Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 2. Классификация эссе





Тема 4. 3. Эссе как вид учебной деятельности школьников: назначение, структура, критерии оценки

Цель: расширение представлений об эссе как виде учебной деятельности школьников.

Задачи:

1. Определить понятие эссе, его цель и назначение в учебной деятельности школьников.

2. Рассмотреть классификацию эссе.

3. Изучить структуру эссе.

4. Получить представление о требованиях, предъявляемых к эссе.

5. Рассмотреть критерии оценки эссе.

6. Освоить алгоритм написания эссе.

Место проведения: компьютерный класс.

Техническое обеспечение, необходимое для проведения занятия:

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Выход в Интернет.

Учебное обеспечение, необходимое для проведения занятия:

1. Текст лекции

2. Практические задания

 

План

  1. Определение понятия эссе в справочной и научной литературе.
  2. Классификация эссе.
  3. Литературно-художественное и учебное эссе.
  4. Структура эссе.
  5. Алгоритм написания эссе.
  6. Требования, предъявляемые к эссе, и критерии его оценки.

 

Литература

1. Азов А. XVI Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа «Академическое письмо: актуальный международный опыт» [Текст] // А. Азов – . НЛО. — 2014. — № 1 (125). — С. 411–414.



2. Алендеев П. В. Эссеистический тип текста в контексте особенностей современной науки [Текст] // П. В. Алендеев – . Известия Рос. гос. педаг. унив. им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 16. — № 40. — С. 17–20.

3. Антипов Г. А., Донских О. А. Эссе об эссе [Текст] // Г. А. Антипов, О. А. Донских – . Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 1. — С. 43–50.

4. Бакин Е. В. Центр академического письма: опыт создания [Текст]// Е. В. бакин. – Высшее образование в России. — 2013. — № 8– 9. — С. 112–116.

5. Бузальская Е. В. Эссе: общая типология жанра[Текст] // Е. В. Бузальская. – Вестник Орловского гос. унив. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2013. — № 5 (34). — С. 123–125.

6. Большой энциклопедический словарь /под ред. А. М. Прохорова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/244598. - Загл. с экрана.

7. Венедиктова Т. Д. Уроки письма в транснациональной перспективе: опыт Чикагского университета [Текст] // Т. Д. Венедектива. – Высшее образование в России. — 2013. — № 8–9. — С. 116–119.



8. Дмитровский А. Л. Жанр эссе: к проблеме теории [Текст ] // А. Л. Дмитровский. – Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 3 (24). — С. 37–51.

9. Дубина В. Как писать эссе. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.msses.ru/Файлы%20для%20скачивания/ess2012_a k.pdf - Загл. с экрана.

10. Зацепин К. А. Жанровая форма эссе в параметрах художественного// К. А. зацепин. – Вестник СамГУ — 2005. — № 1 (35). — С. 77–80.

11. Зацепин К. А. Мыслить литературой или эссе как художественный феномен [Текст] // К. А. Зацепин. – Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». — 2007. — № 2. — С. 195–209.

12. Зацепин К. А. Эссе: от философии к литературе [Текст] // К. А. Зацепин. – НЛО. — 2010. — № 104. — С. 191–201.

13. Зыкова Е. П. Опыты М. Монтеня и проблема зарождения жанра эссе [Текст] // Е. П. Зыкова. – Филологические науки. — 1980. — № 4. — С. 14–21.

14. Ларионова Н. К. Эссе как особый жанр школьного сочинения [Текст] // Н. К. Ларионова. - Сибирский учитель. — 2010. — № 72. — С. 34–42.

15. Муллагалеева О. И. Педагогическое эссе: разговор наедине [Текст] // О. И. Муллагалеева. – Химия в школе. — 2006. — № 9. — С. 2–3.

16. Немец Г. Н. К вопросу о логическом методе в эссеистике // Г. Н. Немец. – Вестник Адыгейского гос. унив. Серия 2. Филология и искусствоведение. — 2012. — № 3 (105). — С. 48– 53.

17. Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/978. - Загл. с экрана.

 

Вопрос 1. Определение понятия эссе в справочной и научной литературе.

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.



В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина оно определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме". "Большой энциклопедический словарь" дает такое определение эссе: "это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь". "Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Эссе – разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана.

Создателем жанра эссе считается французский писатель, философ Мишель Монтень (1533 – 1592). В 1580 году Монтень написал эссе, в котором поделился размышлениями о судьбе человека и общества. На русский язык оно было переведено как "Опыты".

По-мнению известного исследователя жанра эссе К. А. Зацепина в коммуникативном аспекте эссе можно рассматривать с трёх позиций: как саморефлексию, интерпретацию и проблематизацию.

С точки зрения саморефлексии назначение эссе объяснил сам Монтень. Он писал: «Я имею дело только с собой, я беспрерывно созерцаю себя, проверяю, испытываю… Я верчусь внутри себя самого».

