Тема 5. Государственные доходы и расходы.
1. Сущность и назначение государственных финансов. Финансовые ресурсы государства.
2. Источники формирования и классификация государственных доходов.
3. Состав и структура государственных расходов.
4. Принципы и формы бюджетного финансирования.
5. Назначение и роль государственных централизованных фондов.
-1-
Государственные финансы – это составляющая финансовой системы государства, её центральная сфера, через которую осуществляется влияние государства на экономическое и социальное развитие.
По своей экономической сути государственные финансы – это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для выполнения государством функций.
При помощи государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта, который является главным объектом финансовых отношений.
Субъектами государственных финансов с одной стороны выступает государство, а с другой – население и субъекты хозяйствования. В Украине государственные финансы опосредуют почти 80% всех финансовых ресурсов и охватывают разнообразные финансовые институции, при помощи которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.
В состав государственных финансов включают:
· совокупность всех бюджетов страны;
· централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения ;
· финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной формы собственности;
· государственный кредит;
· государственное личное и имущественное страхование.
Функционирование государственных финансов неотделимо от государства. Их необходимость обусловлена тем, что основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены через рыночный механизм. К таким потребностям относятся: структурная перестройка экономики, защита окружающей среды, оборона, правопорядок, проведение фундаментальных научных исследований, подготовка кадров, охрана здоровья и т.д. Следовательно, государство строит свою финансовую политику, определяя уровень вмешательства в хозяйственную деятельность производственных структур и социального обеспечения своих граждан.
Государство может влиять на распределение ограниченных народнохозяйственных ресурсов при помощи таких средств:
· обоснование и осуществление права собственности;
· прямые административные распоряжения с соответствующими санкциями за их нарушение;
· прямое предоставление государством определенных благ, финансируемых из бюджета за счет общих налогов или специальных сборов;
· использование налогов и сборов как инструмент управления производством или потреблением;
· формирование налоговой системы с учетом экономической и структурной политики, льгот;
· государственные субсидии предприятиям;
Государство влияет на распределение и перераспределение доходов и имущества граждан при осуществлении государственной помощи незащищенным слоям населения, при формировании налоговой политики:
· дифференцированные ставки налогов;
· прямое предоставление благ;
· предоставление денежной помощи;
· дотации государства системе социального страхования;
· субсидии производителям для поддержания низкого уровня цен;
· административное регулирование минимальной заработной платы и введение обязательного социального страхования.
Государство проводит мероприятия, направленные на лучшее использование производственных ресурсов, обеспечение уровня занятости и стабильности цен:
· изменение структуры и объема государственных расходов;
· изменение видов и ставок налогов;
· мероприятия в сфере государственного долга;
· проведение определенной политики занятости и заработной платы;
· прямое и непрямое субсидирование предприятий.
Финансовые ресурсы – это первооснова финансового хозяйства государства. Финансовые ресурсы представляют собой совокупность доходов и поступлений, которые находятся в распоряжении предприятий, организаций и государства, и направляются на удовлетворение социальных потребностей с целью расширенного воспроизводства и роста материального благосостояния населения.
В состав финансовых ресурсов государства включаются:
1. Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов государственного управления: ресурсы государственного бюджета, ресурсы местных бюджетов, целевые государственные фонды, финансовые ресурсы государственных финансовых институций (НБУ, государственных страховых фондов, государственных кредитных учреждений).
2. Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении хозяйственных обществ, учреждений и организаций разных форм собственности и видов деятельности.
3. Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении населения (вклады, накопления, депозиты).
Но государство распоряжается не всеми перечисленными финансовыми ресурсами, а только теми, которые сосредоточены в бюджетной системе, централизованных и децентрализованных государственных фондах, а так же в государственных финансовых институциях.
В отличие от финансовых ресурсов государства, финансовые доходы являются безусловною собственность государства, без каких-либо условий и обязательств перед субъектами государства.
-2-
Государственные доходы представляют собой часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения ВВП, которая связана с формированием доходов главного субъекта распределительных отношений – государства.
По материальному содержанию государственные доходы – это сумма средств, мобилизуемых государством для обеспечения своей деятельности.
В зависимости от уровня размещения выделяют следующие виды государственных доходов:
· централизованные – это средства, предназначенные для формирования централизованных денежных фондов – государственного и местного бюджетов, государственных целевых фондов;
· децентрализованные – это доходы государственных предприятий, учреждений, организаций, формируемых преимущественно за счет прибыли и используемые по месту возникновения.
В зависимости от методов аккумуляции финансовых ресурсов выделяют такие группы государственных доходов:
- обязательные платежи и сборы;
- добровольные поступления;
- эмиссия (включает как денежную эмиссию, так и кредитную эмиссию);
- поступления от разгосударствления и приватизации государственного имущества;
- государственный кредит;
- поступления от внешнеэкономической деятельности.
