Сделай Сам Свою Работу на 5

Групповая лабораторная работа.





Действие первое “чисто химическое”.

На сцене появляется сама реакция.

Демонстрация 1.

На демонстрационном столе стаканы с растворами солей железа(III), магния, кальция, бария, алюминия, цинка, меди, хрома(III), марганца(II), кобальта(II), никеля(II), свинца(II).

К каждому раствору добавить 1 мл раствора тиоцианата калия.

Учитель: Какие произошли изменения? Можно ли использовать взаимодействие солей железа(III) с тиоцианатом калия как качественную реакцию на ионы Fe3+?

Только продукт взаимодействия ионов железа Fe3+ с тиоцианат-ионом дает продукт кроваво-красного цвета, следовательно реакция FeCl3 с KNCS является качественной на ионы Fe3+.

Таким образом, с помощью тиоцианат-иона можно однозначно определить наличие ионов Fe3+ в исследуемом веществе.

Любая качественная реакция имеет так называемый предел обнаружения – минимальную концентрацию вещества, которая может быть обнаружена с помощью данного реагента.

Каков же предел обнаружения ионов Fe3+ с помощью тиоцианат-иона?

Групповая лабораторная работа.

Цель: в ходе совместной работы составить колориметрическую шкалу для определения концентрации ионов железа(III).



На столах раствор хлорида железа(III), содержащий 100 мг/л Fe3+. Последовательным разбавлением учащиеся готовят растворы, содержащие 10 мг/л, 1 мг/л, 0,5 мг/л, 0,1 мг/л Fe3+.

При взаимодействии раствора KNCS и растворов FeCl3 различной концентрации получаем колориметрическую шкалу.

Концентрация Fe3+, мг/л Окраска раствора
Буро-красная
Темно-красная
Розовая
0,5 Светло-красная
0,1 Отсутствует

Но какую пользу может принести любая, даже самая эффектная химическая реакция, если она существует ради самой себя, не служит человеку. Все это можно сказать о какой-нибудь другой химической реакции, но только не о нашей. Данная реакция используется для качественного и количественного определения Fe3+ в различных средах.

Действие второе “биологическое”.

Учитель: Попробуем применить нашу реакцию для определения железа в некоторых продуктах питания. Без железа не может функционировать организм человека, животных, растений. Какова же биологическая роль железа?

Примерное содержание сообщения ученика: “В биологических системах железо связано с органическими веществами. Содержание железа в организме человека составляет 0,01%. Железо незаменимо в процессах кроветворения и внутриклеточного обмена. Примерно 55% железа входит в состав гемоглобина эритроцитов, около 24% участвует в формировании красящего вещества мышц (миоглобина), примерно 21% откладывается “про запас” в печени и селезенке. Суточная потребность взрослого здорового человека в железе составляет 10–20 мг и восполняется сбалансированным питанием. В случае большого недостатка железа в организме возникает заболевание – железодефицитная анемия (малокровие). Избыточное количество железа приводит к образованию нерастворимого в воде железосодержащего белка. Этот белок уже не может быть использован организмом и, откладываясь в тканях и органах, вызывает нарушение их функций и приводит к заболеванию”.



Учитель: Наличие достаточного количества железа в пище – непременное условие здорового образа жизни. И здесь нам на помощь придет наша реакция.

Групповая лабораторная работа.

Цель: определить содержание железа в некоторых продуктах питания.

Материалы: яблоки, гречиха, курага.

Предварительная подготовка: в ступке измельчить образцы анализируемых продуктов одинаковой массы, добавить 10 мл азотной кислоты, 1–2 мл пероксида водорода. Полученную смесь перетереть и перенести в стакан.

Отобрать по 2 мл экстракта добавить 1 каплю 20%–ного раствора тиоцианата калия.

Сравнить окраску полученных растворов с колориметрической шкалой. Сделать вывод об относительном содержании железа в исследуемых продуктах питания.



