Сделай Сам Свою Работу на 5

Рецензирование методических разработок





ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный

Колледж»

 

 

   
 
     
       
             

 

 

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  
 
   

 

Торжок, 2016

Министерство образования Тверской области

ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УМР

________ О.В. Гамелько

__.__.2016.

 

 

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  

 

 

Методист ________________ Т.В. Белякова

 

Рецензент:

 

Методист ________________ Т.В. Королева

__. __. 2016

 

Аннотация

В настоящее время понятие «методическая разработка» используется достаточно часто в широком и узком смысле. Методической разработкой в широком смысле называют практически любой вид методической документации. Однако каждый отдельный вид в частности имеет свою специфику, поэтому к ним предъявляются разные требования.



Методическое пособие «Составление методических разработок» представляет собой систематизацию материалов о видах, требованиях, структуре и порядке написания методических разработок конкретного занятия (темы программы) или мероприятия.

Цель: сформировать понятие о требованиях к выполнению методических разработок.

Пособие предназначено для педагогов, планирующих обобщить свой педагогический опыт при создании методических разработок занятий, мероприятий, отвечающих современным требованиям.

 

 

Содержание

 

1 Сущность понятия и виды методических разработок
2 Методические рекомендации по написанию методической разработки
3 Требования, предъявляемые к методической разработке
4 Структура методической разработки
5 Общие требования к содержанию и оформлению методической разработки
6 Рецензирование методических разработок
Приложение А. Пример оформления титульного листа
Приложение Б. Пример оформления листа утверждения
Приложение В. Пример оформления листа «Содержание»
Список литературы и источников информации

Сущность понятия и виды методических разработок



Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логически структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, внеурочного мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими рекомендациями.

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

- разработку конкретного занятия;

- разработку серии занятий;

- разработку темы программы;

- описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

- сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

- пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.

 

Методические рекомендации по написанию методической разработки

Прежде чем приступить к написанию методической разработки необходимо:



1) Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2) Определить цель методической разработки.

Например, цель может быть следующей:

- определение форм и методов изучения содержания темы;

- раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

- описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;

- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

- использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

3) Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4) Составить план и определить структуру методической разработки.

5) Определить направления предстоящей работы.

Требования, предъявляемые к методической разработке

К методическим разработкам предъявляют следующие требования:

1) Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2) Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3) Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4) Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5) Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6) Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7) Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8) Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9) Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить» («Как воспитывать», «Как развивать»).

10) Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (планы занятий (мероприятий), карточки-задания, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Структура методической разработки должна быть следующей:

- титульный лист,

- лист утверждения (оборотная сторона титульного листа),

- аннотация,

- содержание,

- введение,

- основная часть, состоящая из разделов, подразделов или пунктов,

- заключение,

- приложения,

- список литературы и источников информации.

5 Общие требования к содержанию и оформлению методической разработки

5.1 Название методической разработки

 

Название методической разработки – максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки.

По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке.

Аннотация

В аннотации указываются:

- проблема, которой посвящена методическая разработка;

- вопросы, которые она раскрывает;

- потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).

5.3 Содержание

В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы. Содержание включает также перечень приложений и список литературы и источников информации. Пример оформления приведен в приложении

 

5.4 Введение

 

Во введении целесообразно отразить следующие аспекты:

5.4.1 Актуальность работы

Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.

5.4.2 Цели и задачи методической разработки

Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме.

Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.

5.4.3 Основная идея педагогической деятельности

На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.

5.4.4 Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.

Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе.

Различают три степени новизны:

- методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации;

- методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации;

- методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый объем - до 2 страниц текста.

 

5.5 Основная часть

 

5.5.1 Общие рекомендации по написанию основной части

Основная часть может состоять из двух и более разделов.

В разделе (разделах) более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий.

На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи.

Кроме того, рекомендуется представить описание:

- современных приемов и методов образования;

- организации творческой деятельности воспитанников;

- педагогических идей и инициатив;

- новых методик и технологий обучения;

- результативных современных приемов и методов использования информационных технологий.

Основная часть может состоять из аналитического и практического разделов. При этом в аналитической части следует привести научное обоснование проблемы на основе анализа различных источников. Практическая часть содержит изложение путей и способов решения поставленной задачи, описание методического эксперимента, его организации и содержания.

В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.

Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.

 

5.5.2 Примерное содержание основной части методической разработки занятия (темы программы)

Основная часть может состоять из следующих пунктов:

а) Методическое обоснование темы.

