Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ





Регулирование земельных отношений осуществляется организационными и экономическими методами. Первые предписывают собст­веннику участка земли или землепользователю определенные способы действий или ограничивают его права в соответствии с законами. К этой группе относятся установление предельных размеров земельного участ­ка, передаваемого бесплатно; порядок регистрации прав на земельную собственность и сделок с землей; перечень нарушений, за которые несет ответственность землевладелец; ограничения в применении экологиче­ски опасных технологий; процедуры изъятия земли для государствен­ных и общественных нужд; порядок компенсационных выплат.

В рамках экономических методов применяются стоимостные изме­рители, ориентирующие землепользователя при выборе способов хо­зяйственного использования земли и распоряжения ею.

Экономические методы подразделяются на методы государственно­го воздействия, вырабатываемые на федеральном, субъекта федерации и на муниципальном (местном) уровнях. Сюда входят нормативные цены на земельные участки, ставки земельного налога, компенсацион­ные выплаты при изъятий земельного участка, ориентирующие (нор­мативные) уровни арендной платы, налоговые ставки при сделках с землей, сборы при оформлении документов; рыночные регуляторы, т.е. факторы земельного рынка, определяемые спросом и предложе­нием (цена при купле-продаже земельного участка, договорная аренд­ная плата, залоговая цена в сочетании со ставками ипотечного кредита и пр.).



Все перечисленные методы воздействия на земельные отношения определяются действующим законодательством, прежде всего Консти­туцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами и другими правовы­ми актами, регулирующими земельные отношения.

Дальнейшая судьба аграрных преобразований зависит от формиро­вания модели земельного рынка, отвечающей интересам российского общества и, прежде всего, сельских товаропроизводителей и всех селян. Радикальное реформирование земельных отношений оказалось наибо­лее сложной и трудно решаемой проблемой.

Многообразие форм собственности и хозяйствования на земле яв­ляется исходным условием качественного обновления земельных от­ношений на принципах рыночной экономики. Ее контуры в России уже твердо обозначены, начали проявляться некоторые особые черты земельного рынка.



Однако необходимо продолжать формирование земельных отно­шений принципиально иного качества с учетом новых форм собст­венности и хозяйствования, которые основывались бы на требовани­ях современной экономики. При этом следует учитывать системную взаимозависимость сельского хозяйства и отраслей АПК от экономики страны в целом.

Соблюдение принципов поэтапного и дифференцированного под­хода обеспечит плавное вхождение крестьянства в земельный рынок, который может эффективно функционировать только при его сопряже­нии с формами собственности. Любая купля-продажа есть отношение присвоения-отчуждения, т. е. акт, выражающий экономическую реа­лизацию собственности. Без ее легализации развитие частной (вклю­чая долевую) собственности на средства производства, хозяйственное имущество и землю, в том числе выделение имущественных и земель­ных паев крестьянам при реорганизации колхозов и совхозов, не может получить адекватного рыночного выражения.

Право купли-продажи, аренды, залога земли существует почти во всех странах с развитой рыночной экономикой. Плюсы и минусы по­купки и аренды земли во многом зависят от приоритетов хозяйство­вания, вариантов формирования земельного рынка и, прежде всего, фермерских хозяйств, от финансового положения фермерской семьи, сопоставимого уровня цены земли и арендной платы, дефицита земли в данной местности4.



Формирование цивилизованного земельного рынка будет постепен­ным и займет длительное время. Конечные цели всех земельных преоб­разований можно обозначить следующими моментами:

- создание регулируемого государством рынка всех категорий зе­мель;

- сочетание интересов собственников земель (потенциальных про­давцов), товаропроизводителей сельскохозяйственной продук­ции и других предпринимателей (потенциальных покупателей);

- соблюдение интересов владельцев земельных долей, получивших землю бесплатно.

К условиям полноценного функционирования рынка земли отно­сятся:

- наличие земли как объекта купли-продажи, продавцов земель­ных участков и социально-экономическая мотивация их выхода на земельный рынок; платежеспособность покупателя;

- необходимая рыночная инфраструктура земельного рынка;

-равновесное ценообразование на различные категории земель; организационно-правовой механизм оформления сделок;

-государственное регулирование земельного рынка на федераль­ном, региональном и местном уровнях.

