Сделай Сам Свою Работу на 5

Типологическая (морфологическая) классификация языков.





Синонимия и антонимия.

Синонимия
Синонимы - это близкие по значению, но разно звучащие слова, выражающие оттенки одного понятия.
В синонимии используется понятие – синонимический ряд. СР – группа синонимичных слов, расположенных по степени уменьшения их близости. Начинается с основного слова ряда, семантической доминанты, остальные члены ряда отличаются разными семантическими стилистическими оттенками: запрещать -> воспрещать -> возбранять(высокий стиль)

В СР могут входить словосочетания и фразеологизмы.
Основные факты возникновения синонимов:
- в результате развития науки, прогрессирует познавательная деятельность человека;
- скрещивание говоров, лексические заимствования;
- стилевая дифференциация речи;
- изменение оценочного отношения к окружающим предметам и явлениям;
- диалектная и профессиональная лексика;
- возникновение синонимии в результате полисемии.

Синонимы могут быть контекстуальными и общеязыковыми.
Наличие синонимов определяет богатство языка, так как они выполняют множество разных функций.
Виды синонимов:
1) идеографические (семантические) – близкие по значению слова, которые различаются понятийно (приятель - друг)
2) стилистические – близкие по значению слова, которые различаются стилистическими признаками (бедность – нищета - голь)
3) семантико-стилистические – различаются и понятийно, и стилистически (близкий – свойский - домашний)
Синонимы активно используются в публицистике и худ.литературе.
Антонимия
Анто´нимы (греч. anti – против и onyma – имя) – слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, противопоставленные друг другу по наиболее существенному для их значения смысловому признаку.
Два и более антонима, семантически близких по функции противопоставления, образуют в языке антонимический ряд (антонимическую парадигму). АР: 1) бинарные (слева-справа), 2) полинарные (любовь – ненависть, враждебность, нелюбовь).
В русском языке преобладают бинарные антонимические ряды.
В антонимический ряд, помимо отдельных слов, могут входить словосочетания и фразеологические единицы.
Виды антонимов:
1) контрарные – (противоположные) - обозначают противопоставленность предметов, признаков, явлений. В состав контрарного АР можно включить средний член – слово с относительно нейтральным значением, вокруг которого располагаются положительный и отрицательный члены. Например: любовь – равнодушие – ненависть и т.п.
2) контрадикторные – (противоречащие) - обозначают противопоставленность предметов, признаков, явлений, один из которых исключает существование другого. Средний член не может быть включен в антонимический ряд. Например: вверх – вниз и т.п.
3) конверсивные – (векторные) - особый тип антонимов, обозначающих противоположность разно­направленных действий, признаков. Например: давать – брать, продавать – покупать и т.п.





 


4. Основные лингвистические традиции.
Лингвисти́ческая тради́ция — общее название для направления человеческой мысли, в русле которой формировались лингвистические представления различных народов.

Взгляды на существование и устройство языка складывались, начиная с древних времён. Человеку свойственно задумываться об окружающих его явлениях, в том числе и о происхождении и установлении языка, на котором он говорит. В донаучный период с попытками дать ответ на этот вопрос происходил постепенный переход от мифологических представлений к философским построениям. Истоки традиций первоначально находятся в потребности обучения родному языку. Контакты с другими народами обозначили задачу понимать чужие языки. Экономическое и культурное развитие цивилизаций позволило рассматривать все языки не только как средства взаимпонимания, но и особые инструменты для использования во всех видах деятельности.



В исторической перспективе выделяется несколько основных лингвистических традиций:

индийская лингвистическая традиция,
китайская лингвистическая традиция,
греческая лингвистическая традиция,
римская лингвистическая традиция,
арабская лингвистическая традиция.

В каждом достаточно развитом обществе появлялись свои традиции с особенными чертами. Восточная (индийская) и античная (греко-римская) традиции в совокупности оказали большое влияние на современное состояние науки о языке.

Древнейшей лингвистической традицией считается индийская. В ней впервые обсуждаются большинство собственно языковедческих вопросов. Значительное расхождение санскрита от современных ему тогда языков повседневного общения поспособствовало появлению трактатов под названием «Веданги», которые учили литературному, письменному языку древнеиндийских религиозных гимнов. На их основе создавались описательно-нормативные грамматики, возникали некоторые понятия фонетики, морфологии и лексикологии. Крупнейшими исследователями того времени, внёсшими значительный вклад в традицию, были Панини и Яска.

