Сделай Сам Свою Работу на 5

Морально-правовые и психологические аспекты социализации людей пожилого возраста и инвалидов





2. Особенности социально-психологической адаптации личности к старости и методы их социальной реабилитации

Теоретический материал по теме:

 

Вопрос 1. Морально-правовые и психологические аспекты социализации людей пожилого возраста и инвалидов

Особенности кризисов у людей пожилого возраста и инвалидов, и находящихся в разной общественной и социальной ситуации, формируют новые, не известные до настоящего времени факторы и закономерности генезиса психики.

Изменения условий жизни стареющих людей в связи с переходными процессами в обществе, а также выходом на пенсию поставили их перед необходимостью адаптации к этим процессам. Современная социальная обстановка во всем мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делают этот демографический слой наиболее уязвимым. Особенно тяжело как социальное, так и психологическое положение стариков и инвалидов в экономически нестабильных регионах. Как правило, слова инвалид, старость и пожилые люди несут на себе негативное семантическое значение, часто являясь синонимами слов «ущербный», «отживший», что отражается на самосознании стариков и отношении к ним более молодых слоев населения.



Изменение психосоциального статуса в старости отличается от предыдущих, прежде всего сужением круга возможностей, как физических, так и социальных; и состоит из нескольких стадий: наступление старости, выход на пенсию, вдовство. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. Также важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода. Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста. При этом смысл, вкладываемый в происходящие события личностью, часто является более важным, чем сами эти события.



Социализация рассматривается как процесс становления человеческого индивида, формирования его социальной сущности, как усвоение индивидом социального опыта определенной системы социальных ролей и ценностей[3]. Необходимую и важную часть общей социализации личности составляет морально-правовая социализация. Как органическая часть процесса общей социализации индивида, она выступает как ее специфическое проявление в сфере формирования и развития индивидуального нравственного и правового сознания, общей и правовой культуры. В своем развернутом виде морально-правовая социализация означает осознание человеком (гражданином) своей роли, места в социальной структуре общества, выработку самосознания представителя определенных социальных групп, активное включение в социально-правовые отношения, наполнение их личностным содержанием. В условиях демократического режима основной содержательный смысл и особенность морально-правовой социализации индивида состоит в приобщении его к нормам морали и права, ценностям, к общей и правовой культуре, к сознательной социально активной деятельности.

Социализация посредством приобретения личного опыта представляет собой продукт собственного социально-политического и правового поведения и деятельности личности. Через различные роли, которые приходится выполнять человеку, он усваивает многообразные принципы организации общества и функционирования государственно-правового (политического) режима. Он проверяет на практике те нормы и ценности, которые им усвоены. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом, первоначальные установки могут быть подвержены усилению или деформации.



Основной функцией социализации, в том числе и морально-правовой, является усвоение «человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества»[4].

Неотъемлемым компонентом (составной частью) процесса социализации индивида выступают нравственное и правовое воспитание. Их главной целью является формирование у личности системы знаний, убеждений, мотивов и привычки социально-активного поведения. Нравственное и правовое воспитание занимает особое место в системе общего воспитания.

Поведенческие свойства личности проявляются в виде сформировавшихся навыков, умений и привычек соблюдения, исполнения и использования правовых норм. Правовые умения характеризуют основанную на правовых знаниях способность личности ориентироваться и действовать в правовой сфере правомерно, проявлять правовую активность. Правовые навыки представляют собой такие свойства личности, которые свидетельствуют о выработке у нее соответствующих стандартизированных способов правомерного поведения. Правовые привычки вырабатываются в результате многократного повторения образцов, эталонов правомерного поведения.

Проблема индивидуального правосознания личности связана не только с теоретическим рассмотрением структуры правосознания как явления и формы общественного сознания. Эта проблема имеет важное практическое значение, поскольку чтобы правовые идеи, взгляды, представления, господствующие в обществе, преобразовались в действия людей, они должны стать убеждениями отдельных конкретных личностей. Поэтому необходимо знание специфики закономерностей формирования и развития индивидуального правосознания. Индивидуальное правосознание формирующейся личности всегда возникает под влиянием общественного правосознания. Однако правосознание индивида лишь в конечном итоге определяется факторами, характерными для жизнедеятельности общества в целом, наряду с ними существуют особенности индивидуального бытия личности, непосредственных условий ее жизни, особенностями самой личности. Аксиома, что люди не похожи друг на друга. Неодинаковы их образование, опыт, воспитание, возраст, принадлежность к различным социальным группам и т.п. Из этого вытекает и различное преломление общественного правосознания в сознании конкретной личности. Иными словами, в индивидуальном правосознании, кроме представлений, взглядов, идей, обусловленных общественным строем, общей социальной средой, имеются представления, оценки, чувства, порожденные особенностями условий жизни и воспитания конкретного лица. Поэтому весьма важно выяснение места и роли различных компонентов индивидуального правосознания: знание права (познавательный компонент), отношения к праву (оценочный компонент), поведенческой позиции (волевой компонент).

