Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема доклада: «Понятие, цели, задачи и социальная ценность адвокатуры и адвокатской деятельности».





АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Экз. № 1

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПМК №1

Подполковник юстиции

А.В. Киселев

«___» ________________ 2015 года

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения семинара по учебной дисциплине

«Правоохранительные органы»

для слушателей специальности 030901

«Правовое обеспечение национальной безопасности»

Тема № 3.1/2: «Неспециализированные органы и организации, осуществляющие правоохранительные функции»

 

Обсуждена на заседании

ПМК «Уголовное право»

«__» _______ 2015 года, протокол № __

Орел 2015

ТЕМА № 3.1/2: «Неспециализированные органы и организации, осуществляющие правоохранительные функции»

Занятие № 2

Семинар:

Цели занятия:

Учебные и воспитательные цели:

Учебные и воспитательные цели:

1. Проверка, углубление и закрепление знаний курсантов по вопросам:

- содержания понятия адвокатуры и адвокатской деятельности, принципов организации адвокатуры и видов оказываемой ею помощи;

- понятия и основные задачи нотариата, организация его деятельности, права и обязанности нотариусов;



- понятия, виды и организационные формы частной детективной и охранной деятельности, а также основные ограничения по ее осуществлению.

Методические приемы: проведение устного опроса, обсуждение доклада и вопросов в группе, самостоятельная работа курсантов с раздаточным и дидактическим материалом.

2. Воспитательные цели:формирование у курсантов профессиональных черт характера, таких как внимательность, ответственность и исполнительность; чувства ответственности за соблюдение норм действующего законодательства, своевременное, строгое и точное соблюдение норм действующего законодательства, обеспечение и укрепление законности и правопорядка, соблюдение прав и свобод военнослужащих, а также формирование творческого мышления, культуры межличностного общения, умения рассуждать и активно вести дискуссию, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Методические приемы:личный пример преподавателя, апелляция к авторитетам, похвала отличившихся курсантов на занятии при ответе на вопросы семинара и при подготовке доклада, порицание неудовлетворительно подготовленных и нарушающих дисциплину на занятии.



3. Дидактические цели:научить курсантов анализировать и оценивать различные источники информации о происходящих в обществе социальных процессах и закономерностях развития органов прокуратуры, ее конституционного статуса и принципов организации, системы ее органов и основных направлений деятельности, а также места в системе органов государственной власти; творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в ходе обсуждении вопросов занятия, высказывать и обосновывать своё мнение, что должно способствовать развитию у обучающихся профессионального мышления и творческих способностей.

Методические приемы:после каждого ответа необходимо спрашивать у группы «Согласны ли они с отвечающим?» или «Есть ли вопросы к отвечающему?», что позволит творчески мыслить, рассуждать, доказывать обоснованность своего мнения, а также это возможный выход на дискуссию в группе. В качестве анализа и оценки источников информации служат – самостоятельная работа с нормативными правовыми актами, рецензирование доклада, анализ и оценка ответов курсантов. Сравнение и сопоставление информации (посредствам работы с раздаточным материалом, демонстрируемыми материалами презентации, а также нормативными правовыми актами).

Время – 2 часа.

Место –учебная аудитория.

Вид семинара– тематический.

Метод проведения занятия:



- обсуждение групповое;

- репродуктивный, поисковый, творческий – при отработке вопросов семинара и выполнении заданий индивидуально и в группе.

- заслушивание доклада с последующим его обсуждением.

Учебно-материальное обеспечение:видеопроектор, презентация, слайды, схемы, нормативные правовые акты, учебная литература (основная и дополнительная), подставка для выставки литературы, учебная доска, конспект лекций.

Распределение времени семинара: вступительная часть – 5 минут, обсуждение доклада – 15 минут, обсуждение 1-го вопроса – 25 минут, обсуждение 2-го вопроса – 20 минут, обсуждение 3-го вопроса – 20 минут, заключение – 5 минут.

