Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные модели монокультурного образования.





Модели поликультурного образования

 

Образовательные модели в многокультурных сообществах.

Уточнение сущности поликультурного образования можно произвести посредством применения данного понятия для оценки имеющихся разновидностей педагогической практики в много культурных сообществах.

Во-первых, современный мир становится все более и более культурно разнородным, что обеспечивается возрождением этнических и религиозных культур, массовостью миграций и др. Во-вторых, в последние десятилетия наблюдается значительный рост экономической взаимосвязанности как внутри отдельных континентов, так и в общемировом разделении труда, что ведет к значительному повышению экономической заинтересованности в росте эффективности межкультурного взаимодействия. В-третьих, в современном мире значительно выросло влияние идей мультикультурализма, в рамках которого культурное многообразие в обществе рассматривается в качестве мощного ресурса социально-экономического развития. Оно преодолевает идеологию монокультурности («плавильного котла» ) как в обществе, так и во всех его системах, в том числе в образовании. Наконец, в-четвертых, современное общество отличают рост ценности личности каждого отдельного человека с признанием его культурных особенностей, преодоление тенденций авторитаризма и разделения культур на «главные» и «второстепенные» .



Предложим классификацию образовательных моделей в многокультурных сообществах. Основанием классификации служит характер сопряжения культурных традиций учащихся. Для продуктивной оценки имеющихся разновидностей педагогической практики в многокультурных сообществах можно применить теоретическую социально-психологическую схему поэтапного развития индивидуальной межкультурной чувствительности в процессе длительного погружения в чужую культуру. Согласно этой теории существует шесть этапов развития сознания человека, столкнувшегася с культурными различиями (рис. 2.1).

Направление развития межкультурной чувствительности

ЭТНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

ОТРИЦАНИЕ различных культур (изоляция)

ЗАЩИТА собственного культурного превосходства (очерчение других культур, чувство превосходства)



МИНИМИЗАЦИЯ различий

ЭТНОРЕЛЯТИВНЫЕ ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

ПРИНЯТИЕ существования межкультурных различий

АДАПТАЦИЯ к новой культуре

ИНТЕГРАЦИЯ и в родную, и новую культуру

 

Рис. 2.1. Возможные типы реакций мигрантов на другую культуру как этапы саморазвития

 

На первом этапе человек отрицает существование каких-либо различий в поведении и мышлении людей других этнокультурных групп, считает, что культура универсальна и едина для всех людей. На втором этапе, продолжая сталкиваться с этнокультурными различиями, человек начинает их воспринимать как угрозу для разрушения культуры своего народа, он считает, что родную культуру необходимо защищать от инокультурных влияний. На третьем этапе человек начинает сознательно уменьшать этнокультурные различия, подчеркивает преобладание сходства, нежели культурного различия. Эти три этапа - это этноцентристская позиция, когда родная культура является единственной основой для оценок окружающего мира.

Следующие три этапа характеризуют способность человека вставать на точки зрения других культур, оценивать мир исходя не только из своей, но и из других культурных норм - это этнорелятивистская позиция. Здесь также три этапа: четвертый - принятие того, что поведение людей различается в разных культурах и что каждое поведение достойно уважения; пятый - адаптация к этнокультурному разнообразию, когда человек стремится обогащать свое мышление и поведение вследствие приобщения к ценностям и нормам из других культур, он становится культуротворческим; шестой - интеграция, когда начинаются действия по интегрированию разных моделей в одну культуру, это требует от человека постоянного самоопределения с точки зрения проживаемого опыта, культура определяется как процесс диалога и взаимодействия.



Условное соответствие моделей образования этапам развития индивидуальной межкультурной чувствительности представлено на рис. 2.2.

 

Модели монокультурного образования

I Универсальное образование

II Ассимилятивное образование

Сегрегационное образование

Компенсаторное образование

III Транскультурное образование

Модели поликультурного образования

IV Толерантное образование

Культурный плюрализм

V Многокультурные знания

VI Межкультурное образование

Рис. 2.2. Образовательные модели в многокультурных сообществах

 

Образовательные модели монокультурного образования.

Первому этапу развития индивидуальной межкультурной чувствительности соответствует универсальная модель образования, в которой происходит отрицание культурных различий - это однокультурное образование, универсальное для всех учеников, например европоцентрическое. При этом проблема заключается в том, что представителям культур разных меньшинств такое образование неявно навязывает представление о своей второсортности, о вредности их культурной самобытности.

Второму этапу соответствуют такие модели образования, в процессе реализации которых происходит активная борьба с культурным разнообразием. Это ассимилятивная, сегрегационная и компенсаторная модели образования. Ассимилятивная модель предлагает, чтобы учащиеся - представители национальных меньшинств освободились от своей этнической идентичности и только так включились бы в общенациональную культуру, поэтому образовательный процесс исключает использование родного языка или других элементов этнической культуры детей, признавая их «вредными» для школьной успеваемости.

Сегрегационная модель обосновывает создание специальных этнических школ или классов для учащихся групп-меньшинств исходя из того, что эти группы имеют специфические генетические и психологические особенности, которые не позволяют им осваивать материал вместе с учащимися группы большинства, создание специальных коррекционных классов позволяет учащимся получить хоть какое-то образование и более или менее хорошую профессию.

Компенсаторная образовательная модель предлагает, что образование должно компенсировать коррекционными программами социокультурный дефицит, неизбежно возникающий в семьях и социальном окружении детей определенных этнических групп, например цыган, который заключается в недостаточности привития знаний и культурных навыков для успешного обучения в школе. Последняя модель часто применяется к обучению детей иммигрантов тогда, когда учителя, считая таких детей «умственно неполноценными», начинают использовать методики коррекционного обучения и навязывают этим детям ярлыки «неполноценного ученика». Другой результат использования модели компенсаторного обучения состоит в том, что школьное отставание приписывается родному языку и культуре, которые мешают лучшей успеваемости в школе, где используется исключительно доминирующий язык и более «развитая и продвинутая» культура.

Образовательные модели I и II типов преследуют цель создания однородного общества - «единой нации», «плавильного котла», когда происходит поглощение различных этнических групп обществом, которое является относительно однородным, навязывание культуры доминирующей группы. В основании такого подхода находится представление о том, что развитые общества должны стремиться к универсальным, а не к частным ценностям, тогда как сильные этнические чувства провоцируют разделение и сепаратизм.

Третий этап развития индивидуальной межкультурной чувствительности образования соответствует модели транскультурного образования, которое обращается к надкультурному - в этом смысле образовательные стратегии стремятся к развитию общечеловеческих универсальных элементов, например ценностей уважения, мира, правосудия, защиты окружающей среды, человеческого достоинства, автономии и т.д. При всех неоспоримых плюсах транскультурного образования возникает проблема, связанная с тем, что мир представляется нереалистично единообразным, в то время как в действительности он является очень разнородным и фрагментарным. По мнению А. Портера, опасность настойчиво внедряемого в Европе транскультурного образования заключается в том, что упускается специфическое социальное и культурное своеобразие каждого человека. Другая возможная опасность транскультурного образования - опасность застоя. Постоянно протекающие процессы социальных изменений игнорируются, фактические культурные различия не учитываются. Одним из следствий может стать фактическое поощрение педагогики ассимиляции меньшинств.

Ни одна из названных моделей не является поликультурным образованием, так как не опирается на две и более культурные традиции в их динамическом сопряжении и поэтому не обеспечивает формирование у учащихся образов культуры и самого себя как результата творческого межкультурного взаимообогащения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.