Сделай Сам Свою Работу на 5

Ученица читает стихотворение А.Ахматовой «Летний сад».





Ход урока

Город Змеи и Медного Всадника,
Пушкина город и Достоевского, Ныне, вчера,

Вечно – единый,

От небоскребов до палисадника,

От островов до шумного Невского, -

Мощью Петра,

Тайной – змеиной!

В.Брюсов. «К Петрограду» (1916)

 

В начале урока на экран проецируется фрагмент фильма о Петербурге (2,5мин.)

 

I. Вступление.

 

Историк. Сегодня у нас не обычный, а интегрированный урок, объединяющий два предмета – мировую художественную культуру и литературу, которые тесно связаны одной темой – величественный Санкт-Петербург. Мы будем говорить о Петербурге как об архитектурном памятнике мировой культуры – городе-музее под открытым небом, мы будем восхищаться его совершенной красотой. Вы получите представление о художественных стилях барокко и классицизм.

Филолог. Но город – явление неоднородное и неоднозначное. В нем есть парадные улицы, площади и фасады дворцов – и тихие старинные закоулки; официальная часть – и повседневная. И увидеть город можно по-разному: глазами человека влюбленного или одинокого; глазами человека, родившегося в городе и сроднившегося с ним – и глазами приезжего, экскурсанта. Художники слова более других людей способны чуткой душой воспринимать город не просто как внешнюю среду обитания, а как одушевленное, живое существо. Поэтому образ одного и того же города оказывается у разных авторов очень разным. И сегодня вы увидите, каким предстает Петербург в творчестве поэтов Серебряного века – Брюсова, Блока, Мандельштама и Ахматовой.



Историк. Но прежде, чем вы будете знакомиться с Петербургом, проведём игру. Я произнесу слово «Петербург…», а вы напишите, пожалуйста, свои ассоциации, которые возникли у вас в воображении в связи с этим городом.

Филолог. А в конце урока вы напишете синквейн и в нём выразите свои впечатления о Петербурге, который вы узнаете сегодня.

 

Написание ассоциаций. (1-2 мин)

 

Историк. Стоит над Невой город. Большой и красивый. Носит он гордое имя – Санкт-Петербург. У Петербурга, как и у каждого города, есть своё лицо, своя судьба, своя история, правда, не такая уж и длинная, по сравнению с другими городами, но это славная история!



Каждый день ровно в полдень катится над волнами Невы эхо выстрела. Прохожие, услышав его, поглядывают на свои часы, сверяют. Удивлённым гостям охотно поясняют: это Петропавловка бьёт. Полуденный выстрел. Стреляет пушка. Гремит с Нарышкинского бастиона. Петропавловка словно напоминает, что она крепость и выросла для сражений с врагом в грозное для страны время, весной 1703 года. И название получила Санкт-Петербург.

 

А как вы думаете, что означает это имя? (Ответы учащихся)

 

Вырос город на древней Новгородской земле. Прямо на болотах появились дома и улицы. На глазах пустынная заболоченная местность превращалась в красивый город. Петербург строили и великие мастера, и безвестные труженики. Начиная с 1704г. на берега Невы сгоняли до 40 тысяч «работных людей». Пётр построил не только совсем новый город для России, но и новый быт для русского дворянства. Здесь обычными стали маскарады, шуточные шествия, фейерверки, приёмы иностранных гостей.

Не была помехой и суровая северная зима- с её приходом скованная льдом река превращалась в санный путь и становилась местом народных гуляний…

Прошло несколько столетий, и выросшая по воле царя Петра I новая столица заняла по праву одно из первых мест в ряде крупнейших городов Европы.

 

Филолог.Петербург вошел в русскую литературу и «прожил» в ней весь 18-й век на мажорной ноте. Поэтов-классицистов переполняли чувства удивления и восторга. Они дивились этому неожиданно возникшему на берегах Невы городу.

Мотив чуда оказался в русской поэзии очень стойким и дожил до 19 века. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля новой столицы. Автор говорит, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом.



