Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОКИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ТАТАРСТАНА





УДК 947.041

ББК 63.3 (2 Рос.Тат)

Н 64

Н 64 Культурные традиции народов Татарстана. Методические указания к элективному курсу для студентов 1 курса / С.И.Никонова. – Казань: КГАСУ, 2010. – 32 с.

 

Методические указания к элективному курсу «Культурные традиции народов Татарстана» составлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта и адаптированы к условиям учебной программы КГАСУ по всем специальностям для студентов 1 курса всех форм обучения. Методические указания могут быть использованы студентами, получающими второе высшее образование.

 

Рецензент

заведующий кафедрой философии, доктор философских наук,

профессор В.А.Киносьян


Содержание дисциплины

 

Номер темы Номер лекции Наименование темы лекции и программные вопросы Номер практ. занятия
1. 1-2 Этногенез народов Среднего Поволжья. Вводная часть (теоретико-методологическое обоснование темы). Исторические корни тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья.  
2. 3.     4. Истоки культурных традиций народов Татарстана. Древнейшая история Среднего Поволжья. Первобытная культура финно-угорских племён. Языческая культура, артефакты, материальная культура. Древние булгары. Великая Болгария. Миграционные процессы в регионе.  
3. 5.   6. Волжская Булгария: религия, искусство, ремёсла. Домонгольский период развития культуры Волжской Булгарии. Хозяйство, ремёсла, «звериный стиль». Принятие ислама и его влияние на развитие культуры. Архитектура г.Биляра. «Кысса-й-Йусуф» Кол Гали. Золотоордынский период в истории культуры. Архитектура г. Булгара. Ремёсла, декоративно- прикладное искусство, мусульманская культура.  
4. 7. Казань и другие древние города региона: история, формирование архитектурного облика, культура. Появление г. Казани, древняя история. Старые города: Сувар, Алабуга, Джукетау и развитие городской культуры в крае. Артефакты.  
5. 8. Культура Казанского ханства. Расцвет искусства, культуры, ремёсел в Казанском ханстве. Архитектура Казани и других городов. Широкое распространение письменности, образование, просвещение. Камнерезное искусство, керамика, обработка кожи, ювелирное дело - главные направления развития искусства в крае.  
6. 9. Распространение христианства в крае. Взаимовлияние культурных традиций народов Среднего Поволжья в XVI-XVII вв. Г.Свияжск: история и культурное наследие. Распространение христианства, культурное влияние православия. Казанский кремль – памятник древнерусской архитектуры XVI-XVIIв..    
7. 10-11 Казанская губерния в XVIII веке: просвещение, образование, культура и искусство. Архитектурный облик Казани XVIII века. Первые светские школы в губернии. Открытие гимназии. Появление профессионального театра в г. Казани.  
8. 13. Казанский университет – центр образования, науки, просвещения и культурной жизни края. Строительство комплекса университета, складывание научных школ. Деятельность Н.И.Лобачевского, Н.И.Симонова, А.Бутлерова и других ученых.  
9. 14. Развитие культурных традиций в Казанской губернии в первой половине XIX века. Формирование промышленности в крае (мануфактуры, торговля, транспорт). Культурные общества Казанского университета. Литература, музыкальное, театральное искусство, живопись, графика.  
10. 15. Развитие культурных традиций в Казанской губернии во второй половине XIX века. Промышленность, торговля, транспорт. Традиционные промыслы и ремесла. Татарское просветительство. Развитие образования в крае. Городская культура: театр, музыка, живопись.  
11. 16. Казань и губерния в начале ХХ столетия: культура и искусство. Казань: архитектурный облик, благоустройство, транспорт, новые виды связи. Развитие татарской литературы и общественной мысли в начале ХХ в. Национальные периодические издания. Первый татарский театр. Реформы в области образования.  
  17. Культурные традиции народов Татарстана. Зачет.  