Критерием действенности правового воспитания служат реальные поступки и действия людей в правовой сфере. Сознание и деятельность людей находятся в неразрывном единстве и взаимообусловленности. Поскольку поведение личности осуществляется на основе сознательно принимаемых решений, от уровня ее сознания, интеллектуального и эмоционального развития в решающей степени зависит и ее поведение. Общая цель правового воспитания состоит в формировании у личности должного уровня правосознания и правовой культуры, который проявляется в сознательном отношении личности к своим правам и обязанностям, уважении к праву (закону), готовности соблюдать и исполнять их предписания, активно участвовать в управлении делами государства и общества, бороться с нарушениями законности и правопорядка.

Чувство справедливости характеризует личность в ее отношении к другим лицам, их правам и законным интересам, а также в требовании к ним поступать также справедливо. Чувство законности – это готовность следовать правовым предписаниям, обусловленная социально-правовым психическим свойством личности. Чувство правового долга характеризует понимание личностью значения правовых средств, готовность использовать их в реальной ситуации для поддержания законности. Развитое чувство правового долга мобилизует личность к активной правовой деятельности. Чувство уважения к праву (закону) выступает как интегральное свойство правовой культуры личности. Оно характеризует личность, у которой правовые нормы выступают в качестве собственной (личностной) ценности. Уважительное отношение к праву обуславливает выбор этой личностью варианта поведения исключительно по мотивам принципиального согласия с законом.

Правовая социализация личности, формирование ее правосознания и правовой культуры зависят не только от воспитания, воздействий макро- и микросреды, от особенностей личного опыта, но и от ее природных, психологических качеств (способностей, темперамента, характера и т.д.). Эти свойства как раз и придают индивидуальность восприятию каждым лицом правовых взглядов, идей и требований, его фактической реакции на эти идеи и требования. Несмотря на то, что мотивы поведения человека, его интересы, цели и установки предопределяются социальными факторами, указанные выше свойства личности играют все же определенную роль в выборе ею того или иного варианта поведения.

В процессе правовой социализации личность воспринимает указанные модели, образцы поведения, усваивает их содержание, вырабатывает к ним личное отношение, сопоставляя с фактами реальной жизни, с потребностями и интересами людей. От полученных таким образом знаний зависит понимание конкретной правовой нормы, права и правовой системы в целом, то есть более глубокое проникновение в сущность данного явления, уяснение духа законов. Если познание права сопровождается эмоциональным воздействием, сомнениями, размышлениями, поиском и нахождением дополнительных аргументов, то в результате возникают убеждения, собственное отношение к праву. Именно они переходят в разряд внутренних предписаний личности, становятся ориентирами человека, когда он попадает в различные юридические ситуации. В этом и состоит информационная функция норм права, выражающаяся в передаче сведений, их трансформации в знания, правовые чувства и духовные ценности. Правовая информация, если ее распространение организуется с учетом психолого-педагогических закономерностей личностного воспитания, обеспечивает готовность действовать определенным образом. Однако эта готовность переходит в поступок через посредство волевых усилий человека.

Правовая культура личности может быть определена как совокупность полезных качеств ее правосознания и основанного на нем правового поведения, отражающих степень освоения личностью права. В содержании правовой культуры личности переплетаются правовые качества личности, обусловленные правовым воспитанием, с нравственными, гражданскими, деловыми и иными чертами личности. Правовая культура предполагает наличие у личности не только правовых знаний, но и ее способность эти знания использовать, применять на практике, то есть обладать умениями и навыками применения имеющихся у нее правовых знаний.

В формировании социально-активной личности важную роль играет волевое начало, самовоспитание. Самовоспитание – это работа человека над формированием собственной личности. Это осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих социальных качеств в соответствии с ценностными представлениями и социальными ориентациями, складывающимися под воздействием общественных условий и воспитания. Правовое самовоспитание предполагает усвоение, развитие и укрепление принципов права и морали, ценностей, социальных и правовых норм поведения с тем, чтобы устоять перед любым негативным внешним влиянием. Правовое самовоспитание основывается на сознательном преобразовании личности, развитии положительных и преодолении прежних ассоциальных черт и качеств собственных недостатков, на самопринуждении и самоконтроле. При этом ведущим процессом является самовоспитание социально значимых ориентаций, установок на позитивное поведение, результатом чего у личности вырабатывается активная жизненная позиция[5]. В литературе высказано мнение, что в структуре активной жизненной позиции личности наличествуют следующие компоненты.

