Сделай Сам Свою Работу на 5

Антропологический материализм Л. Фейербаха





Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:

· единственно существующими реальностями является природа и человек;

· человек является частью природы;

· человек есть единство материального и духовного;

· человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек - центр всей методологии;

· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;

· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;

· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:

· Бога как самостоятельной реальности нет;

· Бог - порождение сознания человека;

· мысль о Боге - сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;

· Бог не является творцом, истинный творец - человек, а Бог - творение человека, его разума;



· религия - глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;

· корни религии - в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания - это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития - противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.



Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII - XVIII вв.

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

Историческое значение немецкой классической философии

Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.

Очень весомыми оказались и собственно философские приобретения. Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания изрядно “встряхнули” философию. Разработка философских понятий, категорий была проведена на высоком уровне.



И все же, наверное, главная заслуга Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мышление историчным. Одного этого вполне достаточно, чтобы называть их классиками философии.

 

Приложение № 2

Глоссарий

Критическая философия -опирающаяся на критику познавательной способности, отправляющаяся

из рассмотрения законов познания.

 

Объективный идеализм -одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

 

Антропологический материализм -Материализм, усматривающий в понятии человека основную мировоззренческую категорию и утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе.

Приложение № 3

Вопросы для активизации студентов

 

Вопросы для обсуждения

1. Особенности немецкой классической философии.

 

 

Темы для рефератов

 

• Философские идеи И. Канта и их развитие у его последователей.

• “Этика обязанности” И. Канта в контексте медицины.

• Философия Г. Гегеля.

• “Антропологический принцип” философии Л. Фейербаха.

• Формирование философии марксизма. Развитие марксистской философии.

 

 

 

Приложение № 4

Представители НКФ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.