Социальная перцепция и ее функции
Тема «Социальные отношения»
План:
1. Коммуникативное взаимодействие людей в группе и обществе.
2. Перцептивное взаимодействие людей в группе и обществе.
3. Интерактивное взаимодействие людей в группе и обществе.
Для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям в рамках темы «Социальные отношения», студентам предлагаются следующие подтемы:
1. Альтруизм. Помощь другим.
2. Агрессия: причинение вреда.
3. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
(Материал в библиотеке)
Содержание лекции:
Все общественные отношения сопряжены с процессом общения. В отечественной психологии признано единство общения и деятельности. Мы говорили, что люди в группе постоянно общаются, взаимодействуют друг с другом и занимаются определенной деятельностью. Поэтому важно рассмотреть процесс общения со всех сторон, изучить, как происходят социальные отношения посредством общения.
Коммуникативное взаимодействие людей в группе и обществе.
В процессе общения люди обмениваются идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д., т.е. информацией. Взаимодействие как коммуникативный процесс включает в себя:
—процесс обратной связи;
—коммуникативные барьеры;
—коммуникативное влияние;
—различные уровни передачи информации (вербальный и невербальный).
В общении партнеры не просто передают информация друг другу, а обмениваются ей. Лицо, передающее информацию, называют коммуникатором (отправителем), а получающее эту информацию — реципиентом (получателем).
Механизм обратной связи
Обратная связь — это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.
Цель предоставления обратной связи — помочь партнеру по общению в понимании того, как воспринимают его поступки другие люди.
Обратная связь с коммуникатором бывает:
1.Прямая - информация, поступающая от реципиента, в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента
(«Я не смогу ответить на ваш вопрос», «Я не приветствую нарушение вами режима», «Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь» и т.д., жесты и другие виды невербальной коммуникации).
Такая обратная связь помогает адекватному пониманию информации коммуникатором, создает условия для эффективного общения.и косвенной.
2.Косвеннаяобратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру информации.
Для это используются риторические вопросы («Вы действительно так считаете?», «И это поможет?»), а также насмешки, иронические замечания («Да... У нас теперь все знают, как надо лечить») в ответ на просьбу пациента посоветовать, какой препарат употреблять, неожиданные для партнера вербальные и невербальные реакции и т.д.
Коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказать его партнер по общению и какова его реакция и его отношение. Естественно, догадки не всегда оказываются верными, что в значительной степени затрудняет процесс общения.
Понятие коммуникативного барьера
Адекватность восприятия информации зависит от присутствия в общении коммуникативных барьеров.
Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Различают фонетический, семантический, стилистический, логический барьеры, барьеры социокультурного различия и барьеры отношений.
1. Фонетический барьер может возникать, когда участники говорят на разных языках или диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, изъясняются быстро и невыразительно либо с большим количеством звуков-паразитов или слов-уловок.
2. Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой арго (франц.), жаргонов (франц.) и сленгов (англ.). Это, например, язык подростков, наркоманов, воров, моряков, хакеров, деревни Урю-повка и т.д. Для медицинской профессии снятие таких барьеров весьма актуально, так как от этого зависит успешность контактов между людьми.
3. Стилистический барьер может возникать при несоответствии речи ситуации общения, например когда всех людей старше определенного возраста называют «бабуля» и «дедуля», не учитываются психологические особенности людей разного возраста и т.д.
4. Барьер логического непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения коммуникатора слишком сложна для реципиента либо кажется неверной (например, «мужская» логика, «женская» логика).
5. Причиной социокультурных барьеров могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия. Например, для возникновения барьера авторитетов может играть роль авторитет коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения информации. Нежелание прислушиваться к словам того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью в глазах реципиента («яйца курицу не учат»).
6. В процессе общения могут возникать так называемые барьеры отношений. Это возникающее или уже имеющееся чувство неприязни или недоверия к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию: «Что вы слушаете эту Мариван-ну? Вы забыли, где она работает?».
Феномен коммуникативного влияния
Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения и установки с целью их частичного или полного изменения.
Выделяют авторитарный и диалогический типы коммуникативного воздействия. Эти типы коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиенту.
В случае авторитарного воздействия это установка «сверху вниз» (пристройка «сверху»), в случае диалогического — пристройка «рядом». Установка «сверху» предполагает не только подчиненное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия, без учета его особенностей. Коммуникатор вещает, а реципиент внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет устойчивого мнения по обсуждаемому вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении.
В случае равноправной установки реципиент воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.
Перцептивное взаимодействие людей в группе и обществе.
То, как люди в процессе общения воспринимают и понимают себя и других, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Таким образом, восприятие одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть названо перцептивной стороной общения.
Рассмотрим, как в общем виде разворачивается восприятие одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние физические признаки, в первую очередь внешний облик и поведение. Воспринимая эти качества, наблюдатель оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах наблюдаемого. Сумма свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь дает возможность сформировать определенное отношение к нему (это чаще всего эмоциональное отношение «нравится — не нравится»). На основании приписанных наблюдаемому психологических свойств наблюдатель делает выводы относительно того, какого поведения по отношению к нему, наблюдателю, можно ожидать от наблюдаемого, а затем, опираясь на них, строит собственную стратегию поведения по отношению к наблюдаемому.
Социальная перцепция и ее функции
Социальная перцепция — это восприятие внешних признаков человека, их соотнесение с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
Можно выделить 4 основные функции социальной перцепции:
—познание себя;
—познание партнера по общению;
—организацию совместной деятельности на основе взаимопонимания;
—установление эмоциональных отношений.
Можно говорить о существовании механизмов, влияющих на адекватность представления о воспринимаемом, а также обеспечивающих познание и понимание другого человека и самого себя в процессе общения с другим.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|