Общественное благосостояние
В условиях перехода экономики к рыночному регулированию хозяйственной деятельности важное значение имеет достижение роста общественного благосостояния. Обеспечение роста благосостояния населения главным образом заключается в удовлетворении потребностей, которые количественно растут и качественно изменяются. При этом особенно важную роль играет тесная взаимосвязь между потребностями отдельного гражданина (индивидуума) и общества в целом.
Поскольку главная цель «политики благосостояния» - это улучшение качества жизни населения, следовательно фундаментом общественного благосостояния является социальная защищенность граждан. Именно качество жизни является главным показателем общественного благосостояния. Одним из ярких представителей теории общественного благосостояния признан американский ученый А. Маслоу, автора общеизвестной иерархии потребностей (пирамиды потребностей Маслоу). Соответственно этому подходу любой человек стремится к своему развитию, действуя согласно со своими возможностями и потребностями. Сущность идеи А. Маслоу заключается в том, что наивысшие потребности, не могут быть, выявлены и реализованы, если более примитивные не были предварительно удовлетворены.
Ж. Годфруа к классической пирамиде прибавил когнитивные и эстетичные потребности (необходимость в справедливости, красоте, симметрии), расположив их перед потребностью в самореализации.
Достаточно известной является и двухфакторная модель потребностей Ф. Герцберга, в которой все потребности предопределяются факторами мотивации и поддержки, и трехуровневая модель потребностей «существования – взаимоотношения – рост» К. Алдерфера. Перечень и классификация всех потребностей человека – вещь чрезвычайно сложная, поскольку исходные (первичные) потребности трансформируются в множество производных. Именно поэтому швейцарский психолог К. Левин и назвал их квазипотребностями.
Все это свидетельствует о том, что достижение благосостояния, определяется через реализацию потребностей человека. А имеющиеся дополнения базовой пирамиды А. Маслоу убеждают в том, что с развитием общества появляется необходимость в удовлетворении все больших потребностей, которые и находят свое отображение в разных моделях иерархий. Во всех иерархиях благосостояние следует рассматривать и с позиции создания нормальных условий жизнедеятельности населения, рациональной занятости и комплексной социальной защиты граждан, а человека – не только как биологическое существо, но и как активного члена общества.
Одним из важных заданий современной социально-экономической макростатистики как в Украине, так и за границей есть усовершенствование показателей благосостояния населения. Сложность задания заключается в многоаспектности категории благосостояния, которая включает доходы населения и потребление, занятость и безработицу, жилищные условия, имущество домашних хозяйств, обеспеченность населения социально-культурными услугами и тому подобное. В современной статистике для характеристики уровня жизни и благосостояния населения, как правило, используется система показателей, которые отображают отдельные аспекты данной категории. В конце 2002 г. Статистический комитет Содружества Независимых Государств опубликовал систему индикаторов для оценки уровня жизни населения в странах СНГ. Эта система имеет следующий вид:
1. Интегральные показатели уровня жизни:
1.1. Макроэкономические показатели:
ü реальные используемые доходы населения;
ü реальные скорректированные доходы населения;
ü расходы на конечное потребление домашних хозяйств;
ü фактическое конечное потребление домашних хозяйств;
ü среднемесячная заработная плата (номинальная и реальная).
1.2. Демографические показатели:
ü динамика численности постоянного населения;
ü ожидаемая продолжительность жизни;
ü уровень смертности младенцев, детской и материнской смертности;
ü уровень образования населения.
1.3. Показатели экономической активности населения:
ü уровень экономической активности населения;
ü соотношение занятых в экономике к общей численности населения;
ü уровень безработицы.
1.4. Показатели пенсионного обеспечения населения:
ü численность пенсионеров (всего, в том числе по возрасту);
ü суммы назначенных месячных пенсий (всего, в том числе по возрасту);
ü средний размер назначенных месячных пенсий по возрасту и минимальный размер пенсий.
2. Показатели материальной обеспеченности населения:
2.1. Доходы домашних хозяйств:
ü совокупные и денежные номинальные и реальные доходы домашних хозяйств (общие и используемые);
ü покупательная способность доходов;
ü индекс потребительских цен.
2.2. Неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения:
ü коэффициент дифференциации доходов населения;
ü коэффициент концентрации доходов (индекс Джини);
ü коэффициент фондов;
ü распределение доходов по группам населения.
2.3. Показатели бедности населения:
ü величина прожиточного минимума;
ü граница бедности;
ü граница крайней бедности;
ü показатели масштаба бедности (первичная бедность, вторичная бедность, дефицит денежного дохода бедного населения, острота и глубина бедности).