 

Ученик. Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;

 

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

Ученик. Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

 

Историк. Вряд ли найдётся в мире город, который мог бы сравниться с Петербургом по продуманности и законченности своей планировки. С самого начала Петербург строился по разработанному самим Петром плану. Специальные чиновники следили, чтобы фасады домов строили по одной линии, чтобы не было чересчур вызывающих архитектурных деталей. Пётр мечтал о каменном городе, подобном Амстердаму.

 

II. Изучение нового материала.

 

1. Сообщение ученицы о красотах Петербурга.

Сегодня Санкт-Петербург - признанный в мире культурный центр. Город распахивает перед гостями свои 3673 улицы. Многие его улицы, дворы, храмы- экспонаты музея архитектуры. Прямо под открытым небом стоят могучие монументы, триумфальные арки, многочисленные скульптуры. Его невозможно представить без медного всадника, без бронзового Пушкина на площади искусств, без памятников Кутузову и Суворову.

В Петербурге около 200 мостов, более 8 парков, садов и скверов. Самый знаменитый –Летний сад. Петербург часто называют музеем под открытым небом. Здесь 275 музеев – больше, чем в любом городе России (в Москве их 230). Эрмитаж - самый известный музей не только Петербурга, но и мира хранит а себе исключительные ценности. За год его посещают 2,5 млн. человек. Столько же в музее и экспонатов, размещённых в 363 залах и запасниках. Только для беглого ознакомления со всеми музейными ценностями потребовалось бы 11 лет!

 

2. Сообщение ученика о Петропавловской крепости.

16 мая 1703года в устье реки Невы на отвоёванных у шведов землях была заложена Петропавловская крепость. Ни высоких стен, ни башен она не имела. По углам башни построили бастионы - пятиугольные укрепления, на которых стояли пушки. В многометровой толще бастионных стен разместились казематы - помещения, где хранились оружие и боеприпасы. Участки стен, соединяющих бастионы, называются куртинами. Со временем крепость усилили дополнительными укреплениями - равелинами. Первоначально крепость называли Санкт-Петербургской, позже она получила название по возведённому в ней собору.

29 июня 1703г. в день апостола Петра на территории строящейся крепости заложили Петропавловский собор. Он был мало похож на те храмы, которые веками строили на Руси.

Собор был вытянут с запада на восток. Такие здания характерны для Западной Европы и в архитектуре имеют название базилика. У Петропавловского собора отсутствуют привычные для русских храмов полукруглые алтарные выступы с востока - апсиды. Необычно выглядит над колокольней собора золочёный шпиль, увенчанный фигурой ангела. Высота собора со шпилем составляет более 120 метров. Вплоть до XX века это было самое высокое здание в России. Необычен собор и внутри. Его стены украшают религиозные картины, написанные в новой реалистической манере. Деревянный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским. Он сделан в виде триумфальной арки и украшен не столько живописью, сколько скульптурой. Всё это объяснялось тем, что строил собор иностранец- итальянец из Швейцарии Доменико Трезини.

 

3. Сообщение ученика о Кунсткамере.

Кунсткамера - старейший музей в России. Учреждён императором Петром Первым.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев»- анатомических редкостей и аномалий.

 

4. Сообщение ученика об Александро-Невской лавре.

 

Александро-Невская лавра - крупный православный мужской монастырь, основанный Петром Первым в 1710г. Выбор места для монастыря был выбран не случайно: по преданию именно здесь, на левом берегу Невы у впадения в неё Чёрной речки (ныне Монастырки), произошла в 1240г. знаменитая Невская битва, в которой русские рати с новгородским князем Ал. Невским одержали победу над шведами. Строительство монастырского комплекса продолжалось 80 лет, и в нём участвовали многие архитекторы; именно поэтому в архитектурном ансамбле лавры нашли воплощение два художественных стиля: барокко и ранний классицизм.

В основу ансамбля лёг проект Доминико Трезини; архитектор начал работу, но завершить не успел - умер, и работу продолжили другие архитекторы. Один из них - Иван Егорович Старов, который выполнял заказ по строительству Троицкого собора Александро-Невской лавры - крупнейшего собора того времени.

