Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. ВИДЫ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ





 

1. Право религиозного учения и право религиозного освящения

-Павлов, с.206-225

-Цыпин, с.313-336

 

2. Церковное регулирование брачных отношений

-Павлов, с.226-278

-Цыпин, с.337-368

 

3. Право церковного управления

-Павлов, с.279-311

-Цыпин, с.369-374; 384-403

 

2. Церковное регулирование брачных отношений

Институт брака занимает важное место в системе канонического права. Во многих государствах при утверждении христианства как государственной религии, брачно-семейные отношения со временем были переданы в сферу юрисдикции церкви.

В соответствии с нормами церковного права, брак - есть мужчины и женщины сочетание, объединение на всю жизнь, божественной и человеческой правды общение /т.е. полное и неразрывное общение (объединение) всех жизненных отношений между супругами/. В этом определении, во-первых, подчеркивается естественный (т.е. физический) элемент брака (между лицами различного пола), а, во-вторых, церковь рассматривает этот союз как пожизненный, неразрывный, поскольку еще в Священном Писании сказано «оставит человек отца своего и матерь свою – и будут два в плоть одну».



/Церковь ни во времена своего становления, ни в настоящее время никогда не признавала, не оправдывала и считала большим грехом то, что сейчас называют «нетрадиционной ориентацией»/.

Как видно, по нормам канонического права в браке жизнь двух личностей различного пола сливается как бы в одну жизнь. Апостол Павел говорил «Что Бог сочетал, того человек пусть не разлучает», настаивая на нерасторжимости брака.

Институт брака христианской церкви изначально вступал в противоречие с институтом брака по римскому праву в отношении взаимных обязанностей супругов. Так, по римскому праву только жена должна была хранить верность мужу в браке, нарушение этой обязанности было безусловным основанием для развода; муж же такой обязанностью не обременялся. По нормам церковного права оба супруга в равной степени обязаны было соблюдать верность друг другу.

Таинство брака (венчание) есть одно из важнейших Таинств в христианской церкви. В соответствии с церковным правом через брак устанавливаются права и обязанности между самими супругами, и только из брака возникает семья – союз между родителями и детьми, вследствие чего опять-таки возникают взаимные права и обязанности.



Нормы церковного права устанавливают условия и препятствия для вступления в брак. Условия вступления в брак делятся на два вида: 1) условия действительности брака – это такие условия, отсутствие которых является неустранимым препятствием к браку, а если, несмотря на отсутствие этих условий, брак все же был заключен, то он признается ничтожным и недействительным; 2) условия правильности брака – это препятствия запретительные, но не разрушающие брак; отсутствие которых не делает брак ничтожным, но влечет для виновных лиц неблагоприятные последствия.

1. Условия действительности брака:

1). Взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

Для удостоверения наличия такого согласия обряд венчания включает в себя вопрос священника поочередно жениху и невесте: «Имеешь ли, /имя/, произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себя в жену сию /имя/, ее же пред собою видиши?». И только после утвердительного ответа с обеих сторон священник продолжает обряд.

Если брак был совершен по принуждению, то по законам Российской Империи в течении 6 месяцев заинтересованное лицо или его родственники или опекуны (но обязательно с согласия этого лица) могли подать иск в суд о признании брака недействительным. Вопрос о принуждении рассматривал светский суд и выносил наказание виновному в применении принуждения лицу (лицам); решение о действительности брака принимал суд духовный; пропуск срока исковой давности был пресекательным.



К принуждению (т.е. насилию) приравнивается и влечет такие же правовые последствия ошибка в лице, с которым другое лицо вступает в брак. Такая ошибка, как правило, могла произойти вследствие обмана, т.е. подставки вместо одного лица другого (напр., при бракосочетании слепого, сильно пьяного, при совершении обряда в ночное время или когда невеста покрыта густым покрывалом). По церковным нормам всякая ошибка в лице одного или обеих брачующихся, независимо от того, произошла эта ошибка по вине кого-то или случайно, исключает действительность брака (но необходимо обращение в духовный суд в течение 6 месяцев для признания брака недействительным).

2).Физическая и духовная способность к браку.