Во-первых, обоснованные знания о мире, о закономерностях общественного развития, месте и значении системы человеческих потребностей для жизнедеятельности общества и индивидов, о возможностях и условиях их удовлетворения с учетом конкретно-исторических ступеней развития общества.

Во-вторых, мировоззренческие убеждения, выработанные на основе ценностной философско-этической концепции мира, которые, во-первых, помогают четко уяснить роль человека как субъекта познания и преобразовательной деятельности, во-вторых, признают позитивный смысл его жизнедеятельности, указывая на необходимость предпочтения социально оправданных и достойных человека путей, средств и методов реализации текущих и перспективных задач, определение своих взаимоотношений с окружающими.

В-третьих, морально-психическая установка сознания и воли, основанная на стремлении и умении соотносить свой выбор с нравственными принципами, активной и творческой, морально оправданной деятельностью, добиваться решения вопросов, от которых непосредственно зависит дальнейший прогресс общества и гуманизация всей системы человеческих отношений[6].

Таким образом, можно говорить о достаточно высоком уровне социальной зрелости личности, включающей в себя интеллектуальную, трудовую, политическую, правовую и нравственную зрелость. Критерием интеллектуальной зрелости является развитие социальных ролей. Трудовая зрелость свидетельствует о готовности личности и трудовой деятельности, потребность в труде. Политическая зрелость свидетельствует о высокоразвитом чувстве гражданского долга, высокой степени социально-политической активности. Особо следует выделить понятие «правовая зрелость», которая, по-нашему мнению, находится в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с такой юридической категорией как «правосубъектность». «Правовая зрелость» – это регламентированные законом возрастные параметры личности как субъекта права и правоотношений, а также параметры, характеризующие высокий уровень ее социально-правовой активности.

Ими являются:

1) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

2) глубокое внутренне уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

3) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной деятельности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

4) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

5) прочный и устойчивый правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм[7].

Указанные компоненты формируют в своей совокупности необходимую идеологическую и психологическую установку личности – быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни. Следовательно, на завершающем этапе процесса правовой социализации личности должен быть достигнут переход правовых знаний в правовые убеждения и действия.

Наряду с этим следует остановиться на деформации (искажении) правосознания. Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратилось в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Деформация правосознания, как и иные социальные явления, имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может выражаться не только в относительно мягких формах, на и принимать уродливый и крайне опасный характер. Наиболее распространенными формами деформации индивидуального правосознания являются: правовой инфантилизм, правовой нигилизм и перерождение правосознания как такового. Правовой инфантилизм представляет собой наиболее мягкую форму искажения правосознания, заключающуюся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Наиболее распространенной формой деформации правосознания является правовой нигилизм, который выступает как осознанное игнорирование требований закона.

Самой тяжелой формой деформации правосознания является перерожденческое сознание, которое выступает как крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Перерождение во многом сходно с правовым нигилизмом. Как с том, так и в этом случае правовое начало сознательно игнорируется, отрицается. Вместе с тем перерожденческое правосознание от правового нигилизма в чистом виде отличается не только степенью общественной опасности, на и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и др. Основной формой перерождения правосознания индивидов является их противоправное, преступное поведение.

Не возникает ни малейших сомнений в том, что проблема социализации пожилых людей и инвалидов не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Успешная социализация пожилых людей — одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и на сегодняшний день мало исследованных проблем, связанных с пожилыми людьми. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни.

Это доказывается и тем, что вопросы, связанные с психологическим состоянием и социально-психологической адаптацией пожилых, в первую очередь начали исследоваться в наиболее развитых и экономически благополучных странах, где пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание пожилых людей и инвалидов находятся на достаточно высоком уровне. Сложность состоит в том, что, если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной социальной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека, инвалида и социальной ситуации.

Опросы, проводимые учеными, социологами и специалистами, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди отмечают одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы. Таким образом, несмотря на актуальность качества медицинского обслуживания и доходов, практически всех пожилых людей мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество.

Повседневная, рутинная жизнь пожилых, как правило, не является исполнением какой-либо роли, а неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Вполне справедливо пожилой возраст называют стадией систематических социальных потерь и отсутствия приобретений. В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека – очень неясная, и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Потеря ролей и, как следствие этого, ролевая неопределенность деморализуют пожилых. Это лишает их социальной идентичности, часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность.

