Сделай Сам Свою Работу на 5

Есть ли разница между поколениями в «столицах» и регионах?





ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ

Теорию Поколений создали американские ученые Уильям Штраус (William Strauss) и Нейл Хоув (Neil Howe) в 1991 году. Адаптацию Теории Поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис – координатора проекта Rugenerations.

Нейл Хоув был экономистом и специалистом в области демографии, работал для Конгресса США, изучал циклы экономического поведения в Штатах, а Уильям Штраус был историком, писателем и драматургом. Они одновременно и независимо друг от друга попытались понять суть такого явления, как конфликт поколений. Но для этого им пришлось взяться за изучение самого понятия “поколение”.

В результате Хоув и Штраус пришли к выводу, что конфликты поколений обусловлены не разницей в возрасте, а различием ценностей. Если бы было иначе, люди, достигая определенного возраста, приобретали бы ценности, характерные, скажем, для их родителей. Но этого не происходит, дети не становятся точно такими же, как их отцы и матери. Хоув и Штраус изучили период всемирной истории с 1584 по 1991 год и сделали прогноз до 2069 года. В XX веке они вычленили пять поколений и в XXI веке – одно.



На формирование поколенческих ценностей влияют многие факторы – политические, экономические, социальные, технологические. Особую роль играет модель воспитания, принятая в семье. Многие ценности формируются до 12-14 лет, в этот период человек принимает модель поведения в семье как должную, он не воспринимает ее критически, что есть добро, а что – зло, ребенку говорят родители. Ребенок в это время не оценивает происходящее, а просто осваивает наиболее эффективные технологии жизни. Например, если он растет во времена кризиса, голода и войны – он осваивает технологии, которые хорошо работают в эти периоды, и у него появляются определенные ценности (экономность, умение довольствоваться малым); если он растет во времена процветания и экономического роста, то его успешные технологии и ценности другие (умение работать с перспективой, активность, настрой на победу). Поскольку события и воспитание в обществе в отдельном историческом периоде похожи, то и ценности, которые формируются у большинства людей, похожи.



Основой этой теории являются ценности людей представителей среднего класса (особенностью России является то, к среднему классу относят себя две группы людей – с определенным экономическим достатком и те, кто получил высшее образование). Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение.

Итак, Поколение – это группа людей, рожденных в определенный временной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми.

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

  • Поколение GI (1904-1923 г.р.)
  • Молчаливое поколение (1924-1943 г.р.)
  • Поколение Беби-Бумеров (1944-1963 г.р.)
  • Поколение Х (1964-1983 г.р.)
  • Поколение Милениум или Y (1984-2003 г.р.)
  • Поколение Z (c 2004 г.р.)
  • Принадлежность к поколению в Теории поколений определяется НЕ по году рождения или возрасту, а на основании общих ценностей. Указываемые, в т.ч. нами года, являются ориентировочными границами поколений. В один и тот же год, в одной и той же стране могут родиться люди, впоследствии разделяющие очень разные ценности и принадлежащие к разным поколениям.
  • Теория поколений сформулирована и применяется не для всего населения страны, а для ее СРЕДНЕГО КЛАССА. В США и других странах он выделяется по экономическим возможностям, в России к нему причисляют себя люди с определенным уровнем дохода или высшим образованием. Соответственно в работах, посвященных анализу общих закономерностей людей одной возрастной группы в регионе или стране, использование Теории поколений и ее терминологии не совсем корректно.
  • В классической Теории Поколений говорится не о возрасте, а о том, что поколения находятся в разных фазах: осваивать ценности, пробовать или жить ценностями , управлять при помощи ценностей, создавать ценности, сохранять их.

“ВАЖЕН НЕ ВОЗРАСТ, А ЦЕННОСТИ”



Интервью Евгении Шамис и Евгения Никонова деловой газете “Континент-Сибирь”, №8, 9 марта 2012.
Практически в каждой компании сегодня работают люди разных возрастов. Руководители компаний к этому привыкли и общаются с сотрудниками, которым 20-30-40 лет примерно одинаково. Однако, как утверждают российские практики, для эффективного управления разновозрастным персоналом нужно понимать, как общаться с тем или иным поколением. Кому-то понравится шутка про «лайк» в фейсбуке, а кто-то ее не поймет и, может быть, даже обидится.

Что важно помнить руководителю про ценности поколений и их влияние на компанию?

Важно понимать, как в долгосрочной перспективе связаны компания и ценности поколений. Во-первых, компания в значительной степени работает по ценностям руководителей. Во-вторых, на компанию влияют ценности основателей, даже если они уже не работают в компании. Это абсолютно удивительно: приходишь в компанию со 100-летней историей и видишь проявление ценностей ее основателей в ценностях, принципах, принятых нормах и правилах. В-третьих, в системах управления компанией есть много артефактов (правил, традиций), которые были созданы одними поколениями, а жить в них приходится другим. Например, могут до сих пор действовать правила и модели военного времени – необсуждаемые приказы как ключевой элемент коммуникации (а война-то давно кончилась) или практика прокалывания и шнуровки документов (не уверены, но возможно это еще потомки сургучных печатей).

С чего следует начинать изучение поколенческих подходов?

Любые изменения начинаются с себя: определите ценности своего поколения и себя лично. Разобравшись с собой, постарайтесь понять ценности других поколений. Потом научитесь говорить на языках разных поколений. А дальше – используйте эти знания, когда видите необходимость.

Кстати, раз уж речь пошла о названиях, мы хотим обратить внимание на ошибку, которую делают наиболее часто, когда говорят о поколениях: привязывают их к году рождения или возрасту. Например, сейчас часто вместо слова «Молодежь» используют «Поколение Y», вместо «дети» – «поколение Z». Почему это не верно?

  • Принадлежность к поколению в Теории поколений определяется НЕ по году рождения или возрасту, а на основании общих ценностей. Указываемые, в т.ч. нами года, являются ориентировочными границами поколений. В один и тот же год, в одной и той же стране могут родиться люди, впоследствии разделяющие очень разные ценности и принадлежащие к разным поколениям.
  • Теория поколений сформулирована и применяется не для всего населения страны, а для ее СРЕДНЕГО КЛАССА. В США и других странах он выделяется по экономическим возможностям, в России к нему причисляют себя люди с определенным уровнем дохода или высшим образованием. Соответственно в работах, посвященных анализу общих закономерностей людей одной возрастной группы в регионе или стране, использование Теории поколений и ее терминологии не совсем корректно.
  • В классической Теории Поколений говорится не о возрасте, а о том, что поколения находятся в разных фазах: осваивать ценности, пробовать или жить ценностями , управлять при помощи ценностей, создавать ценности, сохранять их.

Существующая терминологическая путаница – это нормальная ситуация для нашего информационно-насыщенного времени. Поэтому не будем сражаться за «чистоту терминов» и «правильность». Важно, чтобы читатели воспринимали именно те мысли и идеи, которые хотели донести им авторы. Надеемся, что RuGenerations в отношении Теории Поколений будет решать эту задачу успешно.

 

Есть ли разница между поколениями в «столицах» и регионах?

В нашем опыте (мы много ездим сами, а также общаемся с коллегами) существенной разницы не то, что в России, а даже между разными странами нет. Задавая этот вопрос, важно помнить, что Теория поколений сформулирована для среднего класса (принадлежность к среднему классу определяется возможностью обеспечить определенный уровень экономических благ). А вот у тех, кто не принадлежит к среднему классу, эти ценности действительно выражены меньше. Ценности людей, принадлежащих или близких к среднему классу в Москве, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону, будут похожи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.