Физическая способность зависит от возраста и состояния здоровья. Первоначально нормы русского церковного права устанавливали возраст, с которого можно было венчать отрокам – 15 лет; девицам – 12 лет. Позднее, в петровские времена, Святейший Синод пересмотрел этот вопрос и в соответствии с одним из греческих канонических сборников установил брачный возраст юношам – с 18 лет, девушкам – с 16 лет. Причем, в соответствии с местными обычаями отдельных регионов Российской империи, этот возраст мог быть понижет. Не достижении церковного брачного несовершеннолетия только не вполне считалось условие недействительности брака, т..е, если лица были обвенчаны до достижения указанного возраста, то они подлежали разлучению, но если достигнув положенных лет, они не возражали против этого брака, то он считался действительным.

Устанавливая наименьший возраст для вступления в брак, церковное право указывает и крайний предел старости, при котором заключение брака признается физически и нравственно невозможным. Этот возраст – 60 лет для женщин, 70 – для мужчин. /Обоснование: цель брака – создание семьи, потомства; а в преклонном возрасте воспроизводство потомства невозможно; во всяком случае нет возможности его воспитать; и следует думать о душе и о предстоящем ответе перед Богом, а не о мирских радостях/

Церковные нормы не поощряют также браки с большой разницей в возрасте, хотя прямых предписаний относительно возрастного соотношения между супругами нет. Но если разница в возрасте за пределами здравого смысла (например, одному супругу, 70 лет, другому - 16), то брак по этому основанию может быть признан ничтожным.

Условием недействительности церковного брака признается также физическая неспособность к браку, не связанная с возрастом. Но так обнаружить такую неспособность возможно только заключив брак, то по каноническим нормам способность к браку у нормального человека презюмируется. Поэтому такая физическая неспособность признается препятствием к браку только лишь если она установлена до заключения брака (вследствие медицинского освидетельствования, напр.), а в остальных случаях такая физическая неспособность признается основанием для развода..

Душевная неспособность к браку признается при всех душевных болезнях (слабоумие, сумасшествие и т.п.), и такие браки, если они были заключены, признаются недействительными.

3). Свобода от состояний и обязанностей, исключающих возможность вступления в брак, такими состояниями являются:

-брачные отношения с другим лицом /брак – союз одного мужчины и одной женщины/:

-вдовство после третьего брака;

-состояние под судебным запретом вступать в брак (такое решение выносилось гражданским судом в отношении лиц, по вине которых был расторгнут брак (вследствие супружеской неверности, безвестного отсутствия в течение 5 лет и т.п.);

-священнослужительский или монашеский сан.

4).Единство веры – браки с нехристианами запрещены безусловно; со времен Петра 1 допускаются смешанные браки между православными христианами и христианами, принадлежащими к иным христианским течениям (католики, лютеране), при условии, что обряд венчания совершается по православным правилам.

5).Отсутствие близкого родства между будущими супругами.

Каноническое право выделяет два вида родства как препятствия к браку: а) естественное родство (или кровное) и б) производное (или искусственное): свойство; духовное родство; гражданское родство.

Родство как препятствие к браку – это вопрос положительного церковного права. (но истоки его в догматических предписаниях). В этой части догматические предписания Нового Завета существенно отличаются от брачных правил Ветхого Завета – запрещено многоженство; свойство является препятствием к браку и т.п.

Церковное право определяет возможность брака между кровными родственниками в зависимость от того в какой степени родства они состоят. Существует такая каноническая категория – степень родства. Приблизительно она исчисляется так: родитель и дети – первая степень родства; родные братья сестры (даже по одному родителю) – вторая степень родства; двоюродные – четвертая степень родства; троюродные – шестая степень родства /это прямая ветвь/. Дяди и племянницы – третья степень родства /боковая ветвь/. В общем случае безусловно запрещался брак до четвертой степени родства,.

Свойство – это возникновение родственных отношений при вступлении в брак между кровными обеих супругов, то что называется «породнились». (в русском праве существовали специальные наименования таких приобретенных родственников: родители мужа – свекор и свекровь; родители жены – тесть и теща; муж дочери – зять; жена сына – невестка; брат жены – шурин, сестра жены – свояченица; брат мужа – деверь; сестра – золовка; дети от другого брака по отношению к теперешнему супругу – пасынок, падчерица; неродной отец /муж матери для ее детей/ - отчим; неродная мать /жена отца для его детей/ - мачеха). Свойство как препятствие к браку – также вопрос положительного церковного права Степени свойства определялись так же как и степени родства, т.е. свойство приравнивалось к кровному родству /напр., сестра мужа и брат жены считались свойственниками во второй степени) и также запрещался брак до четвертой степени свойства включительно. /В некоторых случаях, при наличии уважительных причин брак в четвертой степени свойства мог быть разрешен высшим духовным начальством/.