Сегодня идет процесс становления основных структурных элементов рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Включение земельных долей в рыночный оборот потребует соответствующей переориентации землеустройства. В Земельном кодексе РФ должны быть законодательно зафиксированы акционерная, коопера­тивная и коллективно-долевая формы собственности на земли сель­скохозяйственного назначения. Это будет способствовать развитию земельного рынка. Владельцы земельных долей без экономического риска для личного благосостояния смогут продавать свои доли крупным сельским товаропроизводящим хозяйствам. Вновь создаваемые кооперативы получат возможность не только объединить земельные доли своих пайщиков, но и увеличить коллективный земельный массив за счет скупки земельных долей и части приусадебных участков. В принципе такую возможность рыночного формирования земельного фон­да должны иметь все субъекты новых форм хозяйствования на земле наравне с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Исторический опыт и практика последних лет демонстрирует преимущества средних и крупных товаропроизводящих хозяйств любой формы собственности перед мелкими низкотоварными хозяйствами.

Таким образом, уже заложены важные предпосылки формирования рыночной системы экономических отношений, способствующих повы­шению рентабельности земли, поскольку она, как объект собственно­сти, выступает в нескольких ипостасях:

-главным средством сельскохозяйственного производства при благоприятных экономических условиях для устойчивости воспроизводственного процесса в крупных, средних и мелких хозяй­ствах;

- надежной сферой материализации денежного капитала и сбере­жений населения, не поддающейся влиянию инфляции и неста­бильности общества; - реальной перспективой включения в рентные отношения 11 млн. граждан, получивших земельные доли в результате реорганиза­ции колхозов и совхозов. Земельная доля — самый надежный крестьянский капитал, и важно найти ему прибыльное примене­ние. Собственник участка земли может сдать его в аренду, внести в качестве доли в уставной капитал (паевой фонд), подарить, за­вещать, заложить в банк;

-пространственной базой развития общественного производства. Следовательно, в рыночной экономике земля приносит устойчивый доход не только как фактор производства, как натурально-веществен­ная форма капитала, функционирующего в производстве и других ви­дах предпринимательской деятельности, но и, прежде всего, как объект собственности.

Решающее значение для развития рыночных отношений имеет лик­видность земли, т. е. возможность ее сдачи в аренду, в залог под ссуду, купли-продажи, наследования, дарения; В системе рыночных отно­шений любой гражданин получает возможность использования земли в предпринимательстве либо арендуя, либо принимая в виде залога на определенный срок, либо купив. Только собственник вправе опреде­лить возможность использования участка как источника присвоения дохода. Доход и есть форма экономической реализации собственности на землю. Определяющим звеном в цепи «собственность — ее исполь­зование — доход собственника и землепользователя» служит экономи­ческий интерес и воля собственника.

Свойство земли приносить ее владельцу постоянный доход мож­но определить как рентоспособностьземли. По своей экономической сущности рентоспособность выражает потенциальную и фактическую доходность земли как объекта собственности и хозяйствования. Есте­ственная основа рентоспособности сельскохозяйственных земель дана природой, но может быть существенно улучшена или ухудшена прак­тикой хозяйствования на земле.

В настоящее время проблема состоит в том, чтобы завершить аг­рарную и земельную реформы в России., обеспечить рациональное взаимодействие живого труда и средств производства с землей, наце­ленное на восстановление и улучшение природных свойств почвы, и формирование системы земельных отношений, адекватных рыночной

экономике5.

