|
Примерная тематика рефератов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы………………………………………………3
2. Место дисциплины в структуре программы подготовки аспиранта…...4
3. Объем дисциплины в зачетных единицах………………………………..5
4. Содержание дисциплины………………………………………………….6
5. Примерная тематика рефератов………………………………………….18
6. Вопросы к сдаче кандидатского экзамена………………………………23
7. Список использованной литературы…………………………………….25
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
Основной образовательной программы
В результате освоения основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре у обучающегося должны быть сформированы следующие универсальные компетенции:
Код компетенции
| Результаты освоения ООП
Содержание компетенций
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
| УК-1
| способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений
способность к генерированию новых идей при решении исследовательских задач, в том числе в междисциплинарных областях
| знать:
- методы критического анализа и оценки современных научных достижений
-методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
| УК-2
| способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
| знать:
- методы научно-исследовательской деятельности
- основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира
уметь:
- использовать положения и категории философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений
владеть:
-навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в том числе междисциплинарного характера, возникающего в науке на современном этапе ее развития
- технологиями планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований
|
2. Место дисциплины в структуре программы подготовки аспиранта
Дисциплина изучается на 1 курсе.
Цельизучения дисциплины «История и философия науки» - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития «истории и философии науки»; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и знания философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию ученого.
Задачи:
- познакомиться с основными методологиями научных исследований;
- выработать навыки философского осмысления сложнейших проблем
науки и современного мира, необходимые для эффективной и ответственной научной деятельности;
- развить умения самостоятельной работы с научной литературой для подготовки научных докладов, рефератов, творческих работ, диссертационного исследования.
В ходе изучения дисциплины аспирант должен получить представление о роли философии науки в развитии цивилизации, соотношении науки, техники и информационных технологий, современных социальных и этических проблем, связанных с ними, ценности научной рациональности и ее исторических типов; понимать смысл взаимоотношения духовного и материального, биологического и социального начал в человеке, необходимость ответственного отношения человека к человеку и природе, к сохранению мира, видового и культурного многообразия планеты; знать приоритетные ценности гражданского общества и правового государства, условия формирования личности, ее свободы, личной ответственности за сохранение жизни, природного многообразия планеты, различных культур и цивилизаций в условиях новых вызовов нашего времени; уметь использовать полученные знания для практической деятельности в системе сложных общественных отношений и разнообразных нравственных ценностей современного противоречивого мира, вести конструктивный диалог с коллегами и оппонентами, работать с научной и методической литературой, подготовить справку, аннотацию, рецензию и другие документы.
На протяжении всего процесса изучения дисциплины «История и философия науки» необходимо вырабатывать у обучающегося соответствующие универсальные компетенции.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (з.е.),
144 академических часов.
Объем дисциплины
| Всего часов
| Для очной формы обучения
| Для заочной формы обучения
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
| Контактная работа обучающихся с преподавателем ( по видам учебных занятий) ( всего)
| | | Аудиторная работа ( всего)
|
|
| в том числе
| | | Лекции
|
|
| Семинары
|
|
| Самостоятельная работа ( всего)
|
|
| Индивидуальная работа обучающихся с литературой, Интернет-ресурсами
|
|
| Групповая, индивидуальная консультация
|
|
| Творческая работа ( рефераты)
|
|
| Вид промежуточной аттестации: Экзамен
| экзамен
| экзамен
| 4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
очная форма обучения
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Общая трудоем-кость в часах
| Виды учебных занятий,
( в часах)
| Формы
текущего
контроля
успевае-мости
| Аудиторные учебные занятия
| Сам.
работа
| | | всего
| лекции
| семинары
| | | 1.
| Общие
проблемы
философии
науки
|
|
|
|
|
| 2.
| История
науки
|
|
|
|
| реферат
| 3.
| Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
| реферат
|
4.2 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
№ темы
| Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы
| Л
| С
| ПЗ
| ЛР
| КР
| Всего ауд.
| СРС
| Всего
| | Раздел I. Общие проблемы философии науки
|
|
| | | |
|
|
| 1.
| Предмет и основные концепции современной философии науки
|
| |
|
|
|
|
|
| 2.
| Наука в культуре современной цивилизации
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Структура научного знания
|
| |
|
|
|
|
|
| 4.
| Динамика науки как процесс порождения нового знания
|
| |
|
|
|
|
|
| 5.
| Научные традиции и революции
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Особенности современного этапа развития науки
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Раздел II. История науки
|
|
| | | |
|
|
| 7.
| Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| История науки от античности до современности
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| История развития науки в России
|
| |
|
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
|
| | |
| Раздел III. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук.
|
|
| | | |
|
|
| 10.
| Философские проблемы естественных наук
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Философские проблемы технических наук
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12.
| Философские проблемы социально-гуманитарных наук
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации:
Экзамен
|
|
|
|
|
|
| | экза-мен
| | Итого:
|
|
| | | |
|
|
|
4.3 Содержание дисциплины
Содержание занятий лекционного вида
№
П.п.
|
Наименование разделов (модулей), тем
|
Содержание темы
| Код компетен-ции (части компетенции)
| Кол-во часов
| Формы текущего контроля
|
| Раздел 1. Общие проблемы философии науки
|
|
| Предмет и основные концепции современной философии науки
| Предмет философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| Наука в культуре современной цивилизации
| Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Ценности научной рациональности. Типы научной рациональности. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| | Структура научного знания
| Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни. Критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического знания. Структура эмпирического знания. Факты, опыт, эксперимент.
Проблема теоретической нагруженности факта. Эмпирические методы исследования. Эксперимент, наблюдение и их особенности.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| | Динамика науки как процесс порождения нового знания
| Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Причины и факторы динамики научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Логика открытия и логика обоснования и их взаимосвязь. Механизм развития научных понятий.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| | Научные традиции и революции
| Понятие научной традиции и революции. Научные революции как принципиальная перестройка оснований науки. Проблема типологий научных революций.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| | Особенности современного этапа развития науки
| Главные характеристики современной постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции знаний. Исследование саморазвивающихся синергетических систем и инновации в науке.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
|
| Раздел 2. История науки
|
|
| Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
| Преднаука и наука в собственном смысле слова. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Два пути становления науки: обобщение практического опыта и создание теоретических (логических) моделей знания.
| УК-1
УК-2
|
| тестирование
| История науки от античности до современности
| Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Школа физиков. Атомизм и элементаризм. Аристотель и значение его творчества в истории науки. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. Мировоззренческое значение новоевропейского классического идеала науки.
Современный этап развития науки. Становление неклассического идеала научности.
| УК-1
УК-2
|
| тестирование
| История развития науки в России
| Зарождение науки в России. Исторические и социокультурные условия формирования науки в России. Становление системы образования: первые университеты.
М.В. Ломоносов и его вклад в формирование науки в России.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
|
| Раздел 3. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук
|
|
| Философские проблемы естественных наук
| Естественные науки и культура. Естествознание и развитие техники. Естествознание и социальная жизнь общества. Место физики в структуре современного научного знания. Проблема физической реальности. Философские проблемы теории относительности. Физика конца XX - начала XXI века. Вселенная и её космологические модели. Современный взгляд на происхождение и будущее Вселенной. Возникновение единой логики научного (квантово-космологического) познания. Космология XXI века: порядок и хаос.
|
УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| Философские проблемы технических наук
| Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.
Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.
Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.
Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.
Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.
Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.
| УК-1
УК-2
|
| тестирование
| | Философские проблемы социально-гуманитарных наук
| Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
|
УК-1
УК-2
|
| устный опрос
|
| Всего:
| | |
| |
Содержание занятий семинарского вида
№
П.п.
|
Наименование разделов (модулей), тем
|
Содержание темы
| Код компетен-ции (части компетенции)
| Кол-во часов
| Формы текущего контроля
|
| Раздел 1. Общие проблемы философии науки
| Наука в культуре современной цивилизации
| Роль науки в современном обществе. Функции науки в обществе, в современном образовании и формировании личности. Наука как мировоззрение, производительная и социальная сила. Наука как социальный институт.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| | Научные традиции и революции
| Внутридисицплинарные механизмы научных революций. Междисициплинарные механизмы научных революций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
| УК-1
УК-2
|
|
| | Особенности современного этапа развития науки
| Роль синергетики в развитии современного научного исследования. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.
| УК-1
УК-2
|
|
|
| Раздел 2. История науки
|
|
| Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
| Социокультурные условия зарождения и развития научного знания. Закономерности в развитии науки. Основные стадии развития научного знания: античная наука, наука в рамках христианской культуры, опытная наука в новоевропейской культуре.
| УК-1
УК-2
|
| тестирование
| История науки от античности до современности
| Культура средневековой Европы и Арабского Востока. Развитие логических норм мышления и организации науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в развитии научного мышления. Манипуляции с природными объектами – алхимия, магия, астрология. Средневековая схоластика. Возрождение и наука в эпоху Ренессанса.
| УК-1
УК-2
|
| тестирование
|
| Раздел 3. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук
|
|
| Философские проблемы естественных наук
| Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей. Критика Д. Юмом принципа причинности как порождающей связи. Причинность и закон. Противопоставление причинности и закона в работах О. Конта. Критика концепции Конта в работах Б.Рассела, Р.Карнапа, К.Поппера. Идея существования двух уровней причинных связей: наглядная и теоретическая причинность.