 

Звучит мелодия И.Шварца «Эрмитаж» -1 мин.

 

5. Сообщение ученика об архитектуре XVIII века.

 

В 1716г в Петербург вместе со своим отцом – скульптором, приглашённым Петром I для работы в России, приехал юный Франческо Бартоломео Растрелли. Этому итальянцу со временем суждено было стать одним из крупнейших европейских архитекторов XVIII века.

Слава к нему пришла в царствование Елизаветы Петровны. Пышность, богатство стали нормой жизни при елизаветинском дворе. Всё это отвечало характеру художественного стиля барокко.

 

Историк. Этот стиль пришёл к нам из Западной Европы. В буквальном переводе с итальянского слово «барокко» означает «вычурный», «причудливый». Данному стилю присуща необыкновенная пышность и нарядность. Ярче всего барокко проявился в архитектуре, где много причудливой лепнины, изгибов, светотени. Один из историков остроумно заметил, что барочные здания кажутся «скорее вылепленными, чем построенными». Франческо Бартоломео Растрелли возвёл для императрицы и её вельмож множество роскошных дворцов. Из них наиболее известны два - Зимний в Петербурге и Екатерининский в Царском Селе.

 

6. Сообщение ученика о Зимнем дворце.

 

Уже в петровское время Зимний дворец считался главной резиденцией российских монархов. Его многократно перестраивали, он даже менял своё местоположение, пока Елизавета не решила построить новый дворец - огромный и необыкновенно пышный. В одном из писем императрица писала: «Строение того каменного дворца строица для одной славы российской империи».

Спустя несколько лет на берегу Невы поднялся новый Зимний дворец. Входя в него, гости попадали в колонную галерею, которая подводила их к самой красивой лестнице дворца - Иорданской. Устроенная в высоту всего здания, она была богато украшена живописью, зеркалами, золочёной лепниной. По замыслу Ф. Растрелли, с верхней площадки лестницы должна была начинаться анфилада (вереница) из пяти огромных залов. Многое из задуманного осуществить Растрелли не удалось. Кроме того, пожар 1837 г. уничтожил практически все растреллиевские интерьеры Зимнего дворца. Однако при Николае Первом дворец был отреставрирован вновь и сегодня поражает посетителей своим великолепием.

 

7. Сообщение ученика о Екатерининском дворце.

 

Царское Село под Петербургом с петровских времён служило загородной императорской резиденцией. Но только при Елизавете Петровне оно превратилось в прекраснейший дворцово-парковый ансамбль. В его центе Растрелли возвёл один из красивейших дворцов Европы. Перед его протяжённым 300-метровым фасадом был устроен полукруглый парадный двор. Его въездные ворота имеют изумительную пол красоте решётку, выполненную по рисунку самого Ф.Б. Растрелли.

Лазурные стены дворца украшают белоснежные колонны и пилястры, нарядная лепнина. Ослепляет невероятной роскошью отделка интерьеров дворца. Особенно великолепен Большой зал, поражающий колоссальными размерами: 47 м в длину и 17 м в ширину. Между окнами огромные зеркала. Окна, двери, зеркала обрамляет причудливая золочёная резьба. Во всю величину потолка - расписной плафон (картина), под ногами редкой красоты паркет.

Царское Село стало любимой загородной резиденцией Екатерины Второй, отсюда дворец получил свое имя.

 

Фрагмент фильма о Медном всаднике (1 мин.)

Филолог. В поэзии 18-го и начала 19-го века было не принято вспоминать о тысячах человеческих жизней, которыми пришлось оплатить невское «чудо»: предполагалось, что у «чуда» цены не бывает. Но в народной памяти жила страшная правда о жертвах Петербурга. На этой основе зародился в народном преданье мотив «вины» Петербурга и его основателя, мотив будущей гибели проклятого города, города антихриста, столицы, построенной на костях. И такую точку зрения мы опять встречаем в поэме Пушкина «Медный всадник». Поэт изображает страшное наводнение в Петербурге, которое явилось протестом природы против насильственного вторжения в нее человека, и представляет нам мелкого чиновника Евгения, чья судьба была разрушена из-за того, что он жил в таком опасном месте. Пушкин показывает здесь Петербург городом одиночества, городом, сводящим с ума

 

8. Сообщение ученика о «Медном всаднике».

