Сделай Сам Свою Работу на 5

Восприятие текста (первичное чтение).





Тема: «К.С. Паустовский “Кот-ворюга”»

Цель: чтение и анализ рассказа К.С. Паустовского «Кот-ворюга»

Задачи:

1. Повторить знания по творчеству К.С. Паустовского и сказке «Стальное колечко»

2. Отрабатывать умение воспринимать и интерпретировать литературное произведение

3. Способствовать развитию умения выразительно читать литературное произведение

4. Воспитывать любовь к животным.

5. Развивать речь (отрабатывать умение строить речевое высказывание, вести учебный диалог), мышление (умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы), творческое воображение.

Ход урока

I. Организация класса.

Приветствие, знакомство:

- Здравствуйте! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Артём Анатольевич.

 

II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний о писателе и его сказке «Стальное колечко»).

-С каким писателем вы познакомились на прошлом уроке? (К.С. Паустовским)

-Какое произведение читали? (Сказку «Стальное колечко»)

-Надеюсь вы внимательно прочитали потому что, нам нужно выполнить интересное задание. Проведем небольшую экспресс-викторину в иллюстрациях. Я вам буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы должны соотнести их с фрагментами в тексте самой сказки «Стальное колечко». Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Я буду вести счет на доске. Задание понятно?



Внимание, начинаем!

(Экспресс-викторина в иллюстрациях)

-Достаточно. Подводим итоги, подсчитываем баллы. Хорошо, я вижу вы знаете содержание сказки К. Пайстовского «Стальное колечко».

 

III. Объявление темы и цели урока

-Теперь ребята обратимся к новой теме. Мы продолжаем знакомиться с произведениями К.С. Паустовского. И сегодня мы будем читать его рассказ «Кот- ворюга». Но вначале немного повторим, что вы успели узнать о писателе.

 

IV. Актуализация знаний

-Что вы спели узнать о Паустовском? (ответы детей).

Нам поможет вспомнить презентационный проект, посвященный писателю.

(Работа по презентационному проекту «К.С. Паустовской»).

 

V. Изучение нового материала

Вступительная беседа

-Ребята, Паустовский писал не только сказки, но и рассказы о природе, о животных, лесных и домашних.



-Кто интересней: лесные животные или домашние? Почему?

-Правильно, интересны все звери. И все же те животные, которые живут с нами, как мне кажется, более интересны, потому что, порой, ведут себя как люди. Они нам помогают, иногда забавляют, иногда вредничают, потому что у каждого свой характер и свои мотивы.

- Кого из животных мы видим чаще всего? (Кошки и собаки).

-Верно, кошки, коты и собаки. Вот сегодня мы поговорим о котах. Посмотрите, какие они бывают разные.

(Слайд шоу о котах)

- Домашним котам повезло. Даже при плохом хозяине у кота есть дом. А если кот живёт сам?

- Кстати, как кот может оказаться один? (Он может быть брошен, может, родился на воле).

- Одинокий кот рассчитывает только на себя, на свои быстрые лапы, ночное зрение, острые когти, стремительную реакцию. Он должен обладать отчаянной смелостью и нахальством в борьбе за свою жизнь и пропитание.

- Вот об одном из таких котов, мы будем сегодня говорить. Это рассказ Паустовского «Кот- ворюга».

Предугадывание.

- Вдумайтесь в название. Как вы думаете, о чём будет идти речь? (История о воровливом коте).

 

Восприятие текста (первичное чтение).

-Ну что ж, обратимся к тексту, чтобы проверить наши предположения.

- Я предлагаю прослушать аудиозапись рассказа. Слушай внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы по прослушанному тексту.

(Аудирование рассказа)

Проверка восприятия.

-Ребята, какие чувства у вас вызвал этот рассказ?

- Поднимите руку, кто отнёсся с интересом к данному произведению. Какие эпизоды вам понравились?



- А теперь вернёмся к заголовку . Мы говорили что речь идёт о воровливом коте. Подтвердилось ли это предположение? Ребята, правы и те и другие.

 

3) Работа со словарем к тексту:

-Ребята, а какие слова показались вам незнакомыми? Посмотрите на словарик на слайде. Прочитайте слова и из значения.

- Можно ли сгруппировать слова в нашем словаре? Какие? (Слова из словаря рыболова).

 

3) Вторичное чтение текста детьми:

- А теперь прочитаем текст по цепочкам. Внимательно слушайте, т.к. я буду опрашивать не по порядку.

(Вторичное чтение рассказа детьми).