3. Личное потребление (уровень и структура):
ü стоимость минимальной продовольственной «корзины»;
ü динамика и структура потребительских расходов населения в текущих и сравнимых ценах;
ü часть расходов на питание в потребительских расходах;
ü потребление основных продуктов питания на душу населения, в том числе в пересчете на взрослого потребителя;
ü калорийность и состав пищевых веществ минимальной продовольственной «корзины».
4. Жилищные условия населения:
ü обеспеченность населения жильем (общая и жилищная площадь в расчета на одного жителя страны);
ü часть расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения.
5. Социальная напряженность:
ü коэффициент преступности.
Одним из количественных показателей, который используется для финансовой оценки общественного благосостояния, является стоимость жизни. Он определяется индексом жизни, который фиксирует набор потребительских благ – «потребительская корзина». Эта корзина признается минимальным прожиточным минимумом. Под величиной прожиточного минимума понимают показатель абсолютного измерителя низких доходов населения, которые обеспечивают потребление основных благ и услуг на минимально допустимом уровни. На сегодня действующий прожиточный минимум в Украине составляет _____ грн. на месяц.
Еще одним показателем, который характеризует общественное благосостояние, является уровень оплаты труда. На сегодняшний день удельный вес заработной платы в доходах населения Украины составляет меньше половины. Поэтому можно говорить, что оплата труда не является основной мотивацией в формировании доходов населения. Особенно низкий уровень оплаты труда остается в отраслях социальной сферы и в науке, несмотря на то, что качественный показатель, то есть квалификация занятых, очень высокий. Главная причина такого несоответствия заключается не в зависимости уровня оплаты труда от ее количества и качества, а в зависимости от финансово-экономического состояния предприятия, учреждения и организации.
На уровень жизни населения непосредственно влияет такой показатель, как его реальные доходы (денежные и совокупные) в соотношении с потребительскими ценами. Доходы определяют возможности текущего потребления, а потребление товаров и услуг – один из важных компонентов уровня жизни.
Анализ реальных доходов населения осложняется прежде всего тем, что официальная статистика не дает реальной оценки этого финансового показателя, который является главным при оценке общественного благосостояния, поскольку не учитывает полученных доходов в теневом секторе экономики. Оценить доходы в теневом секторе можно непрямым методом на основе расходов населения на потребление.
Теневая экономика
Под теневой экономикойпонимают экономические процессы, которые скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются в полном объеме официальной государственной статистикой.
По некоторым данным, до 60 % население Украины получает доходы из теневого сектору экономики. Без преувеличения можно сказать, что каждый гражданин Украины принимает участие (регулярно или эпизодически) в создании или распределении теневого ВВП.
Эксперты Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции отмечают постоянный рост тенезации промышленного сектора в 1996-2009 гг.
По данным российских экспертов, всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долл. По своим масштабом глобальная теневая экономика сравнима с экономикой США. Во второй половине 90-х годов прошлого века в развитых странах теневая экономика была эквивалентной в среднем 12 % ВВП, в странах с переходной экономикой – 23 %, а в развивающихся странах, – 39 % ВВП.
В целом в странах с развитой экономикой отмечается постоянный рост экономической тени. Страной с наиболее высокой частью теневого сектору является Греция (29 % официального ВВП). К странам с большой теневой экономикой относятся также Италия (27,8 %), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (14,9 - 16,3 %). Наиболее низкие показатели части теневого сектора имеют Австрия (9,1 %), США (8,9 %) и Швейцария (8 %). Отметим, что даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет немало: в США – 700 млрд. долл.; в Италии – 310 млрд. долл.; Великобритании – 190 млрд. долл.
Наиболее быстрый рост теневого сектора в 80 - 90-х гг. XX ст. наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975 по 2007 гг. вырос в пять раз – с 60 млрд. долл. до 300 млрд. долл. Причем темпы роста неофициального сектору в Германии составили 8 % в год (это значительно больше, чем темпы роста официального ВВП).
Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах. Например, теневая экономика в Нигерии оценивалась в 76 % официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечался также в Таиланде (71 %), Египте (68 %), Боливии (66 %) и Панаме (62 %). Фактически можно говорить, что в большинстве развивающихся стран: Азии, Африки и Латинской Америки, существует скорее «параллельная» или «вторая» экономика, которая ненамного уступает по масштабам официальной.
Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, то в развивающихся странах, ситуация иная. Повсеместная коррупция и недостатки в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальной властью.
