Сделай Сам Свою Работу на 5

Музыкальное искусство романтизма





С.Г. Мураталиева, доцент кафедры

Истории зарубежной музыки

Sufiya@yandex.ru

 

Методические указания для студентов-вокалистов

На 2 семестр 2015/16 уч.года

 

1. Во втором семестре курс «История зарубежной музыки» (2 часа в неделю) ведется вместе с курсом «Вокальное искусство романтизма» (2 часа в неделю). Будут пройдены следующие темы: развитие оперы в XVIII (Глюк, Моцарт), венская классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), музыкальное искусство романтизма (Шуберт, Шуман, Шопен, Берлиоз, Лист). Более подробный тематический план курсов, список рекомендуемой литературы на 2 семестр, требования к промежуточным зачетам, списки вопросов и музыки к экзамену прилагаются.

2. В этом семестре будут следующие зачеты:

1) Развитие оперы в XVIII веке – угадайка и устный опрос по операм Глюка и Моцарта.

2) Инструментальное творчество венских класиков и Бетховена – угадайка и устный опрос по сочинениям Бетховена.

3) Музыкальное искусство романтизма – угадайка и подготовка реферата.

3. О рефератах.

Тема реферата – одно из сочинений изучаемых в этом семестре композиторов-романтиков, не входящее в основной список музыкальной литературы. Выбранную тему необходимо сообщить мне не позднее 1 апреля (староста формирует общий список, без повторений сочинений). Для уточнения темы работы и оказания помощи в написании реферата каждый студент может получить у меня индивидуальные консультации.



Объем реферата – 5-7 печатных страниц.

Реферат должен показать знакомство с разбираемым сочинением, нужно определить его место в творчестве композитора и представить само сочинение, особенности его композиции. К реферату нужно приложить список использованной при написании литературы, оформив его в установленном порядке. При цитировании обязательно нужна ссылка на источник. Электронные ресурсы также указываются вместе с датой обращения.

Реферат должен быть представлен до 17 мая 2016 года.

На основе результатов написания реферата ставится зачет по курсу «Вокальное искусство романтизма». Не представившие своевременно реферат сдают зачет в устной форме – ответ по музыкальному произведению из обязательного списка.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 СЕМЕСТРА

Развитие оперы в XVIII веке

Развитие итальянской оперы в XVIII веке. Опера-сериа, реформаторские тенденции середины столетия в опере (Метастазио).

Новые комические жанры в музыкальном театре XVIII века: опера-буффа (Перголези), французская комическая опера, немецкий и австрийский зингшпиль. Полемика о путях развития оперы во Франции, «война буффонов».

К. В. Глюк(1714-1787).Путь к реформе. Венский период. Сотрудничество с Р. Кальцабиджи и Г. Анджолини (балет «Дон Жуан»). Опера «Орфей и Эвридика» (венская редакция) как воплощение реформы Глюка, связь с традициями. Принципы оперной реформы, изложенные в посвящении к опере «Альцеста», особенности увертюры к ней. Парижский период. Редакции опер «Орфей и Эвридика», «Альцеста». «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде».

Музыкальный театр В. А. Моцарта(1756-1791).Взгляды Моцарта на оперу, отношение к либретто. Основные периоды эволюции оперного творчества Моцарта, жанры ранних опер, внутреннее обновление традиционных жанров, углубление и индивидуализация музыкальных характеристик, симфонизация развития. «Свадьба Фигаро» – комедия характеров, роль ансамблей. Жанровый синтез, особенности драматургии в операх «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Оперное творчество Моцарта как высшее достижение музыкального театра XVIII столетия. Взаимосвязь оперной и инструментальной музыки.

 

Формирование классического стиля в инструментальной музыке.

Венская классическая школа

Классический стиль в музыке XVIII века. Система классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет). Мангеймская симфоническая школа. Формирование клавирной сонаты, сонтаты Д. Скарлатти, К. Ф. Э. Баха, фортепианные сонаты Гайдна и Моцарта.



Венская классическая школа. Связь с идеями Просвещения. Основные достижения венских классиков.

Й. Гайдн (1732-1809) — основоположник классической симфонии и струнного квартета. Эволюция жанра симфонии. Особенности симфоний 1770-х годов («Прощальная» симфония). «Парижские» и «Лондонские» симфонии. Многообразие камерной музыки, становление жанра квартета в творчестве Гайдна.

В. А. Моцарти его роль в развитии классической инструментальной музыки, связь с оперным творчеством композитора. Последние симфонии Моцарта как новый этап симфонизма в XVIII веке. Камерно-инструментальное творчество, особенности квартетного стиля.

Церковные и ораториальные жанры в творчестве Гайдна (мессы, оратории «Сотворение мира», «Времена года») и Моцарта (Реквием).