 

4) Беседа по содержанию произведения:

-Ребята какой это рассказ, смешной или грустный? Почему?

- Назовите героев рассказа. (Кот, Автор, Рувим, его товарищ и Ленька, сын деревенского сапожника).

-Как вы считаете, почему автор назвал кота именно ворюга? Чем слово ворюга отличается от слов вор, воришка. Какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе?

- Как выглядел кот? Найдите в тексте описание кота и его повадок.

- Можно объяснить, почему кот такой, так себя ведет? (Можно: он одичал, рассчитывает только на себя, на свои силы и ловкость).

- Такой кот – сущая беда. Что герои рассказа решили сделать с котом? (Наказать за воровство).

- Легко ли наказать кота-ворюгу? (Нет, он ловок и быстр).

- Но рано или поздно вор попадается. Как попался ворюга? Расскажите. (Рассказ детей).

- Как ведет себя кот в западне? (Он воет, не сдается).

- Кто и как вытащил кота из лаза? (Ленька, сын деревенского сапожника, такой же отчаянный, как этот кот).

- Как ведет себя кот в руках Леньки? Почитайте? Что он чувствует? (Ждет наказания, что его выдерут).

- Почему автор и Рувим отказались от идеи выдрать кота? (Бесполезно. Он такой родился).

- Что посоветовал Ленька? (Накормить).

- Что сделали автор и Рувим с котом? (Они накормили кота, устроили ему целый пир).

- Как ведет себя кот после сытного ужина? Прочитайте.

- Что изменилось в жизни кота и героев после этого случая? (Кот прижился и перестал воровать).

- Как ведет себя кот в доме и во дворе? (Как хозяин).

- Почему коту поменяли кличку? Расскажите (Рассказ о случае с курами).

- За что кот наказал кур? (За воровство).

- Почему же так строг кот, в недавнем времени ворюга? (Куры нарушили порядок: вторглись в дом, а у них есть кормушка с кормом, зеленая трава, т.е. они не голодные и не борются за пропитание, как это делал кот). А потом куры покушаются уже и на его имущество, кота!

- Оправдывает ли кот кличку Милиционер? (Да, милиционер следит за порядком и наказывает нарушителей).

- Прочитайте последний абзац еще раз. Как вы понимаете слова Рувима о том, что «милиционеры не будут на нас в обиде»? (Рассказ веселый, смешной и рассказывает о перевоспитавшемся коте, который отныне стал блюстителем порядка).

- Ребята, какова главная мысль рассказа, т.е. что хочет нам автор сказать? (Даже самому отчаянному коту нужна доброта и забота, нужен хозяин. Таков порядок жизни).

-А теперь, выделим главное, что нужно хорошо запомнить. Прочитайте. И прокомментируйте правила.

 

(Работа со слайдом: дети читают по предложениям и комментируют, как они поняли правило):

Надо накормить бездомных животных.   Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.   Жадность и воровство всегда будут наказаны.   «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.

 

- А теперь обратим внимание на афоризмы – мудрые мысли-правила, которые сформулировали другие писатели и прокомментируйте их:

«Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю. Мориц   «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент- Экзюпери  

 

5) Творческая работа.

- Ребята, трудно представить, как бывает кому-либо плохо. Пока ты не побывал в его шкуре. Поставим себя на место кота и представим его жизнь. Поднимите руку, у кого это получилось? А теперь нужно построит рассказ на тему «Моя кошачья жизнь» от имени кота-ворюги. Это рассказ от какого лица? (От первого: мы употребляем местоимения я, мне мной, мое и т.д.).

Оценивается: 1. Точность в деталях. 2. Не забывать, что ты – кот, и употребляешь местоимения Я, МНЕ, МНОЙ, а по отношению к людям ОНИ, ИХ и т.д. 3. Отсутствие речевых ошибок. 4. Устранение излишних монотонных повторов.  

 

Потренируйтесь 1 минуту про себя и приготовьтесь к рассказу. Кто готов, покажите посадкой и поднимите руку.

(Рассказ от имени кота. Выступают несколько детей).

-Ребята кому удалось лучше передать в рассказе характер кота? Почему?

(Учитель дает оценку рассказам детей)

-Какой это жанр? (Рассказ).

-Чем рассказ отличается от сказки? (Рассказ реален, а в сказке присутствует вымысел).

 

VI. Итог, рефлексия:

- Итак, подведем итог. Назовите имя, отчество и фамилию автора, с которым мы сегодня работали.

- Чему научил вас рассказ «Кот-ворюга»?

- Оценки за активную работу на уроке получают...

 

VII. Домашнее задание

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.