Зиккурат в Уре: форма, декор, «висячие сады».
Архитектура Месопотамии как отражение мифов
Особенности древнейшей культуры Месопотамии.
Зарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э. Между реками Тигр и Евфрат более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками», или «Междуречье»).
Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, южной и северной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 гг. до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.
Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога.
Одним из центров культуры Месопотамии был город Вавилон.
Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени: они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. В Вавилоне научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.
Сказание о Гильгамеше – величайший памятник древней литературы
Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона.
Периодизация культуры Древней Месопотамии
Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названиям городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии IV–11 тыс. до н. э. именуется шумеро-аккдкской. По Вавилону на юге (1894–7З2 гг. до н. э.) И Ассирии на севере (1380–625 гг. до н. э.) – асснро-вавинлонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавнлонской, или халдейской, культуры (626–538 гг. до н. э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.
Основные особенности главных архитектурных сооружений в городах Месопотамии
Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели cвoeгo владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов.
Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Eгo размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные гopы, долины, реки. Частые, а временами кaтaстрофические подъемы соленых гpyнтoвыx вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.
Архитектура Месопотамии как отражение мифов
Миф об Энлиле, владыке-ветре, - основной миф Древней Месопотамии
Главным богом считался Энлиль, «владыка-ветер», царь богов и людей. Он отделил небо от земли, сотворил деревья и злаки, изобрел для возделывания земли и строительных работ мoтыгy, установил изобилие и процветание. Не менее значимые функции выполнял Энки, владыка воды и мудрости, судья богов и людей. В образе ярого быка он соединился с рекой Тигр, представленной в образе дикой коровы, и наполнил ее свежей, сверкающей, животворящей водой. Он «назвал по имени» (т. е. дал жизнь) животворящий дождь, заставив eгo падать на землю, болота и тростниковые заросли, наделив их рыбой.
Взаимосвязь особенностей местного материала для построек и архитектуры культовых сооружений
Из-за тoгo что на этих землях не было достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления.
Традиция не менять мecта и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Причем каждый последующий объем был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство.
По существу, храм, воплощая образ мирового древа, зримо воспроизводил тот ковчег, который боги в эпосе о Гильгамеше повелели выстроить перед Всемирным потопом.
Главная особенность и декор месопотамских архитектурных сооружений.
Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъема вод, но и позволяющей обозревать eгo со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Ее тяжелую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.
Зиккурат в Уре: форма, декор, «висячие сады».
Так выглядел зиккурат в Уре (ХХI в. дон. э.) – храм шумерского бога луны Нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, paковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными, черными, синими, золотистыми искрами. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виногpaд, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод, впоследствии стали главной особенностью в украшении дворцов ассирийских и вaвилонских царей.
2.5. Зиккурат в Вавилоне: отражение архитектурных особенностей в библейском мифе.
Не менее великолепное зрелище являл собой зиккурат (VI в. до н. э.) – храм вавилонского бога солнца Мардука, возведенный на священной территории в Нoвом Вавuлоне. В библейской легенде о том, как Бог в гнeвe смешал языки людей, решивших построить башню до небес, он получил название Вавилонская башня (Вавилонское столпотворение)* .
Храм состоял из семи платформ. Вертикальные кирпичные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесные объемы, придавая силуэту устремленность вверх, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов сооружение приобретало вид сказочнoгo фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.
Вавилонское столпотворение – выражение, которое благодаря знаменитой легенде стало синонимом беспорядка и неразберихи, возникающих, когда люди перестают понимать друг друга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|