Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие информационных систем и информационных технологий





Лекция №1

Тема: Понятие информационных систем и технологий. Возникновение и развитие ИТ. Классификация информационных систем управления и информационных технологий

Создание и внедрение информационных систем и новых информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности требует глубокого изучения этих систем с целью более эффективного их использования при решении сложных задач управления, а также совершенствования подготовки специалистов в этой области.

Возникновение и развитие информационных технологий

Несколько миллионов лет назад вместе с первыми приемами общения (мимикой, жестами, прикосновениями) возник обмен информацией. С появлением устной речи (около 100 тысяч лет назад) появилась и возможность накопления информации в памяти человека.

Следующий этап — возникновение письменности (5—6 тысячелетий назад), давшей человечеству коллективную (общественную) память. Появление письменности позволило реализовать полный набор процессов циркуляции и переработки информации: сбор, передачу, переработку, хранение и доведение до пользователя. Эти возможности открыла фиксация информации на материальных носителях (шкуры животных, папирусные свитки, берестяная кора, глиняные и деревянные дощечки…)



Информационная символика претерпела ряд существенных изменений: пиктографическое письмо, идеографическое письмо, рисуночное иероглифическое письмо (сохранившееся до сих пор в некоторых странах Азии), клинопись, линейное слоговое письмо и, наконец, алфавитное письмо.

Совершенствовались также системы представления числовой информации (позиционная система счисления в Вавилоне, римская система счисления, арабские цифры), обозначения веществ, химических операций и приборов, математическая символика.

Подводя итог рассмотрению эволюции системы представления информации, можно отметить общую тенденцию создания наиболее рациональных форм информационной символики.

Революционными в процессе развития информационных технологий стало изобретение (середина XV в.) в Германии книгопечатания, и появление парового двигателя (конец XVIII в.) — основы машинного производства. По существу это стало началом нового научно-технического этапа в естествознании. Главным качественным содержанием информационных технологий стало рождение систем научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным — выпуск многотиражных книг, журналов, газет, географических карт, технических чертежей, а также первых энциклопедий — своего рода стационарных информационно-поисковых систем на алфавитной основе.



Новый этап в развитии информационных технологий связан с бурным развитием научно-технической революции: возникновением фотографии (1839 г.), изобретением электрического телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (1895 г.), беспроводной передачи изображения на расстояние (1907 г.) и промышленного телевидения (с конца 20-х гг.). Наступил период создания общемировой системы сосредоточения, хранения и быстрой передачи информации в наиболее удобной для пользователей форме. Это превратило информацию в движущую силу технического, социального и экономического прогресса, определило ее ведущую роль на этапе современной технологической революции. Превращение информационных технологий в интеллектуальную индустрию сопровождалось появлением (в середине 60-х гг. XX в.), а затем и широким использованием электронных средств вычислительной техники. Современный этап развития информационных технологий характеризуется повсеместным распространением компьютерной техники.

Понятие информационных систем и информационных технологий

Понятие «система» имеет чрезвычайно широкую область применения. Слово «система» происходит от греческого слова systema, что означает целое, составленное из частей или множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.



Под системой понимается совокупность взаимосвязанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата. В соответствии с этим определением практически каждый объект можно рассматривать как систему, в своем функционировании стремящуюся к достижению определенной цели. В качестве примера можно назвать систему образования, энергетическую, транспортную, налоговую, банковскую и другие системы.

Системы можно классифицировать по различным признакам. В общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные. В материальных системах большой удельный вес составляет социально-экономические системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления.

Выделяют также системы статичные и динамичные. Динамичные системы изменяют свое состояние во времени, а статичные остаются без изменений в течение длительного времени.

По числу элементов и связей между ними выделяют большие и малые системы.

По характеру взаимоотношений системы и внешней среды выделяют закрытые, замкнутые и открытые. Закрытые системы не имеют связи с внешней средой и обмен производится только внутри системы. Открытые системы постоянно взаимодействуют с внешней средой. Системы управления экономическими объектами относятся к открытым системам.

По принадлежности к различным отраслям знаний системы подразделяются на экономические, научные, географические, библиотечные, политические и другие.

По степени механизации выполняемых операций можно выделить системы ручные, автоматизированные и автоматические. Для системы характерны следующие основные свойства:

- сложность;

- делимость;

- целостность;

- многообразие элементов различной природы;

- структура.

Сложность системы зависит от количества входящих в нее компонентов, а также от сложности внутренних и внешних связей и их динамичности. В соответствии с этим признаком системы делятся на простые, сложные и сверхсложные.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.

Таким образом, учитывая свойство делимости, систему можно рассматривать как состоящую из ряда компонентов, образующих подсистемы.

Например, в составе системы «Предприятие» могут быть выделены подсистемы; цеха основного производства, цеха вспомогательного производства, службы управления, которые, в свою очередь, можно рассматривать как системы более низкого уровня.

Система не является простой суммой элементов.

Целостность системы означает, что функционирование множества элементов подчинено единой цели.

Многообразие элементов системы и различие их природы связано с их функциональной спецификой и автономностью. Например, в материальной системе объекта, связанной с преобразованием вещественно-энергетических ресурсов, могут быть выделены такие элементы как сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, запасные части, непосредственно процесс производства, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы.

Структура системы - это установление связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням или рангам.

Одной из главных функций организованных систем является управление, под которым понимается вид целенаправленной деятельности, обеспечивающий согласованность всех выполняемых работ для достижения определенного результата.

Важнейшими функциями, реализуемыми в процессе управления экономическим объектом, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Систему, реализующую функции управления, называют системой управления.

В системе управления любого уровня можно выделить управляющую и управляемую систему.

Управляющая система осуществляет функции управления, устанавливает общие цели функционирования экономического объекта в целом и подцели - для его подразделений. Управляемая система или объект управления выполняет функции, связанные с производством и выпуском готовой продукции или выполнением общественно необходимых работ.

Управляющая система и объект управления связаны между собой посредством информации. Из объекта управления в управляющую систему поступает информация о результатах производственно - хозяйственной или коммерческой деятельности. Аппарат управляющей системы в лице руководителей отделов и служб использует полученные сведения для выработки и принятия управленческих решений (управляющих воздействий), которые передаются на объект управления для исполнения.

Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также данной системы с окружающей средой. В процессе управления получаются сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых — основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие — постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом.

Определение. Информационная система управления — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационная система управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления предприятием. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительным средством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д. Информационные системы управления позволяют:

· повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;

· обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;

· добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;

· согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;

· за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.

Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.