Тема: Следствия утраты редуцированных гласных в звуковой системе древнерусского языка.
ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ
Раскрыть вопросы:
1. Предмет и задачи исторической грамматики.
2. Основные методы и приемы изучения истории русского языка.
3. Источники изучения истории русского языка.
4. Появление письменности в Древней Руси. Сведения о материалах письма.
5. Обзор важнейших памятников русской письменности.
6. Типы письма. Устав, полуустав, скоропись, признаки, время и сфера применения.
7. Образование древнерусского языка.
8. Образование национального русского языка.
Практические задания.
1. И.А. Василенко. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. – М., 1984, часть I.
Упражнения 1,2,3,4,5,6,9,10 (устно)
Литература:
Основная: В.В.Иванов. Историческая грамматика русского языка, М., 1983, раздел "Введение".
Дополнительная:
1. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка – М., 1963. Раздел "Введение".
2. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974. – § 1 – 24.
4. 3. В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1985. Введение.
4. О.Н. Трубачев. В поисках единства // Русская речь. – № 1, № 2. – 1990.
5. В.М. Русанівський. Давньоруська мова: міф чи реальність? // Мовознавство 1993. – № 2. – С. 3 – 6.
6. Сетин Ф.И. Обучение родному языку в Древней Руси // Русская речь. –1977. – № 5, с. 132 – 140.
7. И.С. Улуханов О языке древней Руси// Слово о русском языке. – М., 1991. – С.65 – 68. Шифр 81 .а Р-923 с.45
8. Б.А. Рыбаков. Мир истории. Начальные века русской истории. – М., 1984. – шифр 9(с) 1 Р 93 802806- обл.библиотека
9. Н.А.Кондрашов. Славянские языки. – М., 1956.
10. В.П.Петров. Етногенез слов'ян. – К.,1972.
11. Е.Г. Немировский. Путешествие к истокам русского книгопечатания. – М.,1991.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА X ВЕКА
Раскрыть вопросы:
1. Звуковая структура слога и слова в древнерусском языке.
2. Система гласных звуков древнерусского языка и ее отличие от систем гласных звуков старославянского, праславянского языков, современного русского языка:
а) физиологическая классификация гласных;
б) сильное и слабое положение гласных;
в) редуцированные и, ы;
г) гласные звуки в начале слова;
д) происхождение гласных.
3. Система согласных звуков древнерусского языка и ее отличие от систем согласных звуков старославянского, праславянского языков, современного русского языка:
а) физиологическая классификация согласных;
6) особенности в отношении твердых и мягких согласных;
в) закономерности сочетаний согласных с гласными звуками в пределах слога.
Практические задания.
1. Г.В. Содоль. Историческая грамматика русского языка. Сб. упражнений. – К.: Вища школа, 1978. Устно: № 5 (1), 7 (6), 10. Письменно: 18 (3 стр.), 23 (3 строчки), 26 (I стр). Далее: сб. Г.В. Содоль.
Литература:
1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. – §§ 52 – 68.
2. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1965. – §§ 13 – 20.
Законспектировать:
В.В. Иванов, 3. А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М, 1978. – §§ 8 – 15.
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с.6 – 9.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: ПЕРВОЕ ПОЛНОГЛАСИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ СОЧЕТАНИЙ ОР, ОЛ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (*tort, tolt).
Раскрыть вопросы:
1. Условия образования первого полногласия.
2. Гипотезы, объясняющие его образование.
3. Чередования в корне, связанные с закономерностями образования полногласия.
4 Соотношение полногласных и неполногласных форм в истории словарного состава русского языка.
5. Изменение начальных сочетаний ОР, ОЛ перед согласными.
Практические задания.
1. Сб. Г.В. Содоль. Устно: Упр. № 35, 36, 37, 51. Письм.: № 39 (4), 42 (20 слов), 43 (3 строчки), 53 (2 строчки).
2. Законспектировать:
В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978. – §§ 50 – 55.
3. Прочитать и перевести текст № 4 И.А. Василенко. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. – М., 1984, с. 125 – 126, Переписать отрывок текста (1 – 10 строчки). Охарактеризовать памятник письменности, подготовить ответы на вопросы после текста (1 – 52).
Литература:
1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. §§ 88 – 89.
2. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1965. – §§ 43 – 44.
3. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историч. грамматика русск. языка. – К., 1974. – § 8 – 9.
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с.12 – 18.
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Носовые гласные и их история. Утрата j перед е в начале слова.
Раскрыть вопросы:
1. Утрата носовых гласных в восточнославянской группе.
2. Факты древнерусского и современного языка, свидетельствующие о существовании носовых гласных в древнерусском языке дописьменной эпохи развития.
3. Чередования звуков, связанных с носовыми гласными.
4. Результаты утраты носовых гласных звуков.
5. Переход е > о в начале слова.
Практические задания.
1. Сб. Содоль. Устно: 56, 60, 64 (II), 65 (5 предл.), 66. Письменно: 59, 61 (3 стр.), 64.
2. Сб. Василенко. Текст № 1, с.120 – 121. Переписать отрывок "Азъ Григорий Диякон...". Прочитать текст, перевести. Охарактеризовать памятник письменности.
