Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности финансовых правонарушений, и ответственности за их нарушения.





План

1 Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность

1.1 Финансовое правонарушение

1.2 Финансово-правовая ответственность

2 Коррупционные правонарушения

2.1 Общественная опасность коррупции в финансовой сфере

2.2. Если есть 2.1, значит, как минимум, должно быть 2.2.

3 Перспективы создания в России финансовой полиции

 

Чтобы по теме выделить особенности финансовых правонарушений, дать общее понятие правонарушений, раскрыть юридический состав и признаки правонарушений, далее перейти к финансовым правонарушениям как вида правонарушений, раскрыть особенности их юридического состава, назвать виды финансовых правонарушений (по видам финансовых правонарушений: бюджетные, налоговые, в банковской сфере, кредитные, по расчетам). Особенности связаны с элементами юридического состава, мерами ответственности, порядком привлечения и исполнения наказаний

Теоретические данные подтвердить данными статистики и материалами судебной практики.

 

 

1 Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность

1.1 Финансовое правонарушение

Сфера финансов имеет для государства чрезвычайно важное значение. Это значение предопределено той ролью, которую играют финансы в жизни государства. Поэтому государство, формируя посредством издания правовых актов свою финансовую систему, заинтересовано в том, чтобы все эти акты «работали» надлежащим образом.



Выполнение предписаний финансового законодательства, включая полное и своевременное исполнение финансовых обязательств, подкрепляется мерами государственного принуждения.

Государственное принуждение в сфере финансов выражается в том, что государство предусматривает комплекс мер воздействия на лиц, не исполняющих предписаний финансового законодательства, и обеспечивающих это исполнение помимо воли и желания таких лиц. Речь в первую очередь идет об исполнении финансовых обязательств перед государством.

Финансовое право предусматривает достаточно широкий круг мер государственного принуждения. В их числе можно назвать следующие:

· принудительное взимание органами налоговой службы суммы недоимки;



· обращение взыскания на имущество налогоплательщика, принудительная корректировка размера налога;

· приостановление расходных операций по банковским счетам;

· принудительное изъятие документов, изъятие бюджётных средств;

· принудительное списание с должника суммы бюджетного кредита;

Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками:

а) государственным принуждением;

б) отрицательной оценкой деяния, рассматриваемого в качестве правонарушения, и поведения субъекта, его совершившего;

в) наличием неблагоприятных для правонарушителя последствий, что составляет сущность его наказания.

При привлечении правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели:

Первая - обеспечение соблюдения финансового законодательства. Финансово-правовые нормы для того и принимаются, чтобы быть исполненными.

Вторая - защита своих финансовых интересов. Особенно наглядно эта цель юридической ответственности просматривается в составах, связанных с неисполнением финансового обязательства перед государством (например, неуплата налога). Наказывая неисправного налогоплательщика, государство одновременно побуждает его выполнять свое налоговое обязательство надлежащим образом.

Третьей целью юридической ответственности и правонарушений в области финансов является наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений. В зависимости от вида правонарушения в области финансов выделяются следующие виды юридической ответственности:



а) уголовно-правовая;

б) административно-правовая;

в)финансово-правовая.

Привлечение виновного к юридической ответственности осуществляется в судебном и внесудебном порядке на основе одностороннего акта соответствующего финансового органа государства. Способ привлечения к ответственности во многом зависит от того, какая оценка дается правонарушению (является оно уголовным преступлением, административным проступком или «чистым» финансовым правонарушением), к какому виду ответственности привлекается правонарушитель (уголовно-правовой, административно-правовой или финансово-правовой), какой орган привлекает к ответственности.

Нарушения финансово-правовых норм приобретает характер правонарушений, которые обобщенно можно было бы назвать «правонарушения в области финансов».

В зависимости от характера правонарушения в области финансов государство может установить за его совершение различные виды юридической ответственности: уголовно-правовую, административно-правовую и финансово-правовую. Отсюда финансовые правонарушения могут иметь вид:

1) уголовного преступления;

2) административного проступка;

3) финансового правонарушения (правонарушения, за которое предусмотрена: финансово-правовая ответственность).

Таким образом, понятие «правонарушения в области финансов» является родовым по отношению к различным видам правонарушений имеющих свою отраслевую принадлежность. Объединяет эти виды правонарушений то, что во всех случаях речь идет о нарушении норм финансового права, т. е. их объектом выступает финансовая система государства.

Соответственно виду правонарушения в области финансов выбирается вид юридической ответственности за его совершение.