 







ВВЕДЕНИЕ

 

 

Элективный курс «Культурные традиции народов Татарстана» предназначен для изучения студентами 1 курса Казанского архитектурно-строительного университета всех форм обучения, а также при получении второго образования.

В данном курсе подробно рассматриваются следующие вопросы: основные этапы исторического развития Среднего Поволжья, этногенез народов Татарстана, культурные традиции и исторические основы формирования первых государств на территории современного Татарстана: Волжской Булгарии и Казанского ханства; этносоциальные и духовные аспекты вхождения края в состав России, развитие культуры и искусства в крае, влияние ислама на развитие культуры, искусства, ремесел; распространение христианства в Среднем Поволжье и изменение культурного пространства; влияние православия на развитие культуры, роль Казанского университета в развитии образования, просвещения и культурной жизни региона; татарское просветительство: личности, наследие, влияние на развитие национальной татарской культуры; изменения в культурном фоне Казанской губернии в конце XIX – начале XX века.

Хронологические рамки курса довольно обширны: от древнего периода до начала ХХ столетия.

Географически содержание курса охватывает обширную территорию: Среднее Поволжье, Волжско-Камский регион, где проходил этногенез народов современного Татарстана, складывались первые феодальные государства (Волжская Булгария, Казанское ханство), после вхождения в состав России и оформления границ Казанской губернии в сферу изучения курса мы включили не только территорию Республики Татарстан, но и иных республик Поволжья (Марий Эл, Чувашии).

Курс предполагает формирование знаний об археологических культурах, архитектурных и исторических памятниках, декоративном искусстве, памятников материальной культуры.

Студентам предлагается изучить вопросы влияния религии на культуру, причем особый интерес представляет «вхождение» различных религий в быт и жизнь народов Поволжья. В древности это языческие традиции («звериный стиль»; использование мифологических сюжетов в искусстве), затем проникновение ислама с его канонами (возникают новые виды декоративного искусства, стили в архитектуре и ре­месленном производстве). С XVI в. распространяется христианство в крае со всеми его традиционными искусствами и религиозными канонами (культовая архитектура, иконопись и др.). Все это вносит неповторимые черты в культурную жизнь края, определяет ее своеобразие и ценность.

 

Методические указания содержат помимо содержательной части перечень тем для рефератов, список литературы, а также список вопросов для зачета.

 

Рекомендуемая литература по всему курсу

1.Сабирова Д.К. История Татарстана с древнейших времен до наших дней. Учебник. М., 2009.

2. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань, 1984.

3 Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. Казань. 1984.

4. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М., 1990.

5. Все музеи Казани. Справочник-путеводитель. Казань, 2003.

6. Червонная С.М. Искусство Татарии. М., 1987.

7. Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья. Казань, 1997.

8. Знаменитые люди о Казанском крае. Казань, 2005.

 

 

ИСТОКИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ТАТАРСТАНА

 

При изучении данного раздела необходимо обратить внимание на проблемы этноге­неза, особенности развития народов Поволжья, влияние соседних и дальних племен на традиционные промыслы финно-угров. Следует обратить внимание на несомненное влияние на духовную и хозяйственную жизнь местных племен их соседей (славян, ко­чевников-тюрков), в контакте с которыми они проживали на протяжении тысяче­летий.

В первую очередь необходимо прийти к пониманию терминологической основы курса, разных подходов в изучении этногенеза, определить круг наиболее авторитетных ученых, основные научные работы.

Раздел, посвященный древней истории края, возможно, наиболее сложен для восприятия, но он весьма важен как основа для всего курса.

Первый человек на территории Среднего Поволжья и Прикамья появился около 100 тысяч лет назад. Следы жизни этих людей в виде грубых каменных орудий обнаруженыархеологами на Волге ниже г.Тетюши, в урочище «Красная Глинка». Это кремниевые скребки, изделия из камня и кости, еще не несущие на себе отпечатки какого-либо эстетического начала.

