Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины выбора той или иной конкретной модели муниципального образования





Билет 8

Основные модели организации местного самоуправления в России.

Причины выбора той или иной конкретной модели муниципального образования

В Конституции Российской Федерации (ст. 12) определено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Главная черта местного самоуправления — самостоятельность решения отнесенных к ведению местного самоуправления вопросов и под свою ответственность. Органы местного самоуправления и население отвечают за свои решения.

Население муниципальных образований имеет право на правотворческую инициативу, ему предоставляется право участвовать в осуществлении местного самоуправления в любых формах, не противоречащих Конституции и законам Российской Федерации.

В соответствии с принципом многообразия форм местного самоуправления могут быть сформированы разнообразные органы и структуры местного самоуправления.



Исполнительный орган местного самоуправления представлен администрацией муниципального образования, у руководства которой находится глава местной администрации. Она осуществляет непосредственное управление социально-экономическим развитием муниципального образования.

Факторами, определяющими выбор той или иной модели организации местного управления, являются административно-территориальное устройство, национальные особенности и местный муниципальный опыт.

Исполнительные органы, в свою очередь, разделяются по характеру деятельности и компетенции:

— органы общей компетенции (глава муниципального образования и местная администрация в целом);

— органы специальной (отраслевой) компетенции (отделы, службы и управления местной администрации, например, управление сельского хозяйства, отдел здравоохранения и др.);

— органы функциональной компетенции (комитеты и службы, выполняющие соответствующие функции, имеющие межотраслевой характер, например, комитет по экономике, информационно-методический центр и др.).



В современной российской практике укрепляется исполнительская вертикаль. Круг полномочий представительных органов местного самоуправления, зачастую, имеет ограничения. Политику органа местного самоуправления определяет должностное лицо — глава администрации, глава районной управы.


Наиболее удачной представляется классификация моделей организации местной власти в России, предложенная И. В.Выдриным и А. Н.Кокотовым.

Первая модель. Местное сообщество избирает представительный орган (например, Думу) и главу администрации, который на основе единоначалия возглавляет местную администрацию. Функционально они разведены: Дума осуществляет функции представительства, нормотворчества, контроля, а администрация выступает исполнительно-распорядительным органом общей компетенции. Представительский потенциал главы администрации реализуется им в пределах полномочий администрации.

Вторая модель предусматривает введение должности главы муниципального образования, который, как и Дума, избирается непосредственно населением. Одновременно он выступает и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем и главой администрации. Эта модель сегодня широко распространена.

Третья модель устраняет организационную обособленность представительных и исполнительных органов за счет расширения полномочий главы муниципального образования по сравнению с теми, что заложены во второй модели. Здесь глава выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования, как глава администрации и как руководитель представительного органа. Функциональная специализация представительных и исполнительных органов реализуется в том же виде, что и в первых двух моделях.



Четвертая модель принципиально повторяет третью, но с тем существенным отличием, что глава муниципального образования избирается не населением, а представительным органом.

Пятая модель. Модификация второй и третьей моделей. Избираемый всем населением глава муниципального образования соединяет в себе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и руководителя представительного органа. Функции главы администрации исполняет другое лицо, замещающее должность по контракту. В этой модели глава противопоставляется исполнительному аппарату местной власти — он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и Думы.

Шестая модель модифицирует вторую за счет избрания главы муниципального образования не населением, а представительным органом местного самоуправления.

Приведенные модели наглядно демонстрируют полномочия органов и должностных лиц, объем компетенции, распределение функций.

 