Поскольку целевой функцией процесса социальной адаптации служит самосохранение «общества-семьи-личности» в их взаимосвязи и развитии, адаптация пожилых людей представляется сложным образованием, состоит из многих составляющих и ее критериями являются: - на уровне общества — степень сближения ценностных ориентации различных половозрастных групп общества и степень совпадения авто- и гетеростереотипов пожилых; - на уровне группы — степень ролевой адаптации, степень позитивности социальной идентичности, степень инкорпоризации (замыкания пожилых на своем непосредственном окружении); - на уровне личности — приспособление к самому процессу старения и степень позитивности личностной идентичности.

Лишь небольшое число пожилых людей минует негативную фазу кризиса пожилого возраста. Большинству из них необходима внимательная и квалифицированная помощь специалистов, близких людей и общества в целом. В нашей стране использовать общественное мнение для организации помощи людям позднего возраста легче, так как в нашем обществе существуют достаточно устойчивые положительные стереотипы пожилых людей, в которых позитивно оцениваются их опыт, знания и умение выстоять в сложных житейских ситуациях. Значит, у пожилых людей возможно сформировать установку на их значимость для молодых, на помощь им, а у молодых — на принятие этой помощи, причем не столько в домашнем хозяйстве, сколько в профессиональной и социальной деятельности.

Необходимость найти адекватную сферу применения активности пожилых людей связана и с тем, что пик социальной активности пожилых совпадает с предпенсионным периодом (у мужчин в возрасте 56 — 60 лет, у женщин от 50 до 55 лет. Расширение и углубление общения становится непременным условием социализации в этом возрасте. Сложность формирования новых личностных контактов связана с тем, что многие пожилые люди испытывают коммуникативные трудности. Фундаментальные исследования показывают, что в большинстве случаев пожилые люди страдают от нарушений в сфере коммуникации и от конфликтов, относящихся к этой области. Две трети пожилых, обращавшихся за помощью в психиатрические лечебные заведения, говорили о проблемах контактов.

Непонятная многим молодым людям политическая активность пожилых, их участие в митингах и демонстрациях часто объясняются стремлением к общению, иногда неосознанным. Не у всех пожилых людей за этой митинговой агрессией стоит осознанный выбор социальной позиции, скорее это ностальгия по молодости и стремление к стереотипному поведению. Возможность наладить контакты со сверстниками в других, более социально приемлемых формах, существенно снизила бы эту социально небезопасную активность, которую часто используют определенные группы в своих политических интересах. Нахождение оптимальных путей коррекционной работы с этой группой пожилых людей является важной задачей не только для психологов и геронтологов, но и для социологов, юристов и политиков.

Исследования показывают, что существует несколько способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди и инвалиды, повышения уровня их социально-психологической адаптации. Это общение с природой, увлечение искусством (как в плане творчества, так и в плане восприятия), появление новой значимой деятельности, новых интересов, перспективы (это особенно важно для людей старше 70 лет).

Проблемы социально-психологической адаптации и социализации пожилых людей показывают, что в их решении много противоречивых позиций, что связано с наличием многочисленных и разнообразных концепций личности и ее генезиса.

Знание основных закономерностей будет способствовать социально-психологической адаптации людей в позднем периоде жизни, поможет организовать с ними профилактическую и коррекционную работу, которая даст эффективные результаты.

Таким образом, те психологические изменения, которые происходят в процессе старения, ставят в качестве первоочередной задачи исследование их динамики и особенностей социального поведения пожилых. Поскольку одним из ведущих механизмов, обеспечивающих целостность личности и предсказуемость ее деятельности, является социальная адаптация, эта проблема выходит в центр исследовательских интересов.

Изменения, связанные с процессами модернизации устройства общества, влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях. Для этого им требуется помощь, учитывающая значительную, дифференциацию, сложность их проблем, многообразие потребностей и запросов.

Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов в новых для современной России рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов.

 

Вопрос 2. Особенности социально-психологической адаптации личности к старости и методы их социальной реабилитации

Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей является в настоящее время одной из самых актуальных не только для социологической и психологической науки, но и для общества в целом. Исследование особенностей кризисов пожилого возраста у людей, находящихся в разной общественной и социальной ситуации, позволяет выявить новые, не известные до настоящего времени факторы и закономерности генезиса психики.

Изменения условий жизни стареющих людей в связи с переходными процессами в обществе, а также выходом на пенсию поставили их перед необходимостью адаптации к этим процессам. Несмотря на то, что данные процессы изучаются не один год, механизм адаптации к жизни в пожилом возрасте фактических вне внимания исследователей даже на понятийном уровне.

