Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности главы муниципального образования и главы местной администрации





Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает виды ответственности главы муниципального образования и главы местной администрации, основания ответственности и процесс привлечения к ответственности.

Глава муниципального образования и глава местной администрации могут быть привлечены к ответственности любого вида, в том числе уголовной за совершение преступления.

Принято выделять ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством и перед населением.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕД ГОСУДАРСВОМ.

 

Отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации. В ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается возможность отрешения от должности высших должностных лиц муниципального образования — главы муниципального образования и главы администрации. Впервые предусматривается возможность отрешения от должности не только главы муниципального образования, но и главы местной администрации, т.е. невыборного лица, назначаемого на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Основания отрешения главы муниципального образования, главы местной администрации. Глава муниципального образования может быть отрешен от должности по следующим основаниям.



Во-первых, в случае издания нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Во-вторых, в случае совершения действий, в том числе издания правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.



При этом по смыслу нормы Федерального закона № 131-ФЗ суд должен установить не только сам факт совершения действия, в том числе принятия акта, но и наличие указанных последствий (по крайней мере, это должно быть отражено в мотивировочной части решения суда). Если этого не будет сделано, отрешаемый от должности глава муниципального образования (глава администрации) всегда может ссылаться на то, что его действие, хотя и было незаконным, не привело к перечисленным тяжким последствиям. То есть в данном случае факт правонарушения со стороны органов местного самоуправления еще не является прямым основанием для начала процедуры ответственности.

В качестве последствий, которые возникли в результате незаконных деяний главы муниципального образования, главы местной администрации в Законе названы:

− нарушение прав и свобод человека и гражданина;

− угроза единству и территориальной целостности Российской Федерации;

− угроза национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности;

− угроза единству правового и экономического пространства Российской Федерации;

− нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.



Складывающаяся практика пока дает примеры использования первого вида последствий — нарушение прав и свобод человека.

Так, в апреле 2010 г. губернатор Амурской области своим постановлением досрочно прекратил полномочия избранного непосредственно населением мэра Благовещенска. Формальным основанием явилось неисполнение мэром решения Благовещенского городского суда о восстановлении в должности неправомерно уволенной главы муниципального предприятия «Ритуальные услуги» С. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ одним из оснований отрешения главы муниципального образования от должности является совершение указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина. Однако далее в законе есть оговорка: «если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда». Вместе с тем, как отмечается, из обстоятельств дела следует, что мэр Благовещенска предпринял определенные действия по исполнению судебного решения. Так, судебное решение, в котором констатировалась незаконность увольнения, было вынесено 5 февраля 2010 г.; в этот же день, не дожидаясь изготовления и предъявления исполнительного документа к исполнению, администрацией города Благовещенска издано постановление № 437 «О восстановлении в должности директора муниципального предприятия города Благовещенска «Ритуальные услуги» С..». Иными словами, налицо отсутствие формального состава — отрешаемое лицо приняло в пределах своих полномочий меры по исполнению решения суда. Однако Благовещенский городской суд своим решением от 12 мая 2010 г. по делу № 2-3894/2010 отказал бывшему мэру в удовлетворении его исковых требований.

В названной статье предусматривается, что если глава исполнит решение суда, т.е. устранит незаконность, то ответственность не наступает. Предусматривается, что факт исполнения или неисполнения судебного решения устанавливается высшим должностным лицом субъекта РФ при издании акта об отрешении главы муниципального образования от должности. Иными словами, второго судебного решения не требуется. Что делать в случае частичного исполнения судебного решения в Законе не оговаривается — фактически решение этого вопроса отнесено к усмотрению высшего должностного лица субъекта РФ. Такая формулировка основания применения мер ответственности может приводить к нарушению прав отрешаемых лиц, что собственно и возникает в правоприменительной практике.

Процедура привлечения к ответственности. В Федеральном законе № 131-ФЗ не обозначено кто может выступать с инициативой отрешения. Анализ правоприменительной практики показывает, что с инициативой отрешения главы муниципального образования, главы местной администрации выступают органы государственной власти субъекта РФ, прокуратуры, граждане.

