Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие о языковой ситуации.





Синтагматические и парадигматические отношения единиц языка

Парадигматические отношения — это те отно­шения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, напри­мер, система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позво­ляют выбрать нужную единицу, а также образовывать формы и слова по аналогии.

Парадигмой называют отношения между единицами, которые могут занять место друг друга в одной позиции. Например, Роста он был высокого (среднего, низкого), слов-о, слов-а, слов-у и т.д. В этих примерах лексемы высокий, низкий, средний и флексии -о, -а, -у сводят в один парадигматический ряд.

Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматиче­ских отношениях строятся слова как совокупность морфем и сло­гов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения. При использовании языка синтагматические отношения позволяют одновременно использовать две и более единицы языка.



Синтагма – это интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

Синтагматика включает в себя языковые правила сочетаемости одноуровневых единиц языка и их реализаций в речи. элементарное синтагматическое отношение двучленно: например, согласный + гласный в слоге, словообразовательная основа + словообразовательный аффикс, подлежащее + сказуемое и др.

Различие синтагматики и парадигматики можно разъяснить на таком примере. Форма слова дорогу (вин. п. ед. ч.), с одной стороны, вызывает в памяти другие формы данного слова (дорога, дорогой, дорогами и т. п.) и близкие по значению слова (путь, стезя, шлях). Названные формы слова являются падежными; они относят существительное дорога к определенному типу и парадигме склонения. Слово дорога и близкие ему по значению существитель­ные образуют синонимическую группу, которая построена на пара­дигматических отношениях лексических значений.



№12 Язык и речь

Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Виды общения

  • Человеко-центрированный подход
  • Обман
  • Убеждение
  • Отношения между мужчиной и женщиной

Особый вид общения — коммуникационная деятельность — это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала. Между коммуникатором и реципиентом может осуществляться «обратная связь», то есть процесс с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.Общение- это жизнь.

Возможны три формы коммуникационного действия:

  • подражание;
  • диалог;
  • управление.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

В процедуре общения выделяют следующие этапы.

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения.

 



 

№13 Язык и мышление

Суть Проблемы языка и мышления состоит в поиске ответов на следующие вопросы:

1- Что есть мышление?

2- Что есть язык?

3- Что из них первично?

4- Есть ли связь между ними?

5- Если связь есть, каков её характер?

Исследования этих вопросов началось в 19 веке. Т.к ранее не располагало материалами только гипотезами. Всё стало проясняться во 2 половине 19 века.

Леонард Блумфилд считал что связи между языком и мышлением нет.

Шопенгауер и его сторонники тоже считали что связи нет, язык искажает мысль.

Гумбольдт отождествлял язык и мышление.

В 1861 французский нейрофизиолог Поль Брока открыл и описал особую зону головного мозга которая отвечает за производство речи.

В 1874 немец Карл Вернике открыл и описал ещё одну зону головного мозга которая отвечает за восприятие речию.

В 20 веке американцы открыли зону отвечающую за мимику, речевой аппарат.

ВСЕ речевые зоны в левом полушарии.

Правое отвечает за ориентацию в пространстве и т.д. Вся информация сначала поступает в правое полушарие

У мужчин при поступлении информации работают оба полушария, а у женщин только одно. Женщины говорят быстрее, правильнее.

Мужчины могут сосредоточиться только на одном, женщины охватывают сразу всё.

Сегодня одна из самых разрабатываемых концепций со множеством сторонников, считают что между разными формами мышления и языком существуют разные отношения.

Виды Мышления

Практическое (наглядное) Формируется в первые месяцы и годы жизни, сохраняется во взрослом состоянии редко. При таком мышлении всё надо попробовать, укусить, потрогать, облизнуть. Основывается на опыте. Образное Обычно у творческих людей. Развивается в 4-7 лет. Основывается на образах и символах Абстрактное (логическое) Основывается на понятиях, суждениях, умозаключениях. Это и есть вторая сигнальная система. Этот тип мышления отличает нас от других представителей животного мира. Речевое Основывается на логическом мышлении. Слово-предложение-текст

Всё вышесказанное представляет три основных подхода к решению проблемы языка и мышления:

1- Гносеологический или логический, основанный на объяснении языковых явлений через логические категории

2- Нейрофизиологический – объясняющий взаимоотношения языка и мышления особенностями головного мозга человека

3- Психологический, рассматривающий связь языка с различными видами мышления.