Источниками формирования государственных доходов могут быть: доходы, полученные от распределения вновь созданной стоимости, т.е. национального дохода; доходы от реализации национального богатства; доходы от государственной собственности, включая природные богатства и угодья и т.д.
Государственные доходы могут формироваться на возвратной и невозвратной основе. Возвратные доходы – это государственные займы, а невозвратные доходы – это доходы, получаемые от субъектов распределительных отношений на законодательной основе.
Функционирование бюджета осуществляется при помощи таких категорий как доходы и расходы. Государственные доходы охватывают ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий.
Формой проявления категории доходы бюджета служат разные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, а их материальным воплощением денежные средства, мобилизуемые в бюджете.
Главным материальным источником доходов бюджета является валовый внутренний продукт. Если для покрытия финансовых потребностей его недостаточно, то государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предыдущих и нынешних поколений и привлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которым распоряжается общество в определенный период времени), а именно доходы от приватизации государственного имущества, от продажи золотовалютного запаса и прочих национальных ценностей.
Формирование финансовых ресурсов бюджета может осуществляться на основе внутренних и внешних займов и за счет эмиссии бумажных денег.
Средства, привлекаемые на возвратной и платной основе – временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения и иностранный капитал (путем продажи на финансовом рынке государственных облигаций, получение кредита и т.д.) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов. Поэтому, средства мобилизованные на основе государственных займов, необходимо рассматривать не как источник формирования доходов государственного бюджета, а как способ временного пополнения бюджетного фонда.
Аналогично следует считать и эмиссию бумажных денег, к которой государство прибегает в чрезвычайных ситуациях, когда получение доходов и займов затруднено, а финансирование бюджетных расходов – неотлагательно. Это наиболее непопулярный метод, поскольку он усиливает инфляционные процессы и имеет негативные социально-экономические последствия.
Поэтому, доходами бюджета являются те денежные средства, которые поступают в распоряжение государства на бесплатной и безвозвратной основе в соответствие с действующим бюджетным и налоговым законодательством.
Состав бюджетных доходов, их структура органично связаны с объемами ВВП и определяются финансовой политикой государства.
Доходы бюджета классифицируются по разным признакам.
Согласно бюджетной классификации доходы подразделяются на:
1. Налоговые поступления:
1.1. Налоги на доходы (налог на прибыль, подоходный налог).
1.2. Налоги на собственность (налог с владельцев транспортных средств).
1.3. Платежи за использование природных ресурсов.
1.4. Внутренние налоги на товары и услуги (НДС, акцизный сбор и т.д.).
1.5. Налоги на международную торговлю и внешнеэкономические операции (таможенные пошлины, консульские услуги).
1.6. Прочие налоги (местные налоги и т.д.).
2. Неналоговые поступления:
2.1. Доходы от собственности и предпринимательской деятельности (поступления спецсредств бюджетных учреждений, поступления превышения валовых доходов над расходами НБУ и т.д.).
2.2. Административные сборы и платежи (сборы ГАИ, платежи за услуги медвытрезвителей и т.д.).
2.3. Поступления штрафов и финансовых санкций.
2.4. Прочие неналоговые поступления (поступления средств от реализации имущества, товаров конфискованных таможенными органами, поступления средств от реализации вооружения, военной техники, имущества и т.д.).
3. Доходы от операций с капиталом:
3.1. Поступления от продажи основного капитала (поступления от продажи бесхозного имущества, поступления средств государственного фонда драгметаллов и камней).
3.2. Поступления от продажи государственных запасов товаров.
4. Официальные трансферты:
4.1. От органов государственного управления других уровней.
4.2. Из-за границы.
5. Государственные целевые фонды.
-3-
Государственные расходы – это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства с целью финансирования затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения прочих общественных потребностей.
По материальному содержанию государственные расходы – это сумма средств, потраченных государством в процессе осуществления своей финансовой деятельности.
Система государственных расходов должна обеспечить рациональное размещение и эффективное использование государственных средств.
Классификация государственных расходов:
1. В соответствии с уровнем размещения государственных доходов:
· централизованные (из бюджета и фондов целевого назначения);
· децентрализованные (расходы предприятий государственного сектора).
2. По роли в общественном производстве:
· текущие расходы;
· расходы на развитие.
3. В соответствии с целевым назначением:
· капитальные вложения;
· капитальный ремонт;
· оплата труда;
· оплата услуг, материалов и т.д.
4. По формам финансирования:
· сметное финансирование;
· государственное финансирование инвестиций;
· бюджетные кредиты;
· государственные дотации;
· субсидии и выплаты.
Сметное финансирование – это обеспечение государственными средствами учреждений и организаций социальной сферы, обороны, органов государственного управления, органов правоохранительной системы, органов безопасности, органов судебной власти и прокуратуры.