 

Ученик читает стихотворение В.Брюсова «К медному всаднику».

 

В морозном тумане белеет Исакий,

На глыбе оснеженной высится Петр.

И люди проходят в дневном полумраке,

Как будто пред ним выступая на смотр.

 

Ты так же стоял здесь, обрызган и в пене,

Над темной равниной взмутившихся волн;

И тщетно грозил тебе бедный Евгений,

Охвачен безумием, яростью полн.

 

Стоял ты, когда между криков и гула

Покинутой рати ложились тела,

Чья кровь на снегах продымилась, блеснула

И полюс земной растопить не могла!

 

Сменяясь, шумели вокруг поколенья,

Вставали дома, как посевы твои…

Твой конь попирал с беспощадностью звенья

Бессильно под ним изогнутой змеи.

 

Но северный город – как призрак туманный,

Мы, люди, проходим, как тени во сне.

Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,

С рукою простертой летишь на коне.

 

Филолог. Обостренный интерес к петербургской теме проявился в начале 20-го века и был обусловлен двухсотлетним юбилеем города. За два первых десятилетия 20-го века было создано громадное количество художественных произведений, посвященных Петербургу. А если говорить о поэтах, то они выразили в своих стихах любовь к старому Петербургу, умение видеть его своеобразную красоту и значительность.

 

9. Сообщение ученика о Дворцовой площади.

 

Дворцовая площадь - центральная площадь Петербурга; её разбили в XVIII в. после возведения Зимнего дворца. Ныне существующий ансамбль площади - творение четырёх архитекторов: Растрелли - Зимний дворец, Росси- здание главного штаба и здание Министерств, соединённые аркой, Брюллова - здание штаба гвардейского полка и Монферрана - Александровская колонна.

 

Историк. В основе замысла этого ансамбля - прославление победы русского оружия в Отечественной войне 1812г. Арка увенчана колесницей победы, на колонне - бронзовый ангел, попирающий крестом змею, символ победы добра над злом.

 

Ученик читает стихотворение О.Мандельштама «Дворцовая площадь».

 

Императорский виссон И моторов колесницы, - В черном омуте столицы Столпник-ангел вознесен. В темной арке, как пловцы, Исчезают пешеходы, И на площади, как воды, Глухо плещутся торцы. Только там, где твердь светла, Черно-желтый лоскут злится, Словно в воздухе струится

Желчь двуглавого орла.

 

Филолог. Имперский блеск классицизма у Мандельштама неразрывно связан с представлениями о воинской славе и державном величии. Петербургская архитектура для Мандельштама – это «видение властной, повелительной гармонии», образ строгого порядка и рациональности. В литературе сложилась традиция, по которой Петербург связан с желтым цветом, но у Мандельштама он черно-желтый – это цвета императорского штандарта.

 

10. Сообщение ученика об Александровской колонне.

 

Александровская колонна (Александрийский столп) – памятник войне 1812г. и назван в честь императора Александра I. Проект памятника разработал архитектор Монферран. В 1829г. начались работы по сооружению фундамента: в основание постамента было забито 1250 сосновых свай длиной по 6 м. Колонна и постамент - монолиты. Установка колонны продолжалась 1 час. 45 мин. при большом стечении народа.

В основание колонны поместили гранитный блок, в толщу которого поместили бронзовую шкатулку с медалями и монетами, отчеканенные в честь победы 1812г.

Высота колонны- 25,5 м, нижний диаметр – 3,66 м, верхний- 3,19 м. Колонна весит 650 тонн; благодаря своей тяжести и точному расчёту архитектора гранитный монолит держится на пьедестале без всяких креплений.

 

Ученик читает стихотворение В.Брюсова «Александрийский столп».

 

На Невском, как прибой нестройный,

Растет вечерняя толпа.