В период позднего палеолита, т.е. около 40 тыс. лет назад, территория края уже прочно осваивается человеком. Учеными выявлены на берегах Волги и Камы многочисленные стоянки древних людей (у Тетюш, Болгар, д.Сюкеево, Деуково). Это время появления родовых организаций людей, матриархата и зарождения первобытной религии, искусства.

В эпоху мезолита (12-4 тысячи лет до н.э.) местное население, с ко­торым смешиваются новые палеоэтнические группы из Сибири и Урала, переходит к оседлому образу жизни, о чем свидетельствуют следы изученных археологических стоя­нок: Кабы-Копрынской, I Камско-Устьинской, Сюкеевской на правом берегу Волги; III Белогривской на Каме; I Савиновской у Казани.

Дальнейший прогресс всей материальной и духовной культуры древних племен связан с эпохой неолита (конец V - конец Ш тысячелетия дон.э). Идет со­вершенствование строительной деятельности, первобытного зодчества, появляются но­вые виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства: керамика, украшения из камня, кремневая миниатюрная скульптура.

Вылепленные руками и обожженные на костре глиняные сосуды не только открыли перед людьми новые возможности приготовления, хранения пищи и других хозяйствен­ных задач, но и стали объектом художественного творчества, видом декоративно-прикладного искусства. Так, наносимый на поверхность керамических изделий узор имел одновременно и чисто декоративное, и ныне уже неизвестное нам смысловое зна­чение. Графические формы определенных узоров и технология их нанесения на поверх­ностьглиняного сосуда закреплялись традицией, приобретающей значение характерно­го отличительного признака места, времени создания данных изделии, их принадлеж­ности к культуре тех или иных племен.

Дальнейшее развитие первобытного искусства края протекает вэпоху меди и бронзы (конец III тыс. до н.э. - начало I тыс. до н.э.). Это время характеризуется большими сдвигами в развитии производственных сил: освоением металлургии, развитием меж­племенного обмена, скотоводства и мотыжного земледелия, постепенного перехода от матриархата к патриархату, имущественное расслоение.

В этот период этническая картина края становится более сложной, общность племен распадается в эпоху бронзы на племена турбинской и волосовской культуры. Вместе с тем на рубеже Ш и II тыс. до н.э.начинается интенсивный приток в край новых пришлых племен с запада и юга (так называемые, «срубные» и другие племена).

Местное финно-угорское население ученые с этого времени называют «племена приказанской культуры». К концу II тыс. до н.э. приказанские племена становятся ре­шающей силой в крае. Поселки приказанцев состояли из нескольких полуземлянок, соединенных друг с другом переходами. Приказанские племена владели искусством тка­чества, обработки кости, дерева, камня, кожи. Тогда же (VШ-VII до н.э.)происходит массовое освоение железа.

«Наследниками» племен приказанской культуры в VШ-Ш в.в. становятся ананьинцы. Ананьинские городища строились на высоких берегах рек (Волга, Кама, Белая, Ветлуга. Сура) и имели укрепления в виде дугообразных, сравнительно невысоких, но широких валов и рвов, причем вюжных районах укрепления усиливались, видимо, отсюда нападения были наиболее вероятны. В ранний ананьинский период окончательно происходит переход на­селения из полуземлянок в наземные дома.

Хозяйство ананьинских племен носило комплексный характер - земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. Наиболее высокие достижения изобразительного искусства ананьинской эпохи связаны с расцветом «звериного стиля», в основе которого, видимо, лежат древние мифологические представление ананьинских племен. К шедеврам ананьинского «звериного стиля» относятся бронзовые секиры с изображением морды хищного зверя с раскрытой пастью и головы птицы (секиры ананьинских вождей).

Ананьинцы (Геродот называл их тиссагеты) поддерживали тесные связи не только с ближайшими соседями, но и с отдаленными племенами.

Ближе к нашей эре союз ананьинских племен распадается на ряд отдельных племенных групп, среди которых наиболее изученной является пьяноборская.