Современная социальная обстановка во всем мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делают этот демографический слой наиболее уязвимым. Особенно тяжело как социальное, так и психологическое положение стариков в экономически не стабильных регионах. Как правило, слова старость и пожилые люди несут на себе негативное семантическое значение, часто являясь синонимами слов «ущербный», «отживший», что отражается на самосознании стариков и отношении к ним более молодых слоев населения.

Изменение психосоциального статуса в старости отличается от предыдущих прежде всего сужением круга возможностей, как физических, так и социальных; и состоит из нескольких стадий: наступление старости, выход на пенсию, вдовство. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. Также важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода. Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста. При этом смысл, вкладываемый в происходящие события личностью, часто является более важным, чем сами эти события.

Таким образом, проблемы социально-психологической адаптации и социализации пожилых людей показывают, что в их решении много противоречивых позиций, что связано с наличием многочисленных и разнообразных концепций личности и ее генезиса. Некоторые факторы, влияющие на психологическую устойчивость и активность пожилых людей, описаны нами выше. Однако нужно признать, что для того чтобы интерпретировать поздний период жизни человека как период развития личности, необходимо проводить целенаправленные исследования особенностей самоидентификации, анализ «образа Я» и степени его цельности, адекватности и осознанности у людей пожилого возраста, изменения типа активности пожилой личности. Исследование роли творчества, разных стилей жизни, общения в процессе социализации, влияния этих факторов на степень фрустрированности и психического напряжения в пожилом возрасте совместно с анализом степени влияния социальных изменений на целостность личности поможет решению этой проблемы.

Кроме того, правомерно ставить вопрос о широком научном обосновании и практическом внедрении идеи постоянного (непрерывного) образования применительно к пожилым людям. Знание основных закономерностей будет способствовать социально-психологической адаптации людей в позднем периоде жизни, поможет организовать с ними профилактическую и коррекционную работу, которая даст эффективные результаты.

Таким образом, те психологические изменения, которые происходят в процессе старения, ставят в качестве первоочередной задачи исследование их динамики и особенностей социального поведения пожилых. Поскольку одним из ведущих механизмов, обеспечивающих целостность личности и предсказуемость ее деятельности, является социальная адаптация, эта проблема выходит в центр исследовательских интересов.

Изменения, связанные с процессами модернизации устройства общества, влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях. Для этого им требуется помощь, учитывающая значительную, дифференциацию, сложность их проблем, многообразие потребностей и запросов.

Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов в новых для современной России рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей.

Пожилые люди по-разному воспринимают приближающуюся старость, и это во многом диктуется сформировавшейся жизненной позицией личности.

Выделяется несколько основных жизненных позицийпожилых людей (по К. Висневской-Рошковской):

1) Конструктивная позиция. Люди с такой ориентацией всю жизнь были спокойными и довольными. Они позитивно относятся к жизни, способны смириться с приближающейся смертью, активны и настроены на оказание помощи другим. Из старости трагедии не делают, ищут развлечений и контактов с людьми.

2) Зависимая позиция присуща пожилым людям, которые всю жизнь не вполне доверяли себе, были слабовольными, пассивными. Старея, они еще с большим усилием ищут помощи, признания, не получая которое чувствуют себя несчастными.

3) Защитная позиция формируется у людей с повышенными механизмами к сопротивлению. Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скрывая собственные чувства. Старость воспринимается ими с негодованием и ненавистью.

4) Позиция враждебности к миру. Это «гневные старики», склонные обвинять окружающих и общество во всех неудачах, которые они претерпели в жизни. Такие люди подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, стараются держаться за работу.

5) Позиция враждебности к себе и своей жизни выражается в пассивности, исчезновении интересов и инициативы. Такие люди склонны к пониженному настроению и фатализму, чувствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь они считают неудавшейся, к смерти относятся безболезненно, как к избавлению от существования.

В целом, круг интересов по мере старения значительно сужается и постепенно человек склонен концентрировать свое внимание лишь на себе и собственных нуждах (эгоцентризм). В силу этого специфичным психическим отклонением пожилых людей выступает «бред ущерба (обкрадывания, порчи)».

 

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости, каждый из которых характеризуется определенным отношением стареющего человека к старости и сопутствующим факторам:

1) Конструктивное отношение человека к старости. Пожилые и старые люди такого склада внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают нас помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольна высока.

2) Отношение зависимости. Зависимая личность – это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга (супруги) или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких претензий к жизни и благодаря этому легко уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию и эмоциональное равновесие.

3) Оборонительное отношение к наступающей старости. Для людей с таким отношением характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотное принятие помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4) Отношение враждебности к окружающим. Люди такого склада агрессивны, вспыльчивы, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу, склонны к острым реакциям страха, они не желают принять свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

5) Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.