговой штурм", ролевые игры, дискуссии, инсценировки, решение проблемных экологических задач, междисциплинарные творческие и учебно-исследовательские проекты и пр. Все вышеперечисленные способы организации учебного процесса ориентированы на создание условий для сочетания рационального и образного мышления, познавательного и деятельностного поведения. Экологизировать можно любой предмет, даже иностранный язык, если переводить тексты, связанные с экологическим опытом других стран. Особое внимание, уделенное экологическим аспектам в содержании специальных дисциплин, позволит студентам использовать данный подход в организации экологического воспитания своих учеников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|