Сделай Сам Свою Работу на 5

Кровь и сердечно-сосудистая система.





СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(Лекция для студентов заочного отделения)

В высших учебных заведениях в процессе подготовки сту­дентам даются не только профессиональные знания, но и дисциплины, формирующие общий культурный уровень. Частью общечеловеческой культуры является физическая культура, включающая всю совокупность достижений обще­ства в области укрепления здоровья, физического развития, со­вершенствования и образования.

Физическая культура - рациональное (разумное, сознательное) использование двигательной активности с целью улучшения своего состояния, развития и физической подготовленности к жизненной практике. Социальная направленность физической культуры заключается в укреплении здоровья нации, формировании личности человека, влиянии на производительность труда и развитии общественных отношений. Биологические основы физической культуры включают ком­плекс функций организма: анатомические, морфологические, фи­зиологические и биохимические. Без их знания невозможно контролировать здоровье и правильно использовать физические упражнения для повышения работоспособности.



Первоочередной интерес для нашей дисциплины представляет процесс движения. Мы рассмотрим системы человеческого организма, непосредственно задействованные в обеспечении двигательной активности.

 

Кровь и сердечно-сосудистая система.

Жизнедеятельность организма обеспечивается кровью.

Кровь- жидкая ткань, которая циркулирует по кровеносной системе. Она состоит из плазмы и форменных или клеточных эле­ментов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Клетки состав­ляют 40 - 45%, плазма 55 - 60% всего объема крови.

Эритроцитыучаствуют в переносе О2 из легких в ткани с помощью гемоглобина и СО2 газа из тканей в легкие.

Лейкоцитывыполняют защитную функцию. Они уничто­жают вредные вещества, появившиеся в организме. Это явление называется фагоцитозом.

Тромбоцитыучаствуют в свертывании крови, которая при выделении из организма свер­тывается в норме через 3-4 мин.

Нарушение функции тромбоцитов может привести к двум за­болеваниям: тромбозу и гемофилии.



В плазме кровирастворены гормоны, минеральные соли и другие вещества, которыми она снабжает ткани, а также продук­ты распада, удаленные из тканей.

Органами, в которых развиваются клетки крови, являются красный костный мозг, лимфатические узлы и селезенка.

Кровь выполняет следующие функции:

1. Трофическую - питание тканей (перенос О2и питательных веществ).

2. Регуляторную - перенос гормонов и других веществ, изменяющих работу отдельных органов и систем.

3. Теплообмена - охлаждает работающие мышцы и согревает охлажденные участки тела.

4. Защитную - борется с инородными веществами в организме и закупоривает поврежденные сосуды.

Количество крови в организме составляет 13-ю часть веса те­ла (7-8%). Потеря человеком 1/3 количества крови опасна для жизни. В покое кровь совершает круг за 21-22 сек, при физиче­ской работе за 8 сек. и меньше.

Кровь в организме находится в постоянномдвижении, кото­рое называется кровообращением. Кровь несет к клеткам питательные вещества и уносит все токсины - продукты клеточного обмена. Кровообращениеосуществ­ляется по кровеносным сосудам разного диаметра, переходящим друг в друга и составляющим единую замкнутую систему, работающую под воздействием сердца и разности давления в артериях и венах.

Артерии- кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца к различным органам и тканям. Самые мелкие артерии - артериолы, которые переходят в капилляры. Капилляры имеют полупроницаемые стенки, поэтому кровь из них переходит в вены.

Вены- сосуды, по которым кровь движется к сердцу. Вены имеют полулунные клапаны, которые пропускают кровь только по направлению к сердцу.



Главный орган кровеносной системы - сердце.Оно пред­ставляет собой конусообразную полую мышцу, совершающую ритмические сокращения, благодаря которым кровь движется по сосудам. Сердце имеет четыре отдела или камеры: правое и левое предсердие, правый и левый желудочек. Ра­бота сердца корректируется центральной нервной системой и состоит из ритмичной смены сердечных цик­лов. Один цикл работы сердца занимает 0,8 сек., что составляет 75 сокращений в 1 мин. Частота сердечных сокращений соответствует пульсу.

Сердечно-сосудистая система состоит из большого и малого круга кровообращения.

