Промышленные аварии, катастрофы и их последствия
Аварии, вызванные нарушениями эксплуатации технических объектов, по своим масштабам начали приобретать катастрофический характер уже в 30-х годах XX ст. Влияние этих аварий порой переходит границы государств и охватывает целые регионы. Неблагоприятная экологическая обстановка, вызванная такими авариями, может сохраняться от нескольких дней до столетий. Ликвидация последствий требует больших затрат и привлечения многих специалистов.
В зависимости от масштабов, людских потерь и материального ущерба различают промышленные аварии и промышленные катастрофы.
Промышленная авария – повреждения, пожары, разрушения, уничтожение технических устройств или сооружений на промышленном объекте, происшедшие по конструктивным, производственным, технологическом или эксплуатационным причинам, а также по причине случайных и несанкционированных внешних воздействий, следствием которых могут быть человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, значительные материальные потери.
Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, либо вызвавшая разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.
Самые крупные техногенные катастрофы
Первое место занимает самая глобальная техногенная экологическая катастрофа – взрыв на Чернобыльской АЭС. Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд. долларов, при том, что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла самая страшная ядерная авария в истории человечества. Более 135000 человек, проживавших в радиусе 30 километров от разрушенного реактора, были эвакуированы. Вокруг станции, расположенной вблизи украинско-белорусской границы была создана беспрецедентная по размеру зона отчуждения. На этой запретной территории природа должна была сама справляться с высоким уровнем радиации, вызванным катастрофой. В результате зона отчуждения, по сути, превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент – что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны – и уж тем более о мониторинге происходящего. Чернобыльская катастрофа надолго останется самой крупной и дорогостоящей экологической катастрофой.
На втором месте взрыв американского шаттла Колумбия – первого действующего многоразового орбитального аппарата, который обошелся в 13 миллиардов долларов. Шаттл «Колумбия» погиб в результате катастрофы 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу Земли, перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии». Информацию с жесткого диска Колумбии удалось восстановить, были выявлены причины крушения, что позволило избежать таких катастроф в будущем.
На третьем месте взрыв нефтяного танкера Prestige, который произошел 13 ноября 2002 года, в результате чего 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим разливом нефтепродуктов в истории Европы. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.
Четвертое место занимает гибель шаттла Челленджер. Ни что не предвещало трагедию во время старта космического шаттла Челленджер 28 января 1986 года, но через 73 секунды после старта он взорвался. Эта авария обошлась в 5,5 миллиарда долларов.
На пятом месте взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha, который произошел 6 июля 1988 года и был признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов. Piper Alpha — единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе.
На шестом разлив нефти из танкера компании Exxon Valdez, который произошел 24 марта 1989 года. Это самый масштабный разлив нефти за всю историю человечества. В воду попало более 11 млн. галлонов нефти (около 41,5 миллиона литров). На ликвидацию последствий этой экологической катастрофы было потрачено 2,5 миллиарда долларов.
Седьмое место занимает взрыв бомбардировщика-невидимки B-2. Катастрофа произошла 23 февраля 2008 года, и стоила 1,5 миллиона долларов. К счастью, никто не пострадал, последовали только финансовые затраты.
Восьмое место занимает крушение пассажирского поезда Metrolink. Причиной столкновения поездов, которое произошло 12 сентября 2008 года в Калифорнии, является ошибка диспетчера. Столкнулись два поезда, 25 человек погибло, компания Metrolink потеряла 500 миллионов долларов.
На девятом месте столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля, произошедшее 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эта катастрофа по масштабности превзошла все известные транспортные катастрофы. Машина, проезжая по мосту на огромной скорости, врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. На восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов.
На десятом месте гибель Титаника. Трагедия произошла 15 апреля 1912 г. и унесла 1523 человеческие жизни. Расходы на строительство корабля составили 7 млн. долларов.
Исследования многочисленных промышленных аварий и катастроф подтверждают тот факт, что масштабы и тяжесть их последствий находятся в прямой зависимости от энергетических потенциалов технологических систем. В соответствии с этим различают следующие виды аварий:
1. Транспортные аварии.
2. Пожары, взрывы, угрозы взрывов.
3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ (ОХВ).
4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ).
5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).
6. Внезапное обрушение зданий, сооружений.
7. Аварии на электроэнергетических системах.
8. Гидродинамические аварии.
9. Аварии на очистных сооружениях (ОС).
10. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.
Количество аварий во всех сферах производственной деятельности растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве. Все чаще аварии принимают катастрофический характер, приводя к уничтожению объектов и тяжелыми экологическими последствиями. Статистические данные говорят о том, что ежегодно около 65% чрезвычайных ситуаций, происходящих в Украине, носит техногенный характер.
Основными причинами возникновения промышленных аварий и катастроф являются:
- нарушение трудовой и технологической дисциплины на производстве;
- грубые нарушения требований безопасности;
- потеря или ослабление управления безопасностью;
- износ основного технологического оборудования и производственных фондов;
- прекращение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по совершенствованию систем наблюдения и ликвидации аварий;
- снижение степени воздействия руководителей и специалистов на исполнителей и снижение ответственности на всех уровнях управления;
- ухудшение материально-технического обеспечения качества регламентных работ, износ и разрушение систем противоаварийной защиты;
- уменьшение количественного состава инженерных служб технической безопасности, объемов технической подготовки оперативного ремонтного персонала, снижение производственной квалификации работников;
- просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний;
- некачественное строительство или отступление от проекта;
- непродуманное размещение производства.
Анализ причин аварий и катастроф показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев, они имеют одинаковые фазы развития. Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта фаза очень важна, так как на этой стадии возможно предотвращение аварии. На второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, на второй фазе нет ни времени, ни средств для эффективных действий. Собственно, авария происходит на третьей фазе, как следствие двух предыдущих.
Промышленные аварии и катастрофы в большинстве случаев приводят к тяжелым экологическим последствиям, являются весьма существенным негативным фактором для состояния окружающей природной среды и здоровья населения. Происходящие в результате катастроф нарушения природных экосистем и гибель многих компонентов биоты могут носить необратимый характер.
Характер последствий производственных аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|