Поскольку в Законе не урегулирован вопрос об инициировании процедуры отрешения, то отсутствуют нормы, регулирующие особенности возбуждения процедуры отрешения от должности, то нет и четкого правового регулирования того, как может/должен реагировать глава субъекта РФ на направленную ему инициативу. Этот вопрос зависит от усмотрения высшего должностного лица субъекта РФ.

Решение об отрешении указанных должностных лиц принимается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), который и издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. Форма правового акта в Законе не определена. При решении этого вопроса следует руководствоваться нормами Федерального закона № 184-ФЗ, а также конституций (уставов) субъектов РФ.

Срок давности привлечения к ответственности. Правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Пропуск названного срока давности означает невозможность привлечения к ответственности даже при наличии правонарушения.

Обжалование решения об отрешении от должности. Глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Прекращение полномочий главы муниципального района, главы городского округа в связи с утратой доверия Президента РФ.В мае 2013 г. ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена ч. 6.1, в которой предусматривается возможность прекращения полномочий в связи с утратой доверия Президента РФ в случаях:

1) несоблюдения главой муниципального района, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского округа.

Субъектами данного вида конституционной ответственности являются только главы муниципальных районов и муниципальных округов, независимо от способа замещения данной должности. На глав городских и сельских поселений данное ограничение не распространяется.

В соответствии с Федеральным законом 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения лицом, данных требований, является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается вышеназванный запрет. Решение об осуществлении проверки принимает должностное лицо, уполномоченное принимать решение об осуществлении проверки соблюдения лицом запретов и ограничений, установленных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.

Отмена актов органов местного самоуправления, признание их незаконными. Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, — уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ).

По смыслу вышеприведенной конструкции, муниципальные правовые акты могут быть отменены:

1) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт;

2) иными органами местного самоуправления или должностными лицами, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта в случае изменения перечня полномочий указанных органов или их должностных лиц;

3) органами государственной власти в пределах переданных полномочий;

4) судом.

Причем, если муниципальный правовой акт отменяется самим органом, издавшим акт (либо органом, выполняющим его функции), то о мерах ответственности речи не идет. Кроме того, предусматривается возможность отменить муниципальный правовой акт решение органа государственной власти, если речь идет о реализации переданных полномочий. С учетом фактических обстоятельств возможно речь будет идти и об отмене акта как о применении мер ответственности.

В Федеральном законе № 131-ФЗ говорится о возможности отменить судом муниципальный правовой акт — очевидно, что речь уже может идти о применении мер ответственности. Однако в процессуальном законодательстве речь идет не об отмене акта, а об утрате его юридической силы. Так, согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ признание судом нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы не только этого нормативного правового акта или его части, но и других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Однако, невзирая на это, в текстах судебных решений регулярно встречается указание на то, что решение органа местного самоуправления отменено.

Следует отметить, что одной из мер ответственности главы муниципального образования, главы местной администрации является досрочное прекращение полномочий на основании вступившего в законную силу обвинительного приговора суда. Особенности этой меры ответственности будут рассмотрены дальше в главах, посвященных ответственности выборных должностных лиц и муниципальных служащих.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ

 

В ст. 71 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается ответственность органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.

В частности устанавливается, что основания наступления ответственности перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законом.

Рассматривая особенности ответственности перед населением, следует анализировать не только меры ответственности, когда решение принимается непосредственно населением, но представительным органом муниципального образования, который, выступая от имени населения, представляет его интересы.

В настоящее время к наиболее известным мерам ответственности главы муниципального образования перед населением

можно отнести:

• удаление в отставку;

• отзыв населением.

Удаление в отставку. В мае 2009 г. в Федеральный закон № 131-ФЗ были внесены поправки, предусматривающие введение института удаление главы муниципального образования в отставку. Экспертное сообщество, представители органов местного самоуправления выразили довольно негативную оценку того, как была воплощена в тексте Закона идея ответственности главы муниципального образования перед представительным органом муниципального образования.