Государственные финансовые инвестиции – это инвестиции в основные объекты экономического и социального развития.
Бюджетные кредиты – это финансовая поддержка государственных и предприятий с 50% долей государства. Осуществляется она из бюджетных ассигнований на возвратной и платной основе. Финансовую поддержку в форме бюджетных займов в Украине предоставляет Министерство финансов на договорной основе. Государственные кредиты имеют менее жесткие условия, нежели коммерческие кредиты.
Государственные дотации – это форма бюджетного финансирования планово-убыточных предприятий, организаций и учреждений, которые предоставляют услуги или производят продукцию, затраты на производство которых превышают их цену продажи.
Субсидии – это трансферты предприятиям (в денежной форме или в виде услуг) на финансирование текущих расходов. Субсидией считается какая-либо выплата государства в пользу субъекта хозяйствования, которая ограничивается определенной отраслью, определенной целью экономической политики, определенным регионом, определенным производственным фактором.
Состав и направления государственных расходов определяются характером функций государства:
1. Расходы, связанные с политическими функциями государства – это расходы на содержание армии, государственного аппарату управления власти, посольств, консульств, оплата взносов международных организаций и т.д. Они составляют от 3% до 10% ВВП и от 10% до 25% общей суммы государственных расходов.
2. Расходы, связанные с экономическими функциями государства – это государственные инвестиции в отдельные отрасли, субсидии, расходы по внешнеэкономической деятельности и т.д. Эти расходы составляют 10-15% ВВп или 20-35% общих расходов.
3. Расходы, связанные с социальными функциями государства – это расходы на обеспечение минимального прожиточного уровня, развитие образования, культуры, охраны окружающей среды и т.д. Эти расходы составляют 20-35% общих расходов.
За организационную и методическую работу по управлению государственными финансами отвечает Министерство финансов Украины.
Расходы государственного бюджета классифицируются по разным признакам. Одним из наиболее значимых признаков является функциональная классификация, которая отражает направления использования средств бюджета на выполнение определенных функций государства.
Функциональное распределение расходов дает возможность выявить пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, достичь необходимых сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Функциональная классификация:
1. Управление:
· государственное управление;
· судебная власть и прокуратура;
· правоохранительные органы и служба безопасности;
· финансовые и таможенные службы;
· международные отношения.
2. Оборона:
· национальная оборона (финансирование расходов Министерства обороны, Национальной гвардии, Пограничных войск, Штаба гражданской обороны и т.д.)
3. Социальная:
· социальная защита и социальное обеспечение населения (расходы на индексацию доходов и заработной платы бюджетных работников, выплаты компенсаций населению на детей, пенсии и выплаты компенсаций военнослужащим, средства на охраны детства и материнства, помощь малообеспеченным слоям населения и т.д.)
· социальная сфера (образование, подготовка кадров, культура, искусство, СМИ, охрана здоровья, молодежные программы, физкультура и спорт).
4. Экономическая:
· экономическая деятельность государства (капитальные вложения, финансирование реконструкции предприятий, наращивание производства потребительских товаров и продукции производственного назначения);
· фундаментальные научные исследования.
В зависимости от экономического характера операций расходы подразделяются на:
1. Текущие бюджетные расходы – это расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам с целью покрытия их текущих потребностей: закупка товаров и услуг, необходимых для содержания социальной и экономической инфраструктуры (заработная плата государственных служащих, закупка материалов, оплата транспортных и коммунальных услуг); трансферты населению (пенсии, стипендии, помощь и прочие выплаты), текущие субсидии государственным и частным предприятиям, выплата процентов по государственному долгу и т.д. Эти расходы формируют текущий государственный бюджет и составляют большую часть государственных расходов.
2. Капитальные расходы – расходы, связанные с инвестированием государственных средств в основные фонды и нематериальные активы, создание государственных запасов и резервов: затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной собственности, инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и т.д. Совокупность таких расходов формирует бюджет развития.
-4-
Расходованию бюджетных ресурсов конкретными распорядителями предусматривает этап выделения соответствующих средств или бюджетное финансирование – т.е. предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:
· получение максимального эффекта от использования бюджетных ресурсов, предусматривающее нормирование соответствующих затрат, а также минимизацию государственных расходов относительно полученного результата. Эффект может быть выражен как в решении определенных задач социально-экономического развития государства, так и в увеличении ресурсов бюджетного фонда. Практическая реализация данного принципа базируется на использовании программного метода управления бюджетными средствами (т.е. выделение средств на конкретную программу), переход на контрактно-конкурсную систему предоставления бюджетных ассигнований, использовании бюджетного кредитования предприятий и организаций;
· целевой характер использования бюджетных ресурсов;
· объединение собственных, кредитных и бюджетных источников. При определении объема финансирования учитывается наличие собственных средств, возможности получения банковского кредита и в последнюю очередь решается вопрос о бюджетном финансировании;
· предоставление бюджетных средств с учетом выполнения производственных и прочих показателей деятельности и с учетом фактического использования ранее предоставленных ресурсов;
· невозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в таких формах:
· сметное финансирование отдельных бюджетных программ, учреждений, организаций бюджетной сферы;
· трансферты населению;
· бюджетные кредиты юридическим лицам;
· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
· бюджетные инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий;
· бюджетные займы государственным внебюджетным фондам;
· межбюджетные трансферты (дотации, субвенции и др.);
· кредиты иностранным государствам.
