Сделай Сам Свою Работу на 5

Посвященной 75 – летию Детского туризма Карелии





Олимпиады по краеведению,

«В каждой семеюшке свои затеюшки»

1. Длительное сохранение больших семей в условиях Севера объяснялось экономической отсталостью и значительной долей натурального уклада. Малой семье трудно было вести хозяйство, разрабатывать пашню, ловить рыбу, заготовлять железо и т. п. В XIX веке у карел численность семьи иногда доходила до 22—25 человек. Отличие большой семьи от малой состояло не только в ее численности, а прежде всего, в совместном ведении хозяйства представителями разных поколений— отцов и детей.

Карельская большая семья состояла из четырех, трех поколений, связанных родством по прямой нисходящей линии, т. е. деда или отца с сыновьями, женами и детьми. В конце XIX — начале XX в. большие семьи чаще всего состояли из родителей и женатых сыновей, реже из женатых братьев, и почти не встречались семьи, включающие, кроме родителей и детей, дядей и племянников. Главой семьи (izanda) являлся дед или его старший сын, ведавший всем хозяйством. Домашним хозяйством, наряду с хозяином, руководила хозяйка (emanda)—старшая из женщин, чаще всего жена хозяина, в ведении которой находились скот, приготовление пищи и хранение продуктов, изготовление одежды и белья. Хозяйке подчинялись все женщины в семье.



В последней четверти XIX столетия, в связи с интенсивным проникновением капиталистических отношений в карельскую деревню, идет активный процесс распада больших патриархальных семей. Расшатыванию ее устоев способствовал отход крестьянского населения на промыслы, рост общественной активности масс, в особенности молодежи.

Ощутимым фактором разрушения большой семьи было желание невесток избавиться от гнета свекрови, стремление молодых пар к раздельному ведению хозяйства, а также противоречия, подобные спорам между невесткой и свекровью о воспитании детей.

 

 

2. Характерной особенностью карельской семьи было уважительное отношение к женщине. Карел, как правило, всегда советовался с женой. Невестка, даже если она являлась женой младшего сына, имела некоторую власть над сестрами мужа. Не случайно у юшкозерских карел существовала поговорка: «Mie hukka, tyo lambahat» «Я волк, вы овцы». Так говорила невестка о золовках. Вместе с тем молодуха в течение шести недель, а иногда нескольких месяцев после свадьбы должна была кланяться в ноги свекрови вечером и утром. Ни в коем случае нельзя было появляться перед родственниками, и прежде всего свекровью и свекром, простоволосой, без повойника или сороки, это считалось большим грехом.



 

3. В последней четверти XIX столетия, в связи с интенсивным проникновением капиталистических отношений в карельскую деревню, идет активный процесс распада больших патриархальных семей. Большая часть разделов проходила мирно. Однако бывали случаи, когда разделы сопровождались крупными ссорами, обидами. Иногда отец, не желавший делиться, «в сердцах» бросал сыну топор и старую ложку со словами «иди, куда хочешь».

 

4. При разделах родители, в силу установившейся традиции, оставались жить с семьей младшего сына.

В прошлом у карел встречалось, хотя и редко, примачество: зятя «принимали» в дом только в том случае, если родители невесты были старые и в семье не было сыновей.

 

5. kydy — деверь, surd’ak- ka — шурин.

деверь – брат мужа

шурин – брат жены

 

6. Знакомство чаще всего происходило на молодежных игрищах, которые устраивались как в престольные праздники, приуроченные церковью к тем или иным датам православного календаря, так и в обычное, чаще зимнее, более свободное от сельскохозяйственных работ время.

В деревню на праздник из всей округи съезжались родственники. У жителей каждой деревни география праздничных связей имела свои определенные границы, простиравшиеся обычно в радиусе 50—60 км. Молодежь могла «присмотреться», а то и выбрать себе будущего мужа или жену, похвалиться нарядами (один из каналов распространения моды), повидаться с родней, навестить могилы покойных родичей, узнать новости и т. п. Таким образом, праздники имели не только религиозную, но и коммуникативную функции.



С ними теснейшим образом связан так называемый институт ad’vo — гостьба девушек у близких родственников, обычно у тетки или старшей сестры, живших в отдаленных деревнях. В гости ездили зимой и поздней осенью. За девушкой приезжал кто-либо из родни (мужчина) и увозил ее за неделю, а то и две до престольного праздника в гости.