Большой круг кровообращенияначинается аортой, которая выходит из левого желудочка сердца и несет артериальную кровь ко всем тканям и органам. На своем пути аорта переходит в многочисленные артерии, которые входят в органы, там делятся на более мелкие артериолы, переходящие в капилляры, имеющие проницаемые стенки. Из капилляров кровь, уже венозная, переходит в мелкие вены. Мелкие вены, сливаясь вместе, образуют более крупные вены - верхнюю и нижнюю полые вены, кровь по которым входит в правое предсердие.

Малый, или легочный кругначинается из правого желудочка, из которого кровь поступает в легкие, где она, отдавая СО2 и насыщаясь О2, превращается в артериальную и по легочным венам направляется в левое предсердие, а потом в левый желудочек. Таким образом, круги кровообращения представляют собой замкнутую систему.

Показателями работы сердца являются: пульс, кровяное дав­ление, систолический объем, минутный объем крови.

Пульсом называется колебание стенок артерий от действия левого желудочка сердца. Частота пульса зависит от различных условий, в которых находится организм. В покое он - 60-80 уда­ров в минуту. Максимальный пульс у тренированных людей при физической работе - 200-240 ударов.

Давление. Кровь, циркулируя в сосудах, оказывает на их стенки давление, которое зависит от силы, с которой кровь выталкивается сокращением сердца, и сопротивления стенок кровеносных сосудов, которое кровь преодолевает при своем движении.

Различают максимальное и минимальное давление.

Максимальное (систолическое) давление, отмеча­ется при сокращении левого желудочка.

Минимальное (диастолическое)давление, создает­ся при расслаблении левого желудочка за счет упругости стенок растянутой аорты и других крупных артерий. Максимальное дав­ление в норме 110-125 мм ртутного столба, минимальное - 65-80 мм рт. столба. Повышенное давление - гипертония, пониженное - гипото­ния.

 

Дыхание- это комплекс физиологических процессов, осу­ществляемых дыхательным аппаратом и кровообращением для обеспечения кислородом организма в выведения из него СО2.Улучшение дыхания автоматически улучшает все другие аспекты деятельности организма.

Дыхательный аппаратчеловека состоит из носа, носоглот­ки, глотки, трахеи, бронхов, легких, дыхательных мышц. Обмен воздуха в легких происходит в результате дыхательных движе­ний грудной клетки и разности давления воздуха внутри легких и в атмосфере.

Различают внешнее дыхание и тканевое дыхание.

Внешнее дыханиепроисходит в альвеолах легких. Здесь О2 из атмосферного воздуха переходит в кровь, а СО2 из крови в ат­мосферный воздух.

Тканевое дыханиеначинается, когда О2 переходит из крови в ткани, а СО2, образовавшийся в тканях, переходит в кровь, ко­торая доставляет его в легкие, а из них он выводится наружу из организма.

Показателями дыхательной системы человека являются: час­тота дыхания, дыхательный объем, легочная вентиляция, жиз­ненная емкость легких, кислородный запрос, максимальное по­требление О2.

Частота дыханияопределяется в минуту. Один цикл дыхания состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. У женщин частота дыхания чаще на 1-2 цикла, чем у муж­чин. Обычно в покое частота дыхания бывает 16-20 циклов в ми­нуту, у спортсменов она снижается до 8-12 циклов в мин. При физической работе частота циклов увеличивается.

Дыхательный объем- это количество воздуха, проходящего через легкие за один дыхательный цикл. В покое он 350-800 мл. При интенсивной дыхательной работе он увеличивается до 2,5 л.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальное количе­ство воздуха, которое может выдохнуть человек после макси­мального вдоха. У женщин она 3000-3500 мл, у мужчин 3800-4200 мл, у спортсменов женщин - 5000 мл, мужчин - 7000 мл.

Кислородный запрос- количество О2, необходимое орга­низму в 1 мин. для обеспечения жизнедеятельности. В покое его необходимо 250-300 мл, при интенсивной мы­шечной работе кислородный запрос увеличивается в 20 раз.

Поступление в организм кислорода обеспечивает питанием мышцы, активно работающие в ходе движения. При интенсивной физической работе возникает кислородный долг, когда кислород­ный запрос выше, чем предел его потребления в организме.

Опорно-двигательный аппаратсостоит из костей, суставов, свя­зок, сухожилий, мышечной ткани.