 

Бетховен (1770-1827)

Завершение классической традиции XVIII века и открытие путей в будущее в творчестве Бетховена.

Эволюция творчества на примере жанра фортепианной сонаты. Многообразие, проявившееся уже в ранний венский период – № 1 (ор.2 №1), № 5 (ор.10 №1), № 8 (ор. 13), № 12 (ор.26), № 14 (ор. 27 № 2), № 17 (ор. 31. № 2); выдающиеся образцы центрального периода – № 21 (ор.53), № 23 (ор.57), новые тенцендии в сонатах, ведущих к позднему периоду – № 24 (ор. 78), № 27 (ор.90), сонаты позднего периода – № 28 (ор. 101), № 29 (ор. 106), № 32 (ор.111).

Симфонизм Бетховена. Основные жанры и направления в симфоническом творчестве. Третья, Пятая, Шестая, Седьмая симфонии. Девятая симфония как итог эволюции жанра симфонии.

Камерная музыка Бетховена. Многообразие видов ансаблей, этапы развития жанра струнного квартета. Особенности позднего стиля в последних квартетах.

Вокальная музыка (цикл «К далекой возлюбленной»). Опера «Фиделио», ее жанровое своеобразие, новаторские черты. «Торжественная месса» – история создания, строение, драматургия.

 

Музыкальное искусство романтизма

(Шуберт, Мендельсон-Бартольди, Шуман, Берлиоз, Шопен, Лист)

XIX век как культурно-историческая эпоха. Особенности романтизма в музыкальном искусстве. Истоки, основные темы, изменения в области выразительных средств, новые жанры в творчестве композиторов-романтиков (песня, фортепианная миниатюра, крупная одночастная поэмная форма)

Ф. Шуберт(1797-1828).Художественный облик Шуберта как основоположника романтизма. Значение песни в его творчестве, этапы эволюции жанра, вокальные циклы («Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»).

Классические и романтические черты в инструментальной музыке. Формирование романтической концепции в симфониях («Неоконченная» симфония, Большая симфония C-dur). Новые и классические жанры фортепианной музыки.

Ф. Мендельсон-Бартольди(1809–1847).Его деятельность композитора, дирижера и организатора музыкальной жизни. Программные концертные увертюры, романтическая трактовка сольного концерта, симфония в его творчестве. Вклад в развитие ораториальных жанров. Оратория «Павел».

Р. Шуман(1810–1856). Его творчество — новый этап в развитии музыкального романтизма. Своеобразие творческой индивидуальности, эстетические взгляды, критическая деятельность. Взаимодействие музыки и слова, углубление психологизма, индивидуальные черты романтической образности и стилистики в фортепианных циклах («Карнавал», «Крейслериана», «Симфонические этюды»), песнях и вокальных циклах («Любовь поэта» и др.). Универсальность в охвате музыкальных жанров. Обновление классических традиций в симфониях и камерных ансамблях.

Ф. Шопен(1810-1849).Проблема национального и общеевропейского. Значение национальных жанров (мазурки, полонезы, вальсы). Фортепианная миниатюра (цикл «Двадцать четыре прелюдии»). Претворение принципа поэмности в сочинениях крупной формы (баллады, Фантазия f-moll). Классические традиции в стиле Шопена (фортепианные сонаты).

Г. Берлиоз(1803-1869). Творческий облик. Опера и симфония в его творчестве. Особенности программности. Становление принципов театрально-симфонической драматургии в «Фантастической симфонии». Вокально-симфонические произведения и их сложный жанровый синтез (драматическая симфония «Ромео и Джульетта»). Реквием. Берлиоз — реформатор оркестра, критическая деятельность.

Ф. Лист(1811-1886). Его роль в развитии европейской музыкальной культуры. Лист и Венгрия, мнгогранность творческой деятельности. Лист-пианист, его фортепианные сочинения. Принципы программного симфонизма, жанр симфонической поэмы («Тассо»), поэмность в творчестве Листа. Фортепианная соната h‑moll. Ораториальные произведения на духовную тематику (оратория «Легенда о святой Елизавете»).

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Европейская музыка XIX века: Учебное пособие. Кн. 1: Польша. Венгрия. М., 2008. Конен В. История зарубежной музыки: Учебник. Вып. 3. М., 1984.

Левик Б. История зарубежной музыки: Учебник. Вып. 2. М., 1980.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник для исполнительских факультетов музыкальных вузов. Кн. 2. М., 1987.

Музыка Австрии и Германии XIX века: Учебное пособие. Кн. 1. М., 1975.

Музыка Австрии и Германии XIX века: Учебное пособие. Кн. 2. М., 1990.

Музыка французской революции XVIII века. Бетховен: Учебное пособие. М., 1967.

Музыкальная литература зарубежных стран. Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып. 2-4.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.