Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерная тематика рефератов





СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы………………………………………………3

 

2. Место дисциплины в структуре программы подготовки аспиранта…...4

 

3. Объем дисциплины в зачетных единицах………………………………..5

 

4. Содержание дисциплины………………………………………………….6

 

5. Примерная тематика рефератов………………………………………….18

 

6. Вопросы к сдаче кандидатского экзамена………………………………23

 

7. Список использованной литературы…………………………………….25

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных с планируемыми результатами освоения

Основной образовательной программы

В результате освоения основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре у обучающегося должны быть сформированы следующие универсальные компетенции:

 

Код компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
УК-1 способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений   способность к генерированию новых идей при решении исследовательских задач, в том числе в междисциплинарных областях знать: - методы критического анализа и оценки современных научных достижений -методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки знать: - методы научно-исследовательской деятельности - основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира уметь: - использовать положения и категории философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений владеть: -навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в том числе междисциплинарного характера, возникающего в науке на современном этапе ее развития - технологиями планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований

 





2. Место дисциплины в структуре программы подготовки аспиранта

Дисциплина изучается на 1 курсе.

 

Цельизучения дисциплины «История и философия науки» - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития «истории и философии науки»; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и знания философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию ученого.

Задачи:

- познакомиться с основными методологиями научных исследований;

- выработать навыки философского осмысления сложнейших проблем

науки и современного мира, необходимые для эффективной и ответственной научной деятельности;

- развить умения самостоятельной работы с научной литературой для подготовки научных докладов, рефератов, творческих работ, диссертационного исследования.

В ходе изучения дисциплины аспирант должен получить представление о роли философии науки в развитии цивилизации, соотношении науки, техники и информационных технологий, современных социальных и этических проблем, связанных с ними, ценности научной рациональности и ее исторических типов; понимать смысл взаимоотношения духовного и материального, биологического и социального начал в человеке, необходимость ответственного отношения человека к человеку и природе, к сохранению мира, видового и культурного многообразия планеты; знать приоритетные ценности гражданского общества и правового государства, условия формирования личности, ее свободы, личной ответственности за сохранение жизни, природного многообразия планеты, различных культур и цивилизаций в условиях новых вызовов нашего времени; уметь использовать полученные знания для практической деятельности в системе сложных общественных отношений и разнообразных нравственных ценностей современного противоречивого мира, вести конструктивный диалог с коллегами и оппонентами, работать с научной и методической литературой, подготовить справку, аннотацию, рецензию и другие документы.



На протяжении всего процесса изучения дисциплины «История и философия науки» необходимо вырабатывать у обучающегося соответствующие универсальные компетенции.

 

3. Объем дисциплины в зачетных единицах

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (з.е.),

144 академических часов.

 

Объем дисциплины Всего часов
Для очной формы обучения Для заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем ( по видам учебных занятий) ( всего)    
Аудиторная работа ( всего)
в том числе    
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа ( всего)
Индивидуальная работа обучающихся с литературой, Интернет-ресурсами
Групповая, индивидуальная консультация
Творческая работа ( рефераты)
Вид промежуточной аттестации: Экзамен экзамен экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

 

очная форма обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоем-кость в часах Виды учебных занятий, ( в часах) Формы текущего контроля успевае-мости
Аудиторные учебные занятия Сам. работа
    всего лекции семинары    
1.     Общие проблемы философии науки            
2. История науки реферат
3. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук            
  ИТОГО реферат

 

 

4.2 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий

№ темы Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы Л С ПЗ ЛР КР Всего ауд. СРС Всего
  Раздел I. Общие проблемы философии науки      
1. Предмет и основные концепции современной философии науки        
2. Наука в культуре современной цивилизации      
3. Структура научного знания        
4. Динамика науки как процесс порождения нового знания        
5. Научные традиции и революции      
6. Особенности современного этапа развития науки      
  Раздел II. История науки      
7. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции      
8. История науки от античности до современности      
9. История развития науки в России        
  Реферат                
  Раздел III. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук.      
10. Философские проблемы естественных наук      
11. Философские проблемы технических наук      
12. Философские проблемы социально-гуманитарных наук      
Вид промежуточной аттестации: Экзамен   экза-мен
  Итого:      