№14 Язык и общество

Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.
Проблема взаимоотношений языка и общества включает в себя многие аспекты, в том числе и такие, которые входят в группы:

Социальная сущность языка:
"Функции языка в обществе",
"Основные направления социальной эволюции языков";
"История языка и история народа".

Варьирование языка в обществе:
"Функциональные варианты (формы существования) языка",
"Язык и территориальная дифференциация общества (территориальные диалекты)",
"Язык и социальная дифференциация общества (социальные диалекты)",
"Язык и социальные роли говорящих".

Их исследованием занимаются социолингвистика(социальная лингвистика), возникшая на стыке языкознания и социологии, а также этнолингвистика,этнография речи, стилистика, риторика, прагматика, теория языкового общения,теория массовой коммуникациии т.д.

Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:

  • коммуникативная / иформативная
  • познавательная / когнитивная,
  • интерпретативная / толковательная,
  • регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие
  • контактоустанавливающая / фатическая
  • эмоционально-экспрессивная
  • эстетическая
  • этнокультурная
  • метаязыковая / метаречевая.
  • идентифирующая.

Один и тот же этнос может пользоваться одновременно двумя или более языками. И напротив, один и тот же язык может одновременно обслуживать несколько этносов.

Описывая взаимоотношения используемых в одном социальном коллективе разных вариантов языка или же разных языков, говорят о языковой ситуации.Языковые ситуации могут быть однокомпонентными и многокомпонентными, равновесными и неравновесными. Примером однокомпонентной языковой ситуации может служить Исландия. Равновесная ситуация имеет место в Бельгии (одинаковый статус французского и нидерландского языков).

Во многих государствах Западной Африки наблюдаются неравновесные ситуации: местные языки обладают большей демографической мощностью, а по коммуникативной мощности они уступают европейским языкам. Доминировать может один язык: волоф в Сенегале. В Нигерии доминируют несколько языков (хауса, йоруба, игбо). Используемые языки могут обладать разным престижем (в случае диглоссии). На продуманный анализ и взвешенные оценки языковых ситуаций опирается выбор рациональной языковой политики, проводимой государством.

Соотнесение разных языковых систем и разных типов культуры (а также разных способов категоризации явлений мира) составляет содержание этнолингвистики.

Язык определённым образом отражает территориальную дифференциацию народа, говорящего на нём, выступая в виде множества говоров, и социальную дифференциацию общества на классы, слои и группы, существующие между ними различия в использовании в целом единого языка, выступая в виде множества вариантов, разновидностей, социальных диалектов (социолектов).

№15 Языковая ситуация

Понятие о языковой ситуации.

1. Разновидности языковой ситуации в современном мире

2. Международная языковая ситуация

3. Национально-языковая политика гос-тва.

Языковая ситуация – это набор и взаимоотношения различных средств коммуникации используемых на данной территории (Обычно в пределах государства)

Языковая ситуация включает в себя следующие составляющие:

· Социальные условия функционирования языка(тип государственного устройства, уровень культурного развития, численность населения, этническое окружение т др.)

Виды языковых ситуаций:

Простые Сложные
С Диглоссией (Диглоссия – наличие у отдельного человека или коллектива различных форм существования одного языка в коммуникации) С Би- и Полилингвизмом (Билингвизм – наличие у одного человека различных форм различных языков) Подразделяются на: · Родственные (Гомогенные) Склыдваются на территории родственные языки. · Неродственные (Гетерогенные) На территории сталкиваются не родственные языки. · Смешаные (Гомогетерогенные) На территории сталкиваются родственные и не родственные языки. Ø Гармоничное взаимоотношение языков характеризуются равным статусом языков на территории региона или государства. Ø Дисгармоничное - характеризуются не равным статусом Эндоглосснные и Экзоглоссные. o Эндоглосснные – ситуации при которых метолект (преобладающее средство общения) представляет собой местный язык. o Экзоглоссные – ситуация при которой метолект – импортированный язык

 

· Сферы употребления(Семья, производственный коллектив и т.д)

· Формы существования языка

Новояз характерен для тоталитарных режимов. Рассматривают Новояз на примере фашисткой германии и Советского Союза.

