Сделай Сам Свою Работу на 5

Обзор законодательства об охране труда инвалидов





ВВЕДЕНИЕ

Белорусское законодательство уделяет большое внимание вопросам правового регулирования труда инвалидов, обеспечения равенства и полноправного участия их в жизни общества. Инвалиды обладают всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и иных актах законодательства. Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства. Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов проводится на основе принципов запрещения дискриминации по признаку инвалидности.

Согласно статистическим данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность инвалидов, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите по состоянию на сентябрь 2015 года – 545 539 человек, из них инвалидов I группы- 83 818, II группы – 269 479, III группы – 163 848 человек, детей инвалидов в возрасте до 18 лет – 28 394 человека. В процентном соотношении это составляет 5,75 % от численности населения Республики Беларусь. В частности, по Гродненской области численность инвалидов, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите по состоянию на сентябрь 2015 года –



62 143 человека, из них инвалидов I группы- 10 072, II группы – 39 788,

III группы – 15 153 человек, детей инвалидов в возрасте до 18 лет – 3 180 человек (Приложение 1). В процентном соотношении это составляет 5,9 % от численности населения Гродненской области (Приложение 2).

Инвалиды, которых, как видим, достаточно немало, нуждаются не только в сочувствии, но и в обеспечении нормальных условий для жизни. При этом немаловажное значение имеет отношение к инвалидам государства и общества.

В широком смысле под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. В юридической литературе термин «охрана труда» иногда употребляется в широком смысле как совокупность всех норм, установленных в интересах работников.



Правовой институт «охрана труда» включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:

правила и инструкции по охране труда; специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;

нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной

трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Государство гарантирует инвалидам: бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях; необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, в т.ч. дошкольное воспитание детей-инвалидов, воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, внешкольное воспитание детей-инвалидов; социальную помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты); обеспечение техническими средствами (кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия и т.д.); право на труд и другие права и гарантии.

Регулирование трудовой деятельности работников-инвалидов имеет некоторые особенности по сравнению с регулированием труда иных работников. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь; во-вторых, специальная юридическая литература.



Цель исследования – на основе анализа теоретических представлений и законодательства Республики Беларусь в области охраны труда инвалидов выявить особенности охраны труда инвалидов и проблемы правового регулирования.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

- провести обзор законодательства об охране труда инвалидов;

- проанализировать литературу по теме курсовой работы;

- раскрыть понятие и рассмотреть содержание правового статуса инвалидов;

- проанализировать реализацию инвалидами права на труд;
- охарактеризовать условия труда и отдыха инвалидов;
- сформулировать обязанность нанимателя по социальному обеспечению инвалидов;
- проанализировать защиту труда инвалидов.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере регулирования труда инвалидов.

Предмет исследования – совокупность правовых норм, регулирующих охрану труда инвалидов.

Методологической базой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. Применялся системно-структурный метод изучения темы. С его помощью объект исследования первоначально был рассмотрен как единое правовое явление, а после рассматривались его структурные части. Основным частнонаучным методом является метод сравнительного анализа, который использовался при изучении практически каждого элемента исследуемого объекта.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что она содержит анализ аспектов правовых проблем в области охраны труда инвалидов. Выводы и предложения, высказанные на основе исследования, и фактический материал могут способствовать более полному и углубленному пониманию проблем правового регулирования охраны труда инвалидов.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, раскрывающих логику исследования соответственно цели и задачам работы, заключения, списка использованных источников.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ОХРАНЫ ТРУДА ИНВАЛИДОВ

Обзор законодательства об охране труда инвалидов

Реализация инвалидами права на труд гарантируется законодательством, согласно которому в целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях с обычными условиями труда, на специализированных предприятиях, в цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью, не запрещенной законом.

Работники-инвалиды с рабочими группами инвалидности имеют гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на труд наряду с другими гражданами. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь[1], принятой 15.03.1994 г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Регулирование трудовой деятельности работников-инвалидов имеет некоторые особенности по сравнению с регулированием труда иных работников. Основные права и гарантии реализации прав инвалидов на труд регламентируются:

– Трудовым кодексом Республики Беларусь [2];

– Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (в ред. от 30.12. 2015 г.) [3];

– Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в ред. от 16 ноября 2010 г.) [4];

– Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (в ред. от 4 июня 2015 г.) [5];

 

– Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595 (в ред. от 18 февраля 2008 г.) [6];

– Положением о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 128 (в ред. от 04.03.2015 г.) [7];

– Положением о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 128 (в ред. от 04.03.2015 г.) [8];

- Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 июля 2009 г. № Р-358/2009 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов» [12];

При организации и содержании рабочих мест, предназначенных для использования труда инвалидов, необходимо руководствоваться Санитарными правилами и нормами 2.2.3.13-57-2005 «Гигиенические требования к организациям, использующим труд инвалидов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. № 279 [9] и Санитарными нормами и правилами «Требования к факторам производственной среды для организаций, использующих труд инвалидов вследствие нарушения слуха», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 203 [10].