Причинность и целесообразность. Телеология и телеономизм. Причинное и функциональное объяснение
Статистические закономерности и вероятностные распределения в классической физике. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. Попперовская концепция предрасположенностей и дилемма детерминизм- индетерминизм. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики. Философский смысл концепции дополнительности Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга.
Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии и с формированием синергетики. Причинность в открытых неравновесных динамических системах. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. Астрономия и перспективы космического будущего человечества. Космизм и антикосмизм: современные дискуссии.
|
УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| Философские проблемы технических наук
| Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.
Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках - техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические – частные и общие - схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практико-методические знания).
Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.
| УК-1
УК-2
|
| тестирование
| | Философские проблемы социально-гуманитарных наук
| И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности социально-гуманитарного знания. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
|
УК-1
УК-2
|
| устный опрос
|
| Всего:
| | |
| | Содержание самостоятельной работы
№
П.п.
|
Наименование разделов (модулей), тем
|
Содержание темы
| Код компетен-ции (части компетенции)
| Кол-во часов
| Формы текущего контроля
|
| Раздел 1. Общие проблемы философии науки
|
|
| Предмет и основные концепции современной философии науки
| Концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. К. Поппера. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
|
УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| Наука в культуре современной цивилизации
| Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Наука и политика. Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| | Структура научного знания
| Структура теоретического знания. Теоретические модели развития научной теории. Развитая теория. Математизация теоретического знания.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Основания науки. Структура оснований науки. Идеалы и нормы научного исследования.
Философские основания науки. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| | Динамика науки как процесс порождения нового знания
| Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования научной теории. Проблема. Роль проблемных ситуаций в развитии научных знаний. Формирований новых оснований науки.
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| | Научные традиции и революции
| Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| | Особенности современного этапа развития науки
| Экологическая этика и ее философское значение. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере, ноосфере. Новые функции науки в культуре. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
|
| Раздел 2. История науки
|
|
| Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
| Основные стадии развития научного знания: античная наука, наука в рамках христианской культуры, опытная наука в новоевропейской культуре. Современный этап развития науки и его специфика.
| УК-1
УК-2
|
| тестирование
| История науки от античности до современности
| Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания. Учение Галилея, Ф. Бэкона. Р. Декарта.
Мировоззренческое значение новоевропейского классического идеала науки.
| УК-1
УК-2
|
| тестирование
| История развития науки в России
| Механика и математика в российской науке. Творчество Д.И. Менделеева. Идеи В.И. Вернадского. Великие научные открытия русских ученых и их вклад в мировую науку. Становление социально-гуманитарных наук в России. Развитие науки в советский период. Российская наука в современном мире.
| УК-1
УК-2
|
| устный опрос
|
| Раздел 3. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук
|
|
| Философские проблемы естественных наук
| Современная революция в средствах и методах эмпирического исследования Вселенной. Новая эпоха великих астрономических открытий. Становление неклассических и постнеклассических оснований изучения Вселенной. Идеалы и нормы описания и объяснения явлений, построения теорий, строения и обоснования знания в астрономии и космологии. Эвристическая роль научной картины мира.
Наблюдение, квазиэкспериментальная деятельность и экстраполяция, как способы изучения настоящего, прошлого и будущего Вселенной. Принцип единообразия Вселенной. Основания сравнительно-исторического метода изучения эволюционных процессов во Вселенной.
|
УК-1
УК-2
|
| устный опрос
| Философские проблемы технических наук
| Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.
Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.
Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.
Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность - право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства.
| УК-1
УК-2
|
| тестирование
| | Философские проблемы социально-гуманитарных наук
| Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Индоктринация — внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.
Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения в социально-гуманитарных науках. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины.
Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органоне наук о духе» (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании.
|
УК-1
УК-2
|
| устный опрос
|
| Всего:
| | |
| |
4.4 Лабораторный практикум
В рамках дисциплины « История и философия науки» лабораторный практикум не предусмотрен.
Примерная тематика рефератов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|