На постсоветском пространстве в первой половине 90-х гг. прошлого века наибольший вес теневой сектор имел в экономике Грузии (43 - 51 % официального ВВП), Азербайджана (34 - 41 %) и России (27 - 46 %). Для всех постсоветских стран характерна тенденция к росту теневой экономики, в среднем с 26 % в 1990 до 35 % в 1995 гг.
В Восточной Европе наибольшего масштаба теневая экономика приобрела в балканских странах – Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40 % ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В этой стране, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долл., только по официальной статистике на 3,2 млн. населения приходиться 500 тыс. автомобилей, причем 60 % из них – «Мерседесы». Основная часть этих автомобилей похищена из западноевропейских стран.
В России, согласно данным московского института социально-экономических проблем, теневая экономика в 2008 г. выросла до 46 %.
Теневая экономика охватывает как теневую экономическую деятельность, связанную с производством товаров и услуг, так и незаконное перераспределение доходов и активов.
Незаконная экономическая деятельность(подпольная экономика) включает незаконное производство товаров и услуг и незаконное перераспределение доходов и активов.
Незаконное производство– запрещена законом и полностью скрыта от всех форм контроля экономическая деятельность, которая включается в границы производства в Системе национальных счетов.
Скрытое производство– деятельность, которая разрешена законом и выполняется производителями, которые имеют на это право, но, которая скрывается от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов в социальные фонды, соблюдения правовых норм и стандартов.
Неофициальная экономикаохватывает все незадекларированные легально разрешенные виды экономической деятельности зарегистрированных и незарегистрированных экономических субъектов, которые скрываются, или просто не учитываются государством.
Фиктивная экономика– это все запрещенные законом виды деятельности, не связанные с производством товаров и предоставлением услуг, которые приводят только к перераспределению финансовых и материальных активов с помощью финансовых махинаций, фиктивных договоров и тому подобное, или экономика «приписок», спекулятивных соглашений, взяточничество, мошенничества – все, что связано с незаконным получением и передачей денег. Такая деятельность не изменяет общей величины ВВП, ибо не создает дополнительную стоимость, но существенно может изменить внутреннюю структуру перераспределения доходов. Фактически невозможно четко размежевать фиктивную и криминальную деятельность, потому что первая в части незаконных видов также подпадает под действие Уголовного кодекса. Все вышеизложенное можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Общая схема теневой экономики
Теневая экономика приводит до того, что темпы инфляции, могут быть, занижены, как это происходит в Украине. Возможны ошибки и в политике занятости. Работающие в теневой экономике, могут быть, учтены как безработные. Недооценка параметров тенезации может также привести к перекручиванию платежного баланса и завышению показателей налогового давления, доходов населения и государственных расходов. Если темпы роста теневых доходов опережают темпы роста официального ВВП, правительство может недооценить реальные потребности экономики в деньгах.
Тенезация способна значительно деформировать структуру экономики. Она вызывает рост инвестиционных рисков, снижение инвестиционной активности, уменьшения спроса на инвестиционные ресурсы. Теневая деятельность ограничивает возможности привлечения предпринимателями инвестиционных ресурсов, особенно иностранных. Расширение теневого сектору стимулирует рост спекулятивных финансовых и торгово-посреднических соглашений на вред развития реального производства.
Тенезация экономики угрожает также деформацией структуры потребления в сторону паразитического характера потребления. Стимул к развитию получают те сектора, которые обслуживают лиц, имеющих сверх доходы. В обществе устанавливается высокий спрос на предметы роскоши. Импульс к развитию получают и специфические виды деятельности, которые удовлетворяют в основном деструктивные потребности, – наркобизнес, проституция, нелегальный игральний бизнес.
Вместе тем, теневая экономика приносит обществу и несомненные блага.
Во-первых, последствия спада в официальной экономике нередко перекрываются подъемом в теневом секторе. Так было в Украине в 1991 - 1997 гг. Теневая экономика, по существу, помогла стране пережить глубокий экономический кризис. Ценой помощи стал сверхвысокий уровень коррупции и перестройка структуры экономики в интересах секторов, которые находятся в тени или обслуживают теневую экономику. Рост теневого сектора характеризуется укрывательством источников инвестиций. Таким образом, украинские инвесторы в кризисный период страхуют инвестиционные риски. Также следует заметить, что в теневой экономике ускоряется процесс концентрации капитала, который является таким важным для стран с переходной экономикой. Кроме того, те, кто получает нелегальные доходы, расходуя деньги преимущественно в легальной экономике, создают спрос на легально произведенные товары и услуги. Следовательно, теневая экономика стимулирует рост доходов и налоговых платежей в смежных с теневыми отраслях. Теневая деятельность через использование легальных благ стимулирует легальный бизнес, увеличивая тем самым рост ВВП.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|