Вторая по древности традиция — китайская. Это уникальная национальная традиция, оказавшая влияние на всех своих соседей. Главным объектом внимания выступал иероглиф, его структура и происхождение. Большое внимание уделялось проблеме нормативного написания и инвентаризации большого количества иероглифов.

В греческой традиции впервые обсуждались фундаментальные вопросы, такие как известные споры об аномалии или аналогии имён и их происхождении («по природе» или «по договрённости»). Древнегреческие философские школы выработали основные понятия грамматики, многие из которых позже перешли в средневековую и современную европейскую традицию. Наиболее известными философами, развивавшими эти идеи, были Платон и Аристотель.

Римская традиция возникла под влиянием греческой. Особое внимание в ней уделялось дальнейшей разработке грамматики и стилистике в многочисленных трудах образованных граждан. Значительный вклад внесли Марк Теренций Варрон, Элий Донат и Присциан.

С бурным становлением арабского государства возникла арабская традиция, которая усвоила все предыдущие достижения и активно продолжала развивать грамматику. Так же уделялось большое внимание фонетике, лексике и диалектным особенностям.

 

Типологическая (морфологическая) классификация языков.

Типологическая классификация языков - классификация, основанная на сходстве и различии языковой структуры (морфологическая, фонологическая, синтаксическая, семантическая), независимо от генетической или территориальной близости. С этой точки зрения выделяются: изолирующий (аморфный) тип (древнекитайский, вьетнамский), агглютинирующий (агглютинативный) тип (тюркский, многие финно-угорские языки), флектирующий (флективный) тип (русский язык).
Типологическая классификация объединяет языки по общности строя и типа. Не зависит от происхождения и опирается, прежде всего, на грамматику.
Базисные понятия типологической (морфологической) классификации — морфема и слово; основные критерии: характер морфем, объединяемых в слове (лексические — грамматические), способ их объединения (пре- или постпозиция грамматических морфем, что имеет непосредственное отношение к синтаксису; агглютинация — фузия, что относится к области морфонологии); соотношение морфемы и слова (изоляция, когда морфема = слову, аналитизм / синтетизм словообразования и словоизменения), связанное с синтаксисом.

Типологическая классификация стремится характеризовать не конкретные языки, в которых всегда представлено несколько морфологических типов, а основные структурные явления и тенденции, существующие в языках.

 

6. Табу и эвфемизмы. Паронимия.
Табу — этнографическое понятие, касающееся и языка. Табу означает запрет, возникающий в сфере общественной жизни на разных ступенях развития общества. Исходя из различных предпосылок, такой запрет может распространяться и на факты языка.
Так, у народов, находящихся на ранней стадии общественного развития (полинезийцы, австралийцы, зулусы, эскимосы и др.), табу слов возникает на почве мифологических верований. В случае смерти вождя нельзя дотрагиваться до его тела, трогать его вещи, входить в его дом, говорить с его женой и произносить его имя, так как факт смерти — это проявление деятельности духов и вступать с ними в противоречие нельзя, иначе вызовешь их гнев.

Для замены табу слов нужны другие слова — эвфемизмы. Эвфемизмы — это заменные, разрешенные слова, которые употребляют вместо запрещенных (табуированных).
В эпоху формирования народностей в крестьянской среде, источником табуирования служили суеверия и предрассудки. Отсюда потребность в эвфемизмах для наименования смерти: вместо умер говорят отправился к праотцам, отдал богу душу, приказал долго жить, преставился, лег на стол, протянул ноги, скончался (последний эвфемизм употребляется и в городской среде более поздней эпохи).
Другим источником табуирования слов в цивилизованной среде служит этикет, боязнь грубых или неприличных выражений; так, вместо вы врете говорят вы ошибаетесь, вы не вполне правы.
Причиной табуирования может служить цензурный запрет (военная или дипломатическая тайна), поэтому собственные имена стран, городов, предприятий, военных частей и лиц заменяются буквами или их названиями: N (эн).
Паронимия.
Паронимия - явление частичного звукового, письменного сходства слов (паро­ни­мов) при их семантическом различии (полном или частичном): архаический – архаичный, длинный – длительный.
Паронимы не могут заменять друг друга в одном и том же контексте, так как это приводит к искажению смысла высказывания.
Два и более паронима образуют в языке паронимический ряд (паронимическую парадигму). Бинарные(всякий – всяческий) и Полинарные(единственный – единый – единичный).
Виды паронимов:
1) полные - паронимы с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные смысловые понятия. Например: осужде´ние – обсужде´ние, восхо´д – всхо´д и т.д.
2) неполные - паронимы, в которых наблюдается неполное разделение объёма значений, что вызывает их сближение. Например: аристократи´ческий – аристократи´чный, коми´ческий – коми´чный и т.д.
3) частичные - паронимы, различающиеся местом ударения, характеризующиеся общностью смысловых понятий и возможным совпадением сочетаемости. Например: водный напор – водяной напор, героический подвиг – геройский подвиг и т.д.