Костии их соединения образуют единую систему - скелет человеческого тела. Скелет выполняет функции опоры, движения и защиты и вместе с мышцами составляет двигательный аппарат. Опорная функция состоит в том, что скелет поддерживает органы в опре­деленном положении и придает телу определенную форму. Защитная функция - кости предохраняют органы от механи­ческих повреждений. Так, череп предохраняет головной мозг; грудная клетка предохраняет сердце и легкие; таз - мочевой пу­зырь и т.д. Функция движения – кости выполняют роль рычагов, которые в результате со­кращения мышц могут двигаться в суставах.

Сустав -место подвижного сочленения костей. Головки кости в суставе покрыты гладкой и упругой хрящевой тканью, соединены эластичными связками и смазаны суставной жидкостью, повышающей их подвижность.

Позвоночникпо сути тоже представляет собой сустав: он состоит из 32 цилиндрических костей-позвонков, соединенных связками и разделенных упругими хрящевыми пластинками – межпозвоночными дисками, гасящими компрессию. Позвоночник имеет 5 отделов: шейный; грудной; поясничный; крестцовый; копчиковый.

Мышечная система обеспечивает движения человека, вер­тикальное положение тела, фиксацию внутренних органов в оп­ределенном положении, дыхательные движения, усиление крово­обращения (мышечный насос).

Мышцы при своем сокращении производят работу, которая зависит от силы мышц и их длины. Сила определяется количеством мышечных волокон и их по­перечным сечением, а также эластичностью и начальной длиной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц не только за счет увеличения количе­ства и утолщения мышечных волокон, но и за счет повышения их эластичности.

Работа мышц осуществляется за счет их напряжения и сокра­щения. Напряжение происходит без изменения длины мышц (статическая работа), сокращение происходит с уменьшением их длины (динамическая работа). В основном мышцы работают в смешанном виде, одновременно напрягаясь и сокращаясь по длине.

По участию в движении мышцы делятся на синергисты,выполняющиеодно и то же движение, иантагонисты-участвующие в противоположных движениях.

Мышечные волокна бывают двух типов: красные и белые.

Красные мышечные волокна работают в аэробном (кислородном) режиме. Их направление – работа на выносливость. Эти волокна почти не поддаются гипертрофии (изменению объема). Люди, у которых в мышцах преобладают красные волокна, добиваются успеха в циклических видах спорта: плавании, стайерском беге, велоспорте.

Белые мышечные волокна работают в анаэробном (безкислородном) режиме. Они быстро изменяют свой объем, реагируя на тренировочную нагрузку. Их преобладание в структуре мышц позволяет добиться успеха в беге на скорость, тяжелой атлетике, борьбе.

Сенсорные системы.

Все раздражения, оказывающие дейст­вия на организм, воспринимаются анализаторами.

Анализаторы - это единая функциональная система, состоящая из 3-х отделов: периферического (рецепторного, воспринимающего раздражение), проводя­щего и центрального, который находится в коре головного мозга

Различают анализаторы: зрительный, слуховой, обонятель­ный, вкусовой, тактильный, вестибулярный, проприоцептивный. Из всех перечисленных мы меньше всего знаем о проприоцептивный анализаторе,которыйопределяет степень напря­жения мышц и дает информацию о выполняемых движениях.

Управление движениями человека осуществляет центральная нервная система.Нервная системарегулирует деятельность всех орга­нов, обеспечивает связь между ними и обеспечи­вает целостность организма. Через нервную систему и связанные с ней органы чувств происходит взаимосвязь организма с внеш­ней средой.

Нервная система включает спинной мозг, головной мозг и нервы (черепно-мозговые и спинномозговые). Головной и спинной мозг составляют центральную нерв­ную систему, а нервы - периферическую. Высшим отделом центральной нервной системы является кора головного мозга.

Периферическая нервная система делится на соматическую, которая обеспечивает произвольные (сознательные) движения и вегета­тивную, регулирующую обмен веществ и работу внутренних органов.

