Сделай Сам Свою Работу на 5

Способы словообразования. Морфологический и неморфологический способы словообразования.





Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Состав слова. Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема– это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня.

1. Морфологический способ:

1) Приставочныйили префиксальный, способ. При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные.: история - предыстория (то, что было "до" истории), делать - сделать;

2) Суффиксальный способ При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес — лесной).

Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать — отливка, ткач — ткацкий.

3) Приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ: вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса);



4) Безаффиксный способ - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться - борьба (результат получился из процесса), белый - белизна (существительное имеет признак цвета);

5) Сложение целых слов.

Сложение — это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными.

сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;

2) сложением основ: зарплата, завуч;

3) сложением с помощью соединительных гласных О и Е: следопыт, сталевар, земледелие;

4) сложением начальных букв: РГУ, АТС;

5) сложением начальных звуков: тюз, МХАТ.

2. Неморфологический способ- образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи Омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).



2) Перехода одной части речи в другую(лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая
. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.

Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение - предлог в течение; деепричастие благодаря - предлог благодаря и т. п.

3)Морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того ,как образовано данное слово, то есть от чего и с помощью чего.

Порядок словообразовательного разбора:

1. Найти слово, от которого образовано данное слово (попробовать объяснить лексическое значение данного для разбора слова через исходное слово).

2. Определить, как образовано данное слово, назвать способ словообразования.

Например : учительница - это женщинаучитель.

Слово учительницаобразованно от слова учитель при помощи суффикса -ниц.



Этот суффикс используется для обозначения лиц женского пола. Это суффиксальный способ словообразования.

Учительница учитель

Морфемный разбор слова– это выделение всех морфем, из которых состоит слово. Например:

Занимается природоведением, по-моему.

1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.(У неизменяемых слов окончания нет.)

2. Указать корень, суффикс и приставки.(Для выделения корня подбираем однокоренные слова. При выделении суффиксов и приставок опираемся на словообразовательный разбор.)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.