Но неподвижен сон спокойный

Александрийского столпа.

 

Гранит суровый, величавый,

Обломок довременных скал!

Как знак побед, как вестник славы,

Ты перед царским домом стал.

 

Ты выше, чем колонна Рима,

Поставил знаменье креста.

Несокрушима, недвижима

Твоя тяжелая пята.

 

И через кровли низких зданий,

Все озирая пред собой,

Ты видишь в сумрачном тумане

Двух древних сфинксов над Невой.

 

Филолог. Сейчас прозвучат неторопливые «Петербургские строфы» Мандельштама. Спокойный стих «Петербургских строф» как будто порожден самой архитектурой классицизма. В тягучих строках предстает простор невской дельты, протяженность парадных ансамблей. Современный язык, насыщенность деталями создают ощущение свежести классического стиха. Это небольшое стихотворение обладает поразительно смысловой емкостью. Здесь и историческая роль Петербурга – окна в Европу («Над Невой посольства полумира»), и запоздалое промышленное развитие: единственной примете нового времени, «моторам», противостоят сани, склад пеньки, мужики, торгующие сайками и сбитнем, и coнный покой правительственных зданий в снежной мути. Здесь и отзвук восстания на Сенатской площади, неудача которого откликается в тоске Онегина, и драма маленького человека («чудак Евгений»). Перед нами огромная сцена, медленно вращающаяся вокруг неназванного Медного всадника. Ученик читает«Петербургские строфы» Мандельштама. Над желтизной правительственных зданий Кружилась долго мутная метель, И правовед опять садится в сани, Широким жестом запахнув шинель. Зимуют пароходы. На припеке Зажглось каюты толстое стекло. Чудовищна – как броненосец в доке – Россия отдыхает тяжело. А над Невой – посольства полумира, Адмиралтейство, солнце, тишина! И государства крепкая порфира, Как власяница грубая, бедна. Тяжка обуза северного сноба – Онегина старинная тоска; На площади Сената – вал сугроба, Дымок костра и холодок штыка... Черпали воду ялики, и чайки Морские посещали склад пеньки, Где, продавая сбитень или сайки, Лишь оперные бродят мужики. Летит в туман моторов вереница; Самолюбивый, скромный пешеход – Чудак Евгений – бедности стыдится,

Бензин вдыхает и судьбу клянет.

Историк. С начала XVIII века Петербург становится центром классической архитектуры.

К выдающимся творениям классицизма относятся Казанский собор А.Воронихина, здания министерств и арки на Дворцовой площади К.Росси, Исаакиевский собор О.Монферрана, здание Адмиралтейства А.Захарова. Невозможно рассказать о каждом из этих гениальных творений, а поэтому обратимся некоторым их них.

 

11. Сообщение ученицы о Казанском соборе.

Казанский собор - одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Воронихина. Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украшением Петербурга. А.Воронихину было 40 лет, когда Павел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания. Гармоничны и легки пропорции центрального портика главного здания, украшенного коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол диаметром 17 м идеально соизмерен с масштабами и пропорциями всего здания. При сооружении купола впервые в строительстве были применены металлические конструкции из железа и чугуна. Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в 4 ряда. Она естественно переходит в широкую площадь, сливающуюся с главной магистралью Петербурга – Невским проспектом. Стройные ряды парных колонн, высеченных из монолитных блоков розового гранита, разделяет пространство трех нефов. Несмотря на скупость декоративного внутреннего убранства, стены, колонны собора блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золоченой бронзой.

Ученик читает стихотворение О.Мандельштама о Казанском соборе.

 

На площадь выбежав, свободен Стал колоннады полукруг – И распластался храм Господень, Как легкий крестовик-паук. А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме; ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идешь; И храма маленькое тело Одушевленнее стократ Гиганта, что скалою целой К земле, беспомощный, прижат!

Филолог. Соприкасаясь с собором, его «рощей портиков», поэт чувствует себя «иностранцем», «русским в Риме». Легкость, свобода Казанского собора влекут Мандельштама больше, чем тяжелый блеск Исаакия – духовного центра Петербурга, тесно смыкающегося с центром российской государственности – площадью Сената и Медным всадником.