 

№16 Языковая политика

Яз. политика – совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению яз. проблем в социуме. Основные параметры яз. политики:

1. Ее направленность (перспективная (проявляется в изменении яз. норм, совершенствовании методик преподавания яз. ), ретроспективная (заключ. в сохранении осн. яз. норм, которые позволяют сохранить лит. яз.))

2. Ее классовое содержание (яз. политика может быть демократичной (нет кастовых языков) или антидемократичной (язык изменяется по усмотрению элиты)).

3. Ее этническая ориентация (интернациональной (в интересах всего народа) или националистической (в интересах одного, неск. этносов))

 

Яз. политика проявляется в ряде преобразований:

1- В создании письменности для безписьменных народов

2- В реформах письменности(с целью упрощения)

3- В ликвидации неграмотности

4- В языковом пуризме(защита языка от инородной лексики)

5- В языковом табуировании

6- В выборе государственного языка

7- Развитие различных национальных языковых культур в стране

8- Выбор официального наименования граждан страны

В Норвегии начала был датский, с получением независимости создали смесь датского и нарвежского – Риксмол, затем постепенно отказываясь от датского влияния создали Лансмол. В Научной литературе начала 20 века появилось явление Норвежский эксперимент или норвежская лавина. Выяснилось что Риксмол и Лансмол действовали на равный, чего не ожидали и не планировали, эти два языка начали конфликтовать. Сегодня они оба государственные но более распространённым является Риксмол.

№17 Интерлингвистика

- раздел языкознания, изучающий международные языки как средство межъязыкового общения. Основное внимание обращается на процессы создания и функционирования международных искусственных языков, к-рые исследуются в связи с вопросами многоязычия, взаимовлияния языков, образования интернацио-нализмов и т. п.
И. сформировалась на базе теории лингвопроекти-рования, заложенной работами Р. Декарта (1629) и развитой Г. В. Лейбницем и др. И логическое, и эмпирическое направления разрабатывали системы либо звукописьменно-го языка (пазилалии), либо только письменного языка (пазиграфии); среди последних наибольшую известность получила пазиграфия Ж. Мемье (1797). Переход от теоретического конструирования искусственных языков к практической проверке их в условиях общения создал необходимые предпосылки для формирования И. в собственном смысле слова, к-рая не ограничивается теорией лингвопроектирования, а включает также теорию функционирования социально реализованных языковых систем, получивших наименование плановых языков. Новая область языкознания первоначально называлась космоглотти-кой, а в 1911 Ж Мейсманс предложил термин «И.».
Наряду с общими вопросами статуса плановых языков И. разрабатывает их историю, научную систематику и принципы структурной организации (О. Есперсен, Н. В. Юшманов, Г. Вариньен). Вопросы фонологии планового языка рассматривались Н. С. Трубецким, вопросы семантики -Э. Сепиром, лексического состава - А. Мартине.

 

№18 №19 Развитие языка

Закон - связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности.

Из истории вопроса:

- отождествление языка с естественным организмом (натурализм),

- зависимость законов развития языка от законов развития духа (Гумбольдт),

- связь развития языка с развитием психологии индивида (младограмматизм),

- связь развития языка с законами развития экономической формации и производства
(Марр) - теории представляли односторонний подход к проблеме и не дали четкого объяснения
причин и характера развития языка.

Ф. де Соссюр: синхронное описание языка невозможно без диахронической

информации.

Сопоставление разных европейских языков в рамках сравнительно-исторического
метода привело к осознанию того, что система любого языка, сохраняя много стабильных
элементов и структуру в целом, в то же время постоянно изменяется. Изменения эти не
хаотичны, не случайны, а закономерны.