16. В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.   про­грес­сив­но-ре­грес­сив­ная шкала ис­чис­ле­ния на­ло­га с до­хо­дов фи­зи­че­ских лиц пред­по­ла­га­ет по­вы­ше­ние на­ло­го­вой став­ки для лиц, име­ю­щих вы­со­кие до­хо­ды, и, на­про­тив, по­ни­же­ние на­ло­го­вой став­ки для лиц с са­мы­ми низ­ки­ми до­хо­да­ми. про­грес­сив­ная шкала поз­во­ля­ет по­лу­чить до­пол­ни­тель­ные сред­ства в бюд­жет с иму­щих граж­дан и на­пра­вить их на фи­нан­си­ро­ва­ние со­ци­аль­ных про­грамм в об­ла­сти здра­во­охра­не­ния, об­ра­зо­ва­ния, под­дер­жа­ния не­иму­щих про­грес­сив­но-ре­грес­сив­ная шкала поз­во­ля­ет уси­лить со­ци­аль­ную функ­цию на­ло­гов, спо­соб­ство­вать пре­одо­ле­нию из­бы­точ­но­го со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства, сни­же­нию со­ци­аль­но­го не­до­воль­ства в об­ще­стве. Обоснования: - помогает перераспределять доходы - сдерживает социальное неравенство - повыситься покупная способность бедного населения

Количественные и качественные методы социологии и их применение при исследовании проблем в сфере ГМУ

Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. Подразделяются на качественные и количественные методы. Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть какого-либо социального явления, а количественные - понять насколько массово (часто встречаемо) это социальное явление и насколько оно важно для общества. К количественным методам исследования относятся: социологический опрос, анализ документов, метод интервью, наблюдение и эксперимент. К качественным методам исследования относятся: глубинное интервью, фокусированное групповое интервью (или просто "фокус-группа").

Наблюдение - метод исследования, при котором получение информации происходит путем непосредственного наблюдения за действиями объекта исследования в определенных ситуациях. Основные виды - личные наблюдения исследователя и наблюдения с использованием технических средств. При невключенном наблюдении взаимодействие между наблюдателем и объектом исследования (например системой управления) сводится к минимуму. При включенном – наблюдатель входит в наблюдаемый процесс как участник, т.е. добивается максимального взаимодействия с объектом наблюдения, не обнаруживая, как правило, своих исследовательских намерений на практике. На практике наблюдение чаще всего используют в сочетании с другими методами исследования.

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством постановки вопросов определенной группе людей (респондентов), отобранных по определенному принципу (например, репрезентативная выборка, отражающая основную социально-демографическую картину данной части целевой группы). Опросы бывают сплошными и выборочными. Если опрос проводится с охватом всей совокупности респондентов (всех членов социальной организации, например), он называется сплошным. Основой выборочного опроса является выборочная совокупность как уменьшенная копия генеральной.

Опрос может проводиться с помощью анкетирования либо интервьирования. Интервью – представляет собой формализованный вид беседы.

Анкетирование является наиболее распространенным видом опроса ипредставляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Его цель - дать достоверную информацию. Для этого надо учитывать и соблюдать ряд правил и принципов составления анкеты, а также особенности различных вопросов. Подобно интервью, анкетирование предполагает набор четко сформулированных вопросов, которые предлагаются респонденту в письменном виде. Вопросы могут предполагать ответы в свободной форме («открытая анкета») или в заданной форме («закрытая анкета»), когда респондент выбирает один из предложенных вариантов ответа. Анкетирование в силу своих особенностей имеет ряд преимущества перед другими методами опроса: сокращается время на регистрацию ответов респондентов за счет самоподсчета; формализация ответов создает возможность использования механизированной и автоматизированной обработки анкет; благодаря анонимности удается добиться искренности в ответах.

В целях дальнейшего развития анкетирования часто применяется метод шкалированных оценок. Он направлен на получение количественной информации с помощью измерения отношения специалистов к предмету экспертизы по той или иной шкале. Построение шкалы оценок - весьма сложная задача, зато обработка результатов такой экспертизы может дать ценную аналитическую информацию в количественном выражении.

Метод анализа документов позволяет оперативно получать фактические данные об изучаемом объекте.

Важнейшую роль при изучении государственного и муниципального управления играют методы наблюдения за деятельностью соответствующих органов и должностных лиц, методы имитации (например, организация соответствующих деловых игр, копирующих определенный вид деятельности органа государства, или местного самоуправления), различные частные методики, изучение документов, статистики, отчетов соответствующих органов, данных средств массовой информации.

Применяются логический метод (с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законности в управлении), метод формализации (он помогает, например, создавать различные классификации), сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнозировании я(например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти), экстраполяции(распространения признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования (искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур), эксперимента (практической проверки деятельности тех или иных органов управления в искусственно созданных условиях).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.