 

12. Сообщение ученицы об Исаакиевском соборе.

 

Ученицы читают «Стихи о Петербурге» А.Ахматовой.

 

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

2
Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда на Летним Садом
Месяц розовый воскрес, -

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, -
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной

Императора Петра.

 

13. Сообщение ученицы об адмиралтействе.

 

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства. Оно было создано по указанию Петра I русским архитектором Коробовым. Мечта Петра о том, что «все флаги будут в гости к нам», вскоре стала реальностью: корабли «со всех концов земли» устремились к богатым пристаням.

К началу XIX в. Здание Адмиралтейства обветшало, требовалась капитальная реконструкция. За это дело взялся архитектор Андреян Захаров. Свои задачи он видел в бережном сохранении первоначальной структуры здания.

Адмиралтейство огромно по размерам: длина главного фасада - 406 м, а длина каждого из боковых - 163 м. Несмотря на большую протяжённость, они не кажутся уныло-монотонными благодаря умело найденным пропорциям, чередованию гладких стен и портиков.

Особая роль в Адмиралтействе отведена скульптуре. Захаров в своём проекте наметил места для скульптурных украшений и определил их тематику. Все они должны были подчеркнуть идейное содержание здания как символа русской морской славы, а также идею величия и мощи России. Лучшие русские скульпторы трудились над украшением здания Ф.Щедрин, С.Пименов, И.Теребенёв. 56 скульптур, 11 крупных рельефов, 350 лепных украшений. К сожалению, не все скульптурные украшения дошли до нашего времени – 22 уничтожены.

Здание Адмиралтейства - памятник архитектуры высокого классицизма является единственным в своём роде сооружением, в каждой детали которого ощущается творческая индивидуальность великого зодчего.

 

Ученик читает стихотворение О.Мандельштама «Адмиралтейство».

 

В столице северной томится пыльный тополь,Запутался в листве прозрачный циферблат,И в темной зелени фрегат или акропольСияет издали, воде и небу брат. Ладья воздушная и мачта-недотрога,Служа линейкою преемникам Петра,Он учит: красота – не прихоть полубога,А хищный глазомер простого столяра. Нам четырех стихий приязненно господство;Но создал пятую свободный человек.Не отрицает ли пространства превосходствоСей целомудренно построенный ковчег? Сердито лепятся капризные Медузы,Как плуги брошены, ржавеют якоря,И вот разорваны трех измерений узы,

И открываются всемирные моря!

 

Филолог. Адмиралтейство становится у Мандельштама воплощением Петербурга и - через него – России. Архитектура классицистического Петербурга (и, в дальнейшем, архитектура вообще) в восприятии Мандельштама противостоит хаосу, который он всегда смутно чует и которого страшится. Из двух хаотических бесформенностей – неограниченного пространства и камня или глины – архитектор создает стройную форму ограниченного и очеловеченного пространства. И в этом смысле архитектура – божественное искусство, ибо в любой мифологии сотворение мира – это упорядочение хаоса. Архитектор в понимании Мандельштама – творец. Архитектура для поэта – символ гармонии отдельных частей, именно она способна, по его словам, «бороться с пустотой, гипнотизировать пространство». Она связана для Мандельштама с памятью о прошлом, несет в себе дух ушедших эпох, связывает человека с культурой. Иархитектура наиболее близка поэзии, потому что творящий использует тот же метод: он складывает, строит произведение из отдельных камней – слов.

14.Историк. Нельзя не сказать и о набережных Петербурга. Они возникли в начале 18 века, когда Петербург стал застраиваться. Первая каменная набережная появилась в 1720-х годах у Летнего сада, в 1760-х годах выстроили большую гранитную набережную у Зимнего дворца. К 1990 году в Петербурге было уже 150 км укреплённых набережных.