Учитель: Нередко можно услышать такой совет: “Ешьте побольше яблок, особенно антоновку: они очень богаты железом и витамином С”. На самом деле яблоки не особенно богаты железом. Более того, они содержат его порой меньше, чем другие продукты питания. Другое дело, что соли железа, содержащиеся в яблоках, лучше усваиваются организмом, поскольку они находятся в благоприятном соотношении с витаминами. Но это касается вообще всех сортов яблок, а не только антоновских.

Как уже было сказано, при недостатке железа в организме развивается заболевание железодефицитная анемия. Примерно оценить обеспеченность организма железом можно с помощью следующего теста.

Тест “Порядок ли у вас с железом”.

На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.

1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?

3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

5. Вы редко или совсем не едите мясо?

6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?

7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.

Учитель: Может быть содержание каких-либо вопросов вас заинтересовало с точки зрения влияния на содержание железа в организме?

Демонстрация 2.

К 20 мл чая добавить 5 мл раствора хлорида железа, содержащего 10 мг/л железа. Контрольный раствор 20 мл воды и 5 мл раствора хлорида железа (10 мг/л железа).

Раствор чая чернеет. Профильтровать полученный раствор. К фильтрату и к контрольному раствору добавить 1 каплю 20%-ного раствора тиоцианата калия. Отметить различную окраску растворов. В зависимости от крепости чая, происходит либо полное связывание ионов железа(III), либо значительное уменьшение их концентрации.

Учитель: Компоненты чая связывают железо в труднорастворимую форму. Чашка чая, выпитая во время еды, сократит усвоение железа почти на 2/3. Если чай выпит после приема пищи, то организм недосчитается 40% железа, а если – за 1 ч до еды, он оставит железо в неприкосновенности. Кроме чая, “врагами” железа являются кофе, молочные продукты и яичные желтки. Если с железом у вас все в порядке, то можно спокойно есть продукты, которые числятся во “врагах” железа. Если же нет, то необходимо изменить свой образ жизни.

Действие третье – “гидрологическое”.

Примерное содержание сообщения ученика: “В земной коре содержится 5,65% железа. Биомасса Земли, содержащая до 10 млрд. тонн железа, является важнейшим фактором миграции и перераспределения элемента в природе. В результате выветривания и частичного растворения горных пород в природных водах концентрация железа в них колеблется от 0,01 до 26 мг/л.

Концентрация ионов железа в природных водах значительно повышается за счет антропогенных источников. В экологической литературе существует понятие “железнение среды”, характеризующий возрастание объема антропогенного железа в природной среде.

В воде железо находится в виде солей Fe3+. ГОСТ разрешает содержание железа в питьевой воде до 0,3 мг/л, а если нет станции обезжелезивания, то до 1мг/л. Если содержание железа превышает указанную величину, то это отрицательно сказывается на органах пищеварительной и сердечно-сосудистой системы. При повышении ПДК вода приобретает специфический привкус и бурый цвет”.

Для контроля концентрации Fe3+ в воде опять на помощь придет качественная реакция.

Групповая лабораторная работа.

Цель: определить содержание Fe3+ в воде, взятой из различных источников.

Материалы: пробы водопроводной воды, взятые в разных местах, речная вода, родниковая вода, болотная вода.

Предварительная подготовка: к пробе воды (100 мл) добавить 1–2 мл концентрированной азотной кислоты для предотвращения гидролиза солей железа. Пробы воды готовятся за 5–10 часов до анализа.

На столах у учащихся в пронумерованных пробирках находятся приготовленные пробы воды. В каждую пробирку добавить по 1 капле 20%–ного раствора тиоцианата калия.

Отметить цвет раствора. Сравнить интенсивность окраски полученных растворов с колориметрической шкалой. Сделать вывод о концентрации ионов железа в исследуемых водах.

Заполнить таблицу:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.