Духовное родство как препятствие к браку – не допускался брак между крестными и самим крещенным; а также между крестными и родителями крещенного младенца , т.е. между кумовьями /брак между самим лицами, которые крестили младенца не был безусловно запрещен, но не приветствовался/.

Гражданское родство как препятствие к браку - не допускался брак между усыновителями и усыновленными (удочеренными), а также между усыновленным (удочеренным) и родными детьми усыновителя (удочерителя).

2.Условия правильности брака, т.е. такие условия, отсутствие которых не делает брак недействительным.

1).Согласие родителей – браки без согласия родителей в общем случае не дозволялись и если такой брак был заключен, то виновные подлежали светскому суду, осуждались по нормам уголовного закона к исправительному наказанию. Но брак не признавался недействительным, и родители на этой стадии могли дать согласие и тем самым избавить непокорных детей от уголовного наказания. В свою очередь нормы канонического права запрещают родителям безосновательно удерживать детей от брака, а также понуждать к браку (понуждение к браку подлежало духовному суду).

2).Дозволение начальства – требовалось для гос.служащих всех званий, в т.ч. военнослужащих, а также для учащихся высших учебных заведений империи. За нарушение этого требования – объявлялся строгий выговор с внесением в послужной список виновного.

3).Гражданское брачное совершеннолетие – 18 жениху; 16 – невесте (с 1830 года); церковное брачное совершеннолетие – 15 и 13 лет соответственно. Если достигнуто церковное совершеннолетие, то брак не признается недействительным, но лица подвергаются церковному наказанию. Если брак заключен ранее этого возраста – недействительный /при условии, что нет детей/.

Форма заключения брака в церкви – венчание. Этому предшествует обряд исповеди и причащения (для удостоверения в том, что нет препятствий к вступлению в брак).

Меры предупреждения незаконных браков в Российской империи:

-брак должен венчать приходской священник по месту жительства жениха или невесты;

-оглашение – три недели подряд приходской священник, получив уведомление от заинтересованных лиц о намерении вступить в брак, должен был объявлять об этом после каждой литургии, призывая прихожан сообщить о препятствиях к такому браку, если эти препятствия им известны;

-исследование документов лиц, вступающих в брак (метрические свидетельства /т.е. свидетельства о рождении/, паспорта, послужные списки, свидетельства духовника /если венчать будет не духовник/, дозволение начальства /когда требуется/; если кто-то из супругов разведен – обязательно указ духовного суда о расторжении брака и о разрешении вступить в другой брак).

-обряд венчания должен совершаться в церкви, при обязательном личном присутствии жениха и невесты, и также должно быть не менее двух свидетелей, которые своими подписями удостоверяют обряд венчания. /Венчание не допускается во время постов; во время Святок /от Рождества Христова до Крещения/, во вторник, четверг, субботу и накануне праздничных дней. Нарушение в днях венчания не влечет недействительность брака, но священники, совершившие венчание в неположенные дни, подлежат духовному наказанию/.

 

В соответствии с каноническими нормами последствиями брака являются: полное общение личных прав и обязанностей. В сфере публичного права это выражалось в том, что муж сообщал жене свое звание, права, преимущества /это называлось «права состояния»/ (если он был более высокого положения), а также свою фамилию. В то же время, жена не сообщала мужу своего высшего звания (если она была выше его по рождению), но вступив в брак с лицом низшего сословия своих прав по рождению не лишалась. В сфере частного права между супругами возникают отношения личные и имущественные. Что касается личных отношений, то супруги обязаны были проживать совместно (причем, жительство жены определялось местожительством мужа). Имущественные отношения между супругами регулировались нормами гражданского законодательства.

Прекращение брака - также сфера положительного канонического права, поэтому на протяжении своего исторического развития эти нормы претерпевали некоторые изменения, учитывающие особенности местной жизни, реальные исторические условия /при этом эти нормы не могли противоречить догматическим предписаниям, поэтому тщательно соотносились со Священным Писанием/.

Нормы канонического права предусматривали два способа прекращения брака: физический (вследствие смерти одного из супругов) и юридический.

В свою очередь, юридической прекращение брака также бывает двух видов: 1) объявление брака ничтожным или недействительным; 2) расторжение брака, т.е развод.

От того, по какой именно причине брак юридически был признан прекращенным, зависели правовые последствия.