Аничков мост пересекает Фонтанку по Невскому проспекту. Трёхпролётный мост с кирпичными сводами и фасадными арками из розового гранита украшен чугунными решётками и четырьмя скульптурами юношей, укрощающих коней. Изваянные и отлитые из бронзы выдающимся русским скульптором Петром Клодтом скульптурные группы принесли Аничкову мосту мировую известность. Они были изготовлены в 1841-1850 гг.

 

Ученик читает стихотворение А.Блока «Статуя».

 

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда.

Песни воды и хрипящие звуки
Тут же вблизи расплывались в хаос.
Их раздирали незримые руки.
В черной воде отраженье неслось.

Мерный чугун отвечал однотонно.
Разность отпала. И вечность спала.
Черная ночь неподвижно, бездонно -
Лопнувший в бездну ремень увлекла.

Всё пребывало. Движенья, страданья
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

 

Филолог. Блоковский образ Петербурга – явление совершенно уникальное в русской поэзии. У Блока было чувство глубокой личной связи с Петербургом («город мой» - частое выражение в его стихах), своей зависимости от него, которая не всегда осмысляется как благо, но всегда неизбывна. Петербург Медного всадника как олицетворение российского самодержавия был для Блока той косной силой, которая мешает проявиться до конца «лику свободы».

У Блока нет подробных описаний Петербурга, мало примет родного города. Но мы знаем, что Блок, как никто другой, чувствовал грядущие перемены и умел воплотить их ожидание в своих стихах. В стихи Блока входят как бы случайные, а на самом деле очень точные детали облика и жизни города.

 

Историк. Летний сад - памятник садово-паркового искусства начала XVIII в. Он находится на острове, образуемом Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой. Создавался сад как летняя резиденция Петра I и был заложен а1704г. по рисунку самого царя. Пётр чрезвычайно любил Летний сад и постоянно заботился об его улучшении. Уже в июне 1794г. он потребовал доставить для сада всяких цветов, да «не помалу, а больше тех, кой пахнут». Со всех концов России и Европы поступали в сад саженцы, луковицы, семена, причудливые раковины. Длинные аллеи обсаживались клёнами, липами, вязами и дубами. Спирея, сирень, жасмин располагались в виде живых изгородей. Фонтаны Летнего сада были первыми в России. Украшенные мраморными и свинцовыми статуями, чашами, вазами фонтаны были во всех уголках сада. В саду было множество разных «затей», начиная с фонтанов-«шутих», кончая лабиринтом из подстриженного кустарника. В саду были установлены различные статуи. Они ставились вдоль аллей и на площадках, они украшали фонтаны и галереи, крыши павильонов. Их доставляли из Венеции и Рима. Сохранилось 89 скульптур, а было примерно 250. Статуи погибли от наводнений или были переданы в пригородные парки и Эрмитаж.

В летнем саду проводились ассамблеи, приёмы в честь иностранных послов. Гуляющим предлагалось угощение, а с наступлением сумерек устраивались фейерверки. В то время Летний сад был одной из диковинок Петербурга; иностранцы им восхищались, а русские дивились. В настоящее время в Летний сад могут попасть все желающие, в отличие от петровского времени, когда сад был местом аристократических гуляний.

Ученица читает стихотворение А.Ахматовой «Летний сад».

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Звучит мелодия И.Шварца «Прогулка по ночному городу» (2 мин.)

Ученица читает стихотворение А.Ахматовой.

* * *Как люблю, как любила глядеть яНа закованные берега, На балконы, куда столетьяНе ступала ничья нога.И воистину ты - столицаДля безумных и светлых нас;Но когда над Невою длитсяТот особенный, чистый часИ проносится ветер майскийМимо всех надводных колонн,Ты - как грешник, видящий райский

Перед смертью сладчайший сон...

III. Закрепление изученного материала.

1. Групповая работа (4 группы учащихся разного уровня). Учащиеся получают карточки с заданиями для каждой группы и в течение 10 минут готовят ответы на вопросы и обобщение.

 

1. Петербург Брюсова(средний уровень сложности)

В.Брюсов. К Медному всаднику (1906)

 

1. Какие приметы статуи Петра упоминает Брюсов? («Твой конь попирал с беспощадностью звенья бессильно под ним изогнутой змеи», «венчанный, с рукою простертой летишь на коне».)

