Модуль 3. Решение типичных проблемных ситуаций оценивания
Эксперт, проверяющий задания с развернутым ответом, располагает следующими материалами:
1) тексты заданий;
2) возможные варианты решения задач 28-32;
3) критерии оценивания заданий 28-32;
4) таблица справочных величин (аналогичная таблицам КИМ ЕГЭ по физике);
5) кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по физике (1 экземпляр на аудиторию).
При проверке заданий с развернутым ответом эксперт имеет право пользоваться непрограммируемым калькулятором.
В материалах для экспертов ЕГЭ по физике для каждого задания приводится авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМ способ (метод) решения не является эталонным. Он лишь помогает эксперту в решении соответствующего задания.
Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению на 1 или 2 балла. В случае, когда ошибки в решении не подпадают ни под один из критериев на 3, 2 или 1 балл, задание оценивается в 0 баллов.
В случае если решение экзаменуемого имеет логику, отличную от авторской, эксперт оценивает возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал учащийся. Если ход решения учащегося допустим, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения с помощью обобщенной схемы оценивания на основании списка основных законов, формул или утверждений, который соответствует выбранному учащимся способу решения.
При использовании обобщенных схем оценивания рекомендуется обращать внимание на следующие моменты:
ü Перед проведением проверки каждого из заданий необходимо изучить критерии его оценивания в материалах для эксперта, обратив внимание на возможные отличия от обобщенной схемы оценивания.
ü При проверке ответов на задание 28 необходимо вычленить в решении три элемента: ответ, объяснение ответа и перечень законов и явлений, на которые должны быть указаны в объяснении. Количество логических шагов в объяснении и перечень законов и явлений зависит от выбранного способа решения. Это необходимо учитывать при выборе критериев для оценивания.
ü Выполнение задания 28 оценивается в 2 балла только при наличии верного ответа.
ü Решение задач 29-32 может оцениваться в 2 балла при полном правильном решении и верном ответе, если не описаны дополнительно введенные физические величины. При этом допускается введение новых величин без описания, если используются стандартные обозначения.
ü При требовании в задании рисунка с указанием сил, действующих на тело, правильным считается рисунок, в котором верно указаны все необходимые силы и их направление. Ошибка в соотношении длин векторов не считается ошибкой.
ü Если в задании требуется нарисовать схему электрической цепи, то принимаются схемы, отвечающие требованиям задачи, в которых используются стандартные обозначения элементов электрической цепи. При составлении схемы по фотографии допускается неверная интерпретация подключения реостата. При этом задача считается решенной верно, если в решении учитывается тот же способ подключения, что и на электрической схеме.
ü При проверке правильности числового ответа необходимо проверить вычисления экзаменуемого при помощи калькулятора. Допускаются округления с учетом того числа значащих цифр, которые указаны в условии задачи. Избыточная точность числового ответа не считается ошибкой.
ü Если экзаменуемый использует в процессе решения в качестве одной из исходных формул ту, которая не представлена в кодификаторе, то такая работа оценивается по критерию отсутствия одной из основополагающих формул и оценивается в 1 балл (даже при наличии верного числового ответа).
ü Если экзаменуемый решает задачу, которая относится к другому варианту, то работа оценивается в 0 баллов.
В процессе проверки необходимо придерживаться следующих правил:
ü При оценивании экзаменационных работ эксперт рассматривает решения в выданных ему работах по заданиям: вначале решения задачи 28 во всех работах, затем все решения задачи 29, потом все решения задач 30, 31 и 32. Тем самым обеспечивается более согласованное решение о выставлении баллов за одно и то же задание.
ü При работе эксперт выставляет свои оценки в специальный бланк («Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2»), в котором вносить изменения и исправления крайне нежелательно. При отсутствии решения или свидетельств попытки решения какой-либо задачи (отсутствуют любые записи о данном задании) в бланк вносится знак «Х» в поле соответствующей задачи.
ü Выставление баллов в бланк оценивания рекомендуется проводить по работам: все задания первой проверяемой работы, все задания второй проверяемой работы и т.д. Это позволяет обнаружить ошибки, допущенные экзаменуемым в нумерации задач, а также обнаружить непронумерованную, или пронумерованную неверно, или случайно пропущенную экспертом задачу.
