Сделай Сам Свою Работу на 5

Метод убеждения и приемы его использования в практике следователя.





ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

 

Москва, 2007

 

ПЛАН

 

Введение........................................................................................................... 3

Содержание и классификация методов психологического воздействия....... 4

Метод убеждения и приемы его использования в практике следователя... 10

Метод стимулирования, его приемы и условия эффективного использования в деятельности следователя.............................................................................. 16

Метод «психического заражения», его учет в правоохранительной деятельности. 19

Выводы........................................................................................................... 20

Приложение................................................................................................... 22

Литература:.................................................................................................... 24

 

Введение

Психологическое воздействие - это один из многочисленных видов воздействия, наряду с которым существует также правовое, экономическое, идеологическое, и другие виды воздействия. Оно применяется в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, осуществления воспитательной работы с правонарушителями, в ходе нейтрализации негативных явлений, возникающих в экстремальных ситуациях, организационно-управленческой деятельности. Таким образом, применение методов психологического воздействия является важным резервом совершенствования деятельности сотрудников органов внутренних дел.



Содержание и классификация методов психологического воздействия

В целом под воздействием понимается активное и целенаправленное действие на определенные объекты. Говоря об активном действии, имеется в виду, что воздействующий не удовлетворяется стихийным течением событий, а берет в свои руки управление состоянием объекта воздействия. Указание на целенаправленность действия подчеркивает, что субъект воздействия (воздействующий) преследует при этом определенную цель.

Психологическое воздействие — это направленная передача ин­формации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Например:



- Вас интересует полиграфия? - Я остановился. Честно говоря, я даже не разглядывал этот стенд, а просто шел задумавшись, глядя сквозь него. К этому моменту я уже пробродил два часа по выставке и подобрал пяток типографий, с которыми мы будем сотрудничать, так что сейчас меня интересовало только кофе.
- Нет, спасибо.

Толстая пачка рекламных образцов в моих руках не подтверждала мои слова. Молодой человек демонстративно задержал на ней взгляд.
- Тогда давайте я вам просто подарю папку, что бы вам было удобнее хранить образцы.

Это было приятно. Я согласился и подошел к стенду. Консультант на миг скрылся за стойкой, и, появившись оттуда с папкой, с дружелюбной улыбкой протянул ее мне.

- Держите!

Я хотел было сразу убрать в нее рекламные образцы, но понял, что рук у меня не хватает.

- Давайте, я вам помогу.

Он изящно раскрыл папку, одновременно оказавшись слева, плечом к плечу со мной, и аккуратно подставил ее под мои руки с образцами. Мне осталось только разжать пальцы. На мгновение мне показалось, что это самая удобная папка в мире.

Он бережно закрыл папку с образцами, и, продолжая стоять слева от моего плеча, перевернул папку и показал на таблицу, на ее обратной стороне.
- Это расценки на наши услуги. Здесь есть все.

Я чуть наклонил голову, вглядываясь в цифры, и он машинально сделал то же самое.

- Любой образец из этой папки мы так же выполним для вас в лучшем качестве. - С этими словами он аккуратно, словно очень дорогую вещь, протянул папку мне.

Машинально, я так же аккуратно взял ее.

- А сроки? - Спросил я, показывая интонацией, что это последний вопрос.
- Наши сроки вас приятно порадуют. Будьте уверены.



Поставил он точку в своем предложении той же интонацией. И еще раз дружелюбно улыбнулся на прощанье.

Пока я дошел до выхода с выставки, меня еще несколько раз пытались остановить консультатны около полиграфических стендов, протягивая мне свои буклеты и что-то выкрикивая. Но, то ли они оказывались за пределами моей реальности, то ли закрытая папка молчаливо говорила "достаточно", то ли что-то еще...

Через неделю меня позвал шеф и сказал, что нам срочно нужны триста тысяч буклетов для рекламной акции, даты которой уже назначены, и он хочет от меня услышать, что буклеты будут. Зайдя в свой кабинет, я достал папку с выставки и открыл ее. Из всего, что обещали типографии, мне сейчас нужно только одно - гарантии, что материалы будут готовы точно в срок. Конечно же, это обещают все и всегда, но я не первый раз работаю с типографиями.