Интерпретация в эссе связана с упорядочиванием и осмыслением собственного, авторского опыта восприятия чужих произведений. Эссеист формирует собственное, индивидуальное видение мира, выступающее как интерпретация культурных смыслов.

Проблематизация в эссе связана с моментом зародившейся мысли, ещё не имеющей логически завершённой целостной формы. Проблематизация выступает основанием процесса постановки проблем, представляя собой глубинную предпосылочную структуру познавательной деятельности. Проблематизация это не то, что требует решения, она сама является решением, с помощью которого происходит функционирование личностного знания.

Вопрос 2. Классификация эссе

В настоящее время ещё не сложилось единой, универсальной типологии эссе. Основаниями классификации эссе являются содержание, литературная форма, коммуникативная цель, особенности мыслительного процесса.

По содержанию различают:

· Духовно-религиозные

· Исторические

· Литературно-критические

· Философские и т.д.

Духовно-религиозные эссе представляют собой рассуждения о роли религии в становлении духовности человека, о её влиянии на социальную, политическую и духовную жизнь общества.

Исторические эссе призваны раскрыть в логической последовательности исторические события и явления определенного периода. При этом важно не только изложение фактов, но также выявление причинно-следственных связей, анализ роли исторических деятелей, умение сделать правильный вывод по данному периоду истории, показав его значимость для дальнейшего хода истории.

Литературно-критический вид эссе не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, ограничиваясь общими рассуждениями о них с подчеркнутой субъективностью авторского отношения к предмету рассмотрения.

Философский вид эссе - представляет собой размышления о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле. Философское эссе - выражение глубоко личного индивидуального знания о бытии, отличающееся критическо-творческим отношением к миру и прежней системе взглядов на мир.

По литературной форме различают следующие виды эссе:

· Дневник

· Письмо

· Заметки

· Лирические миниатюры

· Рецензии

Эссе в форме дневника предполагает, что пишущий создаёт его для себя. Цели могут быть различны: разобраться в происходящем, выплеснуть душевные страдания, зафиксировать события, чтобы со временем можно было их вспомнить, и т. д. Цель определяет стиль изложения. Здесь возможен исповедальный тон, страстное изложение материала или, наоборот, самоирония (естественно, тон определяется свойствами характера пишущего).

Эссе в форме письма отличается от дневника тем, что предполагает наличие получателя — адресата и отправителя — адресанта. Известно, что писать эссе легче, если человек представляет того, к кому он обращается.

Эссе в форме заметкиэто самый короткий информационный вид эссе (30-100 строк),характеризующийся точностью, краткостью и документальной подлинностью. Его назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации читающих.

Эссе в форме лирической миниатюры - это вид эссе, представляющий собой произведение искусства малой формы, в котором чувства, переживания автора господствуют над рассудочным началом.

Эссе - рецензия - это вид эссе, который позволяет не только развивать творческие способности ученика, логическое и образное мышление, но и помогает овладеть навыками выражения оценочных суждений и их аргументации. Рецензию нельзя писать по принципу

« мне нравится – мне не нравится». Это должен быть аргументированный анализобъекта эссе с использованием категорий и концепций определённой науки.

По коммуникативной цели различают:

· Эссе описание

· Эссе-повествование (нарративное эссе)

· Эссе-рассуждение

Эссе-описание направлено, во-первых, на описание характеристики объекта (картины, музыкального произведения, фильма, явления природы и т.п.) – внешний вид, запах, фактуру, во-вторых, на отражение субъективных эмоциональных ощущений от объекта описания без его критического анализа.

Эссе-повествование – это вид эссе, в котором содержится изложение событий в хронологическом порядке от первого или третьего лица. Это может быть и краткая биография, и рассказ о каком-то важном событии. Основные составляющие такого эссе – завязка, кульминация и развязка. Соответственно, должен быть и конфликт.

Эссе-рассуждение – это вид эссе, в котором представлено мнение, собственная позиция автора относительно какого-либо явления или процесса на основе аргументации и доказательства. Это один из самых сложных видов учебных эссе.

По мыслительным процессам анализа и синтеза различают:

· Причинно-следственное эссе

· Определяющее эссе

· Сравнивающее эссе

· Аргументирующее (контр-аргументирующее) эссе

Причинно-следственное эссе фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: Почему? (причина), или Каков результат? (эффект).

Определяющее эссе определяет тему как конкретно (например, дает определение конкретного понятия), так и абстрактно (предлагает расширенное его толкование).

Сравнивающее эссе фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д.

Аргументирующее (контр-аргументирующее) эссе - это вид эссе, в котором фиксируется обоснованное мнение относительно предмета: А) Вы представляете возражения и опровергаете их; Б) Вы представляете аргументы, поддерживающие Ваши предположения.

Практическое задание №1. Определение видов эссе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.