Межпредметные связи:«Теория государства и права» (т. 9); «Конституционное право России» (т. 8); «Судебная система в Российской Федерации» (т. 6); «Административное право» (т. 4); «Уголовно-процессуальное право» (т. 4, 8, 9, 15); «Прокурорский надзор» (т. 1-5); «Правовое регулирование государственной охраны в Российской Федерации» (т. 7).

Методика проведения занятия:

Вступительное слово.

 

Объявление темы занятия, цели и порядка его проведения, обоснование актуальности вопросов, предложенных к рассмотрению на занятии.

 

В Российской Федерации наряду с государственными правоохранительными органами уполномочены осуществлять деятельность по охране прав и законных интересов личности, общества и государства также и определенные институты гражданского общества – негосударственные, общественные образования, организации и частные лица. К их числу относят адвокатуру, нотариат, третейский суд, частные детективные и охранные предприятия, юридические фирмы, экспертные организации, органы по защите прав потребителей, правозащитные организации. Работники этих негосударственных образований наделены законом определенным статусом, однако они, что напрямую закреплено в ряде законов, однако не обладают статусом работников правоохранительных органов. Их полномочия имеют определенные отличия от полномочий государственных правоохранительных органов, так как они не могут в ходе своей профессиональной деятельности применять меры принуждения, ограничивающие права и законные интересы личности.

В системе правоохранительных органов Российской Федерации в вопросах оказания юридической помощи населению важное место отводится неспециализированным правоохранительным органам – адвокатуре, как организованному особым образом добровольному профессиональному объединению квалифицированных юристов, созданному в целях оказания правовой помощи гражданам и юридическим лицам, и нотариату, призванному обеспечивать защиту законных прав и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность присущими им организационно-правовыми формами и методами.

Частная детективная и охранная деятельность является предусмотренным законодательством специальный видом лицензируемой юридической деятельности по оказанию услуг юридическим и физическим лицам на возмездной договорной основе в целях защиты их прав и законных интересов. Эта деятельность регламентирована рядом нормативных актов, к которым прежде всего относится Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Важной особенностью названной деятельности является то, что заниматься ею могут как физические лица – индивидуальные предприниматели, так и детективные и охранные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию), выданную лицензирующим органом в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ«О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Обсуждение доклада.

Тема доклада: «Понятие, цели, задачи и социальная ценность адвокатуры и адвокатской деятельности».

В настоящее время в мире насчитывается около 4 млн адвокатов.

Сюда входят примерно 850 тыс. адвокатов из США, 450 тыс. из стран Европейского Сообщества, 400 тыс. из Индии, 300 тыс. из Бразилии и примерно 1 млн 500 тыс. - из остального мира. В целом, исключая Японию, можно сказать, что чем более развита страна, тем большее количество адвокатов в ней работает. За последнее время в Западном полушарии количество представителей этой профессии значительно возросло. И если в 1970 г. только несколько юридических фирм имели в своем штате 100 адвокатов, то сейчас в мире насчитывается около 1 тыс. мегафирм. Существенно возрос и объем сумм, на которые было оказано юридических услуг.

В России в 2002 г. на момент принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» было 47 288 адвокатов, объединенных в 145 коллегий адвокатов.

Если задаться вопросами: кто же такой адвокат? Какими качествами он должен обладать? Какие задачи стоят перед этой профессией? В чем социальная функция и ценность адвокатуры? - то мы получим много разнообразных, порой диаметрально противоположных ответов. И даже в среде самих адвокатов не найдем единого понимания этих проблем.

Казалось бы, довольно простые вопросы, и ответы на них вроде бы очевидны. Между тем суть адвокатуры и адвокатской деятельности как института, призванного представлять интересы личности и частного капитала, долгое время по политическим причинам замалчивались. Адвокат в СССР был обязан «служить социалистическому правосудию и делу укрепления социалистической законности», что превращало его в лицо, состоящее на службе у государства и выполняющее определенные политические функции. Сегодня в связи с тенденцией к построению в России правового государства понятие адвокатуры, ее социальный статус существенно изменяются, происходят сложные процессы осмысления своей роли и в самом адвокатском сообществе.

