Сделай Сам Свою Работу на 5

Приставочно-суффиксальный способ – способ, при котором новое слово образовано при помощи приставки и суффикса.





Альменова А.

Урок по русскому языку №1 на тему: «Словообразование имен существительных»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

- формировать представление учащихся о лингвистике, как науки о языке, систематизировать и закрепить знания о месте и роли разделов «Морфемика» и «Словообразование» в языкознании;

- совершенствовать умения делать словообразовательный и морфемный разбор, а также различать их;

- познакомить с понятиями «грамматическое значение слова», «лексическое значение слова», «формы слова», «однокоренные слова», «морфема», «словообразовательная цепочка», «словообразовательная модель»;

- обучать умению пересказывать лингвистический текст.

Развивающие:

--выработать умение выделять существенную информацию, систематизировать ее и представлять в графическом виде;

- развивать умения слушать объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять главную информацию; просматривать тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы.

 

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.



Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного, разбирали с вами типичные окончания, которые характерны для той или иной части речи.

Давайте, вспомним, что такое часть речи – классы (разряды слов), которые различаются:

1. Основным значением;

2. Грамматическим значением (т.е.) постоянными и непостоянными морфологическими признаками;

3. Основной синтаксической ролью в предложении (является самостоятельным членом предложения).

Вывод: Для того, чтобы уметь правильно определить часть речи, мы должны знать все выше перечисленные признаки. А что еще нам помогает при определении части речи? (типичные их окончания).

Итак, ребята! На доске вы видите типичные окончания. Ваша задача – определить часть речи и назвать все постоянные и непостоянные морфологические признаки данного слова. Устно.

-ишь - ешь

 

Какая часть речи? (глагол). Помочь вам может в определении признаков схема морфологического разбора глагола на стр. 342 в старых учебниках, в н.уч. -).



Итак, ребята! Мы с вами перечислили постоянные и непостоянные признаки глагола, как мы еще может эти признаки назвать?

– Грамматическое значение слова -постоянные и непостоянные морфологические признаки той части речи, к которой мы относим слово.

А что мы называемлексическим значением слова? ЛЗ слова – смысловое значение слова (что обозначает, называет, описывает, сообщает слово). Давайте проиллюстрируем на наших типичных окончаниях глагола, которые имеют свое грамматическое значение, возможные лексические значения (т.е.смысловые). Например, рисуешь, поешь, пишешь, видишь, и т.д.

Ребята, давайте посмотрим, как проявляет себя грамматическое значение и смысловое значение в формах одного и того же слова и однокоренных словах? Что такое формы одного и того же слова и однокоренные слова? Как они изменяются?

Чтобы ответить на эти вопросы давайте выполним следующее задание.

Перед вами представлен ряд слов.

Гитара, гитарист, на гитаре, на гитарной (струне), гитары, гитаристка, нет гитар, (купить) гитару,

Трудиться, труд, сотрудник, трудно, труды, трудность, нетрудный, сотрудница, трудовой, на трудах, трудяга.

Ваша задача – распределить данные слова в два столбика. В первый вы выпишете формы одного и того же слова, а во второй столбик – однокоренные слова. Смотрим упражнение в презентации.

Вывод:Какой мы можем сделать вывод?

Как проявляет себя грамматическое значение и смысловое значение в формах одного и того же слова и однокоренных словах? Что такое формы одного и того же слова?(ЛЗ –одинаковое, ГЗ - разные)(формы изменяются по падежам и числам, тем самым меняя свое грамматическое значение, но сохраняя смысловое, т.е. имеют один смысловой корень, одно смысловое значение, но разные окончания).Что такое однокоренные слова? Как они изменяются? (однокоренные слова – слова, в которых изменяется не только окончания, но и другие части слова- морфемы). Таким образом, морфемы меняют смысловой оттенок значения, но главное его значение от смыслового корня сохраняется – меняется и лексическое, и грамматическое значение) (ЛЗ и ГЗ разные).



А как образуются однокоренные слова?