-5-
Фонды финансовых ресурсов целевого назначения являются самостоятельным звеном финансовой системы и входят в состав государственных финансов.
Государственные целевые фонды –это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных потребностей.
При помощи целевых фондов можно:
· влиять на процесс производства через финансирование, субсидирование и кредитование предприятий;
· обеспечивать природоохранные мероприятия;
· предоставлять социальные услуги населению через выплату пенсий, социальной помощи, субсидирование социальной сферы в целом.
Целевые фонды классифицируются:
1. В зависимости от целевого назначения: экономические и социальные.
2. В соответствие с уровнем управления: государственные и региональные.
3. По времени создания: постоянные и временные.
Источники формирования целевых государственных фондов определяются характером и масштабом заданий, для реализации которых они созданы.
Направления использования средств зависят от назначения фондов, конкретных экономических условий и содержания разработанных программ.
С 1 января 2001г. уплачиваются не сборы на обязательное социальное страхование, которые в соответствии со ст.14 Закона Украины «О системе налогообложения» относились к числу общегосударственных сборов, а страховые взносы в соответствующие Фонды, которые выступают страховщиками и являются централизованными страховыми фондами. Средства этих Фондов не включаются в состав Государственного бюджета Украины, а все застрахованные лица являются членами Фондов. Взносы на обязательное социальное страхование не входят в систему налогообложения и не являются сборами, которые определены Законом Украины «О системе налогообложения».
Принципы организации централизованных фондов финансовых ресурсов:
· отчисление в фонды централизованно определяются государством в соответствии с законами и являются собственностью государства;
· отчисления в фонды являются обязательными платежами и могут взиматься принудительно;
· расходы из фондов осуществляются только на определенные потребности, предусмотренные законом.
В Украине на сегодняшний день созданы следующие целевые государственные фонды: Пенсионные фонд, Фонд социального страхования по временной нетрудоспособности, Фонд социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев, Фонд защиты инвалидов.
Социальное страхование –это самостоятельная отрасль страхования, охватывающая совокупность отношений по поводу формирования и использования коллективных страховых фондов, предназначенных для выплаты возмещения по временной или постоянной утрате трудоспособности или места работы.
В системе государственного социального страхования роль страховщика выполняет государство, которое берет на себя обязательства по созданию страховых фондов и выплате страхового возмещения. Страховщиками являются предприятия и организации, граждане, государство, а застрахованными – работники предприятий и организаций, а по некоторым выплатам и неработающие граждане.
Функции между государственными целевыми фондами строго разграничены.
Плательщиками страхового сбора на обязательное социальное страхование являются:
· субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их объединения, бюджетные, общественные и другие учреждения и организации, объединения граждан и другие юридические лица, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые используют труд наемных работников;
· филиалы, отделения и другие отделенные подразделения налогоплательщиков, которые не имеют статуса юридического лица, расположенных на территории другого, чем плательщик сборов, территориального округа;
· физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые не используют труд наемных работников, а также адвокаты, частные нотариусы;
· физические лица, которые работают на условиях трудового договора (контракта), а также физические лица, которые выполняют работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, в том числе члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов и тому подобное.
Объектом налогообложения являются:
· фактические расходы на оплату труда работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, в том числе в натуральной форме, которые подлежат налогообложению на доходы физических лиц (подоходным налогом с граждан). К этим расходам не относятся расходы на оплату выполненных работ (услуг) согласно гражданско-правовым договорам, выплату доходов в виде дивидендов, процентов и тому подобное, а также другие расходы, которые не учитываются при вычислении среднемесячной заработной платы для назначения пенсий, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины;
· сумма налогооблагаемого дохода (прибыли), которая вычислена в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины в соответствии с законодательством Украины;
· совокупный налогооблагаемый доход, вычисленный в соответствии с законодательством Украины.
Сбор на обязательное социальное страхование выплачивается одновременно с получением средств в учреждениях банков на оплату труда.
Размер страховых взносов ежегодно устанавливается Верховной Радой Украины по предоставлению Кабинета Министров.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|