Пьяноборцы жили в деревянных домах, основные орудия иоружие изготавливали из железа. У пьяноборцев «звериный стиль» трансформируется, начинается смешение черт, свойственных различным животным. Также следует отметить, что в их быту было много привозных изделий.

Поздняя пьяноборская – азелинская культура богато представлена различными укра­шениями и принадлежностями костюма. Азелинцы, как и их предки, занимались резь­бой по кости, дереву, плетением из коры, изготавливали керамику.

На рубеже новой эры, спокойная этническая жизнь финно-угорских племен в регионе была нарушена. Уже в начале IV века н.э. из степей Южного Урала и Западной Сибири на местные племена обрушиваются полчища тюркоязычных гуннов. Пришельцы были умелыми воинами. В погребениях их вождей вместе с человеческими останками - кости боевых коней, оружие, конская сбруя, изделия из металла, украшения. Пришельцев археологи назвали именьковцами. Судьба же коренного населения рисуется неоднознач­но: часть его, видимо, была уничтожена, часть ассимилировалась с пришельцами, некоторые ушли на север, запад (Марий Эл, Удмуртия).

Именьковские племена не были единственными обитателями края в предбулгарское время. Этническая картина в V-VIII в.в. достаточно сложная.

К VI-VII в.в. относятся памятники племен Тюркского каганата, этническое ядро ко­торого составляли алтайские тюрки, а также угорские и аланские племена. От них оста­лись мемориальные сооружения - курганы. Они принесли с собой свою письменность (камни с древнетюркскими надписями находили на северо-западе Татарстана), а также ювелирные изделия из серебра.

Распад Тюркского каганата способствует созданию в Приазовье государственного объединения - Великой Болгарии со столицей Фанагорией на Таманском полуострове. Наивысшего расцвета оно достигает в правление хана Курбата в середине VII века. В этот союз входили болгарские, а также нетюркские племена(угорские, аланские и др.). После смерти Курбата этот союз распался.

Появление булгарских племен в Среднем Поволжье не было единовременным собы­тием. Скорее, этобыло волнообразное движение булгарских и близких им племен с юга по Волге на север, с отступлением на Дон и последующим проникновением в Нижнее Прикамье.

В результате складывается непростая историческая картина в раннебулгарский период, культурную жизнь которого можно осветить лишь фрагментарно.

Мы не располагаем сведениями о ранних веках жизни булгарских племен в Среднем Поволжье. Можем предположить, что они обладали навыками во многих ремеслах, вели полукочевой образ жизни, жильем, по-видимому, служила юрта.

Существуют бесценные свидетельства о жизни ранних булгар, которые оставил араб­ский путешественник Ибн-Фадлан, в 922 г. с посольством багдадского халифа побывавший на Волге. Тогда же состоялось важное историческое событие – принятие ислама в качестве государственной религии Волжской Булгарии.

Художественное творчество булгар представлено украшениями и предметами быта, найденными в Большетархановском и других могильниках.

В производстве различных металлических украшений ранние булгары использовали медь, бронзу, серебро, реже - золото, широко применялся растительный орнамент. Керамика, деревянные чашеобразные сосуды, бронзовые зеркала украшены также и «звериными» мотивами. К раннебулгарской эпохе (рубеж IX-X вв.), видимо, следует отнести фигурки «медных уродцев», которые по сей день остаются загадкой для ученых.

Лучшее изделие этой серии – так называемая «Маклашеевская всадница», представляющая собой женщину с ребенком на руках верхом на барсе. Ряд ученых считают, что в основе этого сюжета – древняя легенда о происхождении булгар.

В раннебулгарской культуре был представлен сложный комплекс высокоразвитых прикладных искусств и ремесел: ювелирное дело, обработка кожи, войлока, дерева, кости, ткачества. Керамика изготавливается на гончарном круге, совершенствуется ху­дожественная форма изделий.