Мерами финансово-правовой ответственности выступают пеня и штраф. Мерами административно-правовой ответственности выступает административный штраф. Мерами уголовно-правовой ответственности выступают штраф, исправительные работы, лишение свободы (в том числе с конфискацией имущества).

Решение вопроса о выборе юридической ответственности за совершение правонарушения в области финансов (а соответственно, и отраслевой классификации самого правонарушения) представляет на практике определенную трудность, чему в немалой степени способствует несовершенство самого законодательства, устанавливающего ответственность за эти правонарушения. Составы такого рода правонарушений, предусмотренные уголовным административным и финансовым законодательством, сформулированы недостаточно конкретно и без взаимной межотраслевой корреспонденции.

В принципе же, деление правонарушений в области финансов на уголовно-правовое, административно-правовое и финансово-правовое (а соответственно, и выбор вида юридической ответственности уголовно-правовой административно-правовой или финансово-правовой) определяется двумя главными факторами:

а) степенью общественной опасности содеянного (уголовное преступление по степени своей общественной опасности выше, нежели административное правонарушение);

б) субъектом ответственности (субъектом уголовного преступления и административного правонарушения всегда вступает физическое лицо, а субъектом финансово-правовой ответственности - обязанный субъект финансового правоотношения, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо). Худяков А. И. Финансовое право РК., Алматы., 2001г., 260 стр.

Для каждого конкретного правонарушения существуют еще и дополнительные (в большинстве случаев, более конкретные) признаки, позволяющие правильно классифицировать то или иное финансовое правонарушение и отграничить один его вид от другого.

Практически же при разграничении видов правонарушений в области финансов руководствуются тем, в каком правовом акте оно зафиксировано. Если оно зафиксировано в уголовном кодексе, то это означает, что данное правонарушение является уголовным преступлением, если в кодексе об административных правонарушениях - это означает, что оно является административно - правовым правонарушением, если в каком либо нормативном акте финансово-правового характера, то это означает, что правонарушение является «чисто» финансово-правовым.

В целом же законодательство предусматривает довольно обширный перечень правонарушений в области финансов, постоянно видоизменяя его, вводя новые составы, отменяя старые и видоизменяя их, в том числе путем перевода составов из разряда административных правонарушений и финансово-правовые и наоборот. И необходимо признать, что в части установления юридической ответственности за совершение правонарушений в области финансов законодательство, как и сама политика государства, весьма неустойчивы.

В сфере налогообложения правонарушениями обычно признаются следующие составы:

· несвоевременное предоставление налоговой отчетности;

· неуплата или неполная уплата сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет;

· занижение сумм текущих и авансовых налоговых платежей;

· невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;

· отсутствие учета доходов, расходов и объектов, подлежащих налогообложению неисполнение банками обязанностей, вытекающих из налоговых отношений, включая неисполнение банком решения налогового органа о взыскании налоговой задолженности, и др.

В сфере бюджета правонарушениями обычно признаются следующие деяния:

· нецелевое использование бюджетных средств;

· не перечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

· не возврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

· несоответствие бюджетной росписи Правонарушение в области финансов это виновное деяния, нарушающее нормы финансового права, за которое установлена юридическая ответственность.

Финансовое правонарушение представляет собой один из видов правонарушений в области финансов.

Финансовое правонарушение - виновное деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы финансового права, за которое установлена финансово-правовая ответственность. Финансовое правонарушение подобно другим видам правонарушений имеет свои признаки и состав.

Первым признаком финансового правонарушения является противоправность. Противоправность в данном случае выражается в том, что нарушается то или иное предписание норм финансового права. Вторым признаком финансового правонарушения выступает виновность, что отражает психическое отношение правонарушителя к своему деянию, которое может быть совершено умышленно или неосторожно.

Вопрос о вине не возникает для таких видов правонарушений в области финансов, которые представляют собой уголовное преступление или административный проступок. Однако в отношении таких правонарушений, за которые установлена финансово-правовая ответственность, существует мнение, что признак виновности для них вовсе необязателен. Во всяком случае, многие практические работники из органов налоговой службы убеждены, что одного факта, например неуплаты налога достаточно для привлечения налогоплательщика к ответственности.

С этим согласиться нельзя. «Невиновных» правонарушений вообще существовать не может. Не может быть невиновных и финансовых правонарушений (любого их вида). Отсутствие в деяниях лица, не выполнившего финансовую обязанность, признак вины свидетельствует об отсутствии самого правонарушения и исключает юридическую ответственность такого лица. При этом вина организации в совершении финансового правонарушения (в случае, если субъектом ответственности выступает юридическое лицо) определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного правонарушения. Третьим признаком финансового правонарушения является вред, причиненный данным деянием.