Прежде чем отправить дочь в гости, мать, завязав вещи (одежду) дочери в узел, вместе с нею трижды должна была обойти стол (в избе) и при этом говорить заклинание. Как этот сто; на виду, гак и раба божья (имя) была бы на виду! Затем мать подходила к двери, передавала дочери узел с одеждой, широко расставляла ноги, упираясь в косяк двери, и заставляла дочь проползти между ног с тем, чтобы на празднике ее «не спортили» (ei rikottu). Аналогичный обряд оберегания (varotus), символизировавший как бы вторичное рождение, зафиксирован и в свадебном ритуале карел.

Каждый вечер, кроме субботы, в деревне устраивались «беседы», в которых участвовала в основном холостая молодежь. Но прийти «посмотреть» их могли и молодые замужние женщины.

На беседу девушки и женщины иногда приносили прялки с куделью. На беседах и гуляньях во время праздников молодежь пела песни, танцевала

Примечательно, что довольно широко исполнялись песни на русском языке, хотя исполнительницы не вполне точно понимали значение воспроизводимого на память текста. Широкое распространение по всей Карелии в XIX в. получила карель-ская кадриль, сопровождаемая песнями. У северных карел быто-вали и песни хороводные (piirileikki — танец-игра на кругу).

 

7.Карельская пословица: «Хорошо старому стареть при малом, любо малому расти при старом».

 

8. В Заонежье сложилась поговорка: "Свадьба слезами красна".

Это выражение говорит о том, что свадебным причитаниям здесь уделялось очень большое внимание.

У карел была популярна свадебная плачевная традиция. Считалось, чем больше плачут на свадьбе, тем меньше придется плакать в жизни.Переход от беззаботного девичества к подневольной жизни с изнурительным трудом, с повседневными заботами матери и жены, без радости и веселья был на самом деле тяжелым. Картины безвозвратного девичьего счастья, описанные с щемящим чувством, не могли не вызвать слез у бедной невесты.

По традиции на свадьбе причитания исполняла не сама невеста, а специальная причитальщица (itkettäi). Причитальщица причитывала в нужный момент, а невеста сопровождала ее исполнение плачем, слезами.

 

 

9.Обряд расплетания косына две.

Перед самым приездом жениха, подруги невесты расплетали ей девичью косу и заплетали две "бабьи".

 

10. В старину в Карелии перед праздником бревенчатые стены и некрашенный пол мыли с песком, до желтизны. Этой работой занималась молодёжь и старшие дети.

 

11.Колдуны из Карелии в старину считались одними из самых могущественных волшебников на территории Российского государства. Своими истоками карельскоеколдовство уходит в шаманство и волхование.Колдун (по-карельски - «патьвашка» Источником магических знаний колдуна является нерушимый сговор с теми или иными духами – “хозяевами” леса, озера ...

У карельских колдунов было принято совершать многие магические действия, имея при себе колдовской посох «козичендаушауаву».

 

12. В деревне о рождении ребенка сразу же узнавали по занавешенному окну. Занавеску не раздвигали до трех недель. В течение указанного времени матери нельзя было тоже показываться на людях.

 

13. Свадебный кортеж и сети для ловли рыбы сёмги в Поморье объединяет….

 

14. В Северной Карелии во избежание прибавления в семье, накрывая на стол, нельзя было класть лишнюю ложку.

 

15. Загадка: «Дом хороший, да окна криво поставлены» говорит о косоглазии человека.

 

16. …….

 

17. Тёмное время суток раньше считалось чем-то мистическим и таинственным. После захода Солнца люди бросали все свои дела, иначе можно было навлечь на себя беду.

У наших предков был полный перечень того, чего нельзя делать на ночь. Нужно сказать, что кое-что из этого соблюдается и по сей день.

1.Нельзя выносить мусор на ночь. Это суеверие связано со значением самой ночи в народных поверьях. Раньше верили, что ночью пробуждается нечистая сила, и если после захода Солнца вынести мусор, то это может негативно отразиться на материальном благополучии всей семьи.

2. Нельзя оставлять на ночь нож на столе — плохая примета

Оставить на ночь нож на столе — к неприятностям и болезням. Это народное суеверие означало, что острием ножа может воспользоваться все та же нечистая сила.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.