Булгарская культура переживает эволюцию, определяемую новой ситуацией, природными условиями и контактами с местными племенами. Это период освоения нового для булгар материала - дерева, новых форм украшений, установления контактов как с западным (славянским), так и восточным (мусульманским) миром, период обретения в Поволжье и Прикамье своей исторической судьбы.

 

Рекомендованная литература

1. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. – Казань, 1978.

2. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М., 1992.

3.Валеев Ф.Х.Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. - Йошкар-Ола, 1975.

4. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). - Казань, 2004.

5. История татар с древнейших времен. В 7 т. Т.1. Народы степной Евразии в древности. – Казань, 2002.

6. Ибн-Фалдан А. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама - М.; Казань, 1992.

7. Хузин Ф. Ш. Ранние булгары и Волжская Булгария (VIII - начало XIII в.). Учеб. пособие для студентов вузов и аспирантов. – Казань, 2006.

 

 

2.ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ: РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, РЕМЕСЛА

 

 

Волжская Булгария - первое государство на территории Поволжья и Прикамья давно интересует историков и специалистов. В последнее время этот интерес уси­ливается всвязи свозрождением национального самосознания, стремлением знать истоки государственности, народные обычаи, культуру.

По данной теме издан широкий круг источников, охватывающих вопросы истории государственности, складывания народности, распространения ислама и его влияния на культуру Волжской Булгарии. При изучении темы важно отметить закономерности развития культуры как в домонгольский, так и золотоордынский периоды.

Через территорию Волжской Булгарии проходили важнейшие водные и сухопутные торговые пути, соединявшие восточные страны с Европой. Это способствовало развитию связей Булгарии со странами Востока, Русью и Прибалтикой, а также соседними финно-угорскими народами.

С упрочением государства, определением его территории и границ, усилением внут­ренних экономических связей и распространением на всей территории расселения тюркоязычных племен единой культуры и общего языка складываются предпосылки для консолидации этих племен вединую булгарскую народность. В XII веке древние авторы пишут о «булгарских тюрках» или «тюркских булгарах». Булгары говорят на язы­ке, который был близок к западным тюркским языкам и через них к языку современных поволжских татар.

На этом языке написаны литературные и исторические сочинения, к сожалению, практически не сохранившиеся до наших дней. К этому времени, очевидно, относится складывание ряда булгар­ских народных сказок, легенд, преданий, баитов.

Известны стихи поэта I половины XII в. Сулеймана ибн-Дауда и, конечно, шедевр восточной литературы начала ХШ века - поэма Кол Гали «Кысса-й-Йусуф» («Легенда о Юсуфе»). В основе сюжета – библейская история об Иосифе и его братьях. Однако гений Кол Гали обогатил библейский сюжет лирической линией - историей любви Иосифа и прекрасной Зулейхи. Богатые поэтические образы, использование лучших приемов восточной поэзии, описания жизни, быта средневекового восточного города превращает поэму в бесценный памятник истории и культуры Волжской Булгарии. Судьба великого поэта XIII века Кол Гали сложилась драматически: после многих странствий в конце жизни он вернулся на родину и, видимо, погиб при штурме Биляра монгольскими отрядами в 1236 году, разделив с соотечественниками эту трагедию.

Консолидации булгарской народности способствовало то, что с X века в Поволжье ин­тенсивно распространяется ислам. Вместе с религией приходит письменность, основан­ная на арабской графике и элементы восточной среднеазиатской и халифатской культу­ры.

Принятие ислама Волжской Булгарией в 922 году исторически связано с миссией багдатского халифа, которая прибыла в Булгарию, пережив опасное путешествие. Среди посланцев халифа был Ибн-Фадлан, секретарь и переводчик, который вел путевой дневник и описывал не только свои впечатления о путешествии, но и наблюдения о быте, традициях, обычаях, фольклоре, праздниках булгар. Его книга «Путешествие на реку Итиль» - бесценный памятник по истории Волжской Булгарии.