В народе долгое время считалось, что адвокат как человек, разбирающийся в юридических науках, нужен тогда, когда возникают проблемы с уголовным законом. В Юридическом словаре 1953 г. утверждается, что деятельность адвокатуры является одной из форм претворения в жизнь права обвиняемого на защиту. До сих пор бытует мнение, что адвокат в России - это необходимая фигура только в уголовном процессе. Именно со специалистом в уголовных делах связан образ адвоката в нашей стране. Кроме того, обычно адвокат еще ассоциируется с юридической консультацией, где гражданам дают ответы на простые бытовые вопросы: что надо делать в случае, если необходимо развестись или произошла автоавария?

И действительно, при отсутствии гражданского общества и при плановой экономике большинство хозяйственных проблем решались юристами предприятия, так называемыми юрисконсультами. И если говорить обобщенными категориями, то Право с большой буквы ранее не было востребовано обществом. Отсюда не был востребован и адвокат как защитник этого Права, а его роль сводилась в основном к осуществлению защиты по уголовным делам.

Сейчас ситуация в стране существенно изменилась, и с возрождением нормального гражданского общества и хозяйственного оборота возникла острая необходимость в квалифицированных юристах, которые в состоянии разрешать возникающие в этом обороте юридические проблемы. Сегодня по мере развития рыночных отношений можно с уверенностью утверждать, что центр тяжести в работе адвокатов переместился с защиты прав отдельного человека в основном в уголовном процессе к защите его экономических прав и интересов бизнеса в гражданско-правовых отношениях.

 

Вопрос 1. Адвокатура в Российской Федерации.

 

а) функции адвокатуры и организационные основы ее деятельности:

Адвокатуру можно определить как добровольное самоуправляющееся профессиональное объединение (сообщество) квалифицированных юристов, созданное в целях оказания правовой помощи гражданам и юридическим лицам.

Адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе принципов гуманизма, законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.

К основным задачам адвокатуры относятся содействие охране прав и законных интересов физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц.

Защита прав и свобод человека и гражданина адвокатами происходит посредством осуществления адвокатской деятельности, т.е. оказания квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Специфика адвокатской деятельности заключается прежде всего в том, что ее могут осуществлять лишь лица, получившие статус адвоката в порядке установленном Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также в том, что эта деятельность не считается предпринимательской.

Основными направлениями адвокатской деятельности являются:

– консультирование и выдача справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

– составление документов правового характера (исковых заявлений, жалоб, ходатайств, доверенностей);

– участие в качестве представителя доверителя в конституционном, уголовном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в третейских судах и иных органах разрешения конфликтов;

– участие в качестве защитника доверителя при производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

– представление интересов доверителя в органах власти и общественных объединениях, иных организациях, в том числе при осуществлении исполнительного производства, при исполнении условного наказания, а также в налоговых правоотношениях;

– оказание иной не запрещенной законом юридической помощи.

Адвокатура является правоохранительным органом. Во всех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско-правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката, и обеспечивает реализацию этого права.

Адвокатура – некоммерческая организация, она не преследует цель извлечения прибыли. Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем (гражданско-правового договора, заключаемого в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (и) на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу независимо от места жительства или местонахождения доверителя). Вознаграждение, выплачиваемое адвокату по договору, и компенсация прочих расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования или перечислению на расчетный счет адвокатского объединения. Из получаемого вознаграждения адвокат отчисляет средства на: общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, определяемыми собранием (конференцией) адвокатов; содержание соответствующего адвокатского образования; страхование профессиональной ответственности; иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности. Если адвокат участвует в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, то его труд оплачивается за счет средств федерального бюджета.

б) правовой статус адвоката:

Центральной фигурой адвокатуры является адвокат – лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Адвокат вправе представлять интересы своего клиента во всех государственных и общественных организациях, в различных правоохранительных органах.

Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, в качестве представителя или защитника в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Для участия в деле адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Оказывая юридическую помощь адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

– имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

– участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

– состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

– оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты.

Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

Адвокат в своей деятельности обязан:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации»;

3) постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции;

5) ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием;

6) осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации».