Поэтому единственным критерием всех гарантий для меня было мое доверие к фирме. А если быть точнее - к ее представителю.

Я вспомнил только одного человека, общение с которым вызывало ощущение комфорта и чувство необъяснимого логикой, но глубокого доверия к нему. Я закрыл папку и перевернул ее, что бы прочитать номер телефона.

Транслируемая информация может быть как в вербальной, так и невербальной форме. Психологическое воздей­ствие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информа­цией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию. Выделяют объект, субъект и процесс психологического воздействия.

Объект, будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не согла­шаться с субъектом, а в отдельных случаях и осуществлять контр­воздействие. Обличению часто подвергается тот факт, что воздействие строится в расчете на низменные влечения человека, агрессивные устремления

Среди объектов (мишеней) воздействия выделяют:

1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации актив­ности, поведения человека. Для того, чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего рань­ше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (бе­зопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществ­ляется в случае неудовлетворения основных витальных по­требностей человека (этот прием осуществляется и в поли­тике, чтобы “сбить” активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

2) установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; создать новые установки или изменить актуальность существующих уста­новок, или их разрушить. Если установки разрушены, дея­тельность распадается. Условия, которые этому способству­ют: фактор неопределенности — чем выше уровень субъек­тивной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Метод созда­ния неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние “разрушенных установок”, “потери себя”, и если потом показать человеку путь выхода из этой неопре­деленности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут про­изведены внушающие маневры: апелляция к мнению боль­шинства, обнародование результатов общественного мне­ния в сочетании с вовлечением в организуемую деятель­ность. Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, использу­ется метод ассоциативного, или эмоционального пере­носа: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо опре­деленную эмоцию по поводу этого контекста. Для из­менения эмоционального отношения и состояния челове­ка к текущим событиям эффективен прием “воспомина­ния горького прошлого”.

3. Когнитивные(информационные) структуры (в т.ч., информационно-ориентировочная основа поведения человека в целом) - знания об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека.

4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т.п.

5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.

В роли объекта иногда может высту­пать не только один человека, но и группа. В последнем случае процесс оказания воздействия становится более сложным.

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, соци­ального статуса, материальных и информационных ресурсов и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профес­сиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на своего партнера по общению.

Стратегия психологического воздействия - это способы действия субъекта по достижению главной цели психологического воздействия. Существует два основных типа стратегии психологического воздействия: монологический и диалогический Субъект воздействия, руководствующийся монологической стратегией ведет себя таким образом, как если бы только он был полноправным субъектом и носителем истины, а реципиент — лишь объектом влияния. В рамках монологического типа стратегии выделяются два подтипа императивный и манипулятивный. При императив­ной стратегии желаемый результат воздействия прямо указывает­ся субъектом, на понимание и исполнение предписании которо­го должна быть направлена активность реципиента. При манипулятивной стратегии цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством формирования субъектом воздействия активности реципиента таким образом, чтобы она разворачива­лась в желательном для него направлении. К признакам манипулятивного воздействия отно­сятся стремление поставить партнера по общению в определен­ную зависимость, легко или трудно фиксируемый обман и лице­мерие (навязчивость, стремление угодить, ощущение недогово­ренности и пр ) и призыв к объединению против кого-то.

Диалогическая(разви­вающая) стратегия построена на принципиальном равноправии взаимодействующих партнеров.