Распространение ислама наложило отпечаток на всю духовную и материальную культуру, на все формы общественного сознания в государстве. Однако, в домон­гольский период (конец IX в. - 1230-е гг.) булгарские мастера как бы приспосабливали свое творчество к мусульманским канонам, не разрывая окончательно с древними традициями.

Всего от домонгольского времени археологами зафиксировано на территории края 67 городищ и 481 селище. Из древних источников известно, что уже к 30-е годы X века у булгар есть двагорода: Биляр и Сувар, а в XI веке булгарские строители достигли такого мастерства, что приглашались в другие страны, например, на Русь. Болгарское строительство, в основном, деревянное и земельное, каменные здания - редкость.

Художественное творчество домонгольского периода археологически полнее всего представлено керамикой и изделиями из металлов.

Так, булгарская керамика изготовлена на гончарном круге и отличается большим разнообразием цвета, фактуры, форм сосудов, элементов декора. К XIII веку здесь широко освоен горновой обжиг посуды и клеймение дна изделия. Высокого искусства достигла металлообработка, особенно, черная металлургия и обработка железа. Кроме того, мастера использовали медь и ее сплавы. В металлических изделиях широко распространены мотивы «звериного стиля». Образцами его являются билярские бронзовые замочки в виде миниатюрных фигурок барса-единорога, барана, собаки, коровы, лошади, козы и других животных. Широко распространены бронзовые зеркала, одна сторона которых тщательно по­лировалась, а другая украшалась рельефным рисунком животных. Например, найдено бронзовое зеркало с изображением журавлей, запечатленных в сложной позе, с изогнутыми шеями, раскрытыми клювами. Известны многочисленные украшения, металлические обложки книг. К домонгольскому периоду относится выпуск первых булгарских монет - дирхем.

Зодчество, художественная обработка металла, самобытная керамика, художествен­ная обработка кожи, дерева, кости, цветное стекло, рукописная каллиграфия - таков был гармоничный, сложный и богатый мир средневекового булгарского искусства, над которым пронесся разрушительный ураган 1236 года и последующих карательных экс­педиций монголов 1240-х годов.

Булгария оказывается в составе империи Чингиз-хана, в частности, Джучиева Улуса (Золотая Орда). Завоевание сопровождалось уничтожением массы людей и материальных ценностей. Падение Булгарии, разрушение его столицы и других городов при­водит к переселению населения в район Предкамъя (современного Заказанья), а также междуречья Волги и нижнего течения р.Свияги. Многие города и селения после нашествия монголов перестали су­ществовать. Так, погиб и больше не восстанавливается главный город домонгольской Булгарии - Биляр (Великий город) на р.Малый Черемшан.

Волжская Булгария обладала достаточным экономическим, демографическим и творческим потенциалом, чтобы возобновить и развить свои ремесла, восстановить разрушительные города и более того, сделать значительный шаг в своем художествен­ном развитии, причем, это развитие отныне направлено в русло мусульманской рели­гии.

Археологический материал золотоордынского периода почти не дает образцов «звериного стиля» и языческого искусства. Следование же канонам ислама в искусстве булгар ХШ века становится более жестким.

Строительство крепостей в раннеордынский период практически отмирает, т.к. завоева­тели запрещают возводить укрепления (их строительство начнется лишь в XIV веке).

После 1236г. полностью или частично были восстановлены города: Сувар, Джукетау (видимо, второй по значению город Волжской Булгарии); крепнет Иске-Казан (Булгар-аль-Джадид), первым городом становится Болгар на Волге.

Г.Болгар сохранил до наших дней богатейший археологический и исторический мате­риал. Известные архитектурные памятники привлекают сюда туристов и ученых. Толь­ко их перечисление свидетельствует о богатстве бесценных сокровищ прошлого: ансамбль Джами-мечеть, с утраченным в ХIХ веке Большим минаретом, уцелевший Ма­лый минарет, мавзолеи, бани, ханское судилище, остатки жи­лых кварталов, причем не только булгарских. За городом были расположены поселения армян, греков, русских и других «неверных», живших в Болгаре.