внешние законы развития языка

изменения, возникающие под воздействием обстоятельств жизни человеческого общества
историчны, действуют в определенных конкретно-исторических условиях внешние законы приводят к развитию языка, его приспособлению к новым условиям функционирования эти законы составляют основу исторического развития языков: интеграция и дифференциация (см.
материал по введению в языкознание) внутренние законы развития языка изменения, обусловленные собственно лингвистическими причинами (структурой языка, его механизмами) панхроничны, действуют всегда эти законы приводят к эволюции языка, его внутреннему совершенствованию выделяются на всех языковых уровнях (изменение звонких в глухие, переход от дифтонгов к монофтонгам; правила лексической сочетаемости, изменения в составе словесных знаков;
отказ от двойственного числа, сращение; процесс овладения структурными схемами); общие (для
всех языков - сходная уровневая структура, системные отношения) и частные (для отдельных языков - наличие оглушения согласных, артиклей, характер ударения)

 

Внешние и внутренние законы не существуют отдельно друг от друга: каждое
новое явление возникает по подсказке общества, но исторически обусловлено
самим языком, создается из его материала и по его правилам

Развитие языка носит двунаправленный характер
относительное развитие языка абсолютное развитие языка (прогресс
(языковая техника) в языке)

превращение полных гласных в рост вокабуляра языка, увеличение
редуцированные, упрощение количества значений слов, расширение

орфографии, графики, грамматики и т.д. стилевой вариативности и т.д.

Оба процесса происходят одновременно и вызваны желанием пользователей

№20 Методы

Любая область человеческого познания, претендующая на звание науки, должна
обладать: 1) объектом, 2) предметом изучения, 3) метаязыком (языком, посредством
которого описываются и исследуются свойства другого языка, в частном случае это
набор специальных лингвистических терминов), 4) определенными

исследовательскими методами (с их помощью добываются знания, которые можно
проверить, сохранить и передать).

Метод - это путь познания и истолкования явления действительности,
совокупность приемов практического и теоретического освоения факта (ФЭС, 1987,
стр. 387). Необходимой частью любого метода является методика, которая
представляет собой включение приема в процедуру исследования.

Методика - это процедура применения того или иного метода, которая зависит
от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и т.д.

Важнейшими методиками являются: наблюдение, вычленение лингвистической
единицы, обобщение единиц в классы, компонентный анализ, классификация,
сравнение, эксперимент, картографирование, реконструкция.

Разграничивают методы:

1) производящие операции с имеющимся научным знанием и служащие для
получения нового знания;

2) дедуктивные (от общего к частному) и индуктивные (от частного к
общему);

3) качественные (описательный (наблюдение, обобщение, классификация),
сопоставительный (для одного языка и для разных языков (типологический, связанный
с выявлением лингвистических универсалий), сравнительно-исторический (историко-
генетическое исследование языковых явлений), дистрибутивный (изучение окружения
языкового факта), психолингвистический (обращение к интуиции, психическим
особенностям носителей языка), социолингвистический, экспериментальные и др.) и
количественные (статистический);

4) по цели исследования (описательный, типологический, исторический и т.д.),
по материалу приложения (фонетические, лексические, грамматические), по
характеру (точные, вероятностные).

Применение различных методов исследования всегда должно соответствовать
общенаучным принципам современной лингвистики:

1) принципу дополнительности (одна теория не отрицает, а дополняет
другую);

2) принципу антиномичности (язык - явление противоречивое, любая
языковая категория - яркий пример диалектического противоречия (число ед. и мн. ,
время прош., наст., буд., слово одновременно и абстрактно и конкретно. Задача
исследователя - установить ведущую сторону этого противоречия, разрешить его);

3) принципу логической непротиворечивости описания фактов;

4) принципу простоты (из двух научных описаний фактов предпочтительнее
то, которое проще).

Лингвистические методы исследования характеризуются прежде всего редким
применением инструментального эксперимента и слабой формализацией
доказательств. Лингвист ведет анализ обычно путем наложения имеющихся знаний об
объекте исследования на конкретный материал (текст), из которого производится та
или иная выборка, а теория строится на основе моделей-образцов. Немаловажную роль
в исследовании играют свободная интерпретация фактического материала по правилам
формальной логики и научная интуиция.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.