Нервная система работает по принципу рефлекса. Рефлекс- это ответная реакция организма на раздражение, поступающее из внутренней или внешней среды. Путь, по которому передается возбуждение при рефлексе, носит название рефлек­торной дуги, которая состоит из 3-х частей: воспринимающей (афферентной), центральной (участок в центральной нервной системе) и эфферентной (проводящей импульс к действующему органу). Рефлексы делятся на условные (приобретенные) и безусловные (врожденные). Биологическая сущность рефлекса заключается в приспособ­лении организма к изменениям во внешней и внутренней среде. Любое мышечное движение производится рефлекторно, реф­лекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем. В результате систематических упражнений с помощью меха­низма условного рефлекса можно приобрести двигательный на­вык, когда в ответ на сигнал действие выполняется автоматически со стабильным результатом.

Формирование дви­гательных навыков проходит в 3 фазы. Совершенствование дви­гательных навыков происходит на тренировках. В ходе трениров­ки совершенствуется деятельность ЦНС, благодаря улучшению взаимодействия процессов возбуждения и торможения. При этом взаимодействие нервных центров становится более четким, обеспечивая динамику мышечных сокращений во времени и про­странстве. Вместе с формированием двигательных навыков и ростом величины физических нагрузок расширяются функции внутрен­них органов и систем.

Длительной умственной и физической работе сопутствуетутомление - состояние, при котором происходит снижение работоспособно­сти и возникает ощущение усталости. Оно выражается в ухудшении зрения, памя­ти, увеличении количества ошибок, появлении боли в позвоноч­нике и мышцах. Утомление - это нормальное физическое явление, не предс­тавляющее опасности. Наоборот, это совершенно необходимое условие для совершенствования организма при правильном вос­становлении.

Утомление бывает острое и хроническое. Острое возникает при работе большой интенсивности, но к которой не готов данный организм. Хроническое возникает при многократной интенсивной ра­боте и недовосстановлении организма. В дальнейшем оно может перерасти в переутомление – клиническое состояние, требующее срочного лечения.

Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям среды.

Интересно, что если нехватку воздуха или голод человек быстро чувствует, то недостаток движения он почти не замечает. Если спортсмены при ограничении активности ощущают явный дискомфорт, то обычный человек поначалу очень доволен, когда много отдыхает и мало двигается. Постепенно в организме накапливаются существенные неблагоприятные измене­ния, превращающие здоро­вый организм в больной.

Много веков человек активно трудился, чтобы существовать. Обслуживая работу мышц, развивались и совершенствовались его внутренние органы и системы. Отсюда образовалась тесная биологическая взаимосвязь работы мышц, внутренних органов и систем человека, осуществляемая через кору головного мозга, поэтому любое состояние мышц сразу же сказывается на деятельности организма. Даже частичное ограничение движений снижает тонус ске­летной мускулатуры, что уменьшает активность клеток коры головного мозга и изменяет функциональное со­стояние внутренних органов. В результате значительных ограничений возникает болезнь - гиподинамия (недостаток движения). Таким образом, биологической особенностью человеческого организма является потребность в регулярной мышечной дея­тельности.

Для жизни человека большое значение имеет физиологиче­ская адаптация (приспособление) к изменениям во внешней и внутренней среде. Адаптация проявля­ется в ответе организма на внешние воздействия комплексом фи­зиологических сдвигов. Происходит быстрое приспосабливание организма к резким изменениям окружающих условий - температуры возду­ха, атмосферного давления и т.д. Тренированный организм быст­рее восстанавливается после большого утомления, сохраняет высокую физическую работоспо­собность в разное время суток, легче переносит вибрацию, укачивание, невесомость и замкнутое пространство. Таким образом, двигательная функция - основная функция человеческого организма.

Физическим воспитанием называется педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие специфических качеств. Главная цель физического воспитания – направленность на формирование гармонически развитой личности. В наши дни эта цель становится все более актуальной: только здоровый человек, с учетом его интеллекта, сможет освоить колоссальный объем информации применительно к профессиональной деятельности и качественно выполнять служебные обязанности, быть востребованным и конкурентоспособным в жестких условиях рынка труда.

К средствам физического воспитания относятся: физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

Главное средство - физические упражнения, двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Применяясь в целях тренировки, любое двигательное действие приобретает рациональные, отточенные формы. Оздоровительные факторы природной среды (солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды) способствуют укреплению здоровья, закаливанию и повышению работоспособности человека. Физические упражнения в сочетании с закаливанием резко повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, а соблюдение гигиенических правил усиливает положительный эффект физических упражнений.