Булгарские мастера не только строили величественные здания, но имели обширные инженерные знания: строили плотины, укрепляли склон волжской террасы, отводили оттуда воду. По этим памятникам можно судить о значении города, как столицы госу­дарства Волжской Булгарии, который часто становился ареной битвы и для монголов, и для русских князей, и для разного рода разбойников. В 1431 году после очередного нападения город был разрушен, после чего потерял свой статус столицы.

В золотоордынский период развиваются старые ремесла, получают развитие также и новые для этого региона художественные промыслы. Так, большими искусниками были резчики по камню. Над­гробные камни в ХШ-ХIV вв. имеют широкое распространение на всей территории Булгарии. Декоративное оформление надгробных плит зависело от заказчика и, конечно, мастерства исполнителя.

В золотоордынский период получают дальнейшее развитие всевиды декоративно-прикладного искусства, сложившиеся вдомонгольской Булгарии: кузнечное, бронзолитейное, ювелирное искусство, керамика, художественное стекло, обработка кожи, резь­ба по кости, ткачество, шитье, вышивка и др. Ремесленные традиции развиваются на более высоком уровне. Например, при изготовлении керамики используется ножной гончарный круг и закрытый горн, давшие возможность получать керамику высокого обжига.

В области художественного металла и ювелирного искусства также произошли изменения. Вместо изображения живых существ мастера достигали совершенства в орнаментировке и каллиграфически исполненных надписях, используется золото, серебро, драгоценные камни.

Ведущая тенденция и характер местного ювелирного искусства заключались в переносе центра тяжести с изображения живого существа на орнамент и каллиграфически начер­танное слово.

На всем протяжении с 1240 до 1430 гг. наряду с булгарами в крае жили и другие на­роды со своей культурой и традициями. Ввосточных и юго-восточных районах - кипчаки, на западе и в центре проживали финно-угры, тюрки (чуваши), которые не исповедовали ислам. В Булгарии остались жить изавоеватели - монголы, которые до того, как полностью растворились в татаро-булгарской эт­нической среде, имели свои культурные традиции, отличные от мусульманских. Особый интерес представляют христианские поселения: русские и армянские, с памятниками христианского культового зодчества, декоративными изделиями, иконами и др.

Русские постоянно составляли определенную часть булгарского населения. Заметную роль в культурной жизни Булгарии золотоордынского периода играла армянская колония, возникшая a X-XII вв. вблизи Булгара. Армянские купцы имели сложенные из камня добротные дома, сохранились остатки армянской церкви («Греческая Палата»), каменные плиты с надписями.

Художественная культура средневековой Волжской Булгарии была подчинена господству мусульманской религии, причем в ХШ-XV вв. в большей степени, чем вдо­монгольское время. С канонами ислама связаны основные типы культовых и мемори­альных архитектурных сооружений и основные формы декора (орнаментально-каллиграфическая система). Вцелом искусство Волжской Булгарии не закончило свою историю в 1431 году с раз­рушением столицы государства. Булгарская культура непосредственно подготовила почву для татарского искусства последующих исторических этапов, прежде всего для культуры Казанского ханства.

 

Рекомендованная литература

 

1. Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (Х - начало XIII вв.). – Казань, 1983.

2. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии (Х - начало ХIII вв.). - Ка­зань, 1986.

3. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. - М., 1984.

4. Полубояринова И.Д. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв. – М., 1993.

5.Город Болгар: монументальное строительство, архитектура, благоустройство. - М., 2001.

6. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. –Казань, 2002.

7. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. -Йошкар-Ола, 1975.

8. Бариев Р.Х. Волжские булгары: история и культура. - СПб., 2005.

9. История татар с древнейших времен. В 7 т. Т.2. Волжская Булгария и Великая степь. – Казань, 2006.

10. Сокровища булгарского народа. Выпуск 1. Этногенез. История. Культура. - СПб. ,2007.

11. Кол Гали Кысса-й-Йусуф - М., 1998.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.