Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос . Понятие, принципы, функции административного права и его место в правовой системе РФ.





Административное право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления по поводу организации и функционирования органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, иных государственных органов, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями и участия граждан в управлении делами государства.

Под принципами права в общем смысле понимаются основополагающие начала, идеи, лежащие в основе регулирования общественных отношений и выражающие сущность справедливости в общечеловеческом понимании. Так, общими принципами права являются: принцип социальной справедливости; юридического равенства субъектов права; гуманизма; взаимообусловленности прав и обязанностей; неотвратимости ответственности за виновное правонарушение; демократизма. Названные принципы являются исходными началами для межотраслевого и отраслевого правового регулирования.

Отраслевыми принципами административного права являются:

1. Принцип законности. Предполагает, что все правовые акты, применяемые на территории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции Российской Федерации.



Высшей юридической силой обладает главный закон государства – Конституция РФ. Принятие подзаконных административно-правовых актов должно осуществляться на основе и во исполнение законов. При характеристике принципа законности возникает проблема соотношения норм международного права и национального (внутреннего законодательства). Конституция Российской Федерации (ст. 15) впервые установила общую норму, устанавливающую приоритет международных договоров, разумеется, тех, участницей которых является Российская Федерация. Международно-правовые акты могут иметь верховенство над национальным законодательством в случае, если они отвечают национальным интересам и ратифицированы парламентом.

2. Принцип равенства всех перед законом. Все граждане независимо от пола, расы, национальности, социальной, религиозной и иной принадлежности, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, места жительства, убеждений имеют равные права и обязанности в сфере государственного управления, установленные нормами административного права и в одинаковой степени защищаются законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от вышеназванных особенностей. Юридические лица равны перед законом и в равной мере несут административную ответственность независимо от их организационно-правовых форм, финансового и имущественного положения, ведомственной принадлежности и места нахождения.



3. Принцип приоритета личности, ее прав и свобод. Права и свободы гражданина являются высшей ценностью и все государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В связи с этим выделяют юридические, политические, экономические и социально-культурные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

4. Принцип неотвратимости наказания. Данный принцип означает что лицо, виновно совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности в порядке и на основании закона. Целями юридической ответственности являются: защита личности, его прав и свобод от противоправных посягательств; охрана и защита правопорядка и общественной безопасности; наказание правонарушителя; восстановление нарушенного права; воспитание граждан в духе уважения закона. Прямое отношение к данному принципу имеет принцип презумпции невиновности



5. Принцип федерализма. Согласно данному принципу, административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

6. Принцип гласности. Данный принцип означает, что нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан и имеющие межотраслевое значение применяются при условии, если они официально опубликованы для всеобщего сведения. Если такие нормативные акты официально не опубликованы, то они не применяются и могут быть признаны ничтожными.

7. Принцип гуманизма. Данный принцип означает, что административное право, как и право в целом, должно иметь социальную направленность. Идеи гуманизма определены ст.ст. 38-42 Конституции РФ. В частности, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В общем смысле под функциями административного права понимается его предназначение, способы и средства решения поставленных задач и достижения целей. В функциях права реализуется назначение самого права.

Функция административного права – категория, дающая возможность определить внешние проявления административного права в российской правовой системе. В административном праве существуют следующие функции:

Регулятивная функция выражается в установлении нормами административного права порядка организации и деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровней. Данная функция направлена также на определение правового статуса иных участников управленческих отношений (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, предприятий и учреждений различных организационно-правовых форм, общественных объединений и религиозных организаций).

Охранительная функция обеспечивает соблюдение установленного правового режима в сфере управления и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений, а также порядок применения мер государственного принуждения, привлечения к ответственности виновных лиц, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Правоприменительная функция представляет собой властную деятельность, заключающуюся в соотнесении какого-либо жизненного обстоятельства с нормами права на основе которых разрешается конкретное управленческое дело или правовой спор и завершающуюся вынесением властного решения в виде акта применения норм права (например, постановление об административном наказании).

Правотворческая функция выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления (постановления Правительства РФ, приказы министерств).

Организационная функция состоит в формировании управляющей и управляемой систем, обеспечении упорядочения системы управления. Данная функция также означает образование, реорганизацию, упразднение органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, установление их прав и обязанностей, подбор и расстановку кадров.

Координационная функция выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, прежде всего органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, иных государственных органов, участвующих в управленческом процессе.

 

2 вопрос . Предмет административно-правового регулирования.

Предмет административно-правового регулирования –со­вокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих пред­мет административно-правового регулирования, широк и много­образен. Обозначить его можно, лишь уточнив, кто осуществля­ет государственное управление:

♦ главным образом, имеется в виду властная деятельность ап­парата управления;

♦ это внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных органов. Прокурор, председатель суда, руко­водя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Председатель област­ного суда, например, организуя работу подчиненного ему ап­парата, занимается не правосудием, а управлением;

♦ по поручению государства, на основании переданных им власт­ных полномочий административную власть могут использо­вать товарищеские суды, добровольные народные дружины и другие общественные формирования.

Следовательно, предметом административного права явля­ются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их адми­нистративной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководством других государственных органов, в ходе реализации административной власти судьями и внешневластных полномочий общественных организаций.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.