Сделай Сам Свою Работу на 5

Быт, культура и общество кочевых индейских племен Великих Американских Равнин





Глава 1

Индейцы Великих Американских Равнин

Карта Великих Равнин

Предгорное плато в США и Канаде, которое мы привыкли называть Великими Американскими Равнинами, лежит к востоку от Скалистых Гор. Оно включает в себя канадские провинции Альберта, Саскачеван и Манитоба, а также американские штаты Нью-Мексико, Техас, Колорадо, Оклахома, Канзас, Вайоминг, Монтана, Небраска и обе Дакоты. Территория эта покрыта степной растительностью. Выражаясь точнее, кругом – одни прерии. Осадков здесь мало, ведь от них плато заботливо оберегают Скалистые Горы.

Задолго до того, как в эти места проникли первые европейские колонизаторы, их населяли многочисленные индейские племена, ведшие отличавшийся друг от друга образ жизни. В основном это были кочевники, но встречались и оседлые, и полуоседлые племена.

Самым могущественным индейским народом Северных Равнин являлись сиу (оглала, миннеконджу, вахпекут и т. д.), которых часто называют дакотами и лакотами. На Южных же – команчи, владевшие огромными табунами знаменитых мустангов.

Помимо этих «гигантов» прерии населяли и другие племена. К кочевникам относились: шайены, не-персе, кайова, шошоны (в состав которых некоторое время входили команчи), апачи, шауни, арапахо, кри черноногие и многие другие. Оседлые и полуоседлые племена носили такие наименования: пауни, айова, понка, навахо, пуэбло (зуни, хопи, тано, керес), манданы, хидаста, арикары, Совет Трех Огней (оттава, оджибвеи, потаватоми) и т.д.



Сиу, гонимые оджибвеями и кри, которые к тому времени уже имели много огнестрельного оружия, вынуждены перекочевать к рекам Миссисипи, Миссури и Де-Мойн, что во второй половине XVIII века они и сделали. Здесь их также привлекали торговые фактории, где они торговали с пушными компаниями шкурами бобров и бизонов, получая при этом томагавки, ружья и иные необходимые вещи.

До и после прихода европейцев между племенами, отличавшихся друг от друга культурами и способом жизни, происходили многовековые войны. Север раздирала борьба сиуязычных и кэддоязычных семейств. К первым относились не только племена сиу, но и другие народы, говорившие на этом наречии (манданы, понка, хидасты). Арикары, пауни и некоторые другие более или менее сильные племена относились к семейству кэддо. Противниками сиу были также ассинибойны, отколовшиеся от великого народа в XVI веке. Участие в этих конфликтах принимали также оджибвеи, потаватоми, оттава и кри, относившиеся к алгонкинским племенам. Ассинибойны были не единственными сиуанскими противниками дакотов. Достаточно вспомнить кроу. В 1855 году Эдвин Дениг писал: « Война между этими народами продолжается так долго, что никто из ныне живущих уже не помнит, когда она началась».



 

Воин из племени айова

Дружественные отношения они временами поддерживали с шайенами и арапахо. Перечень можно продолжать, однако эти их союзники были самыми сильными.

Злейшими врагами, сражавшимися на Южных Равнинах, считаются команчи и апачи. Как уже упоминалось, первые были обладателями больших лошадиных табунов. Именно эти свирепые воины создали свою «мини-империю», носившую название Команчерия. Апачи делились на шесть племен: мескалеро, чирикауа, кайова-апачи, западные, хикарилья и липаны. Команчи занимали территорию Техаса, Оклахомы и Нью-Мексико. Апачи же жили в Аризоне, Нью-Мексико и Оклахоме. Это один из самых древних народов Америки.

Воины из племени мескалеро-апачей

Глава 2

Быт, культура и общество кочевых индейских племен Великих Американских Равнин

Сейчас, на примере племени оглала, мы попытаемся рассмотреть образ жизни кочевых индейцев Великих Равнин.