Финансовые правонарушения нарушают интересы, обуславливающие финансовое право и охраняемые им. При этом в силу специфики самого финансового права, призванного обслуживать финансовую деятельность государства. В зоне правовой защиты находятся в первую очередь интересы самого государства. Так, основная часть налоговых правонарушений своим острием направлены против налогоплательщика (например, установлена ответственность налогоплательщика за уклонение от уплаты налога, но нет как таковой ответственности налоговых органов за необоснованное его взимание). Следует отметить, что финансовые правонарушения обычно подразделяют на материальные и формальные.

Основное различие между ними заключается в том, что в результате совершения первых потерпевшему причиняется вред (например, при неуплате налогов государство недополучает причитающиеся ему деньги), для вторых - признака вреда не требуется, достаточно формального (отсюда и название данной группы правонарушений) нарушения предписания правовой нормы (например, несоблюдение правил ведения налогового учета, что признается финансовым правонарушением независимо от того, имела место недоплата налога или нет). Такой подход является ошибочным. Характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда несет социальный вред. Собственно различие материальных и формальных правонарушений имеет условный характер. Они могут различаться не по признаку наличия или отсутствия вреда (который всегда есть), а лишь с точки зрения его конкретизации». Малеин Н. С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность., Москва., 1985г., 9 стр.

Таким образом, отличие между материальными и формальными финансовыми правонарушениями заключается вовсе не в том, что первые причинили вред, а вторые нет. И те, и другие обладают признаком вреда, который является свойством любого правонарушения. Если оно «безвредно», значит, нет и самого правонарушения.

Различие между этими двумя видами финансовых правонарушений заключается в характере вреда. Материальные финансовые правонарушения причиняют государству вполне реальный имущественный вред (например, в виде недополученных налогов). Формальные финансовые правонарушения причиняют вред в виде дезорганизации правопорядка, установленного в сфере государственных финансов.

Четвертым признаком финансового правонарушения выступает наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими в результате его совершения вредными последствиями.

Наконец, пятым признаком финансового правонарушения выступает наличие юридической ответственности за его совершение (иначе говоря, наказуемость деяния, составляющего содержание правонарушения).

Сразу же отметим, что не всякое неисполнение предписаний финансового законодательства формирует собой состав финансового правонарушения. Финансовым правонарушением будет считаться лишь такое неисполнение предписаний финансового законодательства, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Исполнение предписаний, не подкреплённых мерами юридической ответственности, государство обеспечивает другими методами (посредством, например, косвенного государственного принуждения, судебной защитой интересов потерпевшего субъекта и др.).

Понятие финансовое правонарушение характеризует собой ряд признаков:

1) действие или бездействие;

2) общественная опасность;

З) противоправность;

4) виновность;

5) наличие вреда (материального ущерба);

6) причинная связь между противоправным, виновным действием и наступившими в результате его совершения вредными последствиями;

7) наказуемость (предусмотренная соответствующим законодательством юридическая ответственность).

Таким образом, финансовое правонарушение это противоправное, виновное действие (или бездействие), выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении участником финансового правоотношения своих обязанностей, установленных нормами и финансового законодательства, за которое (нормами административного, уголовного и финансового права) предусмотрена юридическая ответственность.

Ответственность за финансовые правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения финансового правонарушения.

Производство по делам об административных правонарушениях в области финансов, налогообложения ведется на основании Кодекса об административных правонарушениях, действующего во времени и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Финансовое правонарушение является основанием финансово правовой ответственности, т. е. юридическим фактом, согласно которому возникает правоотношение ответственности.

 

Следует отметить, что финансовое правонарушение характеризуется определенным и основополагающими признаками, а именно:

а) противоправностью, виновностью, общественной опасностью, наказуемостью;

б) противоправность как признак финансового правового нарушения означает несоблюдение требований финансово-правовой нормы.

Виновность как признак финансового правонарушения означает, что действие, совершено умышленно или по неосторожности.

Таким образом, финансовое правонарушение носит антиобщественный характер, нарушает финансовый правопорядок, причиняет материальный ущерб обществу и государству, препятствует нормальному функционированию финансовой системы страны.

Наказуемость как неотъемлемый признак финансового правонарушения означает, что действие является правонарушением только в том случае, если за него соответствующим законодательством предусмотрена финансово-правовая ответственность. За иные правонарушения финансового правового характера установлены и могут применяться меры административной и уголовной ответственности.