Институт ответственности глав перед соответствующим представительным органом довольно хорошо известен мировой практике; как правило, применяемая санкция носит название «выражение недоверия». Однако в данном случае было предложено иное наименование санкции — удаление в отставку.

Использование этого термина в данном случае представляется не совсем удачным. Так, удаление судьи в отставку признается почетным уходом или почетным удалением судьи с должности (ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Основания удаления в отставку. В ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ сформулированы основания удаления в отставку. Обращает на себя внимание, что не требуется подтверждения наличия или отсутствия основания судебным решением. Иными словами, представительный орган муниципального образования сам решает вопрос о наличии или отсутствии признаков правонарушения, предусмотренных данной статьей. Такой подход законодателя идет в существенное противоречие с логикой остальных статей Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку одной из особенностей данного закона является существенное усиление роли суда. В ст. 74 не предусмотрено участие судебных органов в процедуре удаления главы муниципального образования в отставку.

Формулировка оснований ответственности такова, что одно и то же основание может повлечь применение разных мер ответственности, что создает предпосылки для нарушения прав удаляемых в отставку лиц, злоупотреблений. Например, нецелевое расходование средств субвенций является основанием удаления в отставку (п. 1 ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ), временного осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти (п. 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ) и уголовной ответственности (ст. 285 УК РФ). Т.е. одной и той же диспозиции соответствуют разные санкции.

Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрены следующие шесть оснований удаления главы муниципального образования в отставку.

1. Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ — возникновение значительной просроченной задолженности муниципального образования по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств (п. 1 ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ).

2. Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ — возникновение нецелевое расходование бюджетных средств, предоставленных на осуществление отдельных переданных государственных полномочий (п. 1 ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ).

3. Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению иных полномочий, предусмотренных комментируемым законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования (п. 2 ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ).

4. Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ (п. 2 ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ).

5. Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд (п. 3 ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ).

6. Несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (п. 4 ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ).

Сроки рассмотрения, принятия решения. В ч. 7 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ установлен срок, в течение которого обращение, инициирующее удаление главы муниципального образования в отставку, должно быть рассмотрено. Данный срок начинается с момента внесения соответствующего обращения в представительный орган и заканчивается рассмотрением данного обращения. Законом установлено, что срок рассмотрения обращения не может превышать одного месяца.

Например, если обращение внесено 17 сентября, то срок рассмотрения истечет 18 октября (ст. 190—194 ГК РФ). Продление, восстановление пропущенного срока анализируемым законом не предусмотрено.

Принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Решение об удалении главы муниципального образования в отставку принимается квалифицированным большинством депутатов — двумя третями депутатов представительного органа муниципального образования.

В Федеральном законе № 131-ФЗ довольно четко, предусматривается, что при определении квалифицированного большинства необходимо учитывать установленную численность представительного органа, которая обычно указывается в уставе муниципального образования.

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования. Причем, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования. Аналогичное исключение установлено и для муниципальных образований, в которых глава муниципального образования возглавляет местную администрацию и представительный орган муниципального образования.

Очевидно, что глава муниципального образования, являющийся председателем представительного органа муниципального образования, не может вести заседание представительного органа, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку. В этом случае заседание проводится другим депутатом, которого представительный орган на это уполномочивает.

Это означает, что, с учетом принципа непрерывности исполнения власти, представительный орган до окончательного рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку своим решение должен временно передать функции председателя другому депутату.

В Федеральном законе № 131-ФЗ предусматривается обязательное опубликование (обнародование) решения представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку. Решение представительного органа должно быть опубликовано (обнародовано) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Вместе с решением подлежит обязательному опубликованию и особое мнение главу муниципального образования, удаленного в отставку, если это особое мнение изложено в письменном виде. Такое опубликование текста решения и особого мнения должно производиться одновременно одинаковым способом.

Обжалование решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Процедура удаления главы в отставку формально не предусматривает возможности обжалования решения представительного органа об удалении главы муниципального образования. Вместо этого главе муниципального образования предоставляется право в письменном виде изложить свое особое мнение.

Отзыв главы муниципального образования и главы местного самоуправления.Отзыв — форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по досрочному прекращению полномочий выборного должностного лица, осуществляемого на основе специально назначенного голосования.

