Сделай Сам Свою Работу на 5

Признаки и функции воспитания





Курсовая работа на тему: Воспитание как социально-педагогический феномен.

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и сущность воспитания 4

1.1 Понятие воспитания 4

1.2 Признаки и функции воспитания 13

1.3 Воспитательный процесс, как система и его роль в целостном педагогическом процессе 16

Глава 2. Принципы воспитания и их реализация в педагогической практике 19

2.1 Общественная направленность воспитания 19

2.2 Воспитание в коллективе 26

2.3 Единство воспитательных воздействий 30

Заключение 33

Список литературы 34

 

Введение

Дети – будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях

На то могут быть самые различные причины, в том числе и лишение родительских прав, отказ родителей от ребенка.

В настоящее время педагогическая наука занята поиском новых методологических оснований, переоценкой достижений предшественников, разработкой теоретических концепций, ориентированных на реальные проблемы образовательной практики.



 

Очевидна необходимость уточнения понятия воспитание, так как многозначность и многоаспектность употребления данного понятия размывает его смысл, и воспитательные практики становятся порой необъяснимыми. Отсюда и вытекает актуальность темы курсовой работы.

Объект исследования курсовой работы является воспитание как социально-педагогический феномен.

Предмет исследования курсовой работы: процессы воспитания и его функции.

Целью курсовой работы является изучить понятие и особенности воспитания в педагогическом процессе.

Цель определила следующие задачи курсовой работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания;

2. Охарактеризовать сущность воспитания;

3. Рассмотреть различные взгляды на понятие воспитание.

Методы исследования курсовой работы: анализ философской, педагогической, психологической литературы.

Глава 1. Понятие и сущность воспитания

Понятие воспитания



Воспитание (одна из основных категорий в педагогике) – целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения;

3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Воспитание также рассматривают как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производственному труду. Поэтому, характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (некоторые авторы отождествляют его с процессом социализации), и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений; это специально организованное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

В одном из учебников по педагогике авторы утверждают, что воспитание следует понимать как:



– передачу социального опыта;

– воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив;

– организацию образа жизни и деятельности воспитанников;

– воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

– создание условий для развития личности воспитанника…[Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб, 2000,с.39]. Можно ли считать приведённое выше определением понятия "воспитание"?

В "Педагогическом энциклопедическом словаре" 2002 г. дано следующее определение воспитания. Это "относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется". В словарной статье воспитание определяется и как социализация, и как деятельность, и как процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т. д. Несмотря на многозначность данного понятия, хотелось бы четкости и краткости в его определении. Такое многообразие определений понятия воспитания можно объяснить, с одной стороны, обыденно-житейским представлением об этом феномене и его засильем в общественном сознании, а с другой, научной позицией исследователя, определяемой предметно-проблемной областью исследования.

Обыденно-житейские представления о воспитании формируют небрежное отношение к использованию этого термина как в публицистических, так и научных текстах. В этом смысле воспитание понимается как цепь нравоучений или воспринимается как одушевлённое понятие (воспитание поможет, придёт на помощь, призвано и т.д.)

Если говорить о воспитании как научном знании, то, по мнению Е.В. Титовой, правомерно выделить три основных взаимосвязанных значения, когда под воспитанием понимаются:

– внутренний процесс становления и развития личности;

– воспитание как влияние общества, социальной среды на формирование личности.

Наиболее удачной является точка зрения по определению сущностной характеристики воспитания Ю.И. Кривова. Ученый различает четыре смысла термина "воспитания": широкий социальный – речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; широкий педагогический – имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; узкий педагогический – под воспитанием понимается специальная воспитательная работа (то, что в школьном обиходе называется "внеурочная", "внеклассная" или "внешкольная" деятельность); еще более узкий – когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием морально-волевых качеств (нравственное воспитание), художественных представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

В педагогической науке признано, что существует и неорганизованное воспитание, т. е. влияние повседневной жизнедеятельности ребенка на его формирование. Вот как пишет об этом историк М. Ф. Шабаева: "В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия... Когда возникла необходимость в организованном воспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвещение, 1982 C. 8]

Значит, принято думать, что в воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми.

В древней Спарте не строили крепостные стены вокруг города, чтобы не надеяться на них, а только – на свои силы и умение сражаться, чтобы всегда быть готовым вступать в бой.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя – гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания. Вот что пишет историк Н. А. Константинов по этому поводу: "Гельвеций полагает, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвящение, 1982 C. 55-56]

К. Гельвеций утверждает: "Новые и главные воспитатели юноши – форма правления государства, в котором он живет, нравы, порождаемые у народа этой формой правления" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвещение, 1982, C. 54]

Комментируя эти мысли, К. Маркс пишет, что под воспитанием Гельвеций "понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума..." [Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 2. М., C. 147]

"В своей действительности она (сущность человека – C.М.) есть совокупность всех общественных отношений". Написав это, К. Маркс признавал существование того воспитания, о котором говорил Гельвеций. Все это подтверждает, что в какой-то степени признается существование и неорганизованного воспитания. Уже у К. Д. Ушинского сказано об этом четко и обоснованно. "Мы ясно осознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и наставник... вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий." [Шварц И. Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968 C. 18]

Из вышесказанного следует, что в педагогике признано существование преднамеренного и непреднамеренного воспитания, т.е. организованного и неорганизованного воспитания. Такое понимание развивает Н. К. Крупская, говоря о воспитании в узком и широком смысле: Воспитание в узком смысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков.

Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых". Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое "воспитание в широком и узком смысле". Первое – это весь процесс воспитания человека, а второе – процесс организованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле – общее, а в узком – это часть общего. Так и написано у И. Е. Шварца: "В настоящее время воспитание употребляется "в широком и узком смысле". Воспитание в широком смысле – весь процесс формирования личности... когда говорят "воспитывает жизнь", подразумевают воспитание в широком смысле слова. Воспитание в узком смысле слова – это специально организуемый процесс управления развитием личности. Он происходит через взаимодействие учителя" [Шварц И. Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968, C. 13] Из сказанного вытекает, что существует общий процесс воспитания, который осуществляется организованно и неорганизованно. Название общего – это воспитание в широком смысле, а название каждого из них – в узком смысле. Все ясно и понятно. Однако почему-то появились разные понимания этих "смыслов". Например, в учебном пособии под ред. Ю. К. Бабанского речь уже идет о четырех смыслах: "в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности, в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или в каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс, в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся, в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Как видим, уже существует отклонение от взглядов К. Ушинского и Н. К. Крупской. В последние годы усилилось такое отклонение. Вот один яркий факт: "Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач" [Подласый И. П. Педагогика. М., 1998, C. 24-26]

Вот что пишет другой автор: "Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией" [Сластенин В. А. Педагогика. М., 2000, C. 226]

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Такое положение не может не вызывать, мягко говоря, беспокойства, ведь "воспитание" – важнейшее понятие, носящее характер категории", употребляется в девяти смыслах. Значит, оно так многозначно, что вряд ли имеет право быть важнейшим понятием педагогики, которая является наукой о воспитании. Поэтому когда речь заходит о воспитании, приходится каждый раз оговаривать, какой смысл вкладывается в этот термин. Но это некорректно с научной точки зрения, если учитывать и то, что даже "воспитание в широком социальном смысле" имеет у разных авторов разное содержание.

Вот почему необходимо внести ясность в отношении понятия "воспитание" следующим образом: существует организованное и неорганизованное воспитание. Их вместе называем одним общим понятием "воспитание". А когда есть необходимость – тогда пользуемся понятиями "организованное воспитание" и "неорганизованное воспитание".

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.

5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.

6. Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.

Признаки и функции воспитания

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей собственной стабильности, чем о развитии потенциала человека. Наверно, этим можно объяснить многообразие подходов к пониманию сущности воспитания, многоаспектному толкованию характерных признаков этого педагогического явления. Но вместе с тем есть и то общее, что отражается практически во всех определениях, даваемых понятию воспитания различными авторами.

Во-первых, воспитание определяется как процесс, то есть как динамическое явление, предполагающее определенные качественные и количественные изменения, происходящие в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, таким признаком является целенаправленность воздействий на воспитанника.

В-третьих – гуманистическая направленность определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и "антивоспитание", когда влияние окружающих формирует негативные антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Данное определение характеризует лишь абрис понятия, то есть его самые общие очертания. Чтобы понять более глубоко суть явления, надо разобраться с целями воспитания.

Спор о целях воспитания имеет достаточно давнюю историю. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями. Цель определялась, исходя из доминирующих идеологических воззрений, и формулировалась в форме социального заказа. Государство и общество рассматривали всегда цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка цели, чаще всего, вбирала в себя постулаты, которые, по мнению правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастающего поколения.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий субъектов воспитания. [Рожков Михаил Стратегия и тактика воспитания//"Лидеры образования", № 4 2004.]

Необходимо сразу отметить, что реальные цели могут быть направлены только на изменения в конкретном человеке. Именно они отвечают на вопрос, что должно измениться в конкретном индивидууме в определенный период. Но эти цели должны исходить из идеальных целей, то есть из тех целей, которые общество рассматривает в качестве своего идеала, и именно они отражают доминирующие ценности общества. Они отвечают на вопрос, каким должен быть человек будущего? Всякие идеальные цели отражаются также в процессуальных целях, которые отвечают на вопрос, что надо делать, чтобы достигнуть ожидаемого результата.Важная функция воспитания – передача новому поколению накопленного человечеством опыта – осуществляется через образование. Образование представляет собой определенную сторону воспитания, которая составляет систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями, и передается в специально организованных образовательных учреждениях. В буквальном смысле слово "образование" означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, т.е. трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков (ЗУН), отношений и способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности – системность знаний и мышлений, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. По объему знаний и достигнутому уровню самостоятельности мышления образование бывает начальным, средним, высшим. По характеру и направленности – общим, профессиональным (специальным) и политехническим.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.