2. Какие люди упомянуты в стихотворении? (Пушкинский Евгений, декабристы, поколения людей 19 века и современники поэта.)

3. Кем предстает Медный всадник? (Одной из тех героических фигур, которые Брюсов находил в различных исторических эпохах (Ассаргадон, Антоний, Александр Великий) и которыми не уставал восхищаться.)

4. Как воплощён в стихотворении принцип контрастности? (Подчеркнута какая-то особая незначительность, призрачность и города и людей в сравнении с единственной реальностью, существом, которое обладает действительной жизненной силой – Медным всадником.)

В.Брюсов. Александрийский столп (1909)

 

1. С помощью каких сравнений, эпитетов, метафор поэт описывает это архитектурное произведение? (Сравнения: «Как знак побед, как вестник славы, Ты перед царским домом стал», «Ты выше, чем колонна Рима, поставил знаменье креста». Эпитеты: «гранит суровый, величавый». Метафоры: «Неподвижен сон спокойный Александрийского столпа», «Несокрушима, недвижима Твоя тяжёлая пята», «Всё озирая пред собой, ты видишь…»)

2. Чему противопоставлен Александрийский столп? (Шумной толпе людей.)

3. В связи с чем в стихотворении возникает мотив древности? («Ты видишь в сумрачном тумане Двух древних сфинксов пред собой».)

4. Как воплощается в стихотворении тема прочности архитектурного сооружения? («Несокрушима, недвижима твоя тяжёлая пята».)

 

Вывод: Петербург для Брюсова – город памятников, благодаря которым осуществляется связь между историческими эпохами.

2. Петербург Мандельштама(высокий уровень сложности)

 

О.Мандельштам. Петербургские строфы (1912)

 

1. Какие реалии Петербурга изображены в стихотворении? (Сенатская площадь, Дворцовая набережная, Пеньковый буян. Однако это не просто рисунок с натуры. Пейзаж заряжен историей. Связывая прошлое с настоящим, он несет ясное ощущение конца эпохи. «Площадь Сената» и «броненосец в доке» несут предчувствие социальных потрясений и мировой войны.)

2. Приметы каких времен соединяет Мандельштам в городском пейзаже стихотворения «Петербургские строфы», где звучат торжественные слова «порфира», «власяница» и слышен «бензина запах», где сперва «правовед садится в сани», а в конце «летит в туман моторов вереница»?

3. Как проявляется в стихотворении мотив тяжести, жесткости?

4. Каким прежде всего видится Петербург поэту? (Имперским городом.) О.Мандельштам. Адмиралтейство (1913) 1. Прославляя ремесло строителя, Мандельштам дает здесь ставшуюхрестоматийной формулу красоты. Найдите её (2 строфа). 2. С чем ассоциируется у Мандельштама здание Адмиралтейства? (Афористический стих воссоздает воздушные пропорции классической постройки, подобной кораблю, и ее особое положение в планировке левобережной части города, разбегающейся тремя лучами от «мачты-недотроги»).3. Когда и как в стихотворении появляется «запах моря»? (В последней строфе.)4. В чем значение архитектуры классицизма для поэта? (Классицизм привлекателен для поэта правильностью линий, возвышенностью, гармонией и одухотворенностью его зданий, стройной светлой упорядоченностью и рационализмом.)

 

О.Мандельштам. Дворцовая площадь (1915)

1. Как заявлен в стихотворении мотив таинственного и грозного хаоса? («Черный омут столицы»)

2. Осталась ли в этом стихотворении желтизна города? (Да, это «желчь двуглавого орла»).

Цветовая гамма Петербурга – все то же сочетание черного и желтого, разрушительной имперской сущности. Увиденная Мандельштамом «желтизна правительственных зданий» символизирует жесткость, рассудочность классицизма, казенность.

Вывод: Петербург для Мандельштама – новый порт и столица, олицетворение государственности, оплот Российской

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.