Адвокат в своей деятельности обязан соблюдать адвокатскую тайну, под которой в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» понимаются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

Дополнительные вопросы:

1.Какова система органов адвокатуры?

2. Каковы основные права и обязанности адвоката?

Краткое заключение по первому вопросу.

Вопрос № 2. Нотариат в Российской Федерации

а) система нотариата в Российской Федерации:

Нотариат представляет собой систему органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Правовую основу деятельности нотариата составляют Конституция РФ, Основы законодательства Российской Федерации от 11.02.1993 № 4462-1 о нотариате, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Систему нотариата составляют:

– государственные нотариальные конторы;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы – должностные лица, уполномоченные на совершение нотариальных действий, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

б) правовой статус нотариуса:

Нотариус обязан:

– оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

– выполнять свои обязанности в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой;

– хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.

Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Там, где нет нотариусов, в том числе тех, которые занимаются частной практикой, выполнение некоторых нотариальных действий разрешено должностным лицам органов исполнительной власти, уполномоченных на совершение этих действийкомандирам воинских частей или начальникам приравненных к ним иных воинских структур, начальниками исправительных учреждений, главврачам лечебных учреждений и др. В основном это действия, связанные с удостоверением верности копий документов и выписок из них, подлинности подписей, принятие мер к охране наследственного имущества и т. п.

Полномочия должностных лиц российских консульских учреждений, находящихся за рубежом, несколько шире. Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

4) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

5) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

6) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

8) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

9) удостоверяют время предъявления документов;

10) совершают морские протесты;

11) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки в данном случае не может быть менее шести месяцев. Должности нотариусов учреждаются и ликвидируются органами юстиции совместно с нотариальной палатой.

Назначение на должности стажера и помощника нотариуса осуществляется органом юстиции на основании трудового договора. Стажер нотариуса должен иметь высшее юридическое образование, а помощник нотариуса – лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях: осуждения его за совершение умышленного преступления – после вступления приговора в законную силу; ограничения дееспособности или признания недееспособным; ходатайства нотариальной палаты – за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, за нарушение законодательства, по состоянию здоровья при наличии медицинского заключения.

 

Дополнительные вопросы:

1. Как можно определить понятие «нотариат»?

2. В чем суть нотариальных действий? Каковы правила их совершения?

3. Кто полномочен совершать нотариальные действия?

4. Дайте характеристику системы органов нотариата.

Краткое заключение по второму вопросу.

Вопрос № 3 Частная и охранная деятельность.

 

а) понятие, общая характеристика частной детективной и охранной деятельности:

Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» под частной детективной и охранной деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Однако в отличие от правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, носящего служебный характер, нормативно-правовая регламентация частного сыска и охраны не имеет столь жесткого отнесения к правоохранительной функции государства и на граждан, осуществляющих эту деятельность, и действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Нацеленность частной детективной и охранной деятельности на защиту частных законных прав и интересов своих клиентов предполагает детальное регулирование возникающих, происходящих и прекращающихся в ней правовых отношений между сторонами, т. е. субъектом частного сыска или охраны и клиентом.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым это право предоставлено.

Иностранные граждане, граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Содержание частной детективной и охранной деятельности – оказание услуг, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, охрану их имущества и других законных интересов – является, по существу, такой же деятельностью, которая свойственна государственным правоохранительным органам.

Принципиальное отличие состоит в том, что деятельность частных детективных и охранных служб:

– является предпринимательской, рассчитанной на поддержку частной инициативы, осуществляется на коммерческой основе (получение прибыли теми, кто ею занимается);

– направлена на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально-определенным клиентам путем заключения соответствующих соглашений, предусматривающих надлежащую оплату таких услуг;

– проводится лицами, на которых не распространяется действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов и не имеющих права осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции государственных органов.

б) виды услуг частной охранной и детективной деятельности:

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;

8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе с взыскателем.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать предусмотренные законом услуги.

Основные отличия частной детективной (сыскной) и охранной деятельности от оперативно-розыскной деятельности состоит в следующем:

– оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная – негосударственными организациями и частными лицами, в силу чего лишена каких-либо властны

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.