Следует особо подчеркнуть, что для привлечения правонарушителя к финансово-правовой ответственности необходимо, чтобы имел место состав финансового правонарушения. Состав финансового правонарушения, как правило, представляет собой установленную в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние признается финансовым правонарушением. Состав финансового правонарушения - это совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признаётся финансово-правовым правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами финансового правонарушения являются:

1) субъект правонарушения;

2) объект правонарушения;

3) субъективная сторона правонарушения:

4) объективная сторона правонарушения.

Субъект финансового правонарушения - лицо, его совершившее и подлежавшее в силу этого юридической ответственности. Субъект финансового правонарушения могут как граждане, так и юридические лица.

Субъектами финансового правонарушения выступают физические лица, организации и финансовые агенты. С объективной стороны финансовое правонарушение совершается в форме противоправных действий или бездействии. Большинство финансовых правонарушений, за которые предусмотрена финансовая ответственность, совершается в форме бездействия:

· нарушение срока постановки на налоговый учет в налоговом органе (ст.205 КоАП РК);

· невыполнение налоговым агентом и иными уполномоченными органами (организациями) обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и других обязательных платежей в бюджет (ст.210 КоАП РК);

· неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством (ст.217 КоАП РК) и т. д.

· Некоторые финансовые правонарушения совершаются в форме действий: занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет (ст.209 КоАП РК);

· сокрытие объектов налогообложения (ст.207 КоАП РК);

· несвоевременное зачисление или нецелевое использование бюджетных средств (ст.107 КоАП РК) и др.

Объектом финансового правонарушения (т. е. то, на что оно посягает) является финансовая система государства. Объектом финансового правонарушения является финансовая система государства, на которое направлено противоправное и виновное действие (или бездействие) субъекта правонарушения.

Объект правонарушения не может служить критерием для отграничения финансового правонарушения от административного. Следовательно, несмотря на наличие у финансового правонарушения собственного объекта, в определённых случаях этот же объект может являться и объектом административного правонарушения.

Субъективная сторона финансового правоотношения - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому финансовое правонарушение может быть умышленно или по неосторожности. Субъективная сторона финансового правонарушения - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному действию или бездействию и его последствиям, и выражается в виновности правонарушителя в системе юридической ответственности, традиционно выделяются административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность. Финансово - правовая ответственность является одним из современных видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путём издания нормативных финансово - правовых актов, определяющих основания ответственности, меры которых могут применяться к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. При наличии юридического факта финансового правонарушения, как правило, включается механизм финансовой санкции финансово - правовой нормы. Следовательно, финансовая санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание в виде финансовых пеней и штрафов.

Объективная сторона финансового правонарушения - признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может быть совершенно в форме действия (например, искажение данных налогового учета с целью избежание уплаты налога) или бездействия (например, неподача налоговой декларации). В ряде случаев финансовое правонарушение, совершенное как в форме действий, так и в форме без действия, наносит материальный вред государству. Например, неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом и иными уполномоченными органами (организациями) обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов в других обязательных платежей в бюджет. Вместе с тем существуют финансовые правонарушения, которые вносят дезорганизацию в существующий порядок формирования, распределения и организации использования государственных фондов денежных средств.

Таким образом, объективная сторона финансового правонарушения представляет собой определенные признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может быть совершено в форме действия или бездействия, а также может включать и иные признаки.

1.2 Финансово-правовая ответственность

В условиях рынка, в связи с бурным развитием финансового, в частности бюджетного и налогового законодательства в юридической науке стала выделяться финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности.

Следовательно, финансово-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, содержит все ее признаки, а именно:

- наступает лишь за правонарушение;

- устанавливается государством и связана с применением к правонарушителю санкций соответствующих правовых норм, уполномоченными на это субъектами;

- связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий;

- реализуется в процессуальной форме.

Эти признаки юридической ответственности, будучи характерны и для финансово-правовой ответственности, имеют специфику, обусловленную особенностями финансово-правового урегулирования.

Финансово-правовая ответственность наступает за финансовое правонарушение и выражается в применении нарушителю финансово- правовых норм. С другой стороны, юридическая ответственность - это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности, без правонарушения нет ответственности.

Следует заметить, что финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественного характера, обусловленные спецификой финансово-правовых санкций. В сфере публичного финансового хозяйствования государство стремится получить возмещение материального ущерба, причинённого ему финансовым правонарушением, а также наказать правонарушителя в денежной форме, присущей сфере финансово - правового регулирования..