К динамическим характеристикам воздействия относятся темп, па­узы и общая атмосфера оказания влияния, их длительность и интен­сивность. Высокий темп воздействия позволяет достичь большей эф­фективности, поскольку не оставляет реципиенту времени на осоз­нанное обдумывание поступающей информации; в то же время он не должен быть слишком высоким, иначе сообщение может восприни­маться хуже и, соответственно, результативность воздействия будет ниже. Низкий темп воздействия неприемлем совсем, так как растя­нутость сообщения может вызвать у реципиента негативные эмоции и положительный результат воздействия не будет достигнут. Умелое использование пауз в ходе воздействия может значительно повысить его эффективность. Паузы в основном используются во время устно­го межличностного воздействия Убеждающее воздействие можно организовать таким образом, чтобы из всего сказанного субъектом следовал определенный вывод. Если такой вывод осуществляется са­мим объектом воздействия входе паузы, то он воспринимается им как более верный и значимый, чем если бы он был преподнесен субъектом воздействия Длительность воздействия может быть раз­ной и зависит от цели, с которой оно осуществляется. Если цель воз­действия заключается в том, чтобы объект принял определенную точку зрения, то наиболее действенным будет краткое утверждение, повторяющееся в одних и тех же фразах.

Средства воздействия могут быть вербальными и невербальными. При их адекватном подборе они могут обеспечить эффективность оказания воздействия. Основой успеха является выбор системы аргументации.

Психологическое воздействие может осуществляться на раз­ные уровни психики: на осознаваемый и неосознаваемый. Отсюда и идет классификация методов воздействия. Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на объект.

Вопрос о классификации методов психологического воздействия в настоящее время еще окончательно не разработан. Многие авторы ограничиваются выделением и описанием 2-3-х групп методов. Для решения задач, стоящих перед следователями особый интерес представляет следующая классификация:

1) по цели воздействия; С этой точки зрения разнообразные методы педагогического воздействия можно разделить на:

а) применяемые, в основном, для коррекции личности (т.е. блокировании и нейтрализации ее негативных качеств и формировании положительных);

б) применяемые для дальнейшего развития личности.

2) по форме воздействия: выделяют прямое воздействие (методы убеждения и внушения) и косвенное воздействие (метод стимулирования, феномен «группового давления»).

3) по объекту воздействия: различают воздействие на личность (индивидуальное) и на группу лиц (групповое).

4) по применяемому методу – коммуникативное и внекоммуникативное воздействие.

5) по продолжительности воздействия: выделяют кратковременное (метод внушения) и долговременное (метод убеждения) воздействие.

Мы остановимся на таких методах воздействия как убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосоз­наваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Метод убеждения и приемы его использования в практике следователя.

По оценке большинства авторов метод убеждения является ведущим, занимает определяющее место в системе методов психологического воздействия.

Под убеждением понимают прямое коммуникативное воздействие, в ходе которого происходит сознательное принятие объектом определенной позиции. Этот метод «апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения».

Следователи должны в совершенстве владеть этим методом, а для этого необходимо знать условия, обеспечивающие успех убеждения.

Требования, предъявляемые к убеждению:

1) текст убеждения должен быть понятным объекту и соответствовать его социальному опыту;

2) смысл убеждения должен быть значимым и актуальным для объекта воздействия, т.е. он должен соответствовать его основным потребностям и мотивам;

3) должно быть необходимое сочетание абстрактных теоретических положений с конкретными реальными жизненными фактами; причем, чем ниже уровень развития объекта воздействия, тем больше должно быть конкретных фактов и наоборот, более высокий уровень развития требует большей опоры на теоретические положения и концепции.

4) сравнительно высокий уровень эмоциональности; здесь нужно соблюдать меру, т.к. слишком высокий эмоциональный накал затрудняет восприятие смысла текста убеждения.

5) последовательность изложения и передачи информации; лучше давать информацию постепенно и разбить ее на несколько этапов; эффект, на который рассчитано применение этого метода, проявляется не сразу, а где-то через 10-14 дней (среднестатистическая величина – до 2-х недель). Зато большим преимуществом этого метода является то, что изменения в сознании объекта воздействия остаются надолго.

Метод убеждения реализуется с помощью различных приемов воспитательного воздействия, использование которых позволяет дифференцировать подход к объектам воспитания и на этой основе избирать оптимальный путь действия.