 

 

4.3 Содержание дисциплины

 

Содержание занятий лекционного вида

 

№ П.п.     Наименование разделов (модулей), тем     Содержание темы Код компетен-ции (части компетенции) Кол-во часов Формы текущего контроля
Раздел 1. Общие проблемы философии науки  
Предмет и основные концепции современной философии науки Предмет философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. УК-1 УК-2 устный опрос
Наука в культуре современной цивилизации Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Ценности научной рациональности. Типы научной рациональности. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство. УК-1 УК-2 устный опрос
  Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни. Критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического знания. Структура эмпирического знания. Факты, опыт, эксперимент. Проблема теоретической нагруженности факта. Эмпирические методы исследования. Эксперимент, наблюдение и их особенности.   УК-1 УК-2 устный опрос
  Динамика науки как процесс порождения нового знания Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Причины и факторы динамики научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Логика открытия и логика обоснования и их взаимосвязь. Механизм развития научных понятий.   УК-1 УК-2 устный опрос
  Научные традиции и революции Понятие научной традиции и революции. Научные революции как принципиальная перестройка оснований науки. Проблема типологий научных революций. УК-1 УК-2 устный опрос
  Особенности современного этапа развития науки Главные характеристики современной постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции знаний. Исследование саморазвивающихся синергетических систем и инновации в науке. УК-1 УК-2 устный опрос
Раздел 2. История науки      
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Преднаука и наука в собственном смысле слова. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Два пути становления науки: обобщение практического опыта и создание теоретических (логических) моделей знания. УК-1 УК-2 тестирование
История науки от античности до современности Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Школа физиков. Атомизм и элементаризм. Аристотель и значение его творчества в истории науки. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. Мировоззренческое значение новоевропейского классического идеала науки. Современный этап развития науки. Становление неклассического идеала научности.   УК-1 УК-2 тестирование
История развития науки в России Зарождение науки в России. Исторические и социокультурные условия формирования науки в России. Становление системы образования: первые университеты. М.В. Ломоносов и его вклад в формирование науки в России. УК-1 УК-2 устный опрос
Раздел 3. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук    
Философские проблемы естественных наук Естественные науки и культура. Естествознание и развитие техники. Естествознание и социальная жизнь общества. Место физики в структуре современного научного знания. Проблема физической реальности. Философские проблемы теории относительности. Физика конца XX - начала XXI века. Вселенная и её космологические модели. Современный взгляд на происхождение и будущее Вселенной. Возникновение единой логики научного (квантово-космологического) познания. Космология XXI века: порядок и хаос.     УК-1 УК-2 устный опрос
Философские проблемы технических наук Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники. Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники. Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника. Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.   УК-1 УК-2 тестирование
  Философские проблемы социально-гуманитарных наук Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.   УК-1 УК-2 устный опрос
  Всего:      

 

Содержание занятий семинарского вида

№ П.п.     Наименование разделов (модулей), тем     Содержание темы Код компетен-ции (части компетенции) Кол-во часов Формы текущего контроля
Раздел 1. Общие проблемы философии науки  
Наука в культуре современной цивилизации Роль науки в современном обществе. Функции науки в обществе, в современном образовании и формировании личности. Наука как мировоззрение, производительная и социальная сила. Наука как социальный институт. УК-1 УК-2 устный опрос
  Научные традиции и революции Внутридисицплинарные механизмы научных революций. Междисициплинарные механизмы научных революций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. УК-1 УК-2  
  Особенности современного этапа развития науки Роль синергетики в развитии современного научного исследования. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. УК-1 УК-2  
Раздел 2. История науки      
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Социокультурные условия зарождения и развития научного знания. Закономерности в развитии науки. Основные стадии развития научного знания: античная наука, наука в рамках христианской культуры, опытная наука в новоевропейской культуре. УК-1 УК-2 тестирование
История науки от античности до современности Культура средневековой Европы и Арабского Востока. Развитие логических норм мышления и организации науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в развитии научного мышления. Манипуляции с природными объектами – алхимия, магия, астрология. Средневековая схоластика. Возрождение и наука в эпоху Ренессанса.   УК-1 УК-2 тестирование
Раздел 3. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук    
Философские проблемы естественных наук Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей. Критика Д. Юмом принципа причинности как порождающей связи. Причинность и закон. Противопоставление причинности и закона в работах О. Конта. Критика концепции Конта в работах Б.Рассела, Р.Карнапа, К.Поппера. Идея существования двух уровней причинных связей: наглядная и теоретическая причинность. Причинность и целесообразность. Телеология и телеономизм. Причинное и функциональное объяснение Статистические закономерности и вероятностные распределения в классической физике. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. Попперовская концепция предрасположенностей и дилемма детерминизм- индетерминизм. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики. Философский смысл концепции дополнительности Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии и с формированием синергетики. Причинность в открытых неравновесных динамических системах. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. Астрономия и перспективы космического будущего человечества. Космизм и антикосмизм: современные дискуссии.       УК-1 УК-2 устный опрос
Философские проблемы технических наук Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках - техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические – частные и общие - схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практико-методические знания). Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.   УК-1 УК-2 тестирование
  Философские проблемы социально-гуманитарных наук И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности социально-гуманитарного знания. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.   УК-1 УК-2 устный опрос
  Всего:      