7. Язык и речь. Речевая деятельность. Функции языка.
Язык как масса всего произведённого речью – не одно и то же, что сама речь в устах народа.

Развитие этого положения Гумбольта нашло отражение в работе Соссюра «Курс общей лингвистики».

Основные положения Соссюра:
- Изучение языковой деятельности распадается на 2 части. Одна имеет предметом своим язык, который является социальным явлением и не зависит от отдельного человека. Вторая изучает речь, т.е. индивидуальную сторону речевой деятельности, являющейся второстепенной по своей сути.

«Оба предмета тесно связаны между собой и друг друга взаимно предполагают. Язык необходим, чтобы речь была понятна, а речь – чтобы установился язык».
Исторический факт речи всегда предшествует языку.

 

Для Соссюра соотнесены 3 основных понятия: речь, язык и речевая деятельность(язык является её важнейшей частью).

Речь – индивидуальный акт воли и понимания. Речь: 1)комбинации, при помощи которых человек пользуется языковым кодом для выражения мыслей; 2)психофизический механизм, позволяющий объективировать человеку комбинации.

По Соссюру речь – индивидуальное явление и побочное, второстепенное, но комбинации не могут быть случайными и побочными, т.к. находятся вне субъекта. В этом противоречие. Чтобы его устранить, ученые вводят термин – речевой акт.

Язык – это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу.
Язык – это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причём оба элемента психичны.(ошибка Соссюра)

+
1)надо отличать язык как явление социальное, как достояние коллектива, от иных явлений, связанных с речью и речевой деятельностью.

2)язык, будучи знаковой системой, обеспечивает человеческое общение, явление второй сигнальной системы по Павлову.

-
1)признавая социальную природу языка, Соссюр считает язык явлением психическим. Другие ученые заявляют – слова и правила, литература, ремесло и прочее – всё это факты не психические, так как языку свойственна материальность, вне языковой материальности язык бы перестал быть системой знаков.

2)Соссюр не различал речь и речевой акт. Речевой акт – явление индивидуальное, речь – система навыков общения посредством языка.

С точки зрения современной науки, язык – это основное понятие, объединяет всё разнообразие говоров и диалектов, классовой и проф. речи, устной и письменной, диалоги и монологи и т.д.

Речевой акт – индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения. Имеет 2 стороны – говорение, слушание, сообщение. Гов и слуш всегда образуют единство, что обеспечивает понимание.

Речь – не язык и не отдельный речевой акт. Существуют различные виды речи: молодежи, монолог, диалог, полилог и проч., и всё это – разные способы использования возможности языка в разных ситуациях общения.

Язык постоянен, а речь нет.
Речевой акт индивидуален, а речь социальна.

Язык обладает высокой организацией, оперативной динамикой, взаимообусловленностью всех его составляющих.

Ф-ии языка
1) коммуникативная.
2) мыслеобразующая.
3) познавательная(гносеологическая).
4) аккумулятивная(хранение информации).
5) регулятивная.
6) воздейственная.
7) эмоциональная.
8) номинативная.
9) этическая.

8. Фонетика как раздел языкознания. Строение речевого аппарата. Звук.
Фоне́тика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории.

Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).

Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Три аспекта:

1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

Какие органы речи участвуют в его произношении;

Активны или пассивны голосовые связки

Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический)

Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический)

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.