В процессе занятий физической культурой и спортом происходит развитие физических качеств. Физическими качествами называют функциональные свойства организма, предопределяющие двигательные возможности человека. Развитие физических качеств, как и собственно развитие человека, зависит от многих факторов и условий, таких как наследственность, условия существования, питание, климат, в том числе и целенаправленное применение физических упражнений. Различают 5 основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Развитие силы сопровождается гипертрофией - утолщением и ростом мышечных волокон, заметно изменяя телосложение. Различают силу абсолютную и относительную. Абсолютная сила – сумма сил мышечных групп, участвующих в данном движении. Относительная сила – величина абсолютной силы, разделенная на массу тела. Сила формируется с помощью упражнений с отягощениями – веса собственного тела или снарядов.

Быстрота (скоростные способности)– комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также скорость двигательной реакции. Различают несколько видов быстроты: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частоту движений.Развитие скоростных способностей зависит от врожденной подвижности нервных процессов и уровня нервно-мышечной координации.

Выносливость– способность противостоять утомлению (в данном контексте – физическому). Различают 2 вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость – это способность продолжительное время выполнять работу с невысокой интенсивностью за счет аэробных источников энергообеспечения (130 – 160 уд.\мин.). Именно такая работа наиболее способствует повышению функциональных возможностей основных систем организма по закону супервосстановления. Специальная выносливость – способность эффективно выполнять работу на фоне утомления в определенной деятельности, избранной как предмет специализации. Специальная физическая выносливость делится на скоростную, силовую и статическую.

Ловкость (координационные способности) способность быстро, точно, экономно решать двигательные задачи. Развитая координация позволяет быстро овладевать новыми движениями, точно определять их характеристики и управлять ими, импровизировать в соответствии с изменением обстановки. Важным условием воспитания ловкости является борьба с избыточной мышечной напряженностью, которая ведет к общей скованности движений и отрицательно влияет на результат.

Гибкостьморфофункциональное свойство организма, обеспечивающее подвижность его звеньев, или способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость, как и быстрота, зависит от фактора наследственности, на нее влияют возраст и регулярные физические упражнения. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (сохранение положения тела), активную (проявленную за счет собственных усилий), пассивную (проявленную с помощью внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, подвижности в суставах. Гибкость может зависеть от настроения: при эмоциональном подъеме она увеличивается, при повышенном утомлении уменьшается. На гибкость также влияют внешняя температура (в тепле гибкость выше), время суток (наивысшие показатели – от 10 до 18ч.).

На высоком уровне развития двигательные качества нервно-мышечного аппарата связаны между собой обратно пропорциональной связью, т.е. высокий уровень развития одного физического качества начинает тормозить развитие другого. Например, люди с высоким мышечным тонусом менее гибки, а высокая гибкость понижает скоростно-силовые способности. Таким образом, эффект от одновременного, комплексного развития физических качеств постепенно уменьшается, и возникает необходимость дальнейшего совершенствования 1-2 избранных качеств.

Развитие физических качеств –необходимое условие подготовки спортсмена. Основойявляется общая физическая подготовка (ОФП) – процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленный на всестороннее и гармоничное развитие. ОФП повышает функциональные возможности организма в целом, общую работоспособность, служит базой для специальной подготовки и достижения результатов в спорте и др. деятельности. Цель ОФП – достижение физического совершенства, т.е. уровня здоровья и физического развития, соответствующего требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях.

Иные задачи имеет специальная физическая подготовка (СФП):процесс, направленный на избирательное развитие отдельных физических качеств, которые требуются в конкретной деятельности: в спорте (спортивная подготовка) или в профессиональной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка).

Спортивная подготовка (тренировка) - многосторонний процесс, который позволяет целенаправленно воздействовать на развитие спортсмена, формируя готовность к спортивным достижениям. Соотношение общей и специальной физической подготовки изменяется: чем выше уровень спортивного мастерства, тем больше времени и внимания уделяется именно специальной физической подготовке.

Рассмотрим понятие спорт: это часть физической культуры, связанная непосредственно с участием в соревнованиях и подготовкой к ним. Современный спорт развивается по двум основным направлениям, имеющим одинаковые средства и методы подготовки, но абсолютно различные цели:

МАССОВЫЙ СПОРТ: укрепление здоровья; улучшение физического развития; активный отдых;

СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ - максимально высокие результаты в соревновательной деятельности.