Сиу делились на две большие группы: тетон и санти. Оглала происходили из группы тетон. Само слово сиу произошло от оджибвейского надоуе-сиу-ег, что означает гадюки. Уместно было бы перечислить племена тетон, чем мы и займемся. Внизу представлены значения названий племен, о которых идет речь



1. Оглалы (Разбрасывающие)

2. Миннеконджу (Сажающие семена у Речных Берегов)

3. Брюле (Обожженные Бедра)

4. Охенонпы (Два Котла)

5. Итазипчо (Без Луков)

6. Хункпапы (Ставящие Палатки в Оконечностях Лагерного Круга)

Подобно многим другим кочевым племенам, оглала жили в палатках, которые назывались типи. Здесь находился домашний очаг каждого члена племени. Посередине жилища разводили костер, дым от которого

 

Типи оглалов

выходил наружу через верхнее отверствие. Часто именно здесь отцы рассказывали детям легенды, которые слышали от своих предков. Для кочевников типи служило постоянным жилищем, которое они переносили с места на место.

Группы типи, составлявшие индейские лагеря, являлись для коренного американца Равнин маленьким «мирком», в котором он чувствовал себя в чем-то, напоминающем безопасность. Именно поэтому изгнание из племени считалось тяжелейшим наказанием.

Появление лошади на Равнинах значительно облегчили жизнь кочевых племен. Раньше всю свою поклажу они таскали на собаках. Теперь ношу можно было переложить на плечи более сильного животного. Боевые кони сократили продолжительность войн. Побеждал тот, у кого было больше табунов. Боевой индейский скакун мог покрыть расстояние, равное 80 милям, ни разу не остановившись на отдых. Часто индейцы наносили боевой раскрас и на своих лошадей.

Теперь стоит рассказать о появлении лошадей на Американском континенте. В 1680 году индейцы из племени пуэбло напали на одно из испанских поселений. Те испанцы, кому посчастливилось выжить, бежали, бросив все, в том числе и лошадей. Оседлые пуэбло не нуждались в этих

 

 

Воин из племени оглала на боевом коне

Эсса-куэта, вождь кайова-апачи

животных, а потому отпустили их блуждать по бескрайним прериям Юга. Здесь они одичали и размножились, создав новый вид – мустангов.

Основным источником проживания для любого оглала, как и для других кочевых индейских народов, являлись бизоны. До прихода европейцев бизоны встречались везде от Канады до Техаса, от Скалистых Гор до Кентукки и насчитывали до 40-60 миллионов особей. Пропитанием величавым животным служила трава.

Кочевому индейцу бизон был полезен не только своим мясом, но и темно-бурой шерстью, из которой обитатель прерий мастерил себе типи.

Бизоны

Каждое лето кочевые племена, включая оглалов, устраивали большую охоту на бизонов. Они загоняли их на вершины холмов, с откуда те падали в глубокие обрывы, стреляли в них из луков или пронзали копьями. Участие в охоте принимали , в основном, воины.

С приходом белых жизнь индейцев постепенно начала изменяться. В быту женщины, на плечах которых лежала вся домашняя работа, стали активно использовать железные котлы, в которых готовили пищу. Воины получали от торговцев и трапперов ружья и железные томагавки, благодаря которым спешили одержать победы над противниками, еще не получившими такого вида оружия.

Культура кочевых племен была тесно связана с духовным миром, населенным духами. Оглалы верили в существование злых и добрых духов, чтили мистическую животворящую силу Вакан Танку и тотемные столбы племени. Среди воинов был широко распространен культ духа-покровителя. Как правило, им являлось священное животное, изображенное на тотеме клана, к которому принадлежал воин. Перед битвой воин всегда молился этому духу, прося о защите и неуязвимости в сражении. Жизнь любого североамериканского индейца была тесно связана с природой, частью которой он сам себя считал. В религиях коренных народов Америки многие аспекты были уделены природному миру.

Одними из самых почитаемых членов племени являлись шаманы. Часто шаманами становились и вожди племени. Например, Сидящего Быка сиу почитали и как верховного вождя, и как духовного лидера.

В отличие от команчей, сиу имели строго устроенную иерархию в племени. Племя возглавлял совет из четырех верховных и

 

Шаман кроу

многочисленных военных вождей. Первыми могли стать лишь те, кто обладали следующими качествами: храбростью, терпением, силой духа, мудростью. Он обязательно должен был быть прославленным воином, молчаливо сносить оскорбления, быть уверенным в своих решениях и мудро управлять народом. Требования были очень высоки. Если вождь проявлял какую-либо слабость, скажем, с кем-то ссорился, его снимали с высокого поста. Поэтому немногие решались занимать его.

Обычно вождей у сиу было около сорока четырех, по четыре из десяти племен, составлявших группы тетон и санти. Четыре вождя были оглалами.

Полновластные хозяева прерий

Глава 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.