Широко распространенным приемом является разъяснение, которое может касаться самых различных сторон социальной жизни, социальных ценностей и принципов поведения в обществе. Разъяснительная работа достигает успехов в том случае, если она не сводится к изложению прописных истин, общеизвестных положений, а опирается на конкретные убедительные факты. Оперируя ими, следует шире применять приемы сравнения, сопоставления, противопоставления. Полезным в разъяснительной работе является раскрытие всех фактических и юридических последствий противоправных действий, их продолжения, повторения, показ того, что эти последствия, как правило, не соизмеримы с сиюминутной «выгодой» от таких действий.

Разъяснение с успехом может быть использовано в работе со взрослыми правонарушителями, чья нравственно-педагогическая запущенность выражается главным образом в обедненности сознания, скудности знаний, неразвитости интеллекта, а также с лицами, у которых отмечается морально-психологическая слабость личности, ее раздвоенность, легкомыслие, бесшабашность, бездумное отношение к жизни, к своим поступкам и их последствиям.

В случаях, когда требуется доказать сложность, несостоятельность каких-либо положений и взглядов, развенчать стойкую антиобщественную позицию, применяется более сложный прием словесного убеждения – опровержение. Его использование создает определенные психологические сложности, связанные с борьбой мотивов, переоценкой ценностей, пересмотром привычных взглядов и отношений, ломкой стереотипов. Для опровержения стойких антиобщественных взглядов, доказывания их несостоятельности необходимы веские аргументы, тщательное психологическое изучение объекта воздействия (выявление «слабых», уязвимых сторон личности). Успешное использование этого приема требует высокой эрудиции, умения вести полемику строгой логичности, последовательности суждений, неукоснительного соблюдения всех требований, предъявляемых к методу убеждения в целом.

Наиболее часто этот метод применяется при индивидуальной воспитательной работе и работе с малой группой (численностью не более 5 человек). Если число участников группы возрастает, то применение этого метода затрудняется вследствие наложения на воздействие фактора влияния группы и лучше в этом случае применять другой метод.

Принуждение - метод воздействия результатом, которого является принятие какого-либо предложения. Метод при­нуждения, с психологических позиций, по сути совпадает с мето­дом убеждения. Субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств, однако главная особенность метода при­нуждения, по сравнению с убеждением, в том, что он потенциально содержит в себе негативные санкции для объекта. Имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы. Вторая модификация проявляется, напри­мер, в управленческой или воспитательной практике.

Метод внушения, возможности и условия его эффективного использования при решении следственных задач.

Под внушением понимают некритическое восприятие объектом информации, позволяющее изменить его поведение в короткий период времени.

При внушении не затрагиваются глубинные структуры личности (мотивационно-потребностная сфера), оно имеет чисто ситуативный характер. Сопровождается очень высоким уровнем эмоциональной напряженности. Этот метод наиболее широко применяется, когда надо срочно и быстро изменить поведение человека, хотя бы на короткий срок. Оптимально использование этого метода при воздействии на группу лиц. Причем чем больше группа по численности, тем больше выражен эффект внушения. Механизм внушения в данном случае основан на таком качестве личности как конформизм. Само слово «конформизм» имеет в обыденном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Как справедливо заметил И.С. Кон, на уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении. Психологами было установлено, что влиянию группы (конформности) в большей или меньшей мере подвластны все люди.

Конформность – явление социально-психологического характера – постоянно присутствует в любой группе. Доказано, что конформность в сложных вопросах выше, чем в простых, и что конформность у людей варьирует в зависимости от рода их постоянных занятий и возраста.

Эффективность внушения усиливает все то, что снижает возможность рациональной оценки ситуации – страх, неуверенность в собственных силах, эмоциональные переживания. Чем больше численность группы, тем больше все ее члены поддаются внушению.

Для того чтобы внушение было наиболее эффективно нужно, во-первых, предварительно изучить предполагаемый объект воздействия, т.е. постараться как можно больше собрать информации о поло-возрастном составе группы, основных мотивах ее поведения, дать оценку уровню интеллектуально-культурного развития.