Литература:
Основная: В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983.
Дополнительная:
1. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. – § 32 – 33.
2. Н.Д. Русинов. Древнерусский язык. – М.,1997, § 8, с.61.
Законспектировать:
В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978 (§ 25 – 34).
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с.9 – 12.
ЗАНЯТИЕ № 5
ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ СОГЛАСНЫХ, СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД J.
1. Состав согласных фонем древнерусского языка, особенности противопоставления по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
2. Время, условия, результат I, II, III палатализации.
3. Чередования согласных в древнерусском языке, связанные по происхождению с изменением согласных, сочетаний согласных перед j.
4. Упрощение в группах согласных.
Практические задания:
1. Переписать отрывок текста № 3 сб. Василенко, с. 124, строки 1 – 10. Охарактеризовать фонетические особенности отрывка. Прочитать перевести текст.
2. Сб. Г.В. Содоль. Устно: упр.67, 90 (1 – 3 стр.), 67, 81, 82 (1 – 4 стр.), 87, 89; письменно: упр.68 (1 – 4 стр.), 70 (1 – 4), 90 (1 – 5 стр.).
Законспектировать:
В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторические комментарии к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978. §§ 61 – 64.
Литература:
В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. §§ 82-83,
§ 77 (стр.112).
Н.И. Букатевич, СА. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974, стр.73 – 79.
Н.Д. Русинов. Древнерусский язык. – М., 1997. § 7 – 8, с. 43 – 46, 51 – 54.
ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Процесс утраты редуцированных гласных ъ, ь в истории русского языка.
Раскрыть вопросы:
1. Причины утраты редуцированных ъ, ь.
2.Хронология этого процесса.
3. Основные закономерности, отклонения от них, причины отклонений.
4. Изменения редуцированных гласных в сочетании с плавными между согласными.
5. Явление второго полногласия.
Практические задания.
1. В Новгородской летописи (сб. Василенко, текст № 6, с. 130) выделить 5 примеров исчезновения слабых ъ, ь, 1 пример вокализации ъ, ь (части II, III кончая 10 строчкой). Текст прочитать, перевести.
2. Сб. Содоль. Устно: упр. 96, 98, 101. Письменно: упр. 94 (10 стр.), 97 (3 стр.), 99 (2 стр.).
3. Сб. Василенко. Упр.67 (2стр.) с.29.
4. Законспектировать: В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978. §§10 – 15.
Литература:
Основная: В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. – §90.
Дополнительная:
1. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974. §§ 14 – 15.
2. М.Н.Шевелева. Новые данные церковнославянских рукописей о рефлексах сочетаний редуцированных с главными и развитии "второго полногласия // ВЯ. – 1995. – № 4. – с.78 – 94.
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с.18 – 33.
ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Следствия утраты редуцированных гласных в звуковой системе древнерусского языка.
Раскрыть вопросы:
1. Изменения в звуковой структуре слов.
2. Следствия утраты редуцированных:
а) с структуре слога и слова;
б) системе гласных звуков;
в) в системе согласных звуков.
Практические задания.
1. Выявить в тексте №8 (сб. Василенко, с. 138) факты фиксации падения
редуцированных. Текст прочитать, перевести. Охарактеризовать как памятник письменности.
2.Сб. Содоль. Устно: 106 (2), 107, 132.
Письменно:108 (2 стр.), 115 (4 предл.), 124, 142.
Литература:
1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983.
2. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974. § 17 – 19.
Дополнительная:
1. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1963. – стр. 109 – 128.
2. Иванов В.В., Потиха З.А. § 18 – 20 законспектировать.
3. Добродомов И.Г. Еще раз: куряне сведоми къмети "Слово о полку Игореве" // Вопросы языкознания, 1997. – № 3.
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с.18 – 33.
ЗАНЯТИЕ № 8 (СР)
Тема: Переход Э/Е/ в О/Е/. История звука, обозначаемого буквой э
Раскрыть вопросы:
1. Какой звук Э переходит в О.
2. Условия перехода Э в О.
3. Хронология этого явления.
4. Отклонения от условий перехода Э в О.
Практические задания.
1. Переписать первые 10 строчек текста № 11 Домострой (Букатевич, с.299)
Есть ли в тексте факты перехода е > о? Прочитать, перевести, охарактеризовать памятник письменности.
2. Сб. Содоль. Устно: 144, 152, 153, 158. Письменно: 154 (11 слов).
Литература:
1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1983.
2. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Исгорическа грамматика русского языка. – К, 1974. – §§ 21,22.
3. В.И. Борковский, П.С.Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1963. §§ 91 – 94.
4. Иванова В.А. Судьба буквы "е" // Русский язык в школе. – 1988. – № 2, с. 88 – 93.
5. Григорьева Г. М. Кто упразднил ять и ижицу? // РЯШ, 1994. – № 2. – С.85 – 90.
6. В.В. Иванов, З.А. Потиха. §§ 21 – 24 – законспектировать.
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с. 33 - 37.
ЗАНЯТИЕ № 9 (СР)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|