Сделай Сам Свою Работу на 5

Теоретический материал по теме





Московский финансово-промышленный университет

«Синергия»

Кафедра Криминалистики

Янаев С.И.

Интернет-курс

по дисциплине

«Психология социально-правовой деятельности»

 

 

Москва 2014
Содержание

Аннотация к дисциплине

Тема 1. Основы социально-правовой деятельности

Вопрос 1. Организационно-правовые основы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопрос 2. Опыт социальной работы с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в зарубежных странах

Литература по теме

Методические указания по изучению темы

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните тестовые задания для самопроверки

 

Тема 2. Социально-психологические особенности социальных работников как субъектов социально-правовой деятельности

Вопрос 1. Общее понятие о психологии личности

Вопрос 2. Социально-психологические особенности социальных работников как субъектов социально-правовой деятельности

Литература по теме

Методические указания по изучению темы

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните тестовые задания для самопроверки

 

Тема 3. Психологические особенности личности инвалидов и лиц пожилого возраста



Вопрос 1. Сферы взаимодействия пожилого человека и общества

Вопрос 2. Психологические особенности и изменения у лиц пожилого возраста, больных людей и инвалидов

Литература по теме

Методические указания по изучению темы

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните тестовые задания для самопроверки

 

Тема 4. Социально-правовые методы, используемые в работе с гражданами, нуждающимися в социальнойпомощи

Вопрос 1. Морально-правовые и психологические аспекты социализации людей пожилого возраста и инвалидов

Вопрос 2. Особенности социально-психологической адаптации личности к старости и методы их социальной реабилитации

Литература по теме

Методические указания по изучению темы

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните тестовые задания для самопроверки

 

Тема 5. Деловое общение в сфере социально-правовой деятельности

Вопрос 1.Общение как социально-психологическая проблема

Вопрос 2. Понятие и психологические особенности конфликтного взаимодействия



Литература по теме

Методические указания по изучению темы

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните тестовые задания для самопроверки

 

Тема 6. Девиантное поведение

Вопрос 1. Понятие и сущность девиантного поведения

Вопрос 2. Психические отклонения и степень их выраженности у пожилых людей и инвалидов

Литература по теме

Методические указания по изучению темы

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните тестовые задания для самопроверки

Контрольный тест

Глоссарий

 

 

Аннотация к дисциплине

Программа учебной дисциплины «Психология социально-правовой деятельности» составлена в соответствие с Федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2010 г. и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения». Программа предназначена для реализации требований к содержанию и уровню подготовки специалистов в области реализации правовых норм в социальной сфере, выполнения государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения.

 

Место дисциплины в учебном процессе.

Настоящая дисциплина принадлежит к профессиональному циклу и является общепрофессиональной дисциплиной. Для ее изучения требуются знания по дисциплинам «Юридическая психология», «Криминалистика» и «Криминология», «Уголовное право» и «Уголовный процесс», «Гражданское право» и «Гражданский процесс», «Административное право» и «Право социального обеспечения». Знания по дисциплине «Психология социально-правовой деятельности» могут использоваться в дисциплинах профессиональных модулей и т.к. они связанны с правовым и психологическим обеспечением социальной защиты населения.



 

Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

Цельюизучения дисциплины«Психология социально-правовой деятельности» является формирование у студентов основных представлений о сфере взаимодействия психологии и права, раскрытие структуры и основного содержания психологии социально-правовой деятельности, ее базовых понятий и методов. Также одной из главных целей изучения дисциплины является приобретение навыков эффективного решения психологических задач, возникающих в практической социально-правовой деятельности.

Задачи дисциплины:

- формирование представлений о сущности психологических явлений в социально-правой сфере жизнедеятельности общества;

- овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для социально-правовой деятельности;

- изучение психологической составляющей методов, методик и специальных приемов деятельности, используемых в социально-правовой области;

- осуществление самодиагностики личностных свойств и качеств, значимых для эффективного и продуктивного выполнения социально-правовой деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины «Психология социально-правовой деятельности» обучаемый должен:

знать:

основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
основы психологии личности;
особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;
понятие девиантного поведения, различные виды и формы девиаций, их социальные и социально-психологические причины;

 

уметь:

 
объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения;
следовать этическим правилам, нормам и принципам в своей профессиональной деятельности;
характеризовать различные виды и формы девиаций, выделять их социальные и социально-психологические причины.

 

 

 


 

Тема 1. Основы социально-правовой деятельности

Вопросы темы:

1. Организационно-правовые основы социального обслуживания населения в Российской Федерации

2. Опыт социальной работы с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в зарубежных странах

Теоретический материал по теме

Вопрос 1. Организационно-правовые основы социального обслуживания населения в Российской Федерации

 

Актуальность проблемы обеспечения нормальной жизнедеятельности людей пожилого возраста и инвалидов не вызывает сомнения. Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г., инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобретенных недостатков и нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В последние десятилетия цивилизованное мировое сообщество озабочено проблемой инвалидов, ведь в настоящее время примерно 10% населения планеты, около 1 млрд. человек, – это инвалиды.Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 48-й сессии 20 декабря 1993 года.

Термин «обеспечение равных возможностей» означает процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем, особенно инвалидам.