Финансово - правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме. Общей целью финансово - правовой ответственности является обеспечение реализации финансово - правовых норм.

К числу принципов финансово - правовой ответственности следует отнести принципы законности, соразмерности, однократности, индивидуализаций наказания, полного возмещения причиненного материального вреда, обеспечения финансового правопорядка и финансовой дисциплины.

Следует заметить, что в настоящее время финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности пока еще находится в стадии формирования. В современных условиях рынка установление финансово- правовой ответственности является обязательной составной частью финансово- правового регулирования.

За финансовые правонарушения к правонарушителю, как правило, применяются финансово-правовые санкции. Итак, финансовые санкции - это меры государственного принуждения (мера финансово-правовой ответственности), предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов.

Ответственность за финансовые правонарушения носит финансово-правовой характер. В зависимости от нормативного правового акта предусматривающего (устанавливающего) тот или иной вид юридической ответственности и от характера правонарушения в области функционирования финансовой системы государства устанавливаются следующие виды юридической ответственности:

административно - правовая;

уголовно правовая;

финансово - правовая.

При этом финансовые правонарушения выступают в виде: административного правонарушения (проступка); уголовного преступления; финансового правонарушения. Следовательно, за финансовые правонарушения административно - правового и уголовно - правового характера наступает соответственно административная и уголовно -правовая ответственность. За финансовое правонарушение, представляющее собой противоправное, виновное действие либо бездействие нарушающий установленный финансово - правовым и нормами порядок функционирования финансовой системы предусматривается финансово-правовая ответственность.

Данная ответственность представляет собой особый вид юридической ответственности, отличный от таких видов, как уголовно-правовая и административно-правовая. В свете сказанного финансово-правовая ответственность характеризуется следующими признаками:

1) она установлена непосредственно финансовым законодательством, т. е. меры этой ответственности выступают в качестве элемента финансово-правовых норм;

2) данная ответственность выступает мерой наказания лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей в качестве субъекта (участника) финансового правоотношения. Причем к ответственности привлекается именно субъект финансового правоотношения (независимо от того, кто им является: физическое или юридическое лицо), а не, скажем, должностное лицо юридического лица либо иной его работник;

3) привлечение лица к финансово правовой ответственности осуществляется во внесудебном порядке соответствующим финансовым органом государства.

В теоретическом плане данная ответственность отличается от административной следующими признаками. Во-первых, принято считать, что субъектом административной ответственности не может быть юридическое лицо, им является физическое лицо. Здесь же субъектом ответственности может выступать и юридическое лицо (например, организация налогоплательщик). Во-вторых, составы административных финансовых правонарушений в Кодексе об административных правонарушениях, а состав («чисто» финансовых правонарушений - в актах финансового законодательства). Привлечение, в-третьих, правонарушителя к административной ответственности производится по правилам производства по делам об административных правонарушениях, установленных КоАП, привлечение же к финансово-правовой ответственности регулируется нормами финансового законодательства.

Впрочем, это различия носят, следует признать, теоретический характер, поскольку в практике правового регулирования ответственности за совершение финансового правонарушения государство может предусмотреть административную ответственность (с включением ее непосредственно в Кодекс об административных правонарушениях) не только физических, но и юридических лиц. В этой ситуации качественное отличие административных и финансовых правонарушений начинает исчезать.

Мерами финансово-правовой ответственности выступают, как уже отмечалось, пеня и штраф, рассчитанные, как правило, в процентах от суммы невыполненного финансового обязательства (например, от суммы неуплаченного налога).

Отдельного разговора заслуживает порядок производства по делам о финансовых правонарушениях. Рассмотрим этот порядок на примере производства по делам о взыскании налоговой задолженности. Сама налоговая задолженность включает в себя сумму неуплаченного налога (недоимки), а также сумм пени и штрафа. Взыскание налоговой задолженности, включая пени и штраф, производится в бесспорном порядке на основе одностороннего решения соответствующего финансового органа.

При этом погашение налоговой задолженности производится в следующей последовательности: сначала взыскиваются начисленные пени, затем, штраф и лишь в последнюю очередь -- сумма недоимки. Поэтому если у налогоплательщика не хватает денег для полного погашения налоговой задолженности, то он может оказаться в состоянии вечного должника перед государством, даже при уплате пени и штрафа, основная сумма долга -- недоимка будет порождать новые пени и штрафы.