1) Характеристика темы. В данном пункте указываются:

- образовательные цели и задачи темы;

- планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

- знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

- место и роль темы в курсе;

- связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутридисциплинарные и междисциплинарные связи;

- дается дидактический анализ содержания материала;

- выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

- возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке;

2) Планирование изучения темы. При планировании учебной темы необходимо обосновать:

- выбор методики преподавания темы;

- выбор средств обучения;

- основные вопросы, которые студенты должны прочно усвоить;

- воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

б) План урока

Рекомендуемая структура плана урока:

- тема программы;

- тема урока;

- тип урока;

- вид урока;

- цель методическая;

- цели образования (обучения, воспитания, развития);

- материально-техническое и учебно-методическое обеспечение урока;

- литература (источники) для студентов;

- литература для преподавателя;

- междисциплинарные и внутридисциплинарные связи;

- технологическая карта урока

Дидактическая структура урока Время   Методическая подструктура урока
Содержание деятельности преподавателя   Содержание деятельности студентов Методы обучения Формы организации деятельности студентов Средства обучения Формируемые компетенции
               

 

- дидактический материал к уроку (можно представить в виде приложений).

в) Рекомендации по организации и методике изучения темы.

 

5.6 Заключение

 

В заключении формулируются:

- выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов Вашей педагогической деятельности. Например:

а) изменения в качестве знаний студентов, в овладении практическими умениями;

б) изменения в уровне воспитанности;

в) изменения в развитии интереса к предмету и т.д;

- значение применения использованной формы работы;

- возможность использования методической разработки в практике работы других педагогов;

- возможность перспективной работы (исследования) над данной темой.

Объем заключения должен составлять1-2 страницы.

5.7 Приложения

 

В качестве приложений могут быть представлены материалы, дополняющие текст: таблицы, графики, план занятия, мероприятия (если они не были включены в основную часть), конспекты, дидактические материалы методики, анкеты, протоколы наблюдений и др.

Приложения оформляются на отдельных листах.

Приложения структурируются, озаглавливаются и нумеруются в соответствии с последовательностью их упоминания в основном тексте.

 

5.8 Список литературы и источников информации

В списке литературы и источников информации указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами. Библиографическое описание выполняется в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003.

 

5.9 Оформление методической разработки

 

Методическая разработка оформляется в соответствии с общими требованиями к текстовым документам, т.е. внутренним стандартом, утвержденным директором колледжа 12.11.2005 г.

Рецензирование методических разработок

 

Наличие внутренних рецензий необходимо на все виды методических разработок. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями колледжа.

В случае представления методической разработки на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования требуется наличие внешней рецензии.Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля.

Рецензия должна содержать:

- наименование темы и автора методической разработки;

- упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений;

- краткий перечень основных вопросов, изложенных в методической разработке;

- обязательную характеристику методической разработки с точки зрения ее актуальности;

- перечень положительных сторон методической разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости методической разработки;

- вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или студентов;

- должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензия прилагается к методической разработке.

Приложение А

 

Пример оформления титульного листа

 

Министерство образования Тверской области ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж» Специальность «Профессиональное обучение» Специализация «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Дисциплина «Основы экономики»
   
РЫНОК. ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ   МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ  
 
  Торжок, 2015 Приложение Б   Пример оформления листа утверждения  
Министерство образования Тверской области ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Рецензент должность, место работы _______ И.О. Фамилия __. __. 2015 УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УМР _____________ И.О. Фамилия __. __. 2015  
РЫНОК. ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ для специальности 44.02.06 Профессиональное обучение   Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.06  
  Преподаватель ______ категории ____________ И.О. Фамилия   Председатель ПЦК ____________ И.О. Фамилия __. __. 201 Методист ____________ И.О. Фамилия __. __. 201 Рецензент Преподаватель ___ категории ____________ И.О. Фамилия __. __. 201 Приложение В Пример оформления листа «Содержание»   Содержание
Введение
Раздел 1 Название раздела
1.1 Название подраздела
1.2 Название подраздела
Раздел 2 Название раздела
2.1 Название подраздела
2.2 Название подраздела
Заключение
Приложение А. Название
Приложение Б. Название
Список литературы и источников информации

 

 

Примечание – Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла.

 

 

Список литературы и источников информации

 

1. Организация учебно-методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования: Сборник методических рекомендаций для практического пользования. – М.: Среднее профессиональное образование, 2006. – 216 с.

2. Внутренний стандарт. Общие требования к текстовым документам. – Введ. 2005 – 12 – 11. – Торжок: ТГПГК. – 40 с.

2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: методические рекомендации / Сост. С.Е. Лузгин. - Саранск: Саран. кооп. ин-т РУК, 2011. – 68 с.

3. Учебно-методическая работа в колледже: в помощь преподавателю, мастеру производственного обучения: Методическое пособие / Под общ. редакцией О.А. Карповой. – М.: ТК-14, 2011. – 135 с.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.