Сделай Сам Свою Работу на 5

Сертификация систем качества





Сертификация систем качества является необходимой и наиболее перспективной для предприятий пищевой промышленности, поскольку обеспечивает гарантию повышения качества продукции, его стабильности в соответствии с требованиями потребителей.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

· создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции;

· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленной изготовителем.

Работа по сертификации систем качества включает 3 последовательных этапа:

· предварительная (заочная) оценка системы качества;

· окончательная проверка и оценка системы качества;



· инспекционный контроль за сертифицированной системой качества в течение срока действия сертификата.

Предварительная оценка системы качества.Заявитель представляет в орган по сертификации следующие документы: заявку, политику по качеству, руководство по качеству, заполненную анкету-вопросник, перечень необходимых исходных материалов.

Окончательная проверка и оценка системы качества. Проверяется деятельность по управлению и обеспечению качеством, производственная система,качество продукции. В результате проверки могут возникнуть три варианта решения:

· система полностью соответствует установленным требованиям. В этом случае орган по сертификации оформляет сертификат и выдает заявителю;

· система в целом соответствует требованиям, но обнаружены незначительные несоответствия по ее отдельным элементам. При этом предприятие имеет право в течение 6 месяцев устранить недостатки и обратиться с повторной заявкой на сертификацию;

· система не соответствует установленным требованиям, орган по сертификации отказывает предприятию в выдаче сертификата. Заявитель может повторно обратиться с заявкой при готовности к сертификации, которая проводиться вновь по полной программе.



Инспекционный контрольпланируется при заключении договора, не
не реже 1 раза в год в течение всего срока действия сертификата. В
отдельных случаях орган по сертификации может провести незапланированный инспекционный контроль:

· при поступлении информации о претензиях к качеству продукции;

· при существенных изменениях конструкции, технологии, состава продукции;

· при значительных изменениях структуры и кадрового состава предприятия.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Основные цели проведения сертификации систем качества на предприятиях пищевой промышленности.

 

2. Порядок проведения сертификации продукции по заявлению-декларации.

 

3. Содержание основных этапов проведения сертификации производства.

ЛЕКЦИЯ № 14

КВАЛИМЕТРИЯ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

 

 

Квалиметрия - метрологическое направление, изучающее теорию и практику измерений качества, в т.ч. качества пищевых продуктов.

Мерами свойств, определяющих качество, служат специализированные измеряемые величины – показатели качества, которые по своему содержанию дифференцируются на 12 видов:

· показатели назначения, характеризующие свойства продукции, определяющие основные функции, для которых она предназначена, и обуславливающие область ее применения;

· показатели надежности, определяющие свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости;



· показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов, характеризующие свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемых им сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов при эксплуатации;

· эстетические показатели, определяющие информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения;

· эргономические показатели, оценивающие систему «человек – изделие» и учитывающие комплекс гигиенических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

· показатели технологичности, характеризующие свойства состава и структуры продукции, определяющие ее приспособленность к достижению минимальных затрат при производстве, эксплуатации для заданных значений показателей качества продукции, объема ее выпуска и условий выполнения работ;

· показатели транспортабельности, оценивающие приспособленность продукции к перемещению в пространстве, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением;

· показатели стандартизации и унификации, определяющие насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями;

· патентно-правовые показатели, характеризующие степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом;

· экологические показатели, оценивающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции;

· показатели безопасности, характеризующие особенности продукции, обуславливающие при ее использовании безопасность обслуживаемого персонала;

· обобщенные показатели эффективности использования продукции, в т.ч. интегральный показатель, который определяют как соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потреблении продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Дайте определение понятию «квалиметрия», роль данного направления метрологии в управлении качеством продукции.

 

2. Перечислите основные группы показателей качества.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 15

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

 

 

15.1 Основные понятия в области качества

Продукция - вещественный результат народнохозяйственной деятельности, предназначенный для удовлетворения определенных потребностей.

Свойство продукции – ее объективная особенность, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Свойства продукции делятся на простые и сложные. Простыми свойствами продукции являются масса, объем и т.д., к сложному свойству можно отнести внешний вид, который, в свою очередь, определяется такими простыми, как состояние поверхности, цвет, форма.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением и из этого следует:

· не все свойства продукции входят в понятие «качество»;

· качество продукции определяется потребностью общества в данном виде продукции;

· удовлетворение потребности должно происходить в точном соответствии с назначением данного вида продукции.

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции. Каждый вид продукции характеризует свой перечень показателей качества, зависящий от назначения продукции. Показатели качества могут выражаться в различных единицах (кг, %, балл и т.д.). различают следующие показатели качества:

· единичный показатель характеризует одно из свойств продукции, например, массовая доля влаги в твороге, % и т.д.;

· комплексный показатель характеризует несколько свойств продукции и он связан с единичными показателями: функциональной зависимостью, например, масса молока как комплексный показатель определяется через произведение простых объема и плотности; коэффициентами весомости, например, органолептическую оценку продукта определяют через единичные показатели вкус, цвет, запах и др.;

· интегральный показатель – разновидность комплексного показателя, определяет оптимальную совокупность свойств продукции с экономической точки зрения;

· базовый показатель – показатель качества продукции, принятый за основу при ее сравнительной оценке. В зависимости от цели оценки, в качестве базовых значений можно использовать:

· показатели качества, содержащиеся в нормативной документации но продукцию (текущее качество);

· показатели качества перспективных образцов, найденные опытным или теоретическим путем (опережающее качество);

· показатели качества зарубежных аналогов;

· показатели качества, достигнутые в некотором предыдущем периоде.

Не допускается установление в качестве базовых показателей морально устаревших образцов продукции, образцов, не прошедших научной проработки, использование в одном образце сочетаний наилучших показателей, реально недостижимых.

· относительный показатель – отношение показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя, выражаемое в безразмерных единицах или процентах;

· обобщенный показатель – безразмерный показатель, формально характеризующий качество на основании учета всех единичных свойств.

Управление качеством - воздействие на процесс создания и эксплуатации в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.

Объект управления можно рассматривать в двух разрезах: вертикальном - применительно к управлению в целом; горизонтальном - применительно к конкретному предприятию. В вертикальном разрезе объект управления – отрасль, предприятие, цех, рабочее место, в горизонтальном - жизненный цикл продукции, в котором формируется ее качество.

Субъект управления - система управления, которая охватывает коллективы людей, технические устройства, материальные средства и потоки информации.

Жизненный цикл продукции - последовательность всех этапов (существования продукта, на которых он предоставлен в различной форме: проектирование и исследование - опытный образец; изготовление - конечный продукт; обращение и реализация - продукт обращения; потребление (или эксплуатация) - продукт потребления.

Принципы управления - выработка управляющих решений и формирование управляющих воздействий на те или иные факторы и условия повышения технического уровня и качества продукции.

Функция управления - содержание управляющего решения, реализация которого выполняется путем составления конкретных мероприятий, раскрывающих содержание работ по данной функции.

Управляющее мероприятие - управляющая деятельность разового характера.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.