Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная перцепция и ее функции





Тема «Социальные отношения»

План:

1. Коммуникативное взаимодействие людей в группе и обществе.

2. Перцептивное взаимодействие людей в группе и обществе.

3. Интерактивное взаимодействие людей в группе и обществе.

 

Для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям в рамках темы «Социальные отношения», студентам предлагаются следующие подтемы:

 

1. Альтруизм. Помощь другим.

2. Агрессия: причинение вреда.

3. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

(Материал в библиотеке)

 

Содержание лекции:

 

Все общественные отношения сопряжены с процессом общения. В отечественной психологии признано единство общения и деятельности. Мы говорили, что люди в группе постоянно общаются, взаимодействуют друг с другом и занимаются определенной деятельностью. Поэтому важно рассмотреть процесс общения со всех сторон, изучить, как происходят социальные отношения посредством общения.

 

Коммуникативное взаимодействие людей в группе и обществе.

 

В процессе общения люди обмениваются идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д., т.е. информацией. Взаимодействие как коммуникативный процесс включает в себя:



 

—процесс обратной связи;

—коммуникативные барьеры;

—коммуникативное влияние;

—различные уровни передачи информации (вербальный и невер­бальный).

 

В общении партнеры не просто передают информация друг дру­гу, а обмениваются ей. Лицо, передающее информацию, называют коммуникатором (отправителем), а получающее эту информацию — реципиентом (получателем).

Механизм обратной связи

Обратная связь — это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель предоставления обратной связи — помочь партнеру по об­щению в понимании того, как воспринимают его поступки другие люди.

 

 

Обратная связь с коммуникатором бывает:

 

1.Прямая - информация, поступающая от реципиента, в откры­той форме содержит реакцию на поведение пациента

 

(«Я не смогу ответить на ваш вопрос», «Я не приветствую нарушение вами режима», «Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь» и т.д., жесты и другие виды невербальной коммуникации).



 

Такая обратная связь помогает адекватному пониманию информации коммуникатором, создает условия для эффективного общения.и косвенной.

 

2.Косвеннаяобратная связь — это завуалированная форма переда­чи партнеру информации.

 

Для это используются риторические воп­росы («Вы действительно так считаете?», «И это поможет?»), а так­же насмешки, иронические замечания («Да... У нас теперь все знают, как надо лечить») в ответ на просьбу пациента посоветовать, какой препарат употреблять, неожиданные для партнера вербальные и невербальные реакции и т.д.

 

Коммуникатор должен сам догады­ваться, что именно хотел сказать его партнер по общению и какова его реакция и его отношение. Естественно, догадки не всегда ока­зываются верными, что в значительной степени затрудняет про­цесс общения.

Понятие коммуникативного барьера

Адекватность восприятия информации зависит от присутствия в общении коммуникативных барьеров.

 

Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по об­щению.

 

Различают фонетический, семантический, стилистический, логический барьеры, барьеры социокультурного различия и барье­ры отношений.

 

1. Фонетический барьер может возникать, когда участники говорят на разных языках или диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, изъясняются быстро и невыразительно либо с большим количеством звуков-паразитов или слов-уловок.

 

2. Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой арго (франц.), жаргонов (франц.) и сленгов (англ.). Это, например, язык подростков, наркоманов, воров, моряков, хакеров, деревни Урю-повка и т.д. Для медицинской профессии снятие таких барьеров весьма актуально, так как от этого зависит успешность контактов между людьми.



 

3. Стилистический барьер может возникать при несоответствии речи ситуации общения, например когда всех людей старше определен­ного возраста называют «бабуля» и «дедуля», не учитываются пси­хологические особенности людей разного возраста и т.д.

 

4. Барьер логического непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения коммуникатора слишком сложна для реципи­ента либо кажется неверной (например, «мужская» логика, «женс­кая» логика).

 

5. Причиной социокультурных барьеров могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия. Напри­мер, для возникновения барьера авторитетов может играть роль авторитет коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше автори­тет, тем меньше преград на пути усвоения информации. Нежела­ние прислушиваться к словам того или иного человека часто объяс­няется его низкой авторитетностью в глазах реципиента («яйца курицу не учат»).

6. В процессе общения могут возникать так называемые барьеры отношений. Это возникающее или уже имеющееся чувство непри­язни или недоверия к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию: «Что вы слушаете эту Мариван-ну? Вы забыли, где она работает?».

Феномен коммуникативного влияния

Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения и уста­новки с целью их частичного или полного изменения.

Выделяют авторитарный и диалогический типы коммуникативного воздействия. Эти типы коммуникации различаются характером психологичес­кой установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиенту.

В случае авторитарного воздействия это установка «сверху вниз» (пристройка «сверху»), в случае диалогического — пристройка «ря­дом». Установка «сверху» предполагает не только подчиненное по­ложение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пас­сивного объекта воздействия, без учета его особенностей. Коммуникатор вещает, а реципиент внимает и некритически впи­тывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет устойчивого мнения по обсуждаемому вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении.

В случае равноправной установки реципиент воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собствен­ное мнение.

 

 

Перцептивное взаимодействие людей в группе и обществе.

То, как люди в процессе общения воспринимают и понимают себя и других, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с по­мощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Та­ким образом, восприятие одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть названо перцептивной стороной общения.

Рассмотрим, как в общем виде разворачивается восприятие од­ним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюда­емом доступны для восприятия лишь внешние физические призна­ки, в первую очередь внешний облик и поведение. Воспринимая эти качества, наблюдатель оценивает их и делает некоторые умо­заключения (часто бессознательно) о психологических свойствах наблюдаемого. Сумма свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь дает возможность сформировать определенное отношение к нему (это чаще всего эмоциональное отношение «нравится — не нравится»). На основании приписанных наблюдаемому психологи­ческих свойств наблюдатель делает выводы относительно того, ка­кого поведения по отношению к нему, наблюдателю, можно ожи­дать от наблюдаемого, а затем, опираясь на них, строит собственную стратегию поведения по отношению к наблюдаемому.

 

 

Социальная перцепция и ее функции

Социальная перцепция — это восприятие внешних признаков человека, их соотнесение с его личностными характери­стиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

 

Можно выделить 4 основные функции социальной перцепции:

—познание себя;

—познание партнера по общению;

—организацию совместной деятельности на основе взаимопони­мания;

—установление эмоциональных отношений.

Можно говорить о существовании механизмов, влияющих на адекватность представления о воспринимаемом, а также обеспечи­вающих познание и понимание другого человека и самого себя в процессе общения с другим.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.