В настоящее время действующим федеральным законодательством предусматривается возможность отзыва непосредственно населением следующих должностных лиц:

• всех выборных должностных лиц муниципального образования (в том числе главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления);

• высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Отзыв может быть реализован исключительно при применении мажоритарной избирательной системы. Институт отзыва не может быть использован в отношении лиц, избранных по пропорциональной или смешанной избирательным системам.

Основания отзыва выборных должностных лиц. На основании ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

В ч. 3 ст. 45 дополнительно предусматривается, что основание отзыва выборного лица может быть нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.

Основания отзыва неоднократно исследовались судами разной юрисдикции, в том числе Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ. По мнению судов:

— основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п.;

— недопустима субъективная оценка деятельности отзываемого лица, общая негативная оценка деятельности должностного лица без ее обоснования подлежащими проверке фактами;

— недопустимо применение отзыва вне связи с конкретными решениями или действиями (бездействием), которые могут быть подтверждены или опровергнуты в судебном порядке;

— основанием для отзыва может служить лишь его неправомерная деятельность, т.е. конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке.

Процедура отзыва. Обычно процедура отзыва включает определённые этапы, по своему наименованию похожие на наименование этапов проведения референдума.

Инициатива проведения отзыва. В Федеральном законе № 131-ФЗ предусмотрено, что голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения (статья 24). Ранее это право дополнительно предоставляли депутатам представительного органа местного самоуправления, избирательным объединениям, выдвинувшим данного депутата.

Для инициирования отзыва непосредственно населением необходимо создать и зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии инициативную группу. Именно эта группа и осуществляет дальнейшие действия (сбор подписей, ведение агитации и т.п.). Практически всегда инициатива об отзыве выборного лица местного самоуправления должна подтверждаться сбором подписей в поддержку такой инициативы.

При соблюдении установленных сроков и сбора необходимого количества подписей в поддержку предложения об отзыве депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления, решение о проведении голосования по отзыву выборного лица местного самоуправления принимается представительным органом местного самоуправления.

Назначение и подготовка к голосованию. Как правило, голосование по отзыву назначается представительным органом, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок — избирательной комиссией, судом. Формирование избирательных комиссий, списков избирателей, участков для голосования осуществляется в том же порядке, что и для организации и проведения выборов, референдума.

Инициативная группа формирует соответствующий финансовый фонд.

Агитация. Инициативная группа имеет право на свободное ведение агитации за участие в голосовании по отзыву, за голосование за отзыв выборного лица. Выборное лицо имеет право на свободное ведение агитации за участие в голосовании или против участия в голосовании по отзыву, за голосование против своего отзыва. Граждане, общественные объединения имеют право свободного ведения агитации за участие в голосовании или против участия в голосовании по отзыву, за или против отзыва выборного лица.

За отзыв должно проголосовать не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе); эта цифра в абсолютной величине должна быть больше числа голосов, которым отзываемое лицо было избрано.

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Заключение

Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации – это неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые государством (либо населением) на правонарушителя – главу муниципального образования либо главу местной администрации – в установленной законом процессуальной форме.

Данные субъекты могут быть привлечены к разным видам юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной, конституционно-правовой и муниципально-правовой.

При этом привлечение к каждому виду юридической ответственности имеет свои особенности.

 


 

Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации.

6. Гражданский процессуальный кодекс.

7. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 06.10.1991 « 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

12. Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А. Г. Злобина и Ю. А. Хнаева».

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.1996 № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации».

15. Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2011 г. № 1264-О-О «По жалобам граждан Дегтярь Надежды Александровны

и Шардыко Юрия Сергеевича на нарушение их конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».

16.Алехичева А. В. Правовое регулирование института отзыва депутата,

должностного лица // Журнал российского права. 2006. № 8.

17.Ваганова Н. А. Институт отзыва выборных лиц местного самоуправле-ния : автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Пермь, 2004. С. 22.

18. Шугрина Е.С., Нарутто С.В., Заболотских Е.М. Ответственность органов публичной власти: правовое регулирование и правоприменительная практика.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.