Сделай Сам Свою Работу на 5

Отличник. Тема «Социальная сфера»





1) Текст – вар. 25 (2016г).Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми, и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей – личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории – торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.



Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума, в свою очередь, влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей…



Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности – по поддержанию существования членов семьи и по рождению – социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение – через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества. (А. Антонов, В. Медков)

С1.Какие две стороны существования социальной системы отмечены авторами?

С2.Чем, по мнению авторов, характеризуется воспроизводство населения? Используя текст, приведите два объяснения связи демографических и социальных процессов.

С3.Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами деятельность семьи по обеспечению других социальных институтов статусно-ролевыми исполнителями и кратко поясните каждый свой пример.

С4.Используя обществоведческие знания, объясните, как уникальность личности связана с социальными изменениями (приведите три объяснения).



 

2) Текст.Мы ставим перед собой самые серьёзные задачи: к 2020г. войти в пятёрку крупнейших экономик мира. Мы способны эту задачу решить. Но это ведь не самоцель – войти в эту пятёрку; мы с вами понимаем, что от объёма экономики будут зависеть возможности государства по решению социальных вопросов. Это значит: чтобы обеспечить такое динамичное, опережающее движение России вперёд, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике – политике социального развития.

Её содержание гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идёт о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счёте, - на развитие российского народа. Не просто на сбережение, а на развитие российского народа.

…основа социальной политики – это адекватный уровень доходов людей. Уже в ближайшие годы должны поднять средний размер пенсии выше прожиточного минимума и довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны. Конечно, следует развивать и действенную поддержку семьи, материнства и детства…

В ближайшее время нам необходимо детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг. Эту работу нужно вести в постоянном диалоге с гражданским обществом, бизнесом, профессиональными сообществами…

Нужно, наконец, избавиться от стереотипа, что «социалка» - это исключительно вотчина государства: уже есть примеры, когда частный бизнес работает в социальных сферах – и с более высоким качеством, и одновременно с меньшими затратами.

В конечном счёте, неважно, где оказывается услуга: в государственном, частном или муниципальном учреждении, - главное, чтобы человек мог выбрать устраивающий его вариант. А государство должно оплатить предоставленные услуги в объёме, определённом государственными гарантиями…

…социальная сфера должна стать полем для заинтересованного партнёрства государства, бизнеса, общественных структур в реализации их совместных программ. (В.В. Путин)

С1.Как задача вхождения России в пятёрку крупнейших экономик мира связана с социальной политикой государства? Какая задача непосредственно вытекает из этой связи?

С2.В тексте раскрыто значение термина «политика социального развития» в узком и широком смысле. Приведите их, обязательно отметив, какое значение соответствует узкому смыслу, а какое – широкому.

С3.Как вы понимаете использованное В.В. Путиным выражение «система социальных обязательств»? В чём, по мнению автора, заключается её обновление в современных условиях? Как в этом обновлении могут участвовать организации гражданского общества?

С4.В.В. Путин предлагает принять меры для того, чтобы обеспечить адекватный уровень доходов людей. Положение каких категорий населения, в первую очередь, призваны улучшить эти меры? Назовите три таких категории населения. Почему именно этим категориям населения нужна государственная поддержка?

3) Текст. «В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существующих элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий – уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений». А.Б. Безбородов, В.П. Филатов и др.

С1. Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.

С2.Объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.

С3.Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.

С4.Опираясь на содержание текста и знаний курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

Задания С5.

1) С5.1.Назовите любые четыре факторы, влияющие на социальную мобильность.

деятельности; 4. получение образования; 5. изменение семейного положения.

 

2) С5.2.Назовите любые три критерия социальной стратификации.

 

3)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «семья как социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах семьи, и одно предложение – о роли (функциях) семьи в обществе.

 

4)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения: одно с информацией о видах социальной мобильности, и второе – раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

 

5)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Составьте два предложения: одно с информацией о существующих каналах социальной мобильности, и второе – раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

6)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «патриархальная семья»? Составьте два предложения: одно с информацией о двух-трёх признаках патриархальной (традиционной) семьи, и второе – пример, иллюстрирующий любой из названных признаков.

7)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об агентах социализации, и одно предложение – этапах социализации.

8)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах групп с точки зрения характера отношений внутри группы; и одно предложение – о взаимоотношениях социальной группы и личности.

9)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Составьте два предложения: одно с информацией о критериях выделения социальных групп, и второе – раскрывающее любую из функций социальных групп в обществе.

 

10)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Составьте два предложения: одно с информацией о причине(-ах) социальных конфликтов, и второе – раскрывающее отличие повода социального конфликта от его причины.

11)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Составьте два предложения: одно с информацией, где перечислены 3-4 главных социальных институтов, и второе – раскрывающее одну потребность, которую удовлетворяют социальные институты.

Задания С6.

1.C опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

2.Какие потребности удовлетворяют политические институты? Приведите пример такого социального института, проиллюстрируйте тремя примерами его главные функции.

3.Что такое социальная адаптация? Укажите типы социальной адаптации.

4.Укажите две формы социального взаимодействия. Приведите не менее двух примеров (по одному примеру для каждой формы).

5.Укажите типы классификации социальных конфликтов (не менее двух).

6.Укажите две формы межэтнического взаимодействия. Проиллюстрируйте их примерами.

7.Укажите любые три причины межнациональных конфликтов.

8.Докажите, что семья – социальный институт. Приведите не менее трёх положений.

9.Назовите любые три функции семьи, проиллюстрируйте одну из них примером.

10.Покажите на двух примерах отличие традиционной и партнёрской семей.

11.Назовите любые три основания для выделения типа семьи.

Задания С7.

1)На вопрос социологов: «Каким оказался прошедший год для вас, для вашей семьи по сравнению с предыдущим?», 1998 год в ответах получил оценку «труднее» в 83%, а оценку «легче» у 14% опрошенных россиян. 2001 год получил оценку «труднее» в 26% и «легче» - у 26% опрошенных.

Какие выводы можно сделать из этих данных и чем их можно объяснить?

 

2)В ходе социологического опроса 2007г. 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты представлены в таблице:

ответы женщины мужчины
1. женщины имеют больше прав, чем мужчины 4% 10%
2. женщины имеют столько же прав, сколько мужчины 50% 60%
3. женщины имеют меньше прав, чем мужчины 42% 28%
4. затруднились ответить 3% 2%

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

3) По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами трипроявления этой функции.

4)№26 (в.1) В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

5)№26 (в.4) Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.

6)№26 (в.10) Приведите любые примеры трёх профессий, для которых умение вести диалог, умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.

7)№26 (в.26) Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.

 

Задания С8.

1)Составьте план по теме: «Социальная структура российского общества».

 

2)Составьте развёрнутый план по теме: «Социальная группа».

 

3)Составьте развёрнутый план по теме: «Социальная мобильность».

4)Составьте развёрнутый план по теме: «Социальный контроль и его значение для развития общества» (вар. 4).

5)Составьте план по теме«Социальная стратификация общества»(вар. 6).

6)Составьте план по теме«Доходы населения и социальная политика»(вар. 17).

7)Составьте план по теме«Семья как социальный институт»(вар. 22).

8)Составьте план по теме«Социальный контроль»(вар. 28).

9)Составьте план по теме«Проблема социальной стратификации»(вар. 30).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.