1). Основания признания брака ничтожным (недействительным):

а) насилие над одной из сторон; обман либо сумасшествие кого-либо из супругов – в этом случае виновное лицо подвергалось уголовному наказанию и должно было, по решению суда, материально обеспечить потерпевшую строну до ее вступления в новый брак, а также обеспечить будущее детей, рожденных от этого брака. Дети, рожденные в таком браке, могли быть признаны законными при ходатайстве

б) состояние в другом браке – виновное лицо возвращалось в первую семью, если только законный супруг соглашался сохранить брак, если нет – то брак расторгался, а виновному лицу судом запрещалось в дальнейшем вступать в брак; в любом случае на виновное лицо налагалась церковная эпитимья;

в)судом запрещено вступать в новый брак – виновное лицо подвергалось уголовному наказанию; и, по решению суда, на него и могли быть возложены материальные обязанности по отношению к другой стороне;

г) брак лиц, не достигших церковного брачного несовершеннолетия – такие лица разлучались от сожительства условно до достижения гражданского совершеннолетия и затем, если было их желание, брак мог быть восстановлен, причем, их вновь венчали

д) брак монахов, священников и дьяконов пока они состоят в своем сане - виновные низвергались из сана, к ним также применялись административные санкции;

е) браки православных с нехристианами - просто признавались ничтожными.

Во всех случаях дети, рожденные в незаконном браке, также признавались незаконными /В государстве, где существовало сословное деление, это было клеймо на всю жизнь/.

При объявлении брака незаконным происходит, по сути, отмена брака.

2).В отличие от признания брака недействительным, развод - это расторжение законного и действительного брака /актом компетентной власти/. Должны быть очень весомые причины, превышающие концептуальную идею института церковного брака о его нерасторжимости. /католическая церковь не допускает расторжения брака вообще/.

Православная церковь никогда не настаивала на абсолютной нерасторжимости брака и в качестве основания развода признавала прелюбодеяние (т.е. супружескую неверность) – это обоснованно нормами Священного Писания; в Евангелии сам Иисус Христос говорит, что прелюбодеяние одного из супругов является весомым основаниям для развода. Итак, в соответствии с нормами русской православной церкви основанием развода были:

-Прелюбодеяние одной из сторон. Условия: это должно быть свершившимся фактом (а не намерением) и совершено сознательно /супружеская неверность в результате насилия, сна или ошибки не могла быть основанием к разводу/. Последствия для виновного в разводе: а) церковная эпитимья; б) навсегда запрещено вступать в брак;

-Неспособность одного из супругов к брачным отношениям. Условия: это качество должно быть врожденным (а не возникнуть в ходе брака в результате болезни) и со дня заключения брака должно пройти не менее трех лет. Последствия: а) неспособному в дальнейшем запрещалось вступать в брак; б) если таковым лицом признавался муж, то дети от такого брака признавались незаконными и служили доказательством распутного поведения другой стороны.

-Безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет. В этом случае духовный суд прежде вынесения решения проводил следствие: действительно ли отсутствие безвестное и длительное; не дал ли сам супруг-проситель повода к такому отсутствию другого. Последствия: оставленному супругу давалось разрешение на вступление в другой брак; в отношении отсутствующего никаких решений не принималось до его появления.

-Если один из супругов признан уголовным преступником и осужден к ссылке в Сибирь /ссылка трех видов – каторжные работы; поселение; житье/. Это было основанием для иска о разводе с любой стороны – как самого осужденного, так и другого супруга. Практически это выглядело так, если после осуждения одного из супругов к ссылке в Сибирь /именно в Сибирь, а не в какое-либо другое отдаленное место/, другой супруг не изъявлял желания следовать за ним, то по истечении в среднем двух лет после вступления в силу приговора /в зависимости от категории осужденного, срок варьировался от года до 3 лет, но чаще всего использовался срок - 2 года/, любая из сторон могла подать в духовный суд прошение о расторжении брака и о дозволении вступить в другой брак.

-Обоюдное желание супругов принять монашество, если при этом муж достиг 60 лет; жена – 50 лет и они бездетны, либо дети уже совершеннолетние.

-Крещение самими родителями своего ребенка – в этом случае они признаются в такой степени духовного родства, которая является непреодолимым препятствием к браку.

Одно время нормы русского церковного брака признавали как основание к разводу жестокое обращение мужа с женой или если он пропивает ее имущество. Но с середины 19 века это основание в канонических нормах прямо не указывается.

В настоящее время с прошением о расторжении венчанного брака обращаются, как правило, к местному епископу, который и выносит решение в зависимости от конкретных обстоятельств, и руководствуясь нормами церковного брачного права.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.