Погашение налоговой задолженности производится за счет денежных средств находящихся на банковском счете налогоплательщика, списание средств со счета в пользу бюджета производится на основании платежного поручения налогового органа, которое банк обязан исполнить в обязательном порядке и в первую очередь.

Если денежных средств, находящихся на банковском счету налогоплательщика недостаточно для погашения налоговой задолженности, то погашение следует за счет денежных средств дебитора (должника) этого налогоплательщика.

Если этих денег не хватило, то погашение идет за счет имущества налогоплательщика, которое перед этим по решению налогового органа проходит стадию «ограничения в распоряжении».

Налоговые органы имеют право без согласия налогоплательщика - юридического лица индивидуального предпринимателя обратить взыскание на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика в пределах суммы налоговой задолженности.

Реализация ограниченного в распоряжении имущества осуществляется на специализированном аукционе. Таким образом, налоговые органы по существу обладают правом конфискации имущества (в виде денег и материальных ценностей) налогоплательщика в счет погашения недоимки, пени и штрафа. Именно это вызывает сомнения в законности столь широких полномочий налоговых органов.

Существует также мнение, что пеня, опять-таки не являясь санкцией, выступает способом возмещения убытка государства, возникшего в результате неуплаты налога. Если проводить аналогию с гражданским правом, то пеня выступает в качестве способа некоего возмещения той упущенной выгоды, которая возникает у государства вследствие не поступления денежных сумм, которыми оно обладало бы при своевременной и полной уплате налога. Такое понимание финансово-правовой пени выгодно для финансовых органов, поскольку дает основание для ее бесспорного взыскания самим финансовым органом вместе с недоимкой.

Нисколько не возражая против права государства на возмещение убытков, возникших вследствие неуплаты, несвоевременной уплаты или неполной уплаты налога или выполнения других финансовых обязательств, отметим, что такое понимание пени отличается от традиционного, согласно которому она выступает способом наказания лица, не качественно выполнившего или вообще не выполнившего свое обязательство.

Таким образом, пеня, выполняя роль и способа обеспечения исполнения обязательства, и способа возмещения убытка в форме улучшенной выгоды, при всех обстоятельствах является санкцией, т.е. выполняет роль той юридической ответственности, к которой привлекается правонарушитель.

Второй вопрос, который возникает преступностью в связи с принудительным взиманием налоговой задолженности, связан с очередностью исполнения банком требования налогового органа при наличии нескольких требований к банковскому счету налогоплательщика и при недостаточности на нем денежных средств, для удовлетворения всех предъявленных требований. Предусмотрено, что требования налоговых органов должны исполняться в первоочередном порядке. Таким образом, фискальные интересы государства поставлены выше интересов всех других лиц, в том числе требований по выплате заработной платы. Однако, к примеру, устанавливая очередность требований кредиторов при ликвидации юридического лица, Гражданский кодекс установил для таких поручений четвертую очередь (ст. 51).

Это соответствует и общепризнанным принципам и нормам международного права. В частности, Конвенция Международной Организации Труда об охране заработной платы признает трудящихся привилегированными кредиторами в отношении их заработной платы.

Как институт общей части финансового права правовое регулирование финансово-правовая ответственности представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих виды финансово-правовых нарушений и юридической ответственности за их совершение.

II. Коррупционные правонарушения

2.1 Общественная опасность коррупции в финансовой сфере

Коррупция как негативное явление появилась с тех самых времен, когда один субъект социальных отношений получил или взял больше прав и свобод, чем другие члены общества. Создание государства о качестве структурированного и иерархического отношения над людьми, параллельное усложнение регулятивно-управленческого бюрократического аппарата и, самое главное, расширение социального пространства для проникновения государства привело к большей зависимости индивида от государственных структур. Вышеуказанное превратило коррупцию в постоянного спутника политико-властных отношений. Коррупцию можно считать необходимым элементом государственной власти, которая не может существовать без того, чтобы ею злоупотребляли. Следовательно, особая роль об угрозе конституционному строю принадлежит Коррупции. Сталкиваясь с коррупцией должностных лиц государственных учреждений, общественность начинает проявлять глубокое недоверие, испытывать страх и нежелание сотрудничать с властями. Это наносит серьезный ущерб структурам общества ввиду ослабления желания его членов поддерживать традиционные социальные структуры. Широко распространенная коррупция ведет к циничной и оппортунистической позиции тех, кто видит, что продажность государственных должностных лиц идет рука об руку с безнаказанностью преступников. Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом Доклад Ген.сек. ООН. Вена 13-23 апрель, 1993г., стр.97

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.