При установлении неполного рабочего времени, указанного в индивидуальной программе реабилитации инвалида необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 июля 2011 г. № 65 (в ред. от 30 июня 2012 г.) [11].

Кроме того распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь 06.11.2015 № 375р [13] утвержден перечень государственных программ на 2016 – 2020 годы, направленных на достижение приоритетов социально-экономического развития, обеспечение эффективной занятости и развитие человеческого потенциала, который включает Государственную программу о социальной защите и содействии занятости на 2016 – 2020 годы, содержащую подпрограммы ”Содействие занятости населения“, ”Охрана труда“, ”Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов“, ”Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц“, ”Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан.

Новая программа - преемница двух реализуемых в стране программ по поддержке наиболее уязвимых категорий населения: Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы и Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы. Среди приоритетов новой программы - обеспечение беспрепятственного доступа к услугам, информации и объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; повышение эффективности реабилитационных услуг, в том числе путем совершенствования механизма предоставления технических средств социальной реабилитации. Особый акцент сделан на внедрении новых форм соцобслуживания и видов соцуслуг, повышении их доступности, а также на укреплении материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги инвалидам и пожилым людям. Предусматривается усиление взаимодействия государства и общества при решении вопросов социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.

Кроме того, после восьмилетней подготовки Беларусь подписала Конвенцию о правах инвалидов. 24.09.2015 подписан Указ № 401 Президента Республики Беларусь «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов» [14] . 28 сентября 2015 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко подписал Конвенцию в Нью-Йорке. Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней были приняты резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года [15] и вступила в силу 3 мая 2008 года.

Конвенция является соглашением о правах человека, разработанным представителями международного сообщества, включая инвалидов, представителей правительств, неправительственных организаций и других учреждений, с целью изменения восприятия инвалидов и обращения с ними в обществе. Рассматривая инвалидность не как вопрос медицины, благотворительности или зависимости, Конвенция требует, чтобы люди во всем мире понимали инвалидность как вопрос прав человека. Конвенция охватывает многие области, где могут возникать препятствия, такие как физический доступ к зданиям, дороги и передвижение, а также доступ к информации с помощью письменной и электронной коммуникации. Конвенция также нацелена на уменьшение стигматизации и дискриминации, которые часто становятся причинами того, что инвалиды лишены возможностей образования, трудоустройства, здравоохранения и других услуг.

Кроме того, 16 декабря 2015 г. в ходе заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам подписано Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016-2018 годы [16].
Подписанное Генеральное соглашение является пятнадцатым по счету и представляет собой документ, в котором нашли отражение согласованные позиции Сторон – Правительства, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов – по основным направлениям социально-экономической политики государства, а также совместные действия по их реализации. В Генеральном соглашении закреплены договоренности по вопросам развития экономики, оплаты труда и повышения уровня жизни населения, социальной защиты и социальных гарантий, содействия занятости населения, улучшения условий и охраны труда, развития социального партнерства. Будет продолжена работа по обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Генеральное соглашение на 2016-2018 годы содержит ключевые меры по обеспечению должного уровня социальной защищенности работников, соблюдению их трудовых прав и гарантий, созданию безопасных условий труда и служит основой для заключения тарифных, местных соглашений и коллективных договоров. Генеральное соглашение заключено на 3 года и вступает в силу с момента подписания.

Реализация государственной политики в области социальной защиты инвалидов осуществляется государственными органами и нанимателями в соответствии с их компетенциями.

Например, в организациях коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться отдельные услуги, гарантии, направленные на социальное обеспечение работников, в том числе и инвалидов. Законодатель установил правило, что инвалиды, работавшие до ухода на пенсию у нанимателя, сохраняют наравне с его работниками право на медицинское обслуживание, обеспечение жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также на другие социальные услуги и гарантии, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями (ст. 288 ТК). Кроме того, наниматели вправе за счет собственных средств устанавливать надбавки и доплаты к пенсиям инвалидов, прежде всего одиноких, нуждающихся в посторонней помощи и уходе, а также предоставлять другие гарантии, предусмотренные ТК и коллективными договорами, соглашениями (Приложение 3).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.