Если внушение проводится в младшей возрастной группе, то необходимо обязательно использовать в ходе внушения примеры на основе актуальных событий из жизни этой группы.

Во-вторых, учитывать возможность коммуникативных барьеров общения и по возможности их преодолевать. Среди таких барьеров можно выделить:

а) понятийный или терминологический – использование непонятных для аудитории слов и терминов затрудняет понимание и снижает интерес к смыслу сообщения. Например: законодатель считает, что … (непонятно, а кто это такой);

б) барьер стериотипизации возникает, если человек неосознанно кому-то подражает («идеализация» социального шаблона). Пример такого шаблона фраза: «в соответствии с решениями …» После такого начала аудитория уже не слушает. Чтобы этого не произошло начало текста не должно быть стандартным;

в) ролевой и статусный барьер.

Степень готовности аудитории сосредоточить свое внимание на сообщениях, определенного содержания, воспринимать их и усваивать в значительной мере зависит от ее представлений о человеке, выступающем в роли коммуникатора. Большое значение приобретает оценка его статуса и ролевого поведения, его престижа, искренности намерений и достоверности исходящей от него информации. Процесс внушения в условиях, характеризующихся положительно по отмеченным показателям бывает весьма эффективным. В литературе данный феномен описан как «эффект мистера Смита». Он заключается в том, что в различных аудиториях одного и того же незнакомого им человека представляли сначала как лаборанта, потом как преподавателя кафедры, лектора и наконец как профессора. Затем просили аудиторию оценить рост мистера Смита. Соответственно с возрастанием социального статуса мистера Смита от лаборанта до профессора его рост пропорционально увеличивался, и в итоге разница составила около 30 сантиметров.

г) Половозрастной барьер. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает того, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений (люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте, а кто помоложе, раздражаются, посмеиваются). Оптимально понимают друг друга люди с небольшой разницей в возрасте (не более 3-5 лет).

Все эти барьеры необходимо целенаправленно преодолевать в процессе внушения.

В-третьих, для успешной реализации целей внушения необходимо учитывать, что чем больше число участников в группе, тем в большей степени нарастает конформизм в ней и соответственно более эффективно внушение.

Такой фактор, как напряженное ожидание в условиях дефицита информации по важному актуальному вопросу, серьезно влияет на готовность аудитории принимать предлагаемые суждения некритически.

Внушение на индивидуальном уровне осуществляется за счет 2-х основных приемов:

1) внушение авторитетом;

2) внушение страхом.

Явление внушения авторитетом используется очень давно, правда, в большей степени оно изучалось в связи с медицинской практикой или, с некоторыми конкретными формами обучения. Примером внушения авторитетом может быть исцеление Христом больных. Это исцеление основывалось на их вере в Христа, преклонение перед его способностями и талантом врачевателя, что и позволило впоследствии Христа считать первым психотерапевтом. В дальнейшем этот прием был взят на вооружение психотерапией при лечении невротиков и ипохондриков (людей, «ушедших в болезнь» и нашедших в ней выход из сложных жизненных ситуаций). Таким людям давали безвредное неактивное вещество (типа глюконата кальция), но авторитетный врач внушал, что это, очень эффективный препарат, который помог очень многим больным от такой же болезни. И действительно, в результате применения такого «неактивного препарата» (в медицинской литературе он называется «плацебо») многие излечивались.

Иллюстрировать механизм внушения страхом может факт из служебной деятельности одного отделения ГАИ. На участке дороги, подведомственном данному отделению, возросло число дорожно-транспортных происшествий вследствие превышения скорости водителями. Сотрудники ГАИ «отлавливали» таких правонарушителей и в принудительном порядке заставляли смотреть 1,5 часовой документальный фильм о ДТП, снятый с массой ужасающих и леденящих душу деталей. Фильм оказывал мощное эмоциональное воздействие, после просмотра редко кто из водителей был в состоянии сесть за руль машины. В результате применения этой меры число ДТП резко уменьшилось.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.