Спорт делится на виды спорта - признанные в установленном порядке и имеющие отличительные признаки: технику упражнений, среду занятий, используемые инвентарь и оборудование, правила соревнований. Один вид спорта может включать несколько спортивных дисциплин – составных частей вида спорта, имеющих свои отличительные признаки и один или несколько видов (программ) соревнований. Например, вид спорта «Легкая атлетика» включает беговые дисциплины: спринт, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, барьерный бег, эстафета. Отличительная особенность спорта - проведение соревнований, состязаний, направленных на демонстрацию достижений в определенном виде спорта.

Современный спорт – многообразное, разностороннее, чрезвычайно развитое культурное явление, имеющее громадное значение для современного человечества. Достижения спортсменов представляют науке новые данные о резервных возможностях человеческого организма. Уровень развития спорта и характер спортивных достижений в отдельной стране подтверждают ее рейтинг в мировом сообществе, в том числе ее политический статус как развитого государства.

Важное значение для подготовки специалистов имеет профессинально-прикладная физическая подготовка, ППФП – специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП – психофизическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности. Конкретные задачи ППФП студентов Академии определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности:

· формирование необходимых прикладных знаний и умений, имеющих непосредственную связь с избранной профессией (техника безопасности, особенности умственного труда, компенсация профессиональной вредности и т.д.);

· формирование навыков самостоятельных занятий утренней и производственной гимнасткой, использования физических упражнений для восстановления после работы;

· развитие прикладных психофизических качеств: общей выносливости, силы, ловкости, эмоциональной устойчивости, инициативности, самодисциплины, способности к индивидуальной и коллективной деятельности;

· развитие прикладных специальных качеств (способности противостоять специфическим воздействиям внешней среды).

Кроме того физическая культура способна влиять на экономическую эффективность производства. По данным статистики, трудовые коллективы предприятий, на которых заботятся об организации отдыха, развитии физической культуры и спорта, жилищно-бытовом и медицинском обслуживании своих сотрудников, работают намного лучше. Модернизация производства требует изменений и от работников: предприятие заинтересовано в повышении квалификации персонала, образовании, улучшении условий труда, укреплении здоровья и физического развития сотрудников. Эту проблему помогает решить внедрение физической культуры и спорта на предприятии. Дело в том, что регулярные занятия физической культурой и спортом способны оказывать эффективное влияние на производительность труда, а также способствовать сокращению потерь рабочего времени, укреплению дисциплины и сокращению текучести кадров. Таким образом, результатом внедрения физической культуры и спорта на предприятии является достижение экономического эффекта.

Разумеется, процесс внедрения физической культуры и спорта требует от предприятия материальных затрат. Но расчеты показывают, что эти средства окупаются в кратчайшие сроки. В результате систематических занятий растет физическая подготовленность работников. Производительность труда увеличивается за счет роста работоспособности, снижения заболеваемости и отказа от вредных привычек, что способствует продлению трудового долголетия. Все это ведет к росту продукта труда. Даже простая компенсация убытков, которые терпит каждая организация из-за нарушений трудовой дисциплины и оплаты больничных, уже составляет ощутимую прибыль в масштабах предприятия. Таким образом, в последнее время многие государственные и коммерческие предприятия активно развивают у себя новые модификации производственной гимнастики и различные формы физкультурно-массовой и оздоровительной работы с персоналом.

 

Контрольные вопросы к зачету для студентов очно-заочной и заочной форм обучения

1. Физическое воспитание в системе высшего образования.

2. Понятия «физическая культура» и «физическое воспитание».

3. Кровь: состав и функции.

4. Сердечнососудистая система.

5. Круги кровообращения.

6. Дыхательная система.

7. Опорно-двигательный аппарат.

8. Мышечная система.

9. Костная система.

10. Нервная система.

11. Формирование двигательных навыков.

12. Роль двигательной активности в жизни человека.

13. Средства физического воспитания.

14. Основные физические качества человека.

15. Общая физическая подготовка.

16. Специальная физическая подготовка и ее виды.

17. Спортивная подготовка. Спорт.

18. Классификация видов спорта.

19. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.

20. Экономическая эффективность физической культуры и спорта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.