В рамках процесса обеспечения равных возможностей ООН было признано необходимым создать условия для оказания помощи инвалидам, с тем, чтобы они могли в полной мере выполнять свои обязанности как члены общества.

ВКонвенции о правах инвалидов от 24 января 2007 г., принятой Генеральной Ассамблеей ООН, было определено,что инвалидность – это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, мешающими их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Там же было установлено, что к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

3 мая 2008 г. вступил в силу важный международный документ – Конвенция ООН о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

В настоящее время в Российской Федерации более 20 % населения страны – это люди старше трудоспособного возраста. Имеется устойчивая тенденция к росту – к 2025 г. почти 27 % населения страны будут составлять лица старше трудоспособного возраста. Особого внимания требуют проблемы наиболее уязвимых социальных групп – инвалидов, численность которых достигла 10 % населения России и по прогнозам уже к 2015 году их число может перевалить за 15 млн..

Основы социального обслуживания населения в Российской Федерации были определены в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ, в соответствии с которым социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 


К социальным службам относятся предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

 

 

К учреждениям и предприятиям социального обслуживания относятся:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

 

Они призваны оказывать социальные услуги – то есть действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации помощи, предусмотренной настоящим федеральным законом. Подобные помощь и услуги необходимы людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, т.е. ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

2 августа 1995 г. был принят Федеральный закон № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), который, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе, регулирует отношения в сфере социального обслуживания определенной категории граждан и, обеспечивая социальную защиту населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов.

К данной категории людей относятся, в соответствии со ст. 5 настоящего закона, граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

На основании ст. 4 ФЗ-122, государство гарантирует им возможность получения социальных услуг исходя из принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Им также обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг.

С учетом положений ст. 12 ФЗ-122 граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют целый ряд прав. Это права на:

· обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

· уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

· социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

· добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

· медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

· свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

· бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

· предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

· и ряд других.

Ст. 13 закона дает возможность гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществлять трудовую деятельность, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Формы социального обслуживания данной категории граждан определены ст. 16 ФЗ-122:

1) Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

· социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

· полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

· стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

· срочное социальное обслуживание;

· социально-консультативную помощь.

2) Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

3) Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

В целях максимально возможного продления пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде и поддержания их социального статуса, а также для защиты их прав и законных интересов, ст. 17 ФЗ-122 предусматривается перечень гарантированных государством надомных социальных услуг, к которым относятся:

· организация питания, включая доставку продуктов на дом;

· помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

· содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

· поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

· содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

· содействие в организации ритуальных услуг;

· другие надомные социальные услуги.

 

Гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены и дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Особое место в ФЗ-122 (ст. 20) отведено стационарному социальному обслуживанию, которое направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для этих граждан наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Такое обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением указанных граждан.

Законом четко определены обязанности учреждений социального обслуживания иправа на профессиональную деятельность в сфере социальногообслуживания.

На основании ст. 21 ФЗ-122, администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:

· соблюдать права человека и гражданина;

· обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан пожилого возраста и инвалидов;

· информировать граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, об их правах;

· исполнять возложенные на нее функции опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве;

· осуществлять и развивать просветительную деятельность, организовывать отдых и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

· предоставлять гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;

· выделять супругам из числа проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов изолированное жилое помещение для совместного проживания;

· обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время;

· обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов;

· исполнять иные функции, установленные действующим законодательством.

Гл. V ФЗ-122 определяет права на профессиональную деятельность в сфере социальногообслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.В первую очередь эти права имеют граждане Российской Федерации, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях Российской Федерации.

В то же время для оказания основных социально-бытовых услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора, заключаемого с органами управления социальным обслуживанием населения или учреждениями социального обслуживания.

Кроме этого, право на профессиональную частную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или учреждения социального обслуживания.

В гл. VI ФЗ-122 предусматриваются меры контроля за деятельностью посоциальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов.Особое место здесь отводится положениям о том, что нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Содержание социально-психологической работы непосредственно вытекает из ее функций:

1. Диагностическая — социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз».

2. Прогностическая — специалист прогнозирует развитие событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения.

3. Организационная — специалист способствует организации социальных и социально-психологических служб на предприятии и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи, социальных услуг населению.

4. Предупредительно-профилактическая — работник ЦСО приводит в действие различные механизмы (педагогические, психологические, юридические, медицинские и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся.

5. Социально-медицинская и социально-педагогическая — специалист организует работу по профилактике заболеваний, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, художественного творчества и т.д.).

6. Психологическая — специалист проводит различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся.

Специалисты, взаимодействующие с клиентом (психологи, социальные работники, юристы, медицинские работники), поступают так, а не иначе в зависимости от рабочей ситуации и, используя специфику профессий, каждая из которых имеет свои собственные язык, практику и теоретические подходы. Межведомственное, а, следовательно, и междисциплинарное взаимодействие, принцип работы в команде требуют, чтобы ученый и практический работник активно включали системный подход в стратегии профессиональной деятельности.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ сформулированы конкретные задачи деятельности социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон № 122 от 2 августа 1995 г. установил экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов. Законом четко определен перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Исходя из принципа социальной справедливости, гражданам пожилого возраста и инвалидам государством обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.