Содержание самостоятельной работы

№ П.п.     Наименование разделов (модулей), тем     Содержание темы Код компетен-ции (части компетенции) Кол-во часов Формы текущего контроля
Раздел 1. Общие проблемы философии науки  
Предмет и основные концепции современной философии науки Концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. К. Поппера. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.     УК-1 УК-2 устный опрос
Наука в культуре современной цивилизации Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Наука и политика. Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки. УК-1 УК-2 устный опрос
  Структура научного знания Структура теоретического знания. Теоретические модели развития научной теории. Развитая теория. Математизация теоретического знания. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Основания науки. Структура оснований науки. Идеалы и нормы научного исследования. Философские основания науки. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.   УК-1 УК-2 устный опрос
  Динамика науки как процесс порождения нового знания Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования научной теории. Проблема. Роль проблемных ситуаций в развитии научных знаний. Формирований новых оснований науки. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. УК-1 УК-2 устный опрос
  Научные традиции и революции Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. УК-1 УК-2 устный опрос
  Особенности современного этапа развития науки Экологическая этика и ее философское значение. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере, ноосфере. Новые функции науки в культуре. Роль науки в преодолении глобальных кризисов. УК-1 УК-2 устный опрос
Раздел 2. История науки      
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Основные стадии развития научного знания: античная наука, наука в рамках христианской культуры, опытная наука в новоевропейской культуре. Современный этап развития науки и его специфика. УК-1 УК-2 тестирование
История науки от античности до современности Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания. Учение Галилея, Ф. Бэкона. Р. Декарта. Мировоззренческое значение новоевропейского классического идеала науки.   УК-1 УК-2 тестирование
История развития науки в России Механика и математика в российской науке. Творчество Д.И. Менделеева. Идеи В.И. Вернадского. Великие научные открытия русских ученых и их вклад в мировую науку. Становление социально-гуманитарных наук в России. Развитие науки в советский период. Российская наука в современном мире. УК-1 УК-2 устный опрос
Раздел 3. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук    
Философские проблемы естественных наук Современная революция в средствах и методах эмпирического исследования Вселенной. Новая эпоха великих астрономических открытий. Становление неклассических и постнеклассических оснований изучения Вселенной. Идеалы и нормы описания и объяснения явлений, построения теорий, строения и обоснования знания в астрономии и космологии. Эвристическая роль научной картины мира. Наблюдение, квазиэкспериментальная деятельность и экстраполяция, как способы изучения настоящего, прошлого и будущего Вселенной. Принцип единообразия Вселенной. Основания сравнительно-исторического метода изучения эволюционных процессов во Вселенной.         УК-1 УК-2 устный опрос
Философские проблемы технических наук Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность - право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства.   УК-1 УК-2 тестирование
  Философские проблемы социально-гуманитарных наук Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Индоктринация — внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения в социально-гуманитарных науках. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органоне наук о духе» (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании.   УК-1 УК-2 устный опрос
  Всего:      

 

4.4 Лабораторный практикум

В рамках дисциплины « История и философия науки» лабораторный практикум не предусмотрен.

 

 

Примерная тематика рефератов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.