Объяснение нового материала. Постановка и решение учебных задач.

Ребята, попробуйте дать ответ на этот вопрос. Что мы подразумеваем под словом «как»? – (от чего (от какого слова) образовано новое слово и при помощи чего (при помощи каких морфем)).Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке? Отвечать на вопрос: Как образуются однокоренные слова? ( т.е. от чего и при помощи чего?). Какой раздел науки о языке изучает то, как ( т.е. от чего и при помощи чего?) образовано новое слово? (Словообразование). А помогает словообразованию решить эту задачу какой разбор? (Словообразовательный, т.е. мы разбираем, от какого слова образовано новое слово и при помощи какой морфемы). Ребята, сегодня на занятии мы с вами внесем вклад в науку о языке – лингвистику. Мы поможем разделу «Словообразование» решить главную задачу «Как образуются имена существительные». Мы научимся делать словообразовательный и морфемный разбор имен существительных. А главное, научимся их различать. Записываем тему урока: «Словообразование имен существительных».

Прежде чем, мы приступим к изучению новой темы, я объявлю вам названия словарей и их авторов. Эти словари будут помогать вам усвоить достаточно сложный материал по темам: «Морфемика» и «Словообразование».

1) «Школьный словарь строения слов русского языка» под ред.Зиновия Ароновича Потиха.

2) «Школьный словообразовательный словарь русского языка» под ред.Тихонова Александра Николаевича.

Ребята, как мы уже сказали, словообразовательный разбор - разбор, при котором мы разбираем, от чего (какого слова) образовано новое слово и при помощи чего (какой морфемы). А что такое морфемный разбор? От какого слова образовано прилагательное «морфемный»? От слова «морфема» при помощи чего (суффикса –Н)?

Какие морфемы вы знаете? Корень, приставка, суффикс, окончание.

Давайте попробуем дать определение каждой морфеме при помощи следующей формулировки:

- … часть слова, которая стоит … и служит для ….

Исходя из наших формулировок, мы можем сказать, что морфема – это что?

Морфема - .. часть слова, которая имеет ..

Давайте, разберемся.

Разберите по составу слова: Утюг, убежать. Утка, уход.

В словах «утюг», «утка» чем у нас является буква «У»? (Звуками. [у] - функции никакой не выполняет). А в словах «убежать», «уход». (Морфемами. Имеют смысловое значение). В чем разница? Можем ли мы поделить наши морфемы внутри? Нет. Значит, они неделимые.

Морфема – это … часть слова (неделимая т.к. не делится более), которая в отличии от звука (фонетич.уровень) имеет смысловое значение (смысловые оттенки значений).

Таким образом, мы делаем вывод, что Морфемика – Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов (изучает, из чего состоит слово, из каких морфем оно состоит). А помогает морфемике это выяснить какой разбор? – Морфемный - разбор по составу. (Принцип Матрешки, Н.М. Шанский).

Итак, мы с вами разобрались, что такое словообразовательный и морфемный разбор, познакомились с терминами «смысловое значение слова», «грамматическое значение», «формы слова», «однокоренные слова», «морфема».

А теперь, давайте, ответим на главный вопрос: Как же образуются новые однокоренные слова? Какие способы образования вы знаете? Как вы понимаете значение слова «способ»? Способ обобщает в себе значение формулировки «от чего и при помощи чего образовано слово». Спираясь на название способа, мы может ответить на наш главный вопрос.

Работа со способами образования существительных.

Приставочный способ – способ, при котором новое слово образовано при помощи приставки.

Примеры:

Суффиксальный способ – способ, при котором новое слово образуется при помощи суффикса.

Примеры:

Приставочно-суффиксальный способ – способ, при котором новое слово образовано при помощи приставки и суффикса.

Примеры:

4) Бессуффиксный – способ, при котором новое слово образуется без помощи суффиксов (+), но с отсечением суффикса в том слове, от которого оно образовано.

Примеры:

Итак, ребята! Какой мы можем сделать вывод? Какие четыре способа словообразования имен существительных вы знаете?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.