ü Результаты оценивания переносятся в протокол проверки следующим образом:
- баллы по заданию 28 переносятся в колонку 1протокола;
- баллы по заданию 29 переносятся в колонку 2протокола;
- баллы по заданию 30 переносятся в колонку 3протокола;
- баллы по заданию 31 переносятся в колонку 4протокола;
- баллы по заданию 32 переносятся в колонку 5протокола;
ü Баллы выставляются в бланк оценивания гелиевой черной ручкой.
ü Внесение изменений в бланк оценивания крайне нежелательно. Все исправления вносятся только поверх неверных записей. Использование замазок и затирок с целью исправления записей категорически не допустимо! Любые лишние записи на бланке приводят к признанию его недействительным.
Номера столбцов в протоколе проверки экспертом заданий с развернутым ответом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 28
| 29
| 30
| 31
| 32
|
|
|
|
|
|
|
| Номера заданий в варианте
|
|
Внимание!При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
Справочные данные
Десятичные приставки
Наименование
| Обозначение
| Множитель
| Наименование
| Обозначение
| Множитель
| гига
| Г
| 10 9
| санти
| с
| 10–2
| мега
| М
| 10 6
| милли
| м
| 10–3
| кило
| к
| 10 3
| микро
| мк
| 10–6
| гекто
| г
| 10 2
| нано
| н
| 10–9
| деци
| д
| 10–1
| пико
| п
| 10–12
|
Константы
|
| число p
| p = 3,14
| ускорение свободного падения на Земле
| g = 10 м/с2
| гравитационная постоянная
| G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
| универсальная газовая постоянная
| R = 8,31 Дж/(моль·К)
| постоянная Больцмана
| k = 1,38·10–23 Дж/К
| постоянная Авогадро
| NА = 6·1023 моль–1
| скорость света в вакууме
| с = 3·108 м/с
| коэффициент пропорциональности в законе Кулона
| k= = 9·109 Н·м2/Кл2
| модуль заряда электрона (элементарный
электрический заряд)
| e = 1,6·10–19 Кл
| постоянная Планка
| h = 6,6·10–34 Дж·с
|
Соотношение между различными единицами
| температура
| 0 К = – 273 °С
| атомная единица массы
| 1 а.е.м. = 1,66×10–27 кг
| 1 атомная единица массы эквивалентна
| 931,5 МэВ
| 1 электронвольт
| 1 эВ = 1,6×10–19 Дж
|
Масса частиц
| | электрона
| 9,1×10–31кг » 5,5×10–4 а.е.м.
| протона
| 1,673×10–27 кг » 1,007 а.е.м.
| нейтрона
| 1,675×10–27 кг » 1,008 а.е.м.
|
Плотность
|
| подсолнечного масла
| 900 кг/м3
| воды
| 1000 кг/м3
| алюминия
| 2700 кг/м3
| древесины (сосна)
| 400 кг/м3
| железа
| 7800 кг/м3
| керосина
| 800 кг/м3
| ртути
| 13 600 кг/м3
| | | | | | |
Удельная теплоёмкость
| | воды
| 4,2×10 3
| Дж/(кг×К)
| алюминия
|
| Дж/(кг×К)
| льда
| 2,1×10 3
| Дж/(кг×К)
| меди
|
| Дж/(кг×К)
| железа
|
| Дж/(кг×К)
| чугуна
|
| Дж/(кг×К)
| свинца
|
| Дж/(кг×К)
|
|
|
|
|
|
|
| Удельная теплота
| | парообразования воды
| 2,3×10 6 Дж/кг
| плавления свинца
| 2,5×10 4 Дж/кг
| плавления льда
| 3,3×10 5 Дж/кг
| | | | | | | | | | |
Нормальные условия: давление – 105 Па, температура – 0 °С
|
Молярная маcса
| | | | азота
| 28×10–3
| кг/моль
| гелия
| 4×10–3
| кг/моль
| аргона
| 40×10–3
| кг/моль
| кислорода
| 32×10–3
| кг/моль
| водорода
| 2×10–3
| кг/моль
| лития
| 6×10–3
| кг/моль
| воздуха
| 29×10–3
| кг/моль
| неона
| 20×10–3
| кг/моль
| воды
| 18×10–3
| кг/моль
| углекислого газа
| 44×10–3
| кг/моль
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
Модуль 4. Тренинги
Задания к варианту 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|