Мировой опыт показывает, что экономическое регулирование зе­мельных отношений осуществляется государством. Государство долж­но сохранить контроль над формированием земельных отношений в соответствии с утвержденным законодательством, разрабатывать и применять механизмы экономического и административного воздей­ствия на становление этого процесса; Основные цели регулирования формирующихся земельных отношений сводятся, во-первых, к обес­печению достаточной эффективности использования сельскохозяйст­венных угодий; во-вторых, к удовлетворению экологических требова­ний, выдвигаемых обществом; в-третьих, к осуществлению социально справедливого, с точки зрения большинства населения, рыночного перераспределения земли. Для реализации этих целей при передаче прав собственности или распоряжения землей становится необходимым:

-предусмотреть вхождение продаваемого или арендуемого участка в общую национальную, региональную или районную систему ведения сельского хозяйства;

- учесть экологические требования;

- запретить распоряжение сельскохозяйственными угодьями и продажу прав распоряжения и владения в любой форме без на­личия у владельца и покупателя утвержденного соответствующими государственными (федеральными, региональными или районными) организациями проекта системы ведения сельского хозяйства на участке;

-оценить земельный участок по совокупности природно-экономических факторов, чтобы избежать занижения цены.

В процессе перехода к новой структуре земельной собственности и проведения земельной реформы роль государства и его регулирующая функция заключаются в определении и законодательном закреплении приоритетов сохранения земли в собственности государства, учиты­вающих общенациональные интересы, рациональное использование наиболее ценных сельскохозяйственных угодий и городских площадей, а также территориальной собственности отдельных регионов страны.

Задачи государственных органов власти и управления на этапе современной земельной реформы не сводятся только к перераспределе­нию земли между различными собственниками, а состоят в обеспече­нии рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, в создании правовых, экономических, органи­зационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения сельских, лесных и других земель; в развитии сельских и городских поселений. Политика земель­ных отношений и регулирующая роль государства должны быть направ­лены не столько на смену титула собственности, сколько на создание условий, обеспечивающих повышение плодородия почв, рост сель­скохозяйственного производства и его эффективности, и на надежное поступление средств от эксплуатации такого дефицитного природного ресурса, как земля в местные и федеральные бюджеты.

Концепция аграрной реформы в России базируется на принципе преимущественно рыночного саморегулирования. Вместе с тем она должна основываться на использовании регулирующих функций го­сударства в вопросах корректировки рыночного механизма, включая меры прямой бюджетной поддержки воспроизводительного процесса в сельском хозяйстве.

Одним из определяющих общеэкономических условий стабилиза­ции и будущего подъема сельскохозяйственного производства является развитие частного сектора, основывающегося на сочетании индивиду­альных хозяйств с коллективными формами, функционирующими на принципах кооперации.

В тесной взаимосвязи с реальными изменениями собственности на землю должен формироваться земельный рынок. Свободный рынок сельскохозяйственных земель лишь зарождается. В связи с этим необ­ходимы регулируемые государством ограничения этого процесса:

- ограничения на размеры участков и распоряжения землей, полу­ченной в собственность;

- определение кадастровых и других методических основ оценки земли как товара и установление нормативной цены на нее;

-отработка системы и механизма аренды земли.

Несмотря на объективные и субъективные причины, сдерживаю­щие преобразования земельных отношений в России, они все ради­кальнее трансформируются. Отношения, складывающиеся в новых формах коллективного хозяйства, последовательно приобретают част­ный характер. При общей ограниченности масштабов рыночный обо­рот земли расширяется.

В настоящее время в условиях аграрного реформирования возникает необходимость более широкого участия государства в поддержке села и стабилизации социально-экономической ситуации во всей систе­ме АПК. Исходной посылкой государственного вмешательства с це­лью корректировки рыночного механизма должно стать соблюдение баланса интересов государства, агропроизводителя и потребителя с использованием экономических инструментов и рычагов. Предстоит реформировать, а иногда и с учетом новой ситуации создавать такие системы регулирования, как финансово-кредитный механизм, нало­гообложение, ценообразование. Направляющие функции государства следует использовать в агроэкологической области и регулировании социальных процессов.

В целом система государственного регулирования должна учиты­вать региональные особенности и условия, стимулировать более при­оритетные направления развития производства, формировать новые организационно-правовые формы хозяйствования, исключать непро­изводственные затрать; поддерживать неэффективно работающие, но необходимые для